Развитие познавательной сферы в онтогенезе
Самозачет по теме:онтогенез, сензитивные периоды развития психических функций (Л.С.Выготский), познавательная сфера (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь),
Вопросы для подготовки:
1. Закономерности развития психики в онтогенезе.
2. Общая характеристика познавательных процессов.
3. Сензитивные периоды развития психических функций по Л.С.Выготскому.
4. Особенности познавательной сферы в дошкольном возрасте.
5. Познавательные процессы в младшем школьном возрасте и их возрастные особенности и характеристики.
6. Интеллектуальное развитие по Ж-Ж. Пиаже.
7. Познавательная сфера подростков.
8. Психологические характеристики познавательных процессов в ранней юности.
9. Особенности познавательного развития в современной культуре.
Психологические задачи.
Задача № 1. «Зависят ли взгляды на жизнь от возраста?» (Дж. Кинчер)
Семь приведенных в тесте фраз принадлежат самым разным людям.
Вот сколько им лет: 6 7 7 19 51 66 81
Читая эти фразы, определите возраст говорящего:
- «Я узнал, что, если бы не было проблем, не было бы и возможностей».
- «Я узнал, что лист капусты нельзя спрятать в стакане с молоком».
- «Я узнал, что каждый может чему – нибудь научиться».
- «Я узнал, что если людям улыбаться, то они почти всегда в ответ тоже будут улыбаться».
- «Я узнал, что если смеяться, когда пьешь лимонад, он пойдет носом».
- «Я узнал, что, если принимать решение, руководствуясь добрыми чувствами, это, как правило, бывает правильное решение».
- «Я понял, что если кашу размазать по тарелке, то все будут думать, что уже много съел».
Выводы: В чем взгляды тех, кто старше, отличаются от взглядов тех, кто младше? Всегда ли по взглядам молодых определить проще, чем старых? Что общего в ответах пожилых людей?
Задача № 2.
Когда папа подошел к дочке Оле (11 мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала. Почему это случилось?
Задача № 3.
Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки. Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!» Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?
Задача № 4.
Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка. Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает и снова бросает на пол. Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?
Задача № 5.
Дети 4-5 лет часто употребляют выражения «землетрясение мозгов», «тухлые спички», «обутый – босутый» и т.п. Какая особенность детской речи проявляется в этих высказываниях?
Задача № 6.
Математикой с Алешей дома занимался папа. Как-то он предложил мальчику решить две задачи:
1. Коля старше Пети, а Петя старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?
2. Летели 4 птички. Они сели по одной на деревья – одна птичка оказалась лишней. Сели по две – дерево лишнее. Сколько было деревьев?
Алеша несколько раз повторял задачи, но решить не смог. Тогда папа взял 3 спички, отломил от 2 из них по куску разной величины, и с помощью этих спичек Сережа быстро и правильно решил первую задачу. Папа вырезал из бумаги 3 дерева и 4 птички – Сережа решил и вторую задачу.
Почему для решения задачи мальчику потребовались «заместители» предметов? О каких особенностях умственных действий ребенка свидетельствует этот пример?
Задача № 7. Проанализируйте основные причины плохой коммуникации старшеклассника. Назовите вероятностные факторы возникновения этих недостатков общения.
1. Непонимание важности общения.
2. Неправильная установка человека (стереотипы мышления, предвзятость представлений, неадекватность отношений, отсутствие внимания, интереса к собеседнику, пренебрежение к фактам и т.п.)
3. Дефекты речи.
4. Рассеянность внимания.
5. Алогичность, некритичность мышления.
6. Неразвитость воображения, преставлений.
7. Отсутствие техники, культуры общения.
8. Функциональное состояние (болезнь, утомление и т.п.)
Задания для самостоятельной работы
Задание № 1.
Заполните таблицу
Возрастной период | годы | Ведущая деятельность | Какая сфера психики преимущественно развивается | На что направлена познавательная деятельность | Сензитивный период для познавательных процессов |
Младенчество | |||||
Раннее детство | |||||
Дошкольное детство | |||||
Младший школьник | |||||
Подросток | |||||
Ранний юношеский возраст |
Литература:
1. Немов Р.С.Психология: Учебник для бакалавра - М.: Юрайт, 2013.-639с.-("Основы наук") .
2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – с. 11-175.
3. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
4. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002. – [Электронный ресурс] http://padaread.com/?book=33114&pg=16
5. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.
6. Батюта М. Б. Возрастная психология: учеб. пос. / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2014. - 306 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].
ПРАКТИКУМ № 6 (СЕМИНАР)
«трудности взросления в современном мире»
Самозачет по теме: развитие, эмоциональное неблагополучие, саморазрушительное поведение, зависимости, буллинг, эмоциональное отвержение
Вопросы для обсуждения:
1. Какие из ниже приведенных трудностей Вы считаете наиболее часто встречающимися у современных школьников, обоснуйте свой выбор:
· общее эмоциональное неблагополучие:
· информационная перегруженность;
· погоня за успехом;
· высокая конкуренция;
· неумение разрешения конфликтов;
· социальное расслоение;
· дефицит времени;
· несамостоятельность, избалованность;
· рост ответственности за свой выбор;
· слабое здоровье;
· размытость границ между детством и взрослостью (креолизация, кидалты и т.п.).
2. Вспомните свою школьную жизнь, с какими негативными проявлениями взросления приходилось встречаться или наблюдать в школе (буллинг, конфликты учитель-ученик и т.п.). Опишите ситуацию, как Вы помните, проанализируйте, грамотно ли была разрешена приведенная ситуация, предложите вариант разрешения и обоснуйте его.
3. В школьной жизни, вероятно вам приходилось наблюдать или переживать сложные саморазрушительные формы поведения: зависимости (игровые, интернет, алкогольные, наркотические); преступная деятельность; самоубийства.
Проанализируйте этот опыт и его последствия.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Задание № 1.Как вы считаете, какие методы профилактики буллинга в школе, могут быть наиболее ээфективными (выявить ситуацию буллинга, исследовать «тайные места», предоставить слово анониму, повысить самооценку «жертвы», сформировать группу поддержки, учить детей общаться со взрослыми, соорентировать на самозащиту, привлечь родителей детей – «агрессоров», провести тренинги по сплочению и т.д.).
Литература для подготовки:
1. Бочавер А.А.., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории. - Электронный журнал «Современная зарубежная психология» 2016. Том 5. № 2. С. 31–38. doi: 10.17759/jmfp.2016050204. https://psyjournals.ru/files/82367/jmfp_2016_n_2_Bochaver_Zhilinskaya_Khlomov.pdf
2. Казанская В.В. Подросток. Трудности взросления. 2-е изд. Доп. – СПб.: Питер, 2009.
3. Кривцова С.В. Травля в школе – что делать. Методики антибуллинговой работы. - М.: Федеральный институт развития образования,2016.
4. Н. Л. Белопольская. Формирование идентичности у современных подростков с нарушениями психического развития. - https://psyjournals.ru/files/48349/na_poroge_vzrosleniya_Belopolskaya.pdf
5. Поливанова К.Н. Изменение практик развития и их последствия. - https://www.youtube.com/watch?v=UAy204POuDE&list=PLF192C9AC11ED4040&index=16
6. Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». URL: http://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56292.shtml
7. Польская Н.А., Власова Н.В. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте. - Консультативная психология и психотератия, 2015, № 4. – с.176-190
8. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура. - Консультативная психология и психотератия, 2015, № 4. – с.25-35
9. Толстых Н.Н. Современное взросление. - Консультативная психология и психотерапия, 2015, № 4. – с.7-22.
Никитина Ю.В. Семкова М.П. Особенности виктимного поведения юношей и девушек / Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика, Вып. 4, 2013.- [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].
10. Волынская Е. В. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учебное пособие: Флинта 2012 г. - 165 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
11. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е. В., Шафирова Е. М. Самосознание проблемных подростков: Институт психологии РАН • 2007 год • 332 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
12. Андрущенко Т., Тимашева Л. Психологическая поддержка ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития: учебное пособие Издательство ВГСПУ "Перемена" • 2012 год • 94 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
«Родителям о психологии ребенка»
Аудиторное задание:Подготовка Презентации «О важном за 10 минут ».
Презентация представляет собой практические рекомендации для родителей, отражающие актуальную психолого-педагогическую проблему: тему детских капризов и истерик, что такое агрессия, как взаимодействовать с агрессивным ребенком, почему надо ли купить «крутой телефон», как решать конфликтные ситуации и так далее.
Выбрать из предложенных тем или предложить собственную. Подготовить Презентацию «Учитель - родителям», учитывая следующие требования, которые будут оцениваться:
1. Актуальность.
2. Психологическая обоснованность и грамотность.
3. Форма (технология) представления.
4. Этичность.
5. Эстетичность.
6. Групповая работа.
7. Время = 10 мин.
Одну тему представить в различных возрастах.
Возможные темы:
1. Зачем нужны родители?
2. Капризы детей
3. Как поощрять ребенка
4. Подросток влюбился
5. Как помочь лопоухому ребёнку, которого дразнят?
6. Детская ревность
7. Так ли страшен подросток, как его « малюют»
8. Как помочь ребенку победить страх
9. Почему ребенок не хочет говорить вам правду?
Примечание: Презентация принимается в любой свободной форме (технический регламент отсутствует).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание.
Познакомиться со следующими выводами и прокомментировать их, опираясь на психологические понятия и механизмы.
Воспитание детей – это такое ремесло,
Где нужно терять время, чтобы его выигрывать.
Ж.Ж.Руссо
Детей учит то, как они живут…
· Если ребенка постоянно критикуют, он учится осуждать других.
· Если ребенка окружает вражда, он учится бороться.
· Если ребенок живет в страхе, он становится опасливым и подозрительным.
· Если ребенка окружает жалость, он учится глубоко переживать
· свои поступки.
· Если ребенка окружают насмешки, он становится робким.
· Если ребенка окружает ревность, он узнает, что такое зависть.
· Если ребенок живет в стыде, он учится чувствовать себя виноватым.
· Если ребенка поощряют, он приобретает уверенность в себе.
· Если ребенка окружает терпимость, он учится принимать других.
· Если ребенка хвалят, он учится ценить других.
· Если ребенка принимают таким, какой он есть, он учится любить.
· Если ребенка окружает одобрение, он начинает нравиться самому себе.
· Если люди вокруг ребенка признают достижения друг друга, ребенок осознает, как хорошо быть целеустремленным.
· Если окружающие делятся всем друг с другом, ребенок узнает, что такое щедрость.
· Если ребенка окружают честность и справедливость, он узнает, что такое истинная справедливость.
· Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить в себя и в тех, кто его окружает.
· Если ребенка окружает дружелюбие, он узнает, что мир прекрасен и жить в нем хорошо.
· Если жизнь ваша исполнена покоя, то дети вокруг вас будут расти, сохраняя спокойствие души.
Литература
1. Немов Р.С.Психология: Учебник для бакалавра - М.: Юрайт, 2013.-639с.-("Основы наук") .
2. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
3. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.
4. http://|nas2.net›deti/psihologiya-detej.
5. http://www.kindereducation.com›Детская психология
6. http://psy.1september.ru/2002/12/psl_4/4.htm
7. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е. В., Шафирова Е. М. Самосознание проблемных подростков: Институт психологии РАН • 2007 год • 332 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
8. Андрущенко Т., Тимашева Л. Психологическая поддержка ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития: учебное пособие Издательство ВГСПУ "Перемена" • 2012 год • 94 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
9. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / Самыгин С.И., Щербакова Л.И. - Рн/Д:Феникс, 2017. - 220 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].
10. Емельянова Е.В Психологические проблемы современных подростков и их решение: Учебное пособие / Емельянова Е.В., - 2-е изд. - М.:Генезис, 2016. - 375 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].
11. Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему: Учебное пособие / Млодик И.Ю., - 11-е изд. - М.:Генезис, 2016. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].
12. Зажигина М.А., Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают: Учебное пособие / Зажигина М.А., - 2-е изд. - М.:Генезис, 2016: [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].
13. Млодик И.Ю., Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить: Учебное пособие / Млодик И.Ю., - 6-е изд. - М.: Генезис, 2016. - 166 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].
14. Кон И.С. Бить или не бить?: Учебное пособие / Кон И.С. - М.: Время, 2016. - 444 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].
15. Ледлофф Ж., Как вырастить ребенка счастливым: Принцип преемственности Учебное пособие / Ледлофф Ж., Шарашкин Л., Шарашкина И., - 11-е изд. - М.: Генезис, 2016. - 210 с.: [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Ролевая игра «ВОТ ТАК СИТУАЦИЯ!»
Ситуация 1
Петя (4 года) – активный, громкий, упрямый.
Ваша цель: поиграть с машинкой самому.
Вася (5 лет), старший брат Пети. Машинку на самом деле подарили ему на день рождения, поэтому он настаивает на том, что она – его. Вася – очень хочет поскорее быть «большим», как папа.
Ваша цель: доказать, что он большой.
Родитель – вы приверженец справедливого подхода в воспитании, однако, иногда, готовы пробовать что-то новое.
Ваша цель: постараться урегулировать ситуацию между братьями, по возможности, «мирным» путем.
Инструкция для наблюдателя
Используя этот лист в качестве ориентира, ведите наблюдение за особенностями поведения участников, выступающих в той или иной роли. Делайте заметки.
ФИО участника_________________________________________________
1. Насколько четко участник понимал цель партнеров по взаимодействию? Оцените.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Насколько удалось участнику достичь поставленной цели? Оцените.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Учитывал ли участник специфику возраста? Оцените.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Что помогало и что мешало участнику? Оцените проявление этих компетенций по 10-балльной шкале.
помогало | мешало | |
Умение эмоционально стимулировать партнеров | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Способность гибко реагировать на ситуацию | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Способность видеть картину ситуации широко | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Способность задавать правильные вопросы | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Умение слушать | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Умение держать паузу | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Уважение собеседника | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Владение своими эмоциями | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Ситуация 2
Мама - 38 лет, воспитывает дочь одна, с отцом в разводе. Работает сутки - трое. Перед тем как уйти на работу попросила дочку убраться дома. Дочь просьбу проигнорировала, это уже не первый раз.
Ваша цель: наконец, донести до дочери мысль о том, что нужно помогать по хозяйству, договориться об уборке квартиры.
Дочь, Елена – подросток – 13 лет. Маму любит, а вот убираться – нет. Она готова ходить в магазин, мыть посуду и даже гладить белье, только не убирать квартиру. Не убралась, потому что ей позвонила лучшая подруга Лена, которая, уезжала в Москву на месяц и, пригласила погулять с ней и попрощаться.
Ваша цель: договориться о компромиссе по домашнему хозяйству.
Ситуация 3
Классный руководитель:К вам после урока подошла Елена Иванова – ученица 11 класса. Она примерная, способная ученица, гордость школы, все уверены, что девушка окончит школу с золотой медалью. По всему виду девушки понятно, что у нее что-то произошло. Ваша цель – установить причину плохого настроения девушки, если необходимо, оказать поддержку.
Ваша цель: установить психологическую проблему, провести консультацию.
Ученица 11 класса: вы Елена, ученица 11 класса, сейчас не самый лучший момент вашей жизни, вы не знаете, что делать. В середине разговора с педагогом вы заявите, что ждете ребенка.
Ваша цель: получить помощь педагога, добиться того, чтобы он поговорил с родителями сам.
Ситуация 4
Ребенок –3 года, вы сопровождаете маму в магазине, вы видите дорогую игрушку, которую требуете купить. Если родители отказываются, вы обычно, устраиваете истерику с катанием по полу и громкими криками.
Ваша цель:на самом деле вы устали, хотите пить, хотите гулять, хотите, чтобы мама вас пожалела, обняла.
Мама– вы мама достаточно капризного малыша, он постоянно устраивает истерики в людных местах, от этого вы чувствуете себя «не в своей тарелке» под осуждающими взглядами прохожих.
Ваша цель: поскорее угомонить ребенка.
Литература для подготовки
1. Сизикова И.В. Дети растут: Книга для думающей мамы Учебное пособие, - 2-е изд. - М.:ИОИ, 2016. - 195 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].
2. Родители и дети: Психология взаимоотношений Когито-Центр • 2003 год • 230 страниц [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
3. Фабер, Адель. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили ; пер. с англ . – М., 2017. – 336 с. [Электронный ресурс; URL: http://okdshi.muzkult.ru/img/upload/373/documents/Faber_A._Vospitaniepof._Kak_Govorit_Chtobyi_Deti_.a4_1.pdf].
Лабораторное занятие № 3