Задача № 1. Были ли дети с особенностями в развитии в Вашем классе (школе). С какими проблемами вы и они сталкивались?

· Психически неуравновешенные;

· Одаренные;

· Гиперактивные;

· Снижен интеллект;

· Трудности в общении;

· Инвалид детства;

· ЗПР;

· Другое.

Задача №2.Среди трудностей совместного обучения детей, не имеющих проблем в обучении, и детей с особыми образовательными потребностями педагоги выделяют следующие группы. Проранжируйте эти группы трудностей по значимости и прокомментируйте вашу позицию:

· трудности, связанные с организацией учебной деятельности;

· трудности в освоении учебной программы;

· трудности, связанные с отношениями между детьми (например, непринятие здоровых детей в свой коллектив детей с ОВЗ);

· трудности в воспитательном процессе;

· трудности, связанные с формированием классного коллектива;

· трудности, связанные с физиологическими особенностями детей с ОВЗ (к примеру, для некоторых видов заболеваний характерно раннее половое созревание).

Примечание. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:

1. детей с НОДА;

2. детей с диагнозом умственной отсталости;

3. детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;

4. детей с заболеванием аутического спектра;

5. детей с комбинированными нарушениями в развитии.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1.

Найдите и ознакомьтесь с типологией дизонтогенеза (В.В.Лебединский). Заполните таблицу.

Тип дизонтогенеза Основные формы и модели Характеристики: функциональные и психологические Причины и проявления
1.Недоразвитие олигофрения    
2.Задержанное-ЗПР инфантилизм    
3.Поврежденное деменция    
4.Дефицитарное Нарушение слуха, речи, зрения, ДЦП (движений)    
5.Искаженное РДА (аутизм)    
6.Дисгармоническое психопатия    

Задание № 2.

Анкета « Проблемы инклюзии»

Письменно ответьте на вопросы анкеты и сделайте вывод об уровне собственной компетентности об инклюзивном образовании.

Просим Вас подчеркнуть вариант ответа:

1) Уровень готовности школьной инфраструктуры:

- высокий,

- средний,

- низкий,

- ОУ не готово.

2) Какие должны быть специалисты в ОУ:

- координатор по инклюзивному образованию,

- дефектолог,

- педагог-психолог,

- сурдопедагог,

- тифлопедагог,

- врач,

- социальный педагог,

- АВА-терапист,

- специалист ЛФК и др.

Готовы ли педагоги к обучению детей с ОВЗ?

- Да.

Если да, то:

- 5%; ‒ 10%; ‒ 15%; ‒ 20%; ‒ 25%,.; ‒ 50%; ‒ 75%; ‒ 100% педагогов.

- Нет.

Готовы ли дети к совместному обучению в их классе детей с ОВЗ?

- Да.

Если да, то:

- 5%; ‒ 10%; ‒ 15%; ‒ 20%; ‒ 25%; ‒ 50%; ‒ 75%; ‒ 100%

- Нет.

Готовы родители учащихся школы к совместному обучению в их классе детей с ОВЗ?

- Да.

Если да, то:

- 5%; ‒ 10%; ‒ 15%; ‒ 20%; ‒ 25%; ‒ 50%; ‒ 75%; ‒ 100% педагогов.

- Нет.

6) Готовы ли родители детей с ОВЗ к обучению и воспитанию их детей:

- в дошкольном ОУ,

- в начальной школе,

- в средней школе,

- в гимназии,

- в лицее,

- в колледже,

- в профессиональном училище,

- в профессиональном лицее,

- в техникуме,

- в вузе?

- Нет.

7) Какая необходима подготовка и повышение квалификации педагогов?

а) Курсы повышения квалификации:

‒ учебная программа 108 часов,

‒ учебная программа 72 часа,

‒ учебная программа 36 часов.

б) Спецкурсы в ВУЗе.

в) Модульные программы.

г) Дистанционное обучение.

е) Факультативы.

ж) Другое _________________________________________________________

8. Общая характеристика учащихся с ОВЗ в образовательном учреждении (в классе).

* Виды нарушений здоровья:

‒ с нарушениями слуха (I‒II вид коррекционного обучения) _____ чел.

‒ с нарушениями зрения (III‒IV вид коррекционного обучения) ____чел.

‒ с нарушениями речи (V вид коррекционного обучения) _______чел.

‒ с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (VI вид коррекционного обучения)_____чел.

‒ с нарушениями психических функций (VII вид коррекционного обучения)________чел.

‒ со сложными дефектами __________чел.

- с нарушениями интеллектуального развития (VIII вид коррекционного обучения)______чел.

- другое.

Какой диагноз имеют ученики, находящиеся на индивидуальном обучении?

10) Для учеников, с какими нарушениями здоровья используется дистанционная форма образования (диагнозы ПМПК)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

1. Кучерук О.С., Бойчук Ю.Д. Инклюзивная компетентность будущих учителей как основной фактор успешности включения детей с ограниченными образовательными возможностями в общеобразовательное пространство // Особый ребенок: образование, лечение, коррекция. 2012. No 2. С. 119–127

2. Инклюзивное образование в ДОУ// https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fi.rosinka-ars.ru

3. Учебные материалы для детского сада: http://www.maam.ru/detskijsad/inklyuzivnoe-obrazovanie-problemy-i-reshenie.html

4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте: https://studfiles.net/> Lebedinskiy…narusheniya-psihicheskogo…<

5. Трошихина Е. Г., Щукин А. В. Нарушение и коррекция психического развития: учебное пособие Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета 2016 г. 80 страниц [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

6. Таллибулина М. Т. Психологические исследования одаренности: сборник статей Директ-Медиа • 2016 год • 236 страниц [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

7. Архипов Б. А., Максимова Е. В., Семенова Н. Е. Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей: сборник статейДиалог-МИФИ • 2016 год • 64 страницы [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

ПРАКТИКУМ № 4 (СЕМИНАР)

Наши рекомендации