Задача № 1. Были ли дети с особенностями в развитии в Вашем классе (школе). С какими проблемами вы и они сталкивались?
· Психически неуравновешенные;
· Одаренные;
· Гиперактивные;
· Снижен интеллект;
· Трудности в общении;
· Инвалид детства;
· ЗПР;
· Другое.
Задача №2.Среди трудностей совместного обучения детей, не имеющих проблем в обучении, и детей с особыми образовательными потребностями педагоги выделяют следующие группы. Проранжируйте эти группы трудностей по значимости и прокомментируйте вашу позицию:
· трудности, связанные с организацией учебной деятельности;
· трудности в освоении учебной программы;
· трудности, связанные с отношениями между детьми (например, непринятие здоровых детей в свой коллектив детей с ОВЗ);
· трудности в воспитательном процессе;
· трудности, связанные с формированием классного коллектива;
· трудности, связанные с физиологическими особенностями детей с ОВЗ (к примеру, для некоторых видов заболеваний характерно раннее половое созревание).
Примечание. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:
1. детей с НОДА;
2. детей с диагнозом умственной отсталости;
3. детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;
4. детей с заболеванием аутического спектра;
5. детей с комбинированными нарушениями в развитии.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание № 1.
Найдите и ознакомьтесь с типологией дизонтогенеза (В.В.Лебединский). Заполните таблицу.
Тип дизонтогенеза | Основные формы и модели | Характеристики: функциональные и психологические | Причины и проявления |
1.Недоразвитие | олигофрения | ||
2.Задержанное-ЗПР | инфантилизм | ||
3.Поврежденное | деменция | ||
4.Дефицитарное | Нарушение слуха, речи, зрения, ДЦП (движений) | ||
5.Искаженное | РДА (аутизм) | ||
6.Дисгармоническое | психопатия |
Задание № 2.
Анкета « Проблемы инклюзии»
Письменно ответьте на вопросы анкеты и сделайте вывод об уровне собственной компетентности об инклюзивном образовании.
Просим Вас подчеркнуть вариант ответа:
1) Уровень готовности школьной инфраструктуры:
- высокий,
- средний,
- низкий,
- ОУ не готово.
2) Какие должны быть специалисты в ОУ:
- координатор по инклюзивному образованию,
- дефектолог,
- педагог-психолог,
- сурдопедагог,
- тифлопедагог,
- врач,
- социальный педагог,
- АВА-терапист,
- специалист ЛФК и др.
Готовы ли педагоги к обучению детей с ОВЗ?
- Да.
Если да, то:
- 5%; ‒ 10%; ‒ 15%; ‒ 20%; ‒ 25%,.; ‒ 50%; ‒ 75%; ‒ 100% педагогов.
- Нет.
Готовы ли дети к совместному обучению в их классе детей с ОВЗ?
- Да.
Если да, то:
- 5%; ‒ 10%; ‒ 15%; ‒ 20%; ‒ 25%; ‒ 50%; ‒ 75%; ‒ 100%
- Нет.
Готовы родители учащихся школы к совместному обучению в их классе детей с ОВЗ?
- Да.
Если да, то:
- 5%; ‒ 10%; ‒ 15%; ‒ 20%; ‒ 25%; ‒ 50%; ‒ 75%; ‒ 100% педагогов.
- Нет.
6) Готовы ли родители детей с ОВЗ к обучению и воспитанию их детей:
- в дошкольном ОУ,
- в начальной школе,
- в средней школе,
- в гимназии,
- в лицее,
- в колледже,
- в профессиональном училище,
- в профессиональном лицее,
- в техникуме,
- в вузе?
- Нет.
7) Какая необходима подготовка и повышение квалификации педагогов?
а) Курсы повышения квалификации:
‒ учебная программа 108 часов,
‒ учебная программа 72 часа,
‒ учебная программа 36 часов.
б) Спецкурсы в ВУЗе.
в) Модульные программы.
г) Дистанционное обучение.
е) Факультативы.
ж) Другое _________________________________________________________
8. Общая характеристика учащихся с ОВЗ в образовательном учреждении (в классе).
* Виды нарушений здоровья:
‒ с нарушениями слуха (I‒II вид коррекционного обучения) _____ чел.
‒ с нарушениями зрения (III‒IV вид коррекционного обучения) ____чел.
‒ с нарушениями речи (V вид коррекционного обучения) _______чел.
‒ с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (VI вид коррекционного обучения)_____чел.
‒ с нарушениями психических функций (VII вид коррекционного обучения)________чел.
‒ со сложными дефектами __________чел.
- с нарушениями интеллектуального развития (VIII вид коррекционного обучения)______чел.
- другое.
Какой диагноз имеют ученики, находящиеся на индивидуальном обучении?
10) Для учеников, с какими нарушениями здоровья используется дистанционная форма образования (диагнозы ПМПК)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
1. Кучерук О.С., Бойчук Ю.Д. Инклюзивная компетентность будущих учителей как основной фактор успешности включения детей с ограниченными образовательными возможностями в общеобразовательное пространство // Особый ребенок: образование, лечение, коррекция. 2012. No 2. С. 119–127
2. Инклюзивное образование в ДОУ// https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fi.rosinka-ars.ru
3. Учебные материалы для детского сада: http://www.maam.ru/detskijsad/inklyuzivnoe-obrazovanie-problemy-i-reshenie.html
4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте: https://studfiles.net/> Lebedinskiy…narusheniya-psihicheskogo…<
5. Трошихина Е. Г., Щукин А. В. Нарушение и коррекция психического развития: учебное пособие Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета 2016 г. 80 страниц [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
6. Таллибулина М. Т. Психологические исследования одаренности: сборник статей Директ-Медиа • 2016 год • 236 страниц [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
7. Архипов Б. А., Максимова Е. В., Семенова Н. Е. Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей: сборник статейДиалог-МИФИ • 2016 год • 64 страницы [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
ПРАКТИКУМ № 4 (СЕМИНАР)