ТЕМА № 4. Межличностные отношения в системах управления. Психология управленческого воздействия
Взаимоотношения личности и группы. Социально-психологическое понятие сообщества и группы. Формы психологического воздействия групповых структур на личность. Социально-психологические феномены поведения личности в группе. Психологическая сплоченность в системах управления. Понятие психологической сплоченности, психологическая совместимость в структурах управления. Деструктивное лидерство. Социально-психологический климат в структурах управления. Самочувствие личности в группе. Социально-психологические характеристики коллектива. Социометрия. Методики изучения межличностных отношений, групповой совместимости и сплоченности, морально-психологического климата.
Основы и проблемы психологии управленческого воздействия. Установления психологического контакта в коллективе. Тактика использования слухов и эффективное реагирование на них. Методы психологического воздействия в системах управления (убеждение, приемы аргументации, манипулятивные тактики . Регулирование деятельности и взаимоотношений подчиненных. Психологические аспекты дисциплинарного воздействия.
Психологические условия воспитательного воздействия.
Методические указания
Основа успеха любой современной коллективной деятельности - отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосылок. Как предпосылки кооперативной взаимозависимости выделяются:
- Свобода и открытость информационного обмена;
- Взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;
- Доверие, дружелюбие в отношениях сторон.
В свою очередь, взаимном доверии сторон способствуют наличие нейтральных лиц, облегчает взаимные успехи; возможность получить предварительную информацию о действиях другого, личностные особенности участников взаимодействия.
В течение изучения этой темы, студент должен уяснить понятие рабочей группы, ее психологии, ценностно - мировоззренческой и сфер и межличностных отношений .
Также надо принимать во внимание характеристик и ограничений, которые зачастую препятствуют эффективной работе коллектива с точки зрения двух британских консультантов по управлению - Майка Вудкока и Дэйва Фрэнсиса.
Надо знать классификацию типов взаимоотношений в рабочей группе, предложенную американскими исследователями Блейком и Мутоном . Она основана на комбинации двух главных параметров - внимании к человеку и внимании к производству. Это пять типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно различаются с точки зрения морально-психологического климата.
Представляет интерес методика , которая оценивает с тупинь сплоченности рабочей группы.
И в при конце темы необходимо ознакомиться с х арактеристик й психологических механизмов регуляции коллективной деятельности : адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции .
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте рабочую группу.
2. Дайте определение психологии рабочей группы.
3. Дайте определение ценностно - мировоззренческой сферы рабочей группы.
4. Дайте определение сферы межличностных отношений рабочей группы.
5. Охарактеризуйте ограничения, которые чаще всего препятствующей эффективной работе коллектива.
6. Предоставьте классификацию типов взаимоотношений в рабочей группе.
7. Дайте определение морально-психологическом и социально-психологическому климату рабочей группы.
8. Охарактеризуйте психологические механизмы регуляции коллективной деятельности.
Литература: [1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 13, 18, 21, 29, 36].
ТЕМА № 5 . Психология планирования и организация .
Понятие планирования в психологии. Психологические механизмы и целеполагания. Формально-логический анализ управленческих ситуаций и личностный аспект этого процесса. Иерархия целей. Психологические аспекты индивидуальных стратегий планирования. Проблема сочетания общественных, групповых и индивидуальных планов. Психологические предпосылки образования организаций. Понятие процесса организации деятельности. Психологические проблемы координации взаимодействия людей в организации. Формирования статусных позиций. Роли и функции. Отбор исполнителей для реализации управленческого решения с учетом психофизиологических, социально-психологических, возрастных, половых, этнопсихологических особенностей исполнителей. Психологические особенности распределения, делегирования и принятия полномочий в профессиональных отношениях. Психологические аспекты формирования гибких организационных структур. Принципы учета личностного фактора при проектировании и эксплуатации организационных структур. Формирование и развитие неформальной структуры коллектива. Психологические аспекты развития организации, психологические механизмы реализации нововведений. Преодоление психологических барьеров при внедрении инноваций.
Методические указания
Очень часто сложность проблем, а нехватка времени на их решение является главной причиной недовольства результатами деятельности делового человека. Одной из методик, которая помогает эффективно использовать всей время является сам менеджмент. Главная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать личные возможности, осознанно управлять ходом своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
Студенту нужно усвоить которые преимущества дает в владения искусством же менеджмента.
Большинство видов деятельности в сфере менеджмента требуют высокого индивидуального развития. По мере того, как растет степень изменений, возникает потребность развивать свой творческий потенциал. При таких условиях менеджерам необходимо поддерживать свой уровень, несмотря ни на что. Работа менеджера, постоянно меняется и выдвигает новые требования к менеджеру, предусматривает высокую способность к саморазвитию и самосовершенствованию .
Основные методы самосовершенствования, способствуют достижению разнообразных общих результатов в развитии личности, также помогают выработать качества и навыки, необходимые для такого развития, а именно: ведение личного журнала; ретроспективный обзор событий; рассуждения о событиях, происходящих; умение прислушиваться к своему внутреннему "Я"; развитие интуиции; смелость в использовании новых идей; экспериментирование с новым типом поведения; укрепление силы воли; поддержка способности к восприятию нового; работа над высшим и низшим "Я"; способы совершенствования мышления (чтение, конспектирование, составление плана, методика систематического запоминания и др.); другие возможности самосовершенствования (обучение на курсах, участие в различных объединениях, кружках, выработки индивидуального стиля управления , развитие способности общения и др .).
В это время все большую популярность приобретают технологии, позволяющие работодателям сократить расходы на персонал и обеспечить компанию необходимыми сотрудниками. Аутстаффинг - это одна из форм оптимизации работы с персоналом, заключается в выводе персонала за штат компании.
Основными предпосылками для использования аутстаффинга в компаниях обычно являются:
- Желание сконцентрироваться на своем бизнесе и необходимость снизить административное и финансовое нагрузки при сохранении непосредственного руководства сотрудниками;
- Необходимость снижения количества сотрудников в штатном расписании, желание снять с компании обязательства по трудовым отношениям с сотрудником;
- Стремление обеспечить максимальную гибкость в управлении персоналом и соответствие количества рабочей силы реальному объему работы.
А ле бесконфликтное внедрение изменений в условиях сотрудничества всего коллектива является скорее исключением, чем правилом. Поэтому студент должен научиться выявлять возможные причины возникновения сопротивления нововведениям . Знать этапы сопротивления, через которые проходит работник на пути к восприятию изменений. Для понимания сущности причин сопротивления персоналастудент должен различать типы психологических барьеров в условиях внедрения нововведений . И наконец, студенту необходимо ознакомиться со способами преодоления сопротивлений в условиях внедрения нововведений .
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается главная цель эффективного планирования личного времени?
2. Какие шесть фаз охватывает процесс самоменеджмента?
3. В чем проявляются преимущества самоменеджмента?
4. Что подразумевают под самосовершенствованием менеджера?
5. Охарактеризуйте три вида сбалансированности личности.
6. Что такое аутстаффинг?
7. Охарактеризуйте возможные причины возникновения сопротивления нововведениям.
8. Отметьте несколько этапов сопротивления, через которые проходит работник на пути к восприятию изменений.
9. Охарактеризуйте типы психологических барьеров в условиях внедрения нововведений.
10. Охарактеризуйте способы преодоления сопротивлений в условиях внедрения нововведений.
Литература: [1, 6, 7, 9, 13, 18, 21].