Опыта аутотелической деятельности
Первоначально главная цель исследований формулировалась как описание и анализ субъективного опыта, порождаемого внутренне мотивированной деятельностью. Средствами, релевантными такой задаче, являются различные формы самоотчета. В качестве основного инструмента исследования на первом этапе применялась техника интервью и различные виды опросников. Интервью и опросы проводились с людьми, деятельность которых априорно предполагалась полностью или частично внутренне мотивированной и приносящей непосредственное наслаждение (ученые, путешественники, хирурги, баскетболисты, пловцы-марафонцы, шахматисты, композиторы, танцоры рок-н-ролла и др.). Это предположение было подтверждено результатами исследований. Опрашиваемые (респонденты) говорили, что даже при наличии внешних подкреплений, основным стимулом к продолжению или возобновлению деятельности служит она сама. Аналогичный вывод позволял сделать анализ ответов на опросник, в котором предлагалось проранжи-ровать источники удовольствия от деятельности. Большинство респондентов поставили на первое место пункты «удовольствие от деятельности самой по себе» и «опыт, доставляемый деятельностью». Эти пункты значимо предпочитались таким позициям как «соревнование», «престижность деятельности» и т.п. Причем степень аутотеличности, т.е. предпочтение непосредственного наслаждения деятельностью всем остальным источникам удовольствия, оказалась положительно коррелирующей с субъективной оценкой степени вовлеченности в эту деятельность1.
Дальнейшие исследования охватили гораздо более широкий круг респондентов и позволили выявить некоторые универсальные черты опыта, появляющегося в любой аутотелической деятельности, вне зависимости от ее содержания и общие для всех людей, вовлеченных в такую деятельность. В ходе этих исследований было показано, что внутренне мотивированными и приносящими непосредственное наслаждение могут быть не только развлекательные, игровые или досуговые виды активности, но и — при определенных условиях — любая деятельность, в том числе трудовая. Многие респонденты отвечали, что независимо от внешних наград главным стимулом их работы служит сама работа. При этом описываемые ими переживания, хотя и варьировали в деталях, в целом имели сходную структуру и много общих элементов. Такая схожесть описаний позволила Чиксентми-
1 См.: Csikszentmihalyi M. Beyond Boredum and Anxiety. The Experience of Play in Work and Games. Chicago, 1975.
Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности 267
хайи выделить «ядро», субъективных переживаний, сопровождающих внутренне мотивированную деятельность. Этим переживаниям в целом он дал название «опыта потока» (flow experience) или просто потока (flow). Это слово наиболее часто использовали респонденты, описывая свой опыт.
Поток представляет собой комплекс переживаний, состоящий из следующих элементов: (1) оценка требований ситуации как соответствующих воспринимаемым возможностям и умениям субъекта (т.е. их баланс); (2) чувство контроля своих действий и окружения; (3) ясные цели или требования к действиям и быстрая, недвусмысленная обратная связь; (4) «отсутствие Я» — потеря самоосознавания; (5) слияние действия и осознания; (6) высокая степень концентрации внимания; и, наконец, (7) упомянутое выше свойство аутотеличности, т.е. наличие внутренних наград в самом опыте. Рассмотрим эти характеристики подробнее.
1. Баланс требований и умений.Аутотелическая деятельность обыч
но описывается респондентами как «бросающая вызов», предъявляющая
высокие требования. Однако эти требования не должны быть чрезмерными.
Они должны соответствовать возможностям, предоставляемым ситуацией, и
умениям субъекта, чтобы деятельность, с одной стороны, давала чувство силы
и владения ситуацией, а с другой — была «поглощающей», требующей пол
ной самоотдачи. Следует подчеркнуть, что данное соответствие является чис
то субъективным и может не коррелировать с реальной степенью овладения
деятельностью (определяемой, например, спортивным разрядом). В качестве
«вызовов ситуации» выступают задачи, поставленные субъектом перед собой
или сознательно им принятые. Умения тоже определяются как субъектив
ное восприятие себя умелым. Это свойство позволяет опыту потока быть
практически независимым от реальной ситуации.
2. Контроль.При оптимальном соотношении (т.е. соответствии
друг другу) требований и умений действия сопровождаются чувством
полного контроля ситуации. В переживании субъекта этот элемент опы
та потока может варьировать от простого «отсутствия опасений потерять
контроль» до чувства титанической силы и власти. Причем такие пере
живания могут порождаться в деятельности, казалось бы, совсем к ним
не располагающей. Например, один шахматист описывал свои ощущения
во время игры следующим образом: «Я получаю титаническое ощуще
ние власти. Я чувствую себя бесконечно сильным, мне кажется, что судь
ба всех остальных людей в моих руках. Я хочу убивать!»1. Кроме того,
контроль может переживаться как полная уверенность в правильности
своих действий. В самоотчетах респондентов довольно часто встречаются
фразы типа: «Я чувствую, что просто не могу сделать неверного шага»;
«Все, что ты делаешь — существенно, каждое движение превосходно и
необходимо»2.
1 Там же. С. 44.
2 Там же. С. 104, 136.
268 Тема 12. Психология мотивации
3. Ясные цели и обратная связь.В состоянии потока деятельность
управляется четкими правилами. В каждый данный момент человек точ
но знает, что ему нужно делать дальше. Можно сказать, что аутотелическая
деятельность создает собственную редуцированную реальность, замкнутый
микромир, в котором не существует противоречий. У человека, находяще
гося внутри него, не возникает сомнений или проблемы выбора. Существу
ет один и только один правильный способ действий. Оценка происходит
автоматически, без участия рефлексии. «Чувствую: хорошо или плохо»1 —
так обычно описывается это состояние.
4. Отсутствие Я. Это переживание, на наш взгляд, наиболее точно
описывается словом «самозабвение». Действуя, человек забывает себя, не
может ответить на вопрос: «кто я?». Однако, «потеря Я» не означает по
терю чувства реальности собственного существования. Теряется только
«представление Я», — знание о себе в терминах социально-ролевой при
надлежности. «Это приятное чувство растворенности. Ты становишься
как робот, нет, скорее как животное ... теряясь в кинестетических ощу
щениях барса, царящего над скалами». Так описывает это переживание
один из альпинистов2.
5. Слияние действия и осознания.Это переживание раствореннос
ти в действиях, нераздельности себя и окружения, гармонии с ситуаци
ей. «Ты больше не участвующий наблюдатель, ты только участник. Ты
двигаешься в гармонии со всем остальным, ты часть чего-то»3. Исчезает
рефлексия, сознательная оценка и управление действиями. Действия сле
дуют друг за другом согласно какой-то своей внутренней логике и ка
жутся не нуждающимися в сознательном вмешательстве деятеля. При
этом ясное осознание своего тела и своих движений, как правило, сохра
няется. Хорошей иллюстрацией такого рода переживаний является ци
тата из интервью танцора : «Я думаю, я осознаю себя, но я не использую
это осознание так, как использую его обычно. Я осознаю себя, но когда я
танцую, я не использую мое осознание для того, чтобы контролировать
себя или направлять движения моего тела. По-видимому, я просто суще
ствую»4.
6. Концентрация внимания.Все вышеописанные переживания не
разрывно связаны с еще одним важнейшим аспектом потока — концент
рацией внимания. В состоянии потока человек не думает ни о чем, кроме
непосредственно выполняемых действий. «Когда я начинаю работу, я как
будто закрываюсь от всего мира»5. Интенсивная концентрация может под-
1 См.: Csikszentmihalyi M. Beyond Boredura and Anxiety. The Experience of Play in
Work and Games. Chicago, 1975. P. 125.
2 Там же. С. 87.
3 Там же. С. 86.
4 Там же. С. 104.
5 Там же. С. 123.
Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности 269
держиваться длительное время без каких-либо усилий. «Моя концентрация как дыхание. Я никогда не думаю о ней»1. Все внешние по отношению к деятельности содержания уходят из сознания, исчезают воспоминания о неприятностях и проблемах, не связанных с наличной ситуацией. Респонденты сравнивали воздействие этого опыта с результатами психотерапии. Следствием такой концентрации могут быть отмечаемые в этом состоянии изменения восприятия окружающего, нарушение чувства времени (часы проходят как минуты) и т.п.
Все эти элементы Чиксентмихайи включил в операциональное определение потока. Иначе говоря, присутствие в том или ином виде в самоотчете испытуемого вышеописанных переживаний, а также оценка им данной деятельности как самоценной позволяет идентифицировать опыт этой деятельности как опыт потока.
Кроме основных характеристик, можно указать еще некоторые, не являющиеся определяющими, но так же характерные для потока. Так, деятельность, в которой он появляется, нередко воспринимается участниками как несоревновательная и творческая. При ответе на пункт вопросника «На что больше всего похожа эта деятельность?» большинство респондентов выбрали альтернативу «Понимание или открытие чего-то нового».
Итак, на первом этапе был описан особый опыт, названный опытом потока. Это определенный вид переживания, которое человек испытывает в процессе какой-либо деятельности, причем само это переживание имеет самостоятельную ценность, независимо от содержания деятельности и может служить достаточным стимулом для продолжения или возобновления деятельности, в которой оно появилось.
Факторы потока
Основным, определяющим, фактором Чиксентмихайи считает соответствие воспринимаемых требований ситуации и возможностей для действия воспринимаемым способностям к действию и умениям субъекта. При нарушении этого оптимального соотношения в сторону превосходства умений над требованиями деятельность перестает приносить удовольствие и становится скучной. Сдвиг в противоположную сторону, т.е. когда требования превышают умения, тоже сопровождается сменой знака переживания на отрицательный: в таких случаях человек испытывает тревогу, чувство беспомощности перед захлестывающими его требованиями. Зависимость качества опыта от соотношения требований (вызовов) и умений схематически показана на рис. 1.
На горизонтальной оси графика рис. 1 представлены умения, а по вертикальной — требования (вызовы). В случае их соответствия (зона, выделенная штриховкой) человек испытывает так называемый оптимальный
1 Там же. С. 86.
270 Тема 12. Психология мотивации
тревога
03 ; н I . ,g i беспокои-х |
ство |
О
5| /\\\V скука
g hOxY тревога
03 l\\>-__________________________
Способности к действию (умения)
Рис 1. Модель состояния потока (по: Csikszentmihalyi, 1975, с. 49)
опыт, наслаждение от деятельности или состояние потока. При нарушении этого соответствия в сторону превосходства требований (область над диагональю) возникает сначала беспокойство, а затем чувство тревоги. Отклонение в противоположную сторону вначале приводит к скуке, которая переходит в тревогу, когда несоответствие становится слишком большим.
Как отмечалось выше, соответствие между требованиями и умениями является чисто субъективным и, хотя в какой-то мере зависит от объективных показателей успешности деятельности, не определяется ими полностью. Возможность достижения такого баланса в данный момент в свою очередь определяется двумя независимыми факторами: характеристиками деятельности и личностными свойствами субъекта.
Рассмотрим фактор деятельности. Как уже было отмечено, существенной чертой опыта потока является его независимость от конкретного содержания той деятельности, в которой он возникает. Однако поток появляется внутри одних деятельностей чаще, чем внутри других. Общими характеристиками таких активностей являются:
1) четкая структурированность деятельности, т.е. объективное нали
чие в ней ясных целей и быстрой, однозначной обратной связи;
2) в деятельности должна присутствовать в явном виде возможность
для субъекта самому варьировать требования и ставить себе задачи;
3) стимулы, релевантные деятельности, должны быть легко отличи
мы от нерелевантных; искусственное ограничение стимульного поля тоже
облегчает вхождение в поток.
Возникновению опыта потока способствует также предрасположенность человека воспринимать данную деятельность как приносящую удовольствие, самоценную, не ориентированную на результат. В действи-
Макалатия А.Г, Опыт аутотелической деятельности 271
тельности, количество активностей, мотивированных чисто внутренне, сравнительно невелико. Большинство деятельностей так или иначе подкрепляется извне, но, согласно самоотчетам, в подавляющем числе случаев потока ведущую роль играет внутренняя мотивация. Предрасположенность к восприятию той или иной деятельности как внутренне мотивированной во многом зависит от культуры, в которой живет индивид и его социального окружения. Любое общество предоставляет своим членам особые деятельности досуга, специально предназначенные для получения удовольствия. Существуют и более специфические культурные влияния. Так, например, во многих восточных культурах существуют особые системы религиозных предписаний, выполняющих, по сути, функцию ориентации на поток. Основными для них являются ориентация на настоящее: «не жалей о прошлом и не тревожься о будущем» и принцип «действуй, не думая о результатах», т.е. как бы выделение себя из временной и причинно-следственной перспективы1. Подобные рекомендации встречаются и в современных психотерапевтических системах, например, знаменитое «действуйте здесь и теперь» или «ориентация на бытие»2.
Свободный выбор деятельности, исходное (до возникновения потока) отсутствие конкурирующей мотивации так же выступает как фактор ауто-теличности, хотя, по мнению Чиксентмихайи, не является обязательным. Даже вынужденный труд может доставлять удовольствие при достижении баланса требований и умений. Но возможность трансформации первоначально неприятной деятельности в приносящую удовольствие вплотную зависит от личностных свойств самого человека. Путем так называемого когнитивного переструктурирования, включающего в себя: (а) направление внимания на другие аспекты ситуации и собственной деятельности в ней, (б) постановку дополнительных задач или наоборот, (в) игнорирование непосильных требований, возможно достичь переживания потока в любой деятельности, ничего не меняя в реальной ситуации. Показано, что даже монотонная работа на конвейере некоторым людям может приносить положительные переживания3.
Было выявлено, что люди различаются в своей способности к когнитивному переструктурированию. Эта способность коррелирует с некоторыми личностными чертами, т.е. люди определенного типа склонны чаще переживать подобный опыт. По наблюдениям Р. Логана, этим людям обычно свойственны большая направленность вовне, на окружающее, отсутствие склонности к рефлексии и высокий уровень самоконтроля4. Им удается с
1 См.: Судзуки Д. Основы Дзен-Буддизма. Бишкек, 1993.
2 См. напр.: Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
3 См.: Csikszentmihalyi M., Graef R. The Experience of Freedom in Everyday Life //
American Journal of Community Psyhology. 1980. Vol. 8. P. 401-414.
' См.: Logan R. // Csikszentmihalyi M., Csikszentmihaliy I. (ed.). Optimal Experience. Psyhological Studies of Flow in Consciousness. Cambridge, 1988.
272 Тема 12. Психология мотивации
помощью когнитивного переструктурирования достичь потока даже в самых нерасполагающих к этому условиях. Более того, для такой аутотели-ческой личности потоком может стать вся жизнь.