Данные, относящиеся к изучению эффектов. Психологические эффекты, возникающие при изменении привлекательности доступных альтернатив
Еще раз напомню, что один из главных методов, с помощью которых может быть уменьшен диссонанс, возникающий после принятия решения, состоит в изменении привлекательности доступных альтернатив таким образом, чтобы различие в привлекательности между выбранной и отвергнутой альтернативой по возможности увеличилось.
Оценить подобное изменение можно достаточно легко, по крайней мере в относительно простых ситуациях. Такого рода эксперимент, призванный проверить на практике теорию диссонанса, был разработан и
666 Тема 11. Внутренняя регуляция деятельности: психология воли
проведен Бремом. Цель такого эксперимента была достаточно проста, а именно: предоставить субъекту возможность осуществления выбора между двумя объектами и затем оценить изменение степени привлекательности для субъекта каждого из данных объектов до и после того, как им был сделан окончательный выбор. Процедура эксперимента состояла в следующем.
Испытуемым сообщалось, что они принимают участие в проекте по исследованию рынка с целью оценить привлекательность для покупателей товаров массового потребления, изготовленных различными производителями. Фирмы-производители с помощью такого исследования хотели выяснить, каким образом потребители относятся к их товарам, и затем на основании полученной информации организовать широкие кампании по продаже своих товаров с тем, чтобы увеличить свое присутствие на рынке. Каждой испытуемой (а все они были студентками первого курса факультета психологии колледжа) сообщалось, что их группа является только одной из многих принимающих участие в этом проекте. Экспериментатор извинялся перед студентками за то время, которое они потратят не на самообразование, а на проект по изучению рынка. В качестве компенсации за затраченное личное время, по окончании эксперимента каждая из его участниц получит какой-либо подарок от одной из фирм, принимающих участие в этом проекте.
Эксперимент проводился следующим образом: экспериментатор расставлял перед испытуемыми восемь предметов бытового назначения, кратко характеризуя каждый из них. Стоимость каждого из них составляла приблизительно двадцать долларов. Это были предметы самого разного рода: тостер, кофеварка, радиоприемник, настольная лампа, картина-репродукция на шелке, будильник, книга по искусству и электрический гриль. Испытуемым предлагалось внимательно изучить каждый из них.
После того как испытуемые ознакомились с каждым из предметов, им был выдан опросный лист, в котором необходимо было оценить привлекательность каждого из предложенных изделий, учитывая различные его аспекты. Шкала для оценки состояла из восьми баллов, от 1 (совершенно непривлекательное) до 8 (максимально привлекательное).
После этого испытуемым напоминали, что каждая из них получит в подарок в качестве благодарности за участие в исследовании одно из восьми изделий, оцениваемых ими. Была разработана следующая схема: каждой испытуемой предоставлялась возможность выбрать только одно из двух изделий, оцененных ею как привлекательные. Это делалось для того, чтобы, во-первых, исключить вероятность выбора одного и того же изделия несколькими испытуемыми (в таком случае их могло просто не хватить) и, во-вторых, гарантировать каждой испытуемой возможность выбора из достаточно широкого набора изделий (чтобы не могла возникнуть ситуация, когда испытуемая была бы вынуждена выбирать из
Фестингер Л. [Теория когнитивного диссонанса и его исследования] 667
заведомо непривлекательных для нее изделий). После того как девушка делала свой выбор, ее подарок заворачивали в бумагу и отдавали ей, а остальные изделия упаковывались в картонные коробки.
После этого каждой из испытуемых давали прочейть отчет об исследовании, проведенном независимой исследовательской организацией, который был посвящен оценке четырех изделий, уже изученных испытуемой. Отчет содержал перечень положительных и отрицательных характеристик каждого из изделий. После прочтения девушек просили сообщить, что именно в данном отчете привлекло их наибольшее внимание.
Кроме сбора информации, касающейся тех аспектов отчета, которые привлекли наибольшее внимание испытуемых, этот этап эксперимента был необходим для того, чтобы прошел некоторый промежуток времени, перед тем как на следующем этапе эксперимента испытуемым будет предложено еще раз оценить восемь товаров домашнего обихода.
В ходе следующего этапа эксперимента девушек просили еще раз оценить каждое изделие по той же шкале, что и прежде. Экспериментатор объяснял испытуемым, что предыдущая оценка изделий была только предварительной, и теперь, имея в распоряжении большее количество времени, необходимо оценить эти изделия снова. Получив такие окончательные оценки, экспериментатор объяснял истинное содержание и цели эксперимента. Поскольку в то время Брем был всего лишь аспирантом с очень небольшими доходами, понятно, что испытуемые не могли получить данные предметы домашнего обихода в подарок. Студентки, принимавшие участие в эксперименте, восприняли такой поворот событий с сочувствием и пониманием.
Эксперимент был построен таким образом, чтобы обеспечить возможность варьировать число факторов, которые, по теории, должны были оказывать влияние на степень возникающего диссонанса. Два изделия, из числа которых студентка должна была выбрать себе «подарок», были отобраны экспериментатором с учетом того рейтинга привлекательности, который данная испытуемая уже сделала к этому моменту. В каждом случае одно из изделий, включаемых в пару для выбора, было расценено испытуемыми как достаточно привлекательное и имело оценку 5, 6 или 7 баллов. Второе изделие в паре для выбора было отобрано следующим образом: для половины группы испытуемых это изделие имело оценку на один балл ниже, чем первое изделие в паре (то есть 4, 5 или 6 баллов соответственно); для другой же половины группы второе изделие имело оценку в среднем на 2,5 балла ниже, чем первое изделие. Таким образом, условия выбора для первой половины группы испытуемых должны были, теоретически, вести к возникновению более сильного диссонанса, а для второй половины — к возникновению более слабого диссонанса.
Содержание отчетов, предоставленных студенткам для чтения, также было различным. Для одной половины группы два из четырех отче-
Фестингер Л, [Теория когнитивного диссонанса и его исследования] 669
изделия для выбора, испытуемым в этой пятой подгруппе экспериментатор просто вручал какое-либо изделие в качестве «подарка». Изделие, отобранное экспериментатором, было таким, которое получило у членов этой подгруппы оценку 5, 6 или 7 баллов.
Результаты эксперимента, показывающие характер изменения оценочных баллов, полученных изделиями в ходе каждого из этапов оценки, представлены в табл. 1.
Рассмотрим данные, представленные в этой таблице, с точки зрения теории диссонанса. Стремление к уменьшению диссонанса, возникающего после принятия окончательного решения, должно проявиться в увеличении привлекательности выбранного объекта и уменьшении привлекательности отвергнутого объекта. Во всех случаях, где диссонанс был создан принятием окончательного решения (кроме условий, связанных с вручением «подарка»), имело место некоторое уменьшение диссонанса. Величина уменьшения диссонанса была значительной как в условиях высокой, так и низкой степени диссонанса в том случае, когда испытуемой был предоставлен для чтения отчет, касающийся изделий, не входящих в пару для выбора.
Согласно положениям теории диссонанса, чем большее количество когнитивных элементов соответствует положительным качествам отвергнутой альтернативы, тем большей будет степень возникающего диссонанса и, следовательно, тем большим будет стремление к ее уменьшению.
Можно было бы ожидать, что в условиях высокой степени диссонанса, когда привлекательность отвергнутой альтернативы первоначально была выше, чем привлекательность выбранной альтернативы, стремление к уменьшению диссонанса будет более сильным, чем в условиях низкой степени диссонанса. Следовательно, при условии, что попытки к уменьшению диссонанса были эффективными, можно ожидать, что более сильное уменьшение диссонанса будет проявляться в условиях более высокого диссонанса, по сравнению с условиями диссонанса более низкой степени.
Результаты выглядят одинаково как в условиях, когда испытуемым были предоставлены отчеты для чтения, так и в условиях без предоставления такого отчета. В условиях, когда испытуемым были предоставлены для чтения отчеты об исследованиях, посвященные изделиям, входящим в пару для выбора, общее уменьшение степени диссонанса составляло только 0,11 для группы с небольшим диссонансом, а для группы с большим диссонансом это значение составляло 0,79; эти различия являются статистически значимыми.
Когда испытуемые читали отчеты об исследованиях, посвященных не тем изделиям, которые входили в пару для выбора, соответствующие изменения степени диссонанса составляли 0,62 и 0,92 соответственно; различия в этом случае не достигают уровня статистической значимости, хотя направление этих изменений является таким же, как и в предыдущем случае.
670 Тема 11. Внутренняя регуляция деятельности: психология воли
Влияние чтения отчетов, касающихся изделий, входящих в пару для выбора, на уменьшение диссонанса выражено менее отчетливо. Предполагалось, что такого рода отчеты, предоставляя испытуемому возможность приобрести новые когнитивные элементы, упростят ему попытку уменьшения степени диссонанса. Если это предположение является верным, то можно ожидать, что общее уменьшение степени диссонанса, так же как и различия между результатами в условиях высокого и низкого диссонанса, должно быть большим в тех условиях эксперимента, когда испытуемые получали возможность изучить отчеты, касающиеся выбранных и отвергнутых в результате выбора изделий, чем в условиях, когда испытуемые не имели возможности ознакомиться с такого рода отчетами. Последнее из этих двух предположений подтверждено эмпирическими данными. Различие в суммарном значении уменьшения диссонанса в условиях высокого и низкого диссонанса было большим и статистически значимым среди тех испытуемых, которые изучали отчеты, касающиеся выбранных или отвергнутых альтернатив. Для остальных групп испытуемых это различие было меньшим и не было статистически значимым.
В целом же в условиях предоставления отчета для чтения суммарное значение уменьшения диссонанса было ниже, чем в условиях без предоставления его. Такого рода результаты, по всей видимости, обусловлены конкретным содержанием предоставленных отчетов. Оно представляло собой чередование положительных и отрицательных утверждений относительно участвующих в выборе изделий. Например, относительно электрического гриля отчет содержал такую информацию:
«Этот гриль универсален, применяется для приготовления гренок, бутербродов, хот-догов, замороженных вафель и т.д. Противни для приготовления вафель могут быть легко присоединены (шнур и специальные пластины для вафель не включены в комплект; их необходимо приобретать за дополнительную плату). Не рекомендуется нагревать пластины гриля слишком долго при закрытой духовке (более 7—8 минут) — они могут быть повреждены. Индикатор температуры имеет большую погрешность и обычно показывает более низкую температуру. Материал внешней поверхности гриля устойчив к повреждениям, легко отмывается, не ржавеет».
Возможно, что отрицательные характеристики, упомянутые в этих отчетах, были настолько существенными, что после ознакомления с содержанием отчетов для многих испытуемых уменьшение степени диссонанса было затруднительным. Тем самым в условиях высокого диссонанса суммарное значение уменьшения диссонанса было несколько уменьшено, в то время как в условиях низкого диссонанса эффект влияния подобных отрицательных характеристик, содержащихся в отчете, был настолько сильным, что сделал совершенно невозможным какое-либо уменьшение степени возникшего диссонанса.
Фестингер Л. [Теория когнитивного диссонанса и его исследования] 671
Вернемся теперь к обсуждению условий эксперимента, включавших вручение «подарка». Результаты его до сих пор не были проанализированы. Эти условия эксперимента задумывались как контрольные, поскольку существует по крайней мере один дополнительный достаточно правдоподобный способ объяснения некоторых результатов, которые ожидалось получить в эксперименте. Согласно анализу, представленному в последней главе исследования Брема, диссонанс возникает в результате принятия окончательного решения. Когнитивные элементы, соответствующие положительным характеристикам отвергнутой альтернативы, противоречили содержанию знания относительно предпринятого действия. Если в такой ситуации не существует какой-либо отклоненной альтернативы, то в этом случае либо возникает очень небольшой диссонанс, либо диссонанс полностью отсутствует. Если в организации эксперимента отсутствуют контрольные условия, то становится возможным утверждать, что увеличение степени привлекательности выбранной альтернативы является просто-напросто следствием обладания каким-либо предметом.
Ответственный редактор и составители текстов В.В.Петухов, Ю.Б.Дормашев, С.А.Капустин - преподаватели кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова. Более 10 лет ведут целостный курс общей психологии на дневном и спецотделениях факультета. За создание этого курса В.В.Петухов удостоен Ломоносовской премии МГУ (1993) и почетного звания «Заслуженный преподаватель Московского университета» (2001)
Курс общей психологии - фундаментальный для образования психологов всех специализаций,исследователей и практиков. Трехтомное собрание оригинальных психологических текстов, дополняющее любой базовый учебник, предназначено для проведения семинарских занятий по данному курсу и самостоятельного чтения. Во втором томе представлен раздел «Субъект деятельности», в котором органично сочетаются материалы по индивидуальным особенностям человека, его эмоционально-волевой и мотивационным сферам, строению и развитию личности. В первой книге тома (темы 8-11) читатели знакомятся с теориями, методами и результатами изучения способностей, темперамента, характера, различными типологиями индивидуальности, а также внутренней регуляции деятельности - психологией эмоций и воли. Книга может быть интересна и полезна всем,кто увлекается научной психологией и хочет познакомиться с ней по первоисточникам
5-93692-041-0
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тексты в трех томах
Том 1. Введение