Различные концепции интринсивной и экстринсивной мотивации
Какого-либо единства взглядов по вопросу о том, чем различается интринсивно и экстринсивно мотивированное поведение, до сих пор не существует (что подтвердили, например, материалы опроса, проведенного среди специалистов по психологии труда). Можно выделить, по меньшей
1 Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 2. С. 234-239. В источнике внутренняя мотивация обозначается как интринсивная, а внешняя - как экстринсивная. (Примечание редакторов-составителей.)
Хекхаузен X. Экстринсивная и интринсивная мотивация 261
мере, шесть различных концепций, выдвигающих на первый план разные аспекты различий или в поведенческих проявлениях, или в отношении основополагающих процессов1. Общим для всех них является лишь понимание интринсивно мотивированного поведения как совершающегося ради себя самого или ради тесно с ним связанных целевых состояний, как не могущего быть лишь простым средством достижения инородной по отношению к такому поведению цели.
Влечения без редукции влечения
В первой концепции утверждается лишь то, что интринсивно мотивированное поведение не направлено на удовлетворение физических потребностей типа голода, жажды и избегания боли. Одновременно постулируются упомянутые выше дополнительные влечения типа исследовательских, манипулятивных и т.п., которые не подчинены восстановлению организмом нарушенного гомеостаза. Подобные влечения не связаны с редукцией влечения. <...>
Самоутверждение
Четвертая концепция представлена работой де Чармса2. Подобно Уайту3, он видит первичную мотивацию в том, чтобы чувствовать свою эффективность, ощущать себя источником изменений в окружающем мире <...>. Это стремление быть причиной собственных действий представляет собой не какой-либо особый мотив, а некоторый руководящий принцип, который пронизывает различные мотивы. Требования окружения, обещанные вознаграждения и возможные наказания, внешнее давление — все это может снижать уровень переживаемого самоутверждения, вплоть до появления ощущения полной зависимости (ощущения себя пешкой).
Человек стремится противостоять этому, и чем лучше ему это в конкретном случае удается, тем сильнее он ощущает себя хозяином положения, тем больше он получает радости от своей деятельности и тем значительнее его интринсивная мотивация; но чем хуже ему это удается, тем сильнее он ощущает себя игрушкой внешних обстоятельств, тем больше он воспринимает свою деятельность (даже и успешную с внешней стороны) как обесцененную и мотивированную лишь внешне. Отсюда де Чармс делает два кажущихся парадоксальными вывода о воз-
1 Далее в тексте приведены критерии различения экстринсивной и интринсивной мотивации, используемые лишь в трех концепциях. (Примечание редакторов-составителей.)
2См.: de Charms R. Personal Causation. N. Y., 1968.
3 См.: White R.W. Motivation reconcidered: The concept of competence // Psychological Review. 1959. 66.
262 Тема 12. Психология мотивации
действии внешних подкреплений. Как мы увидим ниже, эти выводы решающим образом повлияли на дальнейшие исследования и в основных своих чертах подтвердились. Первый вывод гласит: если человек вознаграждается за нечто, что он делает или сделал по собственному желанию, то такое вознаграждение будет способствовать ослаблению интринсивной мотивации. Второй вывод гласит: если человек не вознаграждается за неинтересную, предпринятую им только ради вознаграждения деятельность, то интринсивная мотивация к ней может усилиться.
Инициаторами экспериментальных исследований в этой области были прежде всего Липпер1 и Деси2, развившие концепцию де Чармса в теоретико-атрибутивном духе. Липпер исходил из бемовской теории восприятия себя3. Если за некоторую активность, которую человек и так охотно проявляет, он получает дополнительное вознаграждение, то свое действие он воспринимает как «сверхподтвержденное» и начинает сомневаться: совершил бы он его по одной только доброй воле? Второй вывод де Чармса (о повышении интринсивной мотивации и после несостоявшегося вознаграждения) можно получить как следствие из объяснительных возможностей теории недостаточного, подтверждения, разработанной в русле исследований когнитивного диссонанса.
Для характеристики интринсивной мотивации действия Деси использовал два вида переживаний, которые Уайт4 и де Чармс5 поставили в центре своих теорий мотивации, — ощущение своих возможностей (Уайт) и самоутверждение (у де Чармса — субъектная каузальность). Чем выраженнее эти два переживания в сознании действующего субъекта, тем сильнее он внутренне мотивирован. Таким образом, решающей оказывается внутренняя локализация (в смысле теории атрибуции) тех причинных факторов, которые субъект считает ответственными за результат, к которому он стремится или которого он достиг. Внешней же мотивация является или становится тогда, когда достигнутый результат субъект приписывает внешним причинам (а не своим возможностям) и (или) когда он предпринимает действие не столько по своему собственному желанию, сколько в силу внешних последствий типа вознаграждения и наказания. Такое понимание интринсивной мотивации весьма близко концепции мотива как системы самооценки. В частности, дея-
1 См.: Lepper M.R., Greene D., Nisbett R.E. Undermining children's intrinsic interest with
extrinsic rewards: A test of the over justification hipothesis // Journal of Personality and
Social Psychology. 1973. 28; Green D., Lepper M.R. Effects of extrinsic rewards on children's
subsequent intrinsic interest // Child Development. 1974. 45.
2 См.: Desi E.L. Intrinsic Motivation. N. Y., 1975.
3 См.: Bern D.J. Self-perception theory // Berkowitz L. (ed.). Advances in Experimental
Social Psychology. N. Y., 1972. Vol. 6.
4 См.: White R.W. Motivation reconcidered: The concept of competence // Psychological
Review. 1959. 66.
5См.: de Charms R. Personal Causation. N. Y., 1968.
Хекхаузен X. Экстринсивная и интринсивная мотивация 263
тельность достижения в этом случае оказывается тем сильнее мотивированной интринсивно, чем значительнее ее ориентированность на успех, т.е. чем больше она определяется внутренней локализацией причин результата действия, связанной с проверкой своих возможностей и не нуждающейся ни в каких внешних подкреплениях.