Разрушительное действие автономного возбуждения
Выше мы говорили о биологической ценности системы быстрого реагирования на появление угрозы. Однако сильное возбуждение симпатического отдела АНС может стать разрушительным и вредным для организма. Эта оборотная сторона медали особенно очевидна в отношении человека. В нашей ежедневной жизни мы редко сталкиваемся с необходимостью приложения чрезмерных усилий, но наша биологическая природа не изменилась из-за того, что в современном мире больше нет саблезубых тигров. Мы обладаем все той же системой быстрого реагирования, которая служила нашим примитивным предкам и последствия действий которой могут наносить серьезный урон организму.
Вредное действие угрозы на наш желудок или сексуальные функции общеизвестно. В периоды острой тревоги диарея или запор — обычное явление, в те же периоды очень трудно достичь сексуального возбуждения и удержать его. Это объясняется тем, что наши пищеварительные функции и многие аспекты нашей сексуальности (например, эрекция у мужчин и вагинальная смазка у женщин) в основном контролируются парасимпатическим отделом АНС и, следовательно, угнетаются при интенсивном симпатическом возбуждении. Более того, последствия угрозы иногда могут вызывать и такие расстройства, как боли в животе или головные боли. В тяжелых случаях психофизиологические последствия оказываются хроническими, как в случаях с гипертензией или коронарным расстройством, что может привести к параличу, сердечному приступу и даже к смерти <...>.
Боль и действие эндорфинов
Мы рассказали достаточно о том, как организм реагирует на различные угрожающие обстоятельства, но какие же стимулы вызывают реакцию в первую очередь? Значение некоторых из них мы усваиваем через научение (о чем мы поговорим в следующей главе), а некоторые вызывают мгновенную реакцию без какого-либо предшествующего опыта. Примером такого врожденного стимула является боль.
Боль как способность выжить
Кажется парадоксальным, но чувство боли имеет огромную ценность для сохранения жизни, представляя собой в гораздо большей степени благо, чем зло. Это ярко подтверждают редкие примеры детей с врожденной
Глейтман Г., Фридлунд А., РайсбергД Мотивация 99
нечувствительностью к боли. Они часто умирают молодыми, получив многочисленные ранения и имея множество шрамов1. Будучи ребенком, одна такая девушка откусила кончик языка, когда жевала резинку, получила сильные ожоги, усевшись на горячий радиатор, а также имела серьезные вывихи суставов бедер и спины, потому что не могла правильно перевернуться во время сна. Перечисленные травмы стали причиной множественных инфекций, которые привели ее к смерти в 29 лет2.
Снижение боли с помощью эндорфинов
Боль дает нам сигнал к действию, заставляя нас отстраняться от огня, лить холодную воду на ожог или переносить тяжесть тела на другую ногу при растянутой лодыжке3. Однако продолжительная боль может мешать осуществлению важных потребностей организма. К счастью, естественный отбор справился с этой проблемой, организм располагает средствами для облегчения своей боли.
Есть много историй о спортсменах, которые получают травмы, но не чувствуют боли до конца соревнований; подобные же случаи рассказывают о солдатах во время сражения или о родителях, спасающих своих детей. Эти истории говорят о том, что существуют внутренние механизмы, вызывающие анальгезию (нечувствительность к боли). Различные лабораторные эксперименты подтверждают это. Крысы, подвергнутые различным формам дистресса, — например, вынужденные плыть в холодной воде, — действительно становятся менее чувствительными к боли4. Подобный эффект наблюдается и у человека: как ни странно, разряд слабого электрического тока в спине или конечностях может действовать как анальгетик. Таким же свойством обладает акупунктура — древний китайский метод лечения с помощью игл, втыкаемых в различные зоны тела5. Эта процедура снимает боль у людей и животных6.
Какие механизмы лежат в основе этого явления? Вероятно, ответ содержится в химических характеристиках мозга. Давно известно, что боль можно притупить или полностью устранить с помощью наркотиков,
1 См.: Manfredi M., Bini G., Cruccu G. et al. Congenital absence of pain // Archives of
Neurology. 1981. Vol. 38. P. 507-511.
2 См.: Melzack R. The Puzzle of Pain. N.Y.: Basic Books, 1973.
3 См.: Bolles R.C., Fanselow M.S. Endorphins and behavior // Annual Review of
Psychology. 1982. Vol. 33. P. 87-102.
4 См.: Bodnar R.J., Kelly D.D., Brutus M. et al. Stress-induced analgesia: Neural and
hormonal determinants // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 1980. Vol. 4. P. 87-100.
5 Cm. : Mann R., Bowsher D., Mumford J. et al. Treratment of intractable pain by acupuncture
// Lancet. 1973. Vol. 2. P. 57-60.
6 См.: Nathan P.W. Acupuncture analgesia // Trends of Neurosciences. 1978. Vol. 1.
P. 210-223.
100 Тема 12. Психология мотивации
таких, как морфий и другие опиаты. Эти наркотики обычно поступают в организм из внешней среды. Но иногда мозг сам является фармацевтом. В условиях различных дистрессовых ситуаций (включая боль) мозг вырабатывает особый вид опиатов, который потом сам и потребляет. Речь идет об эндорфинах (сокращенное от «эндогенный», произведенный внутри, и «морфин») — группе нейротрансмиттеров, по химическому составу схожих с опиатами типа морфия, модулирующих сигналы боли, направляемые в головной мозг по нервным путям спинного мозга <...>. Оказалось, что разработанные врачами новые опиатные формы действуют по принципу внутренних анальгетиков организма, причем некоторые препараты из группы эндорфинов мозга обладают на самом деле гораздо более сильным действием, чем наркотики, произведенные искусственным путем1.
Плацебо.Многие исследователи полагают, что эндорфины играют определенную роль при снятии боли с помощью плацебо — химически инертных препаратов, которые, тем не менее, действительно уменьшают боль и способствуют выздоровлению <...>. Действие плацебо легко продемонстрировать на примере. В одном из экспериментов нескольким пациентам выдали сладкие пилюли под видом аспирина; другим — те же пилюли под видом морфина2. В обоих случаях пилюли привели к существенному облегчению.
Действительно ли эндорфины принимают участие в оказываемом плацебо эффекте? Чтобы выяснить это, исследователи использовали препараты, блокирующие действие опиатов, такие, как налоксон и налтрек-сон. Эти лекарства обычно дают пациентам при передозировке героина; они-то и стали незаменимым инструментом исследований. Многие опыты показали, что налоксон блокирует эффект снятия боли, вызываемый акупунктурой3, а также эффект плацебо. В одном из таких исследований пациентам давали плацебо после удаления зуба мудрости. Это помогало некоторым пациентам, но не оказывало никакого действия, если пациенты вместе с плацебо получали налоксон4. Вывод заключался в том, что плацебо стимулирует производство эндорфтинов; действие налоксона,
1 См.: Snyder S.H., Childers S.R. Opiate receptors and opioid peptides // Annual Review
of Neuroscience. 1979. Vol. 2. P. 35-64; Bloom F.E. The endorphins: A growing family of
pharmacologically pertinent peptides // Annual Review of Pharmacology and Toxicology.
1983. Vol. 23. P. 151-170; Olson GA., Olson R.D., Kastin A.J. Endogenous opiates: 1994 //
Peptides. 1995. Vol. 16. P. 1517-1555.
2 См.: Evans F.J. The placebo response in pain reduction // Advances in Neurology.
1974. Vol. 4. P. 289-296.
3 См.: Mayer D.J., Price D.D., RaffiA. et al. Acupuncture hypalgesia: Evidence for activation
of a central control system as a mechanism of action // Advances of Pain Research and
Therapy. Vol. 1 / J.J. Bonica, D. Albe-Fessard (Eds.). N.Y.: Raven Press, 1976.
4 См.: Levine J.D., Gordon N.C., Fields H.L. The role of endorphins in placebo analgesia //
Advances of Pain Research and Therapy. Vol. 3 / J.J. Bonica, J.C. Liebesking, D. Albe-
Fessard (Eds.). N.Y.: Raven Press, 1979.
ГлейтманГ., Фридлунд А., РайсбергА- Мотивация
следовательно, блокирует работу эндорфинов. Дальнейшие исследования показали, что хотя налоксон может уменьшать действие плацебо, он не устраняет его совсем. Это свидетельствует о том, что существуют другие способы снятия боли, не включающие эндорфиновую систему1. У людей ярким примером обезболивания в обход эндорфинового механизма является гипноз. Гипнотическое избавление от боли имеет достаточную силу, чтобы применяться периодически в хирургии, и его анальгезирую-щий эффект не страдает от налоксона2.
Зачем организму многочисленные обезболивающие системы? Ответ (по крайней мере, частичный) зависит от продолжительности боли: кратковременная боль, вероятно, снимается с помощью эндорфинов, но если боль продолжается, то в действие вступают другие механизмы. Если же стрессоры действуют особенно долго, тогда эндорфиновая система, вероятно, снова начинает действовать, чтобы справиться с болью3.