Упражнение «Анкета «голубых воротничков»
Цель: помочь участнику осознать свой профессиональный выбор.
Инструкция: «В 1974 году в Америке было проведено исследование о ценностях молодых людей всех слоев общества. В нашем упражнении мы рассмотрим ответы рабочих – людей в возрасте 20 лет — выпускников школ, не закончивших колледжи и выбравших работу, требующую умеренных способностей и ума. На вопрос о том, чего ждет человек от работы, молодые люди отметили следующие 15 позиций:
1) видеть результаты своего труда;
2) возможность в дальнейшем зарабатывать больше денег;
3) возможность не слишком утруждать себя;
4) возможность проявить умственные способности;
5) интересная работа;
6) от меня не ждут, что я буду делать то, за что мне не платят;
7) участие в перспективном деле;
8) хорошая оплата;
9) не требует тяжелой физической работы;
10) возможность обучаться ремеслу, развивать свои способности;
11) признание хорошо исполненного дела;
12) общественно-полезная работа;
13) участие в решениях, касающихся производства;
14) хорошее пенсионное обеспечение;
15) не стать винтиком в огромном безличном механизме.
Задание — расположить эти позиции в том порядке, в каком, как вам кажется, это сделали бы ваши современники. Используйте числа от 1 до 15, определяя предпочтения».
Упражнение «Сбор чемодана в дорогу»
Цель: получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.
Инструкция: «Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. Однако перед тем, как расстаться, соберем «чемодан». Мы работали вместе, поэтому и «собирать чемодан» будем вместе. Содержимое «чемодана» будет особым. Так как мы занимались проблемой профессионального самоопределения, то туда мы «положим» то, что поможет еще раз каждому из вас задуматься, «взвесить», критически оценить свое решение о первоначальном выборе карьеры. Собирая «чемодан», мы будем придерживаться четырех правил:
1. В «чемодан» надо «положить» одинаковое количество качеств, имеющихся и отсутствующих, но необходимых для получения предполагаемой профессии, достижения цели.
2. Каждое качество будет «укладываться» в «чемодан» только с согласия всей группы. Если хотя бы один не согласен, то его либо пытаются убедить в правильности решения, либо, если это не удастся сделать, Отказываются «положить» качество в «чемодан».
3. «Положить» в «чемодан» можно только те качества, которые проявились в ходе
работы в группе.
4. «Положить» в «чемодан» можно только те качества, которые поддаются изменению.
Рефлексия проведенного занятия «Клубок откровений»
Необходимые материалы: небольшой клубочек ниток.
Процедура проведения. Ведущий предлагает всем участникам с помощью клубка ниток пожелать друг другу что-либо или высказать свои мысли о занятии. Упражнение начинает ведущий. После своего высказывания он передает клубок с нитками одному из учащихся, но при этом держит конец нити. Ученик, у которого оказался клубок, также высказывается и передает клубок, оставляя себе кончик нитки. Упражнение продолжается до тех пор, пока все участники не будут связаны получившейся «паутинкой». Ведущий обращает на это внимание и говорит: «Посмотрите, какая красивая у нас получилась картина. Видите, все мы разные, но связаны невидимыми ниточками, которые помогают нам в жизни».
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Задача № 1.
Почему школьники 12-13 лет реже задумываются о своей будущей профессии, о своих способностях и возможностях их реализации в работе, чем старшеклассники (15-16 лет)?
Свой ответ обоснуйте.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание № 1.
Подумайте и напишите:
- Чем могут обернуться ошибки в выборе профессии?
- Были ли в истории вашей семьи такие ошибки?
Задание № 2.
Разработайте анкету для девятиклассников с целью профессиональной ориентации (7-8 вопросов).
Задание № 3. Упражнение «Выбор»
Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, образования, но есть деньги, совсем немного, на первое время…. Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор для того, чтобы выжить.
Необходимо письменно ответить на вопросы:
· В каком городе или даже стране вы находитесь?
· Какое у вас время года?
· Что вы будете делать? Каковы ваши действия?
· Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ).
· Что будет потом?
В общем, устройте свою жизнь.
Обсуждение.
Задание № 4.
Написать эссе по одной из выбранных тем:
1. Классификация профессий.
2. Темперамент и выбор профессии.
3. Интересы и выбор профессии.
4. Склонности и профессиональная направленность.
5. Как достичь успеха в профессии?
Литература
1. Немов Р.С. Психология: Учебник для бакалавра - М.: Юрайт, 2013.-639с.-("Основы наук").
2. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2006.
3. Викулина Н. Призвание: Как найти себя во взрослой жизни: Художественная лит-ра / Викулина Н. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 140 с. - [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].
4. Парнов Д. А. Кем быть? : Секреты выбора профессии. Книга, с которой начинается карьера Книжный мир 2014 г. 256 с. - [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.
2. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для бакалавра - М.: Юрайт, 2013.-639с.-("Основы наук").
4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016.
5. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность : хрестоматия / сост., науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2007.