Эксперимент по исследованию научения
Калфи и Андерсон3 не были удивлены своими результатами, чего нельзя сказать про двух более ранних исследователей (1908!). Теперь, 70 лет спустя, следуя по стопам этих пионеров, мы могли бы сказать, какой должна была быть их гипотеза. Но обратимся сначала к эксперименту.
1 Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1982. С. 278-283, 349-352. В книге представлены основные экспериментальные схемы, и
два исследования, приведенные в тексте, являются примерами, соответственно, многоуров
невого и факторного экспериментов. Многоуровневый, или мультивалентный, экспери
мент — это эксперимент с несколькими (более двух) уровнями независимой переменной.
Факторный эксперимент - это эксперимент с двумя или несколькими независимыми
переменными. (Примечание отв. редактора.)
2 «Экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине — пред
положение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая переменная при
нимает максимальное (или минимальное) значение. Основана на представлении о двух
базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую перемен
ную: при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной «нега
тивный» процесс становится сильнее «позитивного»; проверяется только в многоуровне
вом эксперименте» (Петухов В.В. Словарь экспериментатора // Готтсданкер Р. Осно
вы психологического эксперимента. С. 432).
3 См.: Calf ее R.C., Anderson R. Presentation rate effects in paired-associate leaning //
Journal of Experimental Psycology. 1971. 88. P. 239-245. Автор сравнивает приводимое
ниже исследование с многоуровневым экспериментом по запоминанию списка триграмм,
в котором по-разному распределялось общее время их предъявления испытуемым. Наи
лучшие показатели запоминания (13 из 16 предъявленных триграмм) — максимальная
величина зависимой переменной — были получены не при коротких (1с) или длинных
(20 с), а при средних интервалах (4 с) предъявления материала, что соответствовало прове
ряемой экспериментальной гипотезе. (Примечание отв. редактора.)
Готтсданкер Р. [Закон Йеркса-Додсона: исследование научения ...] 249
Экспериментаторами были Роберт Йеркс и Джон Додсон. Йеркс, который интересовался эволюционным развитием, в то время тщательно изучал любопытное маленькое животное под названием танцующая мышь1. Это название связано с тем, что иногда из-за генетического дефекта данная разновидность домашней мыши непрерывно движется по кругу или выписывает восьмерки. Кстати, позже Йеркс провел свои известные исследования на шимпанзе и призывниках на военную службу.
В эксперименте 1908 г. у мыши вырабатывался навык, основанный на различении черного и белого. Перед мышью находились две двери в два туннеля. В каждой пробе мышь осторожно вынуждали войти в тот или другой туннель, постепенно уменьшая с помощью листа картона пространство камеры перед туннелями. Стены и потолок одного туннеля, как и пространство перед входом в него, были выложены белым картоном. Второй туннель аналогичным образом выстилался черным картоном. Пол каждого туннеля представлял собой проволочную сетку. Только в том случае, когда мышь входила в белый туннель, через сетку пропускался ток. Пройдя через любой туннель, мышь попадала в свою камеру-гнездо, где ее ожидала мышь противоположного пола. Так что страдание экспериментального животного компенсировалось состраданием.
Мышь не могла научиться избегать удара тока, просто ориентируясь на правую или левую сторону, поскольку местоположение белого и черного туннеля менялось в случайном порядке от пробы к пробе. С каждым животным ежедневно проводилось по 10 проб. Тренировки продолжались до тех пор, пока животное не совершало все пробежки в течение трех дней подряд без ошибок. Например, самец № 128 смог это сделать на 16, 17 и 18-й дни. Очевидно, он научился различать черное и белое к концу 15-го дня. Поэтому можно было считать, что данное животное достигло критерия научения после 150 проб — ведь ежедневно было по 10 проб.
Разным мышам подавали ток различной силы. Он измерялся в условных «единицах стимуляции». Слабый уровень (125 единиц) почти не замечался мышью. «Сильный стимул (500 единиц) был крайне неприятен даже самим экспериментаторам, и мыши также энергично реагировали на него»2. Средний уровень составлял 300 единиц. Действие каждого уровня электроудара исследовалось на четырех мышах — двух самках и двух самцах.
В качестве зависимой переменной было выбрано среднее число проб, необходимых для достижения критерия научения всеми четырьмя мышами. Результаты показаны на рис. 1. Видно, что минимальное значение зависимой переменной, 80 проб, было получено при промежуточном уровне независимой переменной, 300 единицах стимуляции. На самом деле научение при са-
1 См.: Yerkes R.M. The Dancing Mouse. N. Y.: Macmillan, 1907.
2 Yerkes R.M., Dodson J.D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit for
mation // Journal of Comparative Neurology and Psychology. 1908. 18. P. 467-468.
Тема 12. Психология мотивации
200
зоо
Рис. 1. Влияние силы электроудара
на успешность научения (опыты на танцующих мышах): ось абсцисс — сила электроудара (в условных единицах); ось ординат — среднее количество проб, необходимых для достижения критерия успешного решения задач
мой слабой стимуляции было даже хуже, чем показано, поскольку одна из четырех мышей так и не научилась различать черный и белый туннели, и ей условно приписали 200 проб, ибо после них эксперимент прекратился.
Конечно, использование только трех уровней независимой переменной с трудом позволяет квалифицировать эксперимент как многоуровневый. Это беспокоило и Йеркса и Додсона: «Следует иметь в виду, что поскольку использовалось только три интенсивности стимула <...> возможно, наиболее благоприятная сила стимуляции обнаружена не была»1.
Прогресс в понимании
Существует множество экспериментов, в которых гипотеза максимума или минимума вполне оправдана. Между прочим, не нужно считать, что термины максимум и минимум означают в этих экспериментах разное. Если бы в эксперименте Йеркса и Додсона мерой научения служило число правильных ответов, то при 300 единицах стимуляции достигался бы максимум. <...>
Одним из оснований гипотезы максимума (или минимума) является теория двух противоположных основных процессов, определяемых независимой переменной. Причем «негативный» процесс при достижении высокого уровня становится сильнее «позитивного». <...>
Можно показать, что танцующая мышь, учившаяся избегать удара током, <...> должна была различать два туннеля и ассоциировать туннель
1 Yerkes R.M., Dodson J.D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit formation // Journal of Comparative Neurology and Psychology. 1908. 18. P. 482.
Готтсданкер Р. [Закон Йеркса-Додсона: исследование научения ...] 251
с ударом тока или его отсутствием. По свидетельству Йеркса и Додсона, различение было плохим при слишком сильном ударе. «Поведение мышей менялось по мере усиления стимуляции. При сильной стимуляции они выбирали не менее быстро, чем при слабой, однако в первом случае они были менее осторожны и действовали с меньшей осмотрительностью и уверенностью»1. Таким образом, различение стимулов (черного и белого) ухудшалось с увеличением силы удара. Ассоциирование же белого туннеля с ударом (при состоявшемся различении) могло с усилением удара только усиливаться. Следовательно, здесь снова должен был существовать некоторый уровень независимой переменной (силы удара), оптимальный для дискриминационного научения.
Наверное некоторые из вас уже предвосхитили дальнейшее рассуждение. Оно состоит в том, что более сложное различение требует большей осторожности и осмотрительности, чем простое. Это означает прежде всего, что оно протекает медленнее. Более того, оптимальным для его освоения будет удар, более слабый, чем для простого различения. Как раз такие результаты и получили исследователи в своей дальнейшей работе. Вот их заключение: «По мере увеличения сложности различения интенсивность стимула, оптимальная для формирования навыка, приближается к порогу»2. Эта зависимость сегодня известна под названием закона Йеркса—Додсона. Но мы забежали вперед. <...>
Проверка комбинированных гипотез3
С появлением факторных схем в технике экспериментирования совершается еще один шаг вперед. Теперь исследователи попытаются проверять гипотезы о том, каким образом влияют на поведение сразу две независимые переменные, сочетаясь друг с другом. Есть немало примеров, когда мы совершенно уверены, что данная деятельность определяется не единственной независимой переменной. Еще до экспериментов Йеркса и Додсона4 было известно, что на количество проб, необходимых для научения, будет влиять как сила электроудара, так и трудность различения стимулов. <...> У Йеркса и Додсона были основания для конкретного предположения об отношении между комбинациями силы элек-
1 Там же. С. 476.
2 Там же. С. 481.
3 «Комбинированная экспериментальная гипотеза - предположение об отношении
между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых
переменных, с одной стороны, и зависимой переменной - с другой <...>; проверяется толь
ко в факторном эксперименте» (Петухов В.В. Словарь экспериментатора // Готтсдан
кер Р. Основы психологического эксперимента. С. 432).
4 См.: Yerkes R.M., Dodson J.D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit
formation // Journal of Comparative Neurology and Psychology. 1908. 18. P. 459-482.
Тема 12. Психология мотивации
троудара и трудности различия, с одной стороны, и количеством проб, необходимых для достижения критерия научения, — с другой. <...>