Измерение опыта потока в повседневной жизни
Кроме вышеописанных качественных характеристик опыта потока было выделено количественное его измерение, названное сложностью или полнотой опыта. Переживания потока составляют континуум, верхний полюс которого представляет состояние «глубокого потока», характеризующееся наличием всех вышеуказанных элементов, а также особо интенсивными переживаниями чувства контроля, силы, власти, слияния с окружением. Противоположный полюс, названный микропотоком (micro-flow) обладает этими характеристиками в минимальной степени.
Переживания глубокого потока обычно оцениваются как резко отличные от опыта обыденной жизни, «более высокие». Поток максимальной степени близок к визионерскому опыту. Такое переживание сопровождается чувством вселенской гармонии, просветления. Все воспринимаемое приобретает новый, особый смысл. Человек переживает «океанические чувства» единения с миром, осознает смысл своего существования. Полный перечень отличий опыта глубокого потока (на примере скалолазов) от опыта повседневной жизни приведен в таблице 1.
Понятие микропотока Чиксентмихайи вводит также и для объяснения существования в обыденной жизни каждого человека целого ряда бесполезных и внешне никак не подкрепляемых активностей, таких как по-хаживание туда-сюда, насвистывание какого-нибудь мотива, верчение в руках предмета и т.п. Автор полагает, что деятельности такого рода позволяют человеку контролировать свой опыт, дают чувство внутренней свободы, структурируют время и являются защитой от скуки и тревоги.
Первые исследования микропотока проводились с помощью дневников, куда испытуемые должны были записывать все необязательные и внешне не вознаграждаемые деятельности, которыми они занимались в течение 48 часов. Таким образом были выявлены паттерны активностей, используемых испытуемыми для получения состояния микропотока. В самоотчетах испытуемых было указано множество такого рода активностей, которые автор разбил на шесть основных групп: (1) деятельность в плане воображения (мечтания, разговор с самим собой, с растениями и с домашними животными, напевание про себя); (2) восприятие (праздное наблюдение за другими людьми и предметами, смотрение телевизора, слушание радио или магнитофона, чтение); (3) оральная деятельность (курение, жевание жевательной резинки); (4) моторная активность (похаживание туда-сюда, прогулки, физические упражнения, верчение в руках цепочки,
Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности
брелка и других предметов); (5) творческая деятельность (рисование, музицирование, шитье, писание писем, рисование каракулей); (6) социальная активность (хождение по магазинам, болтовня, участие в вечеринках, секс). В результате оказалось, что самой распространенной группой деятельности микропотока является социальная (82% испытуемых), на втором месте — моторная деятельность (61%), на третьем — активность воображения (32%), на четвертом — восприятие (31%) и на пятом — оральная (27%). В общем числе отмеченных активностей оральная и творческая деятельность занимали около 10%, больше всего было названо социальных актив-
Опыт глубокого потока в скалолазании (по: Csikszentmihalyi, 1975)1
Таблица 1
Обычная жизнь | Опыт скалолазания |
Информационный шум: отвлечения и неустойчивое внимание | Однонаправленность сознания |
Нечеткость ограничений, требований, мотивации, решений и обратной связи | Ясность и управляемость ограничений, требований, мотивации, решений и обратной связи |
Разделение действия и осознания | Слияние действия и осознания |
Скрытые, непредсказуемые опасности, неуправляемые страхи | Опасности очевидны, их можно оценить и контролировать |
Тревога, беспокойство, смятение | Счастье, здоровье, дальновидность. |
Рабское подчинение часам, жизнь в постоянной спешке | Время вне времени, безвременье (потеря чувства времени) |
Постоянный бег за приманкой, озабоченность внешним, материальным и социальным вознаграждением, направленность на результат | Ориентация на процесс, интерес к самоценным, внутренним наградам, стремление к бесполезному |
Разделение сознания и тела | Интеграция сознания и тела |
Непонимание себя, ложное самосознание, конфликт между разными Я | Понимание «истинного Я», интеграция личности |
Приблемы в общении с другими людьми, маски, статусы, социальные роли, вносящие неравноправие, ложная независимость или ошибочная зависимость | Прямое и непосредственное общение с людьми на равных, реальная и добровольно принимаемая зависимость от других |
Неопределенность с местом человека в природе и во вселенной; нарушение законов природы, уничтожение природы | Чувство места человека во вселенной, единство с природой |
Поверхностные интересы, отсутствие глубины, плоские смыслы | Глубина, насыщенность, встреча с истинно важным |
1 Цит. по: Crook J.H. The Evolution of Human Consciousness. Oxford, Eng., 1980. P. 322.
18 Зак. 1662
274 Тема 12. Психология мотивации
ностей (29%), а моторных, воображения и восприятия было 25, 20 и 16%, соответственно. С возрастом количество всех, кроме социальной, активностей микропотока уменьшается. Кроме того, было обнаружено, что тип предпочитаемых деятельностей микропотока корреллирует с некоторыми личностными чертами, такими, как отчуждение или чувство собственной неполноценности (напр., отчужденность коррелирует с предпочтением оральной активности и деятельности воображения).
Было проведено специальное исследование, в котором 20-ти испытуемым давалась инструкция избегать таких деятельностей в течении 48 ч. Результаты этого исследования показали, что в целом депривация микропотока отрицательно сказывается на настроении и самочувствии испытуемых. Они чувствовали себя более напряженными, раздражительными, настороженными, недружелюбными и угнетенными, чем обычно. Некоторые самоотчеты, полученные в период депривации, напоминали самоотчеты больных шизофренией. Все это позволило сделать вывод о важности и необходимости переживания опыта микропотока для нормального функционирования психики1.
Следующим этапом изучения потока в обыденной жизни явилось применение метода выборочного описания опыта (Experience Sampling Method, в дальнейшем ESM). ESM представляет собой методику, позволяющую, не вырывая испытуемого из обыденной жизни, получить от него подробный отчет о его действиях, мыслях, состоянии, т.е., фактически, мгновенный срез потока сознания. Испытуемому дается пачка опросных листов и специальное устройство, которое он должен постоянно носить с собой. С помощью этого устройства в случайные моменты времени в течение дня ему посылается сигнал, по которому он должен прервать, если это возможно, текущую деятельность и заполнить опросный лист2.
Вопросы, включенные в ESM, позволяют получить информацию о «внешних и внутренних координатах опыта». Под внешними координатами подразумеваются события и действия испытуемого. Информацию о них несут ответы на вопросы типа: «Где Вы находитесь?», «Что Вы делаете?» и т.п. Внутренними координатами опыта считаются эмоции, познавательные процессы и мотивация (или воля). Эмоциональная составляющая измеряется с помощью шкал семантического дифференциала, включающих пункты «аффекта» (например: веселый — грустный) и «активации» (возбужденный — спокойный). Когнитивная эффективность измеряется однонаправленными шкалами типа: «Насколько Вы сосредоточены?», «Насколько Вам трудно сосредоточиться?»,
1 См.: Csikszentmihalyi M. Beyond Boredum and Anxiety. The Experience of Play in
Work and Games. Chicago, 1975.
2 См.: Csikszentmihalyi M., Larson R. Validity and Reliability of the Experience Sampling
Metod // Journal of Nervous and Mental Disease. 1987. Vol.175. № 9. P. 529-536; Massimi-
ni F., Carli M. The Statistic assesment of Flow in daily Experience // Optimal Experience.
Psyhological Studies of Flow in Consciousness / Csikszentmihaliy M., Csikszentmihaliy I.
(Eds.). Cambridge, 1988.
Макалатия А.Г, Опыт аутотелической деятельности 275
«Насколько Вы осознаете себя?» По мнению авторов, это измерение отражает возможность человека эффективно использовать свою психическую энергию. И, наконец, на мотивационный компонент опыта направлены вопросы о причинах выбора данной деятельности и желании заниматься ею. Кроме этого, в опросник включены пункты о воспринимаемом соотношении вызовов и умений в текущей деятельности, переживании времени и т.п. Таким образом, опросный лист позволяет получить информацию о присутствии или отсутствии практически всех элементов потока. В зависимости от целей конкретного исследования эти пункты могут быть модифицированы или дополнены. Этот метод нашел достаточно широкое применение: мониторинг опыта повседневной жизни испытуемых, выделение регулярных паттернов в потоке сознания и обнаружение их связей с чертами личности испытуемого или ситуативным контекстом1. Но мы остановимся только на его вкладе в исследования собственно опыта потока.
Одна из задач заключалась в проверке предположения о том, что поток действительно является оптимальным опытом, т.е. что баланс воспринимаемых требований и умений сопровождается высокими показателями по всем остальным измерениям элементов опыта. В более широкой формулировке эта задача состояла в проверке следующего из концептуальной модели (рис. 1) вывода о функциональной зависимости качества опыта от соотношения требований и умений. Первые результаты оказались обескураживающими: из всех показателей ESM с наличием баланса воспринимаемых требований и умений коррелировал лишь один — желание заниматься данной деятельностью. Следовательно, подтвердилась только гипотеза о том, что опыт потока является внутренне мотивированным. Но такой опыт вовсе не обязательно был оптимальным. Теоретическая концепция нуждалась в доработке, которую и произвел Ф. Массимини. Он выдвинул предположение о том, что для достижения высоких показателей по шкалам счастья, удовлетворенности, концентрации и т.д. недостаточно, чтобы воспринимаемые требования и умения находились в равновесии, нужно еще, чтобы они превышали средний для данного человека уровень. Если этого не происходит, человек будет находиться в состоянии апатии, характеризующейся наиболее низкими показателями по всем шкалам, т.е. ситуация почти полного отсутствия требований при столь же незначительных умениях, согласно Массимини, порождает опыт даже более негативный, чем скука или тревога. Эта гипотеза была подтверждена результатами многочисленных исследований с использованием ESM2.
1 См.: Csikszentmihalyi M.. Larson R. Validity and Reliability of the Experience Sampling
Metod // Journal of Nervous and Mental Disease. 1987. Vol. 175. № 9. P. 529-536.
2 См.: Massimini F., Csikszentmihaliy M., Carll M. The Monitoring of Optimal Experience.
A Tool for Psychiatric Reabilitation // Journal of Nervous and Mental Disease. 1987. Vol. 175.
№ 9. P. 545-549; Massimini F., Carli M. The Statistic assesment of Flow in daily Experience
// Optimal Experience. Psyhological Studies of Flow in Consciousness / Csikszentmihaliy M.,
Csikszentmihaliy I. (Eds.). Cambridge, 1988.
Тема 12. Психология мотивации
Как видно из рис. 2, качество опыта зависит не только от соотношения воспринимаемых требований и умений, но и оценки тех и других относительно субъективного среднего. В результате сочетаний различных уровней требований и умений в данной модели выделяются восемь состояний, отличающихся по своим феноменальным характеристикам. Состояние потока возникает только в одной из восьми зон, где уровни требований и умений соответствуют друг другу и превышают субъективные средние. Четыре из показанных на рисунке состояний считаются основными: поток, скука, тревога и апатия.
Требования |
субъективное среднее
Умения
Рис. 2. Схема зависимости переживаемых состояний
от воспринимаемого соотношения требований и умений
(по: Massimini, Carli, 1988)
На рис. 3 представлена зависимость измерений опыта от основных состояний. Следует подчеркнуть, что ранняя модель потока теперь рассматривается как частный случай этой схемы. Видно, что в состоянии потока все эти показатели достигают своего максимума, а при апатии они минимальны. Состояние скуки характеризуется относительно высоким контролем при отсутствии концентрации, тревога же сопровождается довольно высокой концентрацией и потерей контроля. Удовольствие от деятельности, получаемое в этих двух состояниях, невелико, но все же немного выше, чем при апатии.
Согласно Чиксентмихайи, поток является ведущим фактором, двигателем развития человека и общества в целом. Чтобы понять, как это происходит, рассмотрим динамику опыта в процессе занятия какой-либо деятельностью. По мере упражнения в деятельности умения совершенствуются и в некоторый момент начинают превышать требования. Деятельность перестает приносить наслаждение, становится скучной. Поскольку утра-
Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности
о.о --
-0,6 - -
удовольствие
контроль
концентрация
Поток
Скука
Апатия
Тревога
Рис. 3. Зависимость измерений опыта от состояний, определяемых
соотношением требований и умений (по: Massimini, Carli, 1988): по вертикальной оси отложены средние нормированные значения показателей качества опыта по ESM; по горизонтальной оси — четыре базовых состояния, определяемых по соотношению требований и умений
тить уже приобретенные умения практически невозможно, единственный путь для возвращения баланса — взяться за более сложную задачу. Для поддержания состояния потока человеку приходится все время искать что-то новое, чтобы на полную мощность использовать свое внимание и возросшие умения, вырабатывать новые навыки, чтобы противостоять более сложным требованиям (вызовам).
Но наслаждение деятельностью может привести не только к положительным последствиям. Если человек слишком вовлечен в деятельность, он может стать настолько зависимым от узкого множества вызовов, что вне этой области все будет казаться ему скучным и бессмысленным. Превращая работу в наркотик, аутотелический опыт может сделать человека зависимым от нее.
В обыденной жизни в современном индустриальном обществе переживание потока стало довольно редким. Опыт обыденной жизни не структурирован, «постоянные случайности буквально вламываются в нашу концентрацию». Это заставляет людей искать поток в деятельностях досуга и в результате приводит к тому, что «жизнь человека разрывается между нудной работой и бесполезным отдыхом»1.
1 Csikszentmihalyi M. Leisure and Socialization // Social Forces. 1981. Vol.60. №. 2. P. 112.
278 Тема 12. Психология мотивации
В последнее десятилетие в работах Чиксентмихайи и его последователей произошла экспансия данного направления на соседние области знания: социальную психологию, антропологию, культурологию. Решаются задачи определения места опыта потока в развитии культуры, оценки его роли в функционировании социальных систем и т.п.1. К сожалению, вопрос о психологических механизмах, лежащих в основе этого феномена, практически не обсуждается, тогда как в работах более раннего периода эта проблема неоднократно поднималась, причем авторы подчеркивали ведущую роль внимания как одной из ключевых детерминант данного явления2.
1 См.: Csikszentmihalyi M., Csikszentmihaliy I. (Eds.) Optimal Experience. Psyhological
Studies of Flow in Consciousness. Cambridge, 1988; Csikszentmihalyi M. Flow: The Psyhology
of Optimal Experiense. N. Y., 1990; Csikszentmihalyi M. The Evolving Self: A Psychology of
Third Millenium. N. Y., 1993; Csikszentmihalyi M. Finding Flow. N. Y., 1997.
2 См.: Csikszentmihalyi M. Attention and the Holistic Approach to Behavior // The
Stream of Consciousness / Pope K.S., Singer J.K. (Eds.). N. Y., 1978; см. также Дорма-
шев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1999. С. 245-252.
Мотивация и личность. Защитные механизмы личности
Л. Хьелл, А- Зиглер
[МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ]1
Природа тревоги
Самые первые результаты Фрейда в терапии расстройств, которые по своему происхождению были скорее психическими, чем физиологическими, вызвали у него интерес к происхождению тревоги. Эта заинтересованность впервые привела его (в 1890-е годы) к предположению о том, что тревога, испытываемая многими его пациентами-невротиками, являлась следствием неадекватной разрядки энергии либидо. В дальнейшем он заключил, что состояние нарастающего напряжения является результатом не находящей выхода энергии либидо. Возбуждение, не завершившееся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах страха. Однако по мере накопления опыта в лечении неврозов Фрейд пришел к пониманию, что подобная интерпретация тревоги и страха является неверной. Спустя 30 лет он пересмотрел свою теорию и пришел к следующему выводу: тревога является функцией Эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога как таковая дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом2.
Откуда берет начало тревога
Согласно приведенному тезису, первичный источник испытываемой человеком тревоги коренится в неспособности новорожденного справляться с внутренним и внешним возбуждением. Так как младенцы не способны контролировать свой новый мир, их переполняет диффузное чувство
1 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. С. 127-133.
2 См.: Freud S. Inhibitions, symptoms, and anxiety. London: Hogarth, 1926. Vol. 20.
280 Тема 12. Психология мотивации
надвигающейся опасности. Эта ситуация вызывает травмирующее состояние, известное как первичная тревога, примером которой может служить сам процесс рождения. С точки зрения Фрейда, переживание биологического отъединения от матери является травмирующим, и поэтому последующие ситуации разъединения (например, ребенок остается один; он покинут в темноте или обнаружил незнакомого человека там, где ожидал найти мать) вызывают реакцию сильной тревоги. Подобное ощущение сильного стресса и беспомощности переживается при рождении, отлучении от груди, а позднее проявляется в страхе кастрации. Все такого рода переживания приводят к возрастанию напряжения и мрачным предчувствиям.