ТЕМА № 1. Активность личности человека. регуляция поведения
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для выполнения самостоятельной работы по дисциплине
"Психология менеджмента"
для направления 38.03.02 «Менеджмент»
профиль «Производственный менеджмент в строительстве»
Квалификация выпускника – бакалавр
Утверждено
на заседании кафедры
менеджмента организаций
Протокол № от . .2016 г.
Макеевка ДонНАСА 2016
ББК У301я7
Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине " Психология менеджмента " для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент в строительстве», квалификация выпускника – бакалавр/ Сост.: Гончарова Л.А. - Макеевка: ДонНАСА, 2016. - 34 с.
Методические указания содержат цели и задачи дисциплины, тематику и объем учебного процесса, структуру и состав самостоятельной работы студентов, тематику рефератов, а также методические указания по рекомендациями по самостоятельной работы и самоконтроля. Приведены контрольные вопросы для самопроверки знаний.
Содержание
Стр. | ||
1. | Общие положения | |
2. | Цели и задачи дисциплины | |
3. | Объем учебного процесса по дисциплине | |
4. | Тематический план учебных занятий | |
5. | Самостоятельная работа студентов | |
5 .1. | Текущая самостоятельная работа по подготовке к учебным, семинарским и контрольным занятиям | |
5 .2. | Выполнение домашних заданий | |
6. | Задания для самоконтроля по дисциплине | |
7. | Литература | |
Приложение 1. Тематика рефератов |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине " Психология менеджмента " для студентов составлены на основе:
- образовательно-профессиональной программы для направления 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент в строительстве», квалификация выпускника – бакалавр;
- учебной программы по дисциплине;
- учебного плана;
- рабочей учебной программы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является формирование целостного представления о психологии менеджмента как разделе психологической науки, рассматривающем закономерности управления человеческими ресурсами в современной организации. Курс должен заложить основы психологической компетентности в решении задач повышения эффективности производства на основе знания передовых технологий и методов управления персоналом.
В соответствии с этими целями теоретическая и практическая части курса направлены на решение следующих задач:
- Приобретение знаний о становлении, эволюции теории и практики менеджмента;
- Ознакомление с основными тенденциями в области управления человеческими ресурсами;
- Освоение психологических знаний в отношении обеспечения функционирования организации;
- Освоение системы базовых знаний о психических процессах руководителя, процессах принятия управленческих решений;
- Формирование представлений о конфликтах в сфере управления организации и методах их разрешения;
- Формирование практических навыков делового общения, создания корпоративной культуры и разработки кадровых технологий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1 | Знать: |
3.1.1 | основные понятия дисциплины, этапы развития менеджмента как науки и профессии, роли, функции и задачи менеджера в современной организации |
3.1.2 | роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации |
3.1.3 | особенности процесса принятия управленческих решений |
3.1.4 | закономерности формирования межличностных взаимоотношения в организации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1 | анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию, ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций |
3.2.2 | организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности |
3.2.3 | анализировать ситуации межличностного общения |
3.2.4 | составлять психологическую характеристику личности и группы |
3.2.5 | выявлять причины конфликтов и осуществлять профилактику их возникновения. |
3.3 | Владеть: |
3.3.1 | навыками использования доступных психологических методов для решения профессиональных задач |
3.3.2 | современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации |
3.3.3 | методами формирования и поддержания этичного климата в организации |
3.3.4. | навыками деловых коммуникаций |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | |||||||||
Наименование разделов и тем /вид занятия/ | Семестр/ Курс | Часов | Компетенции | Литература | |||||
Модуль 1: «Проблемы становления и эволюции теории и практики психологии менеджмента» | |||||||||
Основные понятия и категории курса «Психология менеджмента» /Лек/ | 2/3 | ПК-8, ПК-10 | Л.1.1, Л.1.3 | ||||||
Методы психологии менеджмента | 2/3 | ПК-8 | Л.1.1, Л.1.3 | ||||||
Концепция управления персоналом/Лек/ | 2/3 | ОПК-7, ПК-10 | Л.1.1, Л.1.3 | ||||||
Структура управленческой деятельности /СЗ/ | 2/3 | ПК-1, ОПК-7 | Л.1.1, Л.1.3 | ||||||
Модуль 2: «Психология субъекта управленческой деятельности» | |||||||||
Психические процессы и интеллект в управленческой деятельности. /Лек/ | 2/3 | ПК-1, ОК-2, ПК-10 | Л.1.1, Л.1.3, Л.2.3 | ||||||
Психические процессы руководителя /СЗ/ | 2/3 | ПК-1, ОК-2, ОК-4 | Л.1.1, Л.1.3 | ||||||
Активность личности человека. Регуляция поведения /СЗ/ | ОК-2, ОК-4, ОК-6 | Л.1.1, Л.1.3 | |||||||
Способности к управленческой деятельности /Лек/ | 2/3 | ОК-4, ПК-10 | Л.1.1, Л.1.3 | ||||||
Методы исследования способностей к управленческой деятельности /СЗ/ | 2/3 | ОК-4, ПК-10 | Л.1.1, Л.1.2 | ||||||
Управление конфликтами в организации/Лек/ | 2/3 | ОК-5, ОК-9 | Л.1.1, Л.1.2 | ||||||
Межличностные отношения в системе управления. Психология управляющего воздействия /СЗ/ | 2/3 | ПК-1, ПК-2, ОК-5, ОК-9 | Л.1.1, Л.1.2, Л.2.2 | ||||||
Конфликтные ситуации и методы их разрешения /СЗ/ | 2/3 | ПК-2, ОК-9 | Л.1.1, Л.1.3, Л.2.2 | ||||||
Гендерные аспекты управления в менеджменте /Лек/ | 2/3 | ОК-9, ОК-10, ОПК-4 | Л.1.1, Л.1.3 | ||||||
Психологические аспекты принятия управленческих решений /Лек/ | 2/3 | ПК-10 | Л.1.1, Л.1.3, Л.1.4, Л.2.3 | ||||||
Мотивация достижения /СЗ/ | 2/3 | ОПК-4, ОПК-7 | Л.1.1, Л.1.3 | ||||||
Психологический возраст /СЗ/ | 2/3 | ОПК-7 | Л.1.1, Л.1.3, Л.1.4, Л.2.3 | ||||||
5. Самостоятельная работа студентов
5.1. Текущая самостоятельная работа по подготовке к учебным, семинарским и контрольным занятиям (объем подготовки 40 часов).
Наименование тем и их содержание. Рекомендации по изучению и вопросы для самопроверки.
Лекция 1
Введение
Предмет, структура и содержание курса «Психология управления». Цель изучения, задачи курса, его связь с другими дисциплинами. Формы контроля.
Методические указания
Основной целью преподавания дисциплины "Психология управления" является формирование у будущих менеджеров умений психологического анализа личности и межличностных отношений в группах, определение средств оптимального воздействия на работников для создания надлежащего социально-психологического климата в коллективе.
Для достижения поставленной цели в процессе преподавания дисциплины " Психология менеджмента " необходимо решить следующие задачи:
- Помочь будущим менеджерам осознать роль и значимость психологического подхода в процессе управления;
- Ознакомить с важнейшими теоретическими разработками, экспериментальными и прикладными исследованиями отечественных и зарубежных психологов;
- Повысить уровень управленческой компетентности будущих менеджеров посредством получения ими психологической подготовки в области социального управления.
Для достижения поставленной цели в процессе преподавания дисциплины "Психология управления" необходимо предоставить знания по:
- активности личности человека и регуляции его поведения в организации;
- структуры и развития личности менеджера в организации;
- психологии руководства и лидерства;
- межличностных отношений в организации, психологии управленческого воздействия;
- психологических аспектов реализации общих функций управления (планирование, организации, мотивации и контроля);
- психологических основ информационного обеспечения управления, коммуникативной компетентности и принятия решений;
- Психологических проблем взаимодействия человека и ЭВМ;
- Психологических аспектов организации труда и профессиональной деятельности;
- роли социально-психологической службы в процессе совершенствования системы управления;
Для достижения поставленной цели в процессе преподавания дисциплины "Психология управления" необходимо сформировать умения:
- Регуляции поведения подчиненных и саморегуляции;
- Формирование индивидуального стиля управления;
- Самоконтроля в экстремальных ситуациях;
- Использование методов изучения личности;
- Составление характеристики деловых и личностных качеств работника;
- Формирование продуктивных команд с учетом психологических свойств и межличностных отношений;
- Осуществление эффективного управленческого воздействия;
- Повышение результативности реализации общих функций управления с учетом влияния психологических факторов;
- более эффективного осуществления основных связующих процессов (информационного обеспечения, коммуникативной деятельности и принятия решений);
- совместимости в системе "человек - ЭВМ»;
- оптимизации условий и режимов труда с учетом психологических аспектов;
- составление профессиограмм;
- психологической регуляции на всех этапах карьеры.
Вопросы для самопроверки
1. Что является предметом изучения " Психология менеджмента "?
2. Какова основная цель преподавания дисциплины " Психология менеджмента "?
3. Какие задачи решает дисциплина «Психология менеджмента»?
4. Какие умения формирует дисциплина " Психология менеджмента "?
Литература (1, 3, 9, 10)
Методические указания
Изучая м тему нужно запомнить, что в психологии управления часто употребляется понятие «человеческий фактор». Человеческий фактор - это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и др. Важность его определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами.
Деятельность современного менеджера напрямую зависит от умелого использования человеческого фактора. Менеджер должен иметь определенные управленческие способности, чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему подчиненные, а также на тех, кто ему не подчиняется, но от которых зависит работа всей организации, который он управляет.
Психологию управления называют «междисциплинарной» отраслью науки. Она пересекается с различными областями психологии. Так, например, общая психология так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы и т.п.
Но, в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой является проблема личности в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.
Важнейшей проблемой общей психологии является также проблема мотивации. В психологии управления она занимает важное место, так как мотивация считается одной из самых сложных функций управления.
Известный взаимосвязь психологии управления и социальной психологии. Объектом исследования психологии управления является не только отдельно взятая личность, но и малые группы, является одним из тяжелых феноменов социальной психологи. Они изучаются не только социальной психологией, но и социологией, является «рабочие группы», или «малые группы». Основным субъектом управления считается менеджер, ответственный за работу малых групп.
Вопросы для самопроверки
1. Раскройте понятие человеческого фактора.
2. От чего зависит деятельность современного менеджера?
3. Какие группы управляющих? Охарактеризуйте их.
Литература: [1, 5, 7, 8, 11, 28,29].
Методические указания
Необходимо уяснить, что руководитель должен общаться со своими работниками на профессиональном языке, четком и понятном. При хорошем управлении наличие плохих отношений между руководителем и подчиненными исключается, если речь идет о длительном периоде времени. Очень важным моментом в работе руководителя является правильное сравнение задачи и способностей исполнителей.
На разном уровне управления содержание деятельности руководителей должен быть разным.
Деятельность руководителя высшего уровня управления содержит п остановки в стратегических целей, организаци й стратегического планирования; прогнозирования работы компании на определенный отрезок времени.
Деятельность руководителя среднего уровня управления содержит руководство малыми (рабочими) группами.
Деятельность руководителя низового уровня управления содержит оперативное управления функционированием производства.
Трудоспособность "команды", ее способность успешно решать поставленные задачи существенно зависит от морально-психологического климата, а также от господствующего в группе «настроения» работников, что, при прочих равных условиях, определяется, во-первых, качественным составом персонала и, по -вторых, особенностями отношений между руководителем и подчиненными.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте принципы работы руководителя с подчиненными.
2. Охарактеризуйте правила управления работниками по Т. Санталайнен.
3. Охарактеризуйте основное содержание деятельности руководителей на высшем уровне управления.
4. Охарактеризуйте основное содержание деятельности руководителей на среднем уровне управления.
5. Охарактеризуйте основное содержание деятельности руководителей на низовом уровне управления.
6. Охарактеризуйте ролл и, которые присущи и к ожно члену вашей команды.
Литература [1, 2; 6; 9; 10]
Методические указания
Надо уяснить, что существует множество критериев классификации личностей.
Из числа рассмотренных выше психотипов личности наибольшее практическое значение имеет деление по темпераменту, под которым понимается определенное соотношение степени эмоциональной стабильности и ориентации либо на самого себя, либо - во внешний мир. Существует четыре типа темперамента - холерик, с ангвиник, флегматик и меланхолик. Другие критерии классификации типов личности - социально-психологические качества, социальные установки, стереотипы мышления, ценностные ориентации.
Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех-семи человек. Если такая группа оказывает существенное влияние на общественное мнение коллектива, ее называют референтной, или эталонной.
Главный психологическая предпосылка с создания труппы - потребность в неформальном общении, взаимодействии с другими людьми. Взаимодействие и взаимозависимость служат удовлетворению долей (ситуативных), а также общих нужд, например, в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти. Кроме того, деятельность в составе группы приводит к возникновению новых потребностей, например, к сохранению стабильности группы. Для измерения неформальной структуры группы, Методика иначе именов а на социометрической процедуре.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте тип темперамента холерик.
2. Охарактеризуйте тип темперамента сангвиник.
3. Охарактеризуйте тип темперамента флегматик.
4. Охарактеризуйте тип темперамента меланхолик.
5. Какую классификации типов личности предложил В.М. Шепель?
6. Какую группу называют референтной?
7. Охарактеризуйте типы неформальных лидеров.
8. Какая цель и содержание методики измерения неформальной структуры группы?
Литература [ 2; 4, 9; 10 ]
Методические указания
Основа успеха любой современной коллективной деятельности - отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосылок. Как предпосылки кооперативной взаимозависимости выделяются:
- Свобода и открытость информационного обмена;
- Взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;
- Доверие, дружелюбие в отношениях сторон.
В свою очередь, взаимном доверии сторон способствуют наличие нейтральных лиц, облегчает взаимные успехи; возможность получить предварительную информацию о действиях другого, личностные особенности участников взаимодействия.
В течение изучения этой темы, студент должен уяснить понятие рабочей группы, ее психологии, ценностно - мировоззренческой и сфер и межличностных отношений .
Также надо принимать во внимание характеристик и ограничений, которые зачастую препятствуют эффективной работе коллектива с точки зрения двух британских консультантов по управлению - Майка Вудкока и Дэйва Фрэнсиса.
Надо знать классификацию типов взаимоотношений в рабочей группе, предложенную американскими исследователями Блейком и Мутоном . Она основана на комбинации двух главных параметров - внимании к человеку и внимании к производству. Это пять типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно различаются с точки зрения морально-психологического климата.
Представляет интерес методика , которая оценивает с тупинь сплоченности рабочей группы.
И в при конце темы необходимо ознакомиться с х арактеристик й психологических механизмов регуляции коллективной деятельности : адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции .
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте рабочую группу.
2. Дайте определение психологии рабочей группы.
3. Дайте определение ценностно - мировоззренческой сферы рабочей группы.
4. Дайте определение сферы межличностных отношений рабочей группы.
5. Охарактеризуйте ограничения, которые чаще всего препятствующей эффективной работе коллектива.
6. Предоставьте классификацию типов взаимоотношений в рабочей группе.
7. Дайте определение морально-психологическом и социально-психологическому климату рабочей группы.
8. Охарактеризуйте психологические механизмы регуляции коллективной деятельности.
Литература: [1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 13, 18, 21, 29, 36].
ТЕМА № 5 . Психология планирования и организация .
Понятие планирования в психологии. Психологические механизмы и целеполагания. Формально-логический анализ управленческих ситуаций и личностный аспект этого процесса. Иерархия целей. Психологические аспекты индивидуальных стратегий планирования. Проблема сочетания общественных, групповых и индивидуальных планов. Психологические предпосылки образования организаций. Понятие процесса организации деятельности. Психологические проблемы координации взаимодействия людей в организации. Формирования статусных позиций. Роли и функции. Отбор исполнителей для реализации управленческого решения с учетом психофизиологических, социально-психологических, возрастных, половых, этнопсихологических особенностей исполнителей. Психологические особенности распределения, делегирования и принятия полномочий в профессиональных отношениях. Психологические аспекты формирования гибких организационных структур. Принципы учета личностного фактора при проектировании и эксплуатации организационных структур. Формирование и развитие неформальной структуры коллектива. Психологические аспекты развития организации, психологические механизмы реализации нововведений. Преодоление психологических барьеров при внедрении инноваций.
Методические указания
Очень часто сложность проблем, а нехватка времени на их решение является главной причиной недовольства результатами деятельности делового человека. Одной из методик, которая помогает эффективно использовать всей время является сам менеджмент. Главная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать личные возможности, осознанно управлять ходом своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
Студенту нужно усвоить которые преимущества дает в владения искусством же менеджмента.
Большинство видов деятельности в сфере менеджмента требуют высокого индивидуального развития. По мере того, как растет степень изменений, возникает потребность развивать свой творческий потенциал. При таких условиях менеджерам необходимо поддерживать свой уровень, несмотря ни на что. Работа менеджера, постоянно меняется и выдвигает новые требования к менеджеру, предусматривает высокую способность к саморазвитию и самосовершенствованию .
Основные методы самосовершенствования, способствуют достижению разнообразных общих результатов в развитии личности, также помогают выработать качества и навыки, необходимые для такого развития, а именно: ведение личного журнала; ретроспективный обзор событий; рассуждения о событиях, происходящих; умение прислушиваться к своему внутреннему "Я"; развитие интуиции; смелость в использовании новых идей; экспериментирование с новым типом поведения; укрепление силы воли; поддержка способности к восприятию нового; работа над высшим и низшим "Я"; способы совершенствования мышления (чтение, конспектирование, составление плана, методика систематического запоминания и др.); другие возможности самосовершенствования (обучение на курсах, участие в различных объединениях, кружках, выработки индивидуального стиля управления , развитие способности общения и др .).
В это время все большую популярность приобретают технологии, позволяющие работодателям сократить расходы на персонал и обеспечить компанию необходимыми сотрудниками. Аутстаффинг - это одна из форм оптимизации работы с персоналом, заключается в выводе персонала за штат компании.
Основными предпосылками для использования аутстаффинга в компаниях обычно являются:
- Желание сконцентрироваться на своем бизнесе и необходимость снизить административное и финансовое нагрузки при сохранении непосредственного руководства сотрудниками;
- Необходимость снижения количества сотрудников в штатном расписании, желание снять с компании обязательства по трудовым отношениям с сотрудником;
- Стремление обеспечить максимальную гибкость в управлении персоналом и соответствие количества рабочей силы реальному объему работы.
А ле бесконфликтное внедрение изменений в условиях сотрудничества всего коллектива является скорее исключением, чем правилом. Поэтому студент должен научиться выявлять возможные причины возникновения сопротивления нововведениям . Знать этапы сопротивления, через которые проходит работник на пути к восприятию изменений. Для понимания сущности причин сопротивления персоналастудент должен различать типы психологических барьеров в условиях внедрения нововведений . И наконец, студенту необходимо ознакомиться со способами преодоления сопротивлений в условиях внедрения нововведений .
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается главная цель эффективного планирования личного времени?
2. Какие шесть фаз охватывает процесс самоменеджмента?
3. В чем проявляются преимущества самоменеджмента?
4. Что подразумевают под самосовершенствованием менеджера?
5. Охарактеризуйте три вида сбалансированности личности.
6. Что такое аутстаффинг?
7. Охарактеризуйте возможные причины возникновения сопротивления нововведениям.
8. Отметьте несколько этапов сопротивления, через которые проходит работник на пути к восприятию изменений.
9. Охарактеризуйте типы психологических барьеров в условиях внедрения нововведений.
10. Охарактеризуйте способы преодоления сопротивлений в условиях внедрения нововведений.
Литература: [1, 6, 7, 9, 13, 18, 21].
Методические указания
Эта тема посвящена практическим средствам, которыми можно мотивировать своих подчиненных.
Поведение и поступки людей мотивируются потребностями, которые требуют удовлетворения. Чтобы обеспечить это удовольствие, необходимо уметь определить сами потребности . Это потребность в признании , потребность в уважении, стремление к ответственности , потребность в вознаграждении .
Один путь подхода к стимулам - это награждение после того, как учинилась событие, без предварительного уведомления .
Многие компании и организации пытаются побуждать своих сотрудников улучшением условий работы. Такие действия похвальны, хотя все, что делают компании, удовлетворяя надежды и желания сотрудников, недостаточно учитывает их личные потребности . Руководитель должен смотреть открытыми глазами на любые признаки потери интереса среди своих сотрудников: это может быть очень заразительно .
Студент должен уяснить, что с приято предотвращению демотивации среди сотрудников можно только путем совершенствования и практического применения искусства правильного управления людьми .
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте потребности, которые обеспечивают удовлетворение рабочего.
2. Чем практически можно достичь удовлетворения потребности в признании?
3. В чем заключается неэффективность стимулирования людей деньгами, вещами и др.?
4. Охарактеризуйте стимулируя факторе в работе.
5. По каким причинам может появиться где мотивация у рабочих и как ее избежать?
Литература: [1, 2, 14, 15, 23].
Методические указания
Информационное обслуживание должно базироваться на изучении потребностей менеджера в информации, путем анализа его Функций, содержания и характера управленческих решений, которые принимаются.
Для определения потребностей в необходимых данных следует учитывать возможные нестандартные ситуации, когда необходимо не только принимать решения, но и правильно поставить задачу подчиненным. При организации информационного обслуживания менеджерам необходимо соответствующим образом организовать работу специалистов функциональных служб, канцелярии, секретаря, которые должны иметь навыки обработки, анализа и оформления информации, в том числе с использованием ПЭВМ.
В психологии общения определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционального характера.
В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.
Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже есть определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором - механизмов межличностного общения.
Деловое общение - это прежде всего коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения.
Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, предполагает выяснение следующих вопросов.
Процесс общения всегда можно рассматривать как локальный акт: разговор с определенным собеседником, обсуждение конк ретных вопросов группой людей и др.
Вопросы для самопроверки
1. Как должно быть организовано информационное обслуживание менеджера?
2. Что такое деловое общение?
3. Охарактеризуйте восприятие и понимание в процессе общения.
4. Охарактеризуйте общения как коммуникации.
5. Охарактеризуйте общения как взаимодействие.
Литература: [4, 8, 12, 15, 18, 23, 28, 33].
Методические указания
Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные или решение реализует их через других людей. Принятие решения - составная часть любой управленческой функции. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения - это умение, развиваемое с опытом.
Решение - это выбор альтернативы. Наиболее эффективным решением является выбор, который реализован и несет наибольший вклад в достижение главной цели.
Необходимость моделирования в процессе принятия решения связана со сложностью проблем, которые можно понять, только упростив их, с необходимостью ориентации управления на будущее.Модель - представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.
Базовыми моделями служат: физическая, аналоговая и математическая.
Физическая модель представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного или объекта системы. Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект. В математической модели для описания свойств и характеристик объекта или события используются символы.
Изучая тему, студент должен обратить внимание на о сновные этапы построения модели на проблемы моделирования . В дополнение к моделированию имеется ряд методов, способных оказать помощь руководителю в выборе наиболее эффективного решения . Метод платежной матрицы полезен, когда нужно установить, какая альтернатива способна внести наибольший вклад в достижение целей.
Дерево решений позволяет представить проблему схематично и сравнить возможные альтернативы визуально.
Прогнозирование используется для выявления альтернатив и их вероятности в будущем. Существуют различные виды прогнозов.
Вопросы для самопроверки
1. Предоставьте характеристики организационных решений.
2. Какой характер может иметь процесс принятия решений?
3. Какие факторы влияют на п процесс принятия решения?
4. Охарактеризуйте базовые модели в процессе принятия решения.
Литература: [8, 12 23, 28, 33].
Методические указания
Особый интерес представляют попытки приближать коммуникацию человека с ЭВМ к человеческому общению. Персонификация компьютера может рассматриваться, с одной стороны, как положительный фактор, который способствует снижению негативных эффектов, связанных с напряженностью и сложностью компьютеризированной деятельности, с другой - как отрицательный, что приводит к дискомфорту в общении и проявляется в виде деперсонификации пользователя и других изменениях его личности.
Интенсивное развитие информационно-вычислительной техники и ее широкое использование при решении различных технических, научно-исследовательских и управленческих задач обусловило актуальность исследований и разработок, связанных с проблемой повышения эффективности взаимодействия человека с ЭВМ.
Одним из наиболее острых является вопрос о распределении функций, о рациональном сообщения компьютера и творческой деятельности человека.
Решение задачи распределения функций тесно связано с психологическим исследованием основных функций, выполняемых человеком с применением ЭВМ. Наиболее важными функциями, как известно, является принятие решений, диагностика, прогнозирование и планирование.
Дальнейшее повышение эффективности применения ЭВМ и их роли в познавательном прогрессе зависит от перехода на новую структуру взаимодействия пользователя с ЭВМ, при которой человек и машина будут взаимно адаптированы на том уровне точности согласования, что соответствует требованиям развития индивидуального творчества, экономической целесообразности и технической реализуемости.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте коммуникацию человека с ЭВМ как человеческое общение.
2. Какие возникают проблемы при взаимодействии человека с ЭВМ?
Литература: [1, 4, 8, 12, 23, 28, 33].
Методические указания
Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется профессия, может изменяться. Но психологическое изучение профессий может иметь и более самостоятельный теоретический аспект. Многообразие видов трудовой деятельности выдвигало и выдвигает перед психологией труда проблему психологической классификации профессий, выявления общих характеристик психологических черт различных видов труда, нахождение того, что объединяет и, наоборот, разъединяет профессии с психологической точки зрения.
Психологическое изучение конкретных видов трудовой деятельности называется профессиоведение, или професиографиею (описание профессии), а результат изучения - професиограмой. Профессиограмма включает целую совокупность характеристик о данном виде труда; технико-экономические характеристики; социальные, социально-психологические и санитарно - гигиенические характеристики условий труда.
Все многообразие психики так или иначе проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, обусловленный специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.
Психологическое изучение профессий проводится по самым разным схемам, в которые включены вопросы, охватывающие весь профессиональный материал.
Данную схему можно назвать ориентировочной. Она содержит всего шесть пунктов.
Психологическая классификация профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли психологических факторов в работе. Она нужна и для практических исследований.
Изучая тему надо уяснить , что абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы те же качества имеют разные от