Барьеры внутренние и внешние

А. Задачи, не имеющие решения.Дембо2 предлагала своим испытуе­мым — студентам университета — задачи, не имеющие решения, что, одна­ко, не являлось очевидным с первого взгляда. В экспериментах первого типа испытуемый сидел на расстоянии 3,5 м от стола, на котором стояли две бутылки. Испытуемый получал 10 деревянных колец диаметром 15 см. По инструкции от него требовалось набрасывать кольца на одну из буты­лок до тех пор, пока ему не удастся набросить все 10 колец подряд. Предва­рительно экспериментатор установил, что в данных условиях решить эту задачу практически невозможно. В эксперименте второго типа испытуемый находился на огороженной квадратной площадке (со стороной 2,5 м), обра­зованной деревянными планками, лежащими на полу лаборатории. Внутри квадрата стоял стул. На расстоянии 120 см от квадрата находилась под­ставка (высотой 110 см), на которой лежал цветок. По инструкции требова­лось достать цветок рукой таким образом, чтобы ноги все время оставались на квадрате. Испытуемый вскоре находил способ сделать это (встав на ко­лени). Тогда экспериментатор просил его найти второй способ. Часто испы­туемый находил второе решение; он помещал стул между цветком и квад­ратом и доставал цветок, опираясь на стул и не отрывая ног от квадрата. Ободренный успехом, испытуемый получал задание найти третий способ, хотя это было невозможно, несмотря на неоднократные требования экспери­ментатора. Таким образом создавалась новая для испытуемого ситуация неразрешимой задачи. Дембо ободряла испытуемого и, если это было необ­ходимо, оказывала на него некоторое давление, чтобы испытуемый продол-

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru 1 Экспериментальная психология / Ред.-сост. П.Фресс, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975.
Вып.5. С. 77-80.

2 См. Dembo T. Der Arger als dynamisches Problem // Psychol. Forsch. 1931. 15.

36 Зак. 835

562 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru жал поиски в течение одного-двух часов, а то и больше. В отдельных слу­чаях опыт продолжался даже 2—3 дня подряд. Такая ситуация, постепен­но становившаяся для испытуемого все более напряженной и невыносимой, позволяла исследователю изучать возникновение гнева. Он мог быть иног­да настолько силен, что вызывал дурные реакции по отношению к некото­рым предметам и даже по отношению к экспериментатору.

Б. Новые понятия.В работе Дембо впервые были использованы мно­гие понятия, которые позднее стали предметом изучения в целом ряде эк­спериментальных исследований. Отметим, в частности, понятия уровня при­тязаний в связи с переживанием успеха и неудачи, замещения (Ersatz), степени реальности и ирреальности действия, а также известные топо­логические схемы Левина, воспроизводящие различные структуры личнос­ти и социальных отношений. Что касается препятствий, то Дембо описала ситуацию и реакцию испытуемого как конфликт между барьерами двух видов. К первому виду относятся внутренние барьеры, препятствующие до­стижению цели. Такими барьерами могут быть материальные объекты, а также сложность задачи или неумение испытуемого. Внешние барьеры, со­гласно Дембо,— это барьеры, которые мешают испытуемому уменьшить напряжение путем выхода из поля, т.е. путем отказа от задачи; в данном случае таковыми являются вся совокупность социальных отношений меж­ду экспериментатором и испытуемым, равно как и то, что последний при­нял задачу и должен, таким образом, выполнить ее. Конфликт, создавав­шийся в эксперименте Дембо, соответствовал такой безвыходной для человека ситуации, когда он в ходе бесплодных попыток обнаруживает, что он не отвечает требованиям, которые налагает на него задача и его соци­альные обязанности. Дембо отмечает в поведении испытуемого суетливое чередование приближений и удалений от барьера внутри поля, что сви­детельствует об амбивалентном характере препятствия и вызывает реак­ции невротического характера. Именно в такой все более мучительной для испытуемого ситуации можно изучать некоторые характерные процессы. Упомянем прежде всего уход в область ирреального, т.е. отход испытуемо­го — с помощью познавательных способностей и воображения — от ре­альной ситуации, чтобы найти решения в воображении. В воображении внутренние и внешние барьеры становятся менее ригидными, т.е. более пре­одолимыми для испытуемого. На рис. 1 и 2 представлены топографические схемы Левина. Над планом реального, где испытуемый оказывается внут­ри некоторого поля действия и отделенным от объекта-цели (крест) сплош­ной линией, постепенно надстраивается план ирреального, в котором барь­еры являются менее плотными (точечные линии). Испытуемый может фактически оставаться внутри поля, но представлять себе путь к цели как менее сложный (см. план ирреального на рис. 1 с испытуемым внутри эл­липса); случается также — и это другой очень важный процесс — что ис­пытуемый «выходит из поля» (см. план ирреального на рис. 2, где испыту­емый находится за пределами поля). Испытуемый, например, может






Нюттен Ж. Препятствие и фрустрация



Барьеры внутренние и внешние - student2.ru приступить к чтению газеты после того как он пытался убедить экспери­ментатора закончить опыт. Но даже выйдя из поля, испытуемый тем не менее еще не полностью освободился от задачи. В его поведении проявля­ется определенная связь с полем: он не чувствует себя свободным и ждет новых инструкций.

План ирреального

План ирреального



       
  Барьеры внутренние и внешние - student2.ru   Барьеры внутренние и внешние - student2.ru

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru



Барьеры внутренние и внешние - student2.ru Барьеры внутренние и внешние - student2.ru План реального

План реального

Рис. 1 я 2. Топографические схемы школы Левина

Над планом реального с его непроницаемыми барьерами

(обозначенными сплошной линией) испытуемый помещает

в воображении ситуацию в ирреальном плане, где и поле и барьер

становятся проницаемыми (точечный рисунок), что позволяет

испытуемому как приблизиться к предмету, так и выйти из поля

(по: Dembo Т., 1931, р. 38, 66).

Еще одним важным процессом, описанным Дембо, является разруше­ние поля. Структуры внутри поля и структуры личности деформируются, причем не только препятствия или барьеры приобретают отрицательную валентность, но и все поле, включая экспериментатора, становится враждеб­ным миром; с другой стороны", случается так, что испытуемый становится более откровенным (дезинтеграция психических структур).

П.Фресс

ИЗБЫТОЧНАЯ МОТИВАЦИЯ ПРИ ФРУСТРАЦИИ1

Фрустрация возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направ­ленное на достижение цели. Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на пре­одоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реали­зуются в эмоциональных реакциях, иначе они оказались бы блокирован­ными и неиспользованными. Неудивительно, что типичные реакции на фрустрацию представляют собой все типы эмоциональных реакций в том смысле, в каком мы их определили.

А. Агрессивность. Самый распространенной реакцией на фрустра­цию является возникновение генерализованной агрессивности, направлен­ной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие со­стоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и не­адекватных реакциях.

Когда Уотсон писал, что неподвижное положение тела является ис­точником простейшей формы эмоции, он определил тем самым одну из форм депривации, к которой очень рано чувствителен младенец: это огра­ничение свободы движений. Доказательство того, что раздражительность, агрессивность, гнев чаще всего вызываются фрустрацией, можно найти в исследовании Гейтса2. Он просил 45 студентов отмечать в течение недели случаи, когда они испытывали раздражение или гнев. Большая часть слу­чаев соответствовала фрустрациям: обвинения, несправедливость, саркасти­ческие замечания, выговоры, ожидание, грубое обращение, занятое место, получение отказа, сломанные авторучка или телефон. В 115 случаях из 145

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru 1 Экспериментальная психология / Ред.-сост. П.Фресс, Ж.Пиаже. М. Прогресс, 1975. Вып.5.
С. 139-140.

2 См. Gates G.S. An observational study of anger // J. Exp. Psychol. 1926. 9. P. 325-336.

Фресс П. Избыточная мотивация при фрустрации 565

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru причиной фрустрации был человек, а не предмет. В 113 случаях фрустра­цию вызывали агрессивность: словесный отпор, оскорбления, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

Б. Отступление иуход. Гейтс в своем исследовании установил, что в некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемым агрессивностью, которая не про­является открыто, если только он не замыкается в себе и не замышляет ничего плохого. В этом случае говорят о фиксации. Так, крыса в аппара­те для прыжков Лешли, не находя выхода, неподвижно застывает на плат­форме.

В. Регрессия.Этот типичный результат фрустрации служит пре­красной иллюстрацией того, что мы говорили о природе эмоций. Трудная задача заменяется более легкой. <...>

Очевидно, фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в кон­це сосания ее можно взять, не вызывая с его стороны никаких эмоцио­нальных проявлений.

Поведение маленьких детей показывает также, что препятствие при удовлетворении потребностей имеет силу лишь в зависимости от того, ка­кое значение придает ему субъект. Ребенок трех месяцев кричит во время подготовки к кормлению, поскольку ожидание для него непереносимо; од­нако через несколько месяцев в той же ситуации он может смеяться, пред­восхищая предстоящее удовольствие.

© Клиническое описание и анализ эмоций. Чувства и личность

П.Жане

СТРАХ ДЕЙСТВИЯ

КАК СУЩЕСТВЕННЫЙ

ЭЛЕМЕНТ МЕЛАНХОЛИИ1

Для понимания действительной психологической природы эмоцио­нальных переживаний необходим анализ более сложных отношений, ха­рактеризующих различные переживания и даже являющихся их основой, причем гораздо чаще, чем мы думаем. Одно из этих отношений, играю­щих весьма важную роль в нашей жизни, может быть названо «страхом действия», т.е. страхом перед действованием. В наиболее типичной фор­ме его можно наблюдать в течение кризисов меланхолической депрессии, длительных или преходящих. В преувеличенной и несколько нелепой форме они дают нам карикатурное изображение того, что мы в состоянии печали довольно часто испытываем сами. Эти патологические пережива­ния раскрывают перед нами истинную природу печали, а вместе с этим и те опасности, которые с ней связаны.

При разговоре с пациентом, находящимся во власти меланхолии, наблюдателя, даже неопытного, поражает один момент. Он состоит том, что суждения и идеи, высказываемые пациентом по поводу окружающих ве­щей и обсуждаемых событий, всегда пессимистичны и связаны с предчув­ствием катастрофы.

На первоначальной стадии все люди и все окружающее теряют для такого пациента все свои приятные качества и все очарование. Ничто не является больше красивым или привлекательным. <...> Подобные пере­живания быстро развиваются, приводя к тому, что объекты становятся безобразными, фальшивыми, деформированными и грязными. «Дома все

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru 1 Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 192-202.

Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии 567

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru стало безобразным, низменным и гадким; все мрачно и печально». По­звольте мне рассказать о переживаниях одного молодого человека во вре­мя довольно длительной автомобильной прогулки. Вначале он гордится своим умением водить автомобиль, любуется пейзажем и приглашает к этому своих спутников; но вскоре он замолкает. Лицо его делается уны­лым, ибо пейзаж становится «безобразным» и, что самое главное, «траур­ным». «Как будто, — думает он, — мы все время едем по кладбищу, про­езжая одно кладбище за другим».

Все события, о которых мы говорим с этими пациентами, оценивают­ся точно таким же образом, особенно если дело касается будущего. Буду­щие события воспринимаются как во всех отношениях ужасные; они при­ведут к жестоким, аморальным и святотатственным последствиям, принесут всем, кого мы любим, чудовищные страдания. «Нас будут грабить и убивать; если кто-то приедет меня навестить, то только для того, чтобы лишить меня положения в обществе, вырвать мои золотые зубы и выколоть глаза». <...>

Для изучения подобных фактов я выбрал два наиболее типичных примера, механизмы которых мы и обсудим. (1) Девушка 27 лет, фигури­рующая в моих работах под именем Флоры. <...> Она находится на отды­хе в санатории. Я хочу ее обрадовать и сообщаю, что жена ее брата, которую она очень любит, родила ребенка, и малыша собираются привезти к ней в го­сти, чтобы она смогла на него посмотреть и поцеловать его. «Не делайте этого, — отвечает она. — Автомобиль врежется на улице в деревья; моя мать, кормилица и ребенок разобьются. О, как это ужасно!» В другой раз я ее спрашиваю: «Не хотите ли увидеть вашу мать и сестру?» Она: «Мне бу­дет страшно неприятно увидеть их в трауре». Я: «Но дамы вовсе не в тра­уре». Она: «Если они будут должны ко мне приехать, то мой отец и мой брат окажутся мертвыми, и тогда они приедут в трауре». Затем она весьма разумно добавляет: «Я не могу с этим ничего поделать; это какое-то ката­строфическое восприятие, которое все соединяет в одну кучу. Я потеряла точку опоры, все мне желают несчастья, мать меня пугает, и все кажется совсем мрачным. Мрачной выглядит улица, да и само солнце тоже выгля­дит мрачным». Столь же типичен и другой пример. (2) Даниэль, 49 лет, по­дыскивает для своей семьи загородный дом. Один из предлагаемых домов не вызвал у него чувства неудовольствия, и он решает его снять. Однако его ум тотчас же заполняет мысль о том, что он понял, почему этот дом его привлек: монументальная и довольно красивая входная дверь будет пре­красно смотреться над гробом его жены, когда она будет обита черным. В другой раз он колеблется идти домой, думая, что встретит на лестнице тол­пу, носильщиков, готовых нести вниз гробики его детей. <...>

Создается впечатление, что подобные идеи относятся к внешним объектам и событиям, однако нам не следует поддаваться видимости. Они являются лишь следствием пессимистической установки субъекта. В их основе лежит фундаментальный объект, к которому эта установка

568 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru относится в первую очередь, — сам пациент и его действия. <...> В глу­бине души пациенты обвиняют себя. Флора уверена, что она играет опре­деленную роль в аварии автомобиля, поскольку она добавляет: «Если они поедут навестить другого человека, машина в дерево не врежется». Ког­да я предлагаю Даниэлю пойти вместо него и посмотреть, закончили ли гробовщики свою печальную работу и можно ли ему войти, он отвечает: «Это бесполезно. Если пойдете Вы, там не будет никаких гробов». Коро­че говоря, они принимают в этих катастрофах участие: их порождают собственные действия пациентов, а в своих убеждениях они объективиру­ют переживания, направленные на себя и свои действия. Существенна во всех этих случаях именно пессимистическая оценка своего собствен­ного действия.

Это положение нетрудно проверить. Пессимистические убеждения пациентов, как рассмотренных выше, так и тех, болезнь которых зашла не так далеко, не всегда относятся к внешним объектам, но могут непосред­ственно относиться к их действиям. <...> Один несчастный, бывший пре­красным музыкантом, бросает играть на скрипке, заявляя при этом: «Иг­рая, я всякий раз чувствую, что раздражаю Бога». И добавляет: «Когда я вообще что-то (не важно что) делаю, — то испытываю чувство, что дей­ствую вопреки священной воле Бога».

Это переживание святотатственного деяния может быть ослаблено, и действие кажется тогда просто жестоким и аморальным. Даниэль, на­пример, купил своим детям игрушки, но не отдает их и месяцами остав­ляет пакеты с игрушками нераспечатанными. Он говорит: «Если я отдам детям эти игрушки, то заставлю их испытывать адские муки. С этими пакетами связана их судьба, открыв их, я тем самым подпишу им смер­тный приговор». Причем иногда этот несчастный человек испытывает подобное чувство по отношению ко всему, что он делает. <...>

Многим пациентам все их действия представляются преступными. Одна женщина утверждала, что, говоря о других людях или даже просто упоминая их имена, она предает этих людей, выдает их полиции или стал­кивает в пучину несчастий. <...>

Рядом с преступными действиями нам следует расположить пере­живания неопрятности и непристойности. Они не так серьезны, но столь же значимы. Начиная двигаться или что-либо делать, многие пациенты, особенно девушки, испытывают чувство, будто они становятся грязными, причем каким-то неприличным образом.

Еще одним переживанием, которое может сопровождать всякое дей­ствие, является переживание совершения чего-то опасного или особенно чего-то неловкого. <...> «Разговаривая с другом, я заранее чувствую, что причиню ему боль, сказав какое-то слово. Как только слово слетает с моих губ, я чувствую, что соврал. Испытывая страсть, я чувствую, что что-то внутри меня остается холодным и оценивает эту страсть в качестве гряз­ной. Дотрагиваясь до объекта, я заставляю его упасть на чью-то голову».

Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии 569

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru При этом всегда испытывается чувство совершения чего-то очень тупого и дурацкого, чувство, что ты выглядишь нелепым дураком и ве­дешь себя, как сумасшедший. <...>

Переживания эти не являются эпифеноменами, они составляют ис­ходный пункт многих безумий и навязчивых идей и определяют собой множество причудливых маний, которые — будь это всего лишь мания мытья рук или мания бесконечного возобновления действия — суще­ственно затрудняют жизнь невротиков. Они являются, в частности, дей­ствительным источником рассмотренных выше пессимистических и ка­тастрофических предвосхищений. Сообщая Флоре о визите ее матери с младенцем, я вызываю в ее воображении картину того визита и тех дей­ствий, которые ей следует совершить, принимая родственников и лаская ребенка. Действия эти не могут не представляться ей ужасными. Дани­эль должен выбрать загородными дом и подписать контракт. Эти акты для него являются ужасающими; веря во что-либо, человек всегда готов к объективации, к наделению того, во что он верит, объективной реально­стью. Если мы боимся отношения, которое нам следует продемонстриро­вать, принимая некоторое решение или во время определенного визита, то нас будет пугать решение или визит в целом. Поэтому такие пациенты говорят о внешних катастрофах, связанных с событиями, в которые вов­лечены действия.

Не будем чересчур суровыми по отношению к несчастным пациен­там; их преувеличения являются карикатурными изображениями того, что мы сами довольно часто испытываем. Разве мы не сталкивались с людьми, которые, будучи должны нечто сделать, видят все в черном свете и ожидают печальных событий по той простой причине, что одна только мысль о том, что они должны совершить это действие, вызывает у них страх и внушает им отвращение? Убеждения, касающиеся внешних объек­тов и событий, представляют собой не более чем объективацию такого отношения к действию, а сами объекты и события фактически являются лишь частным выражением действия.

<...> Видеть какую-нибудь вещь ужасной и опасной — значит бо­яться этой вещи. А поскольку эти характеристики ей придают, в конеч­ном итоге, собственные действия пациентов, следует сделать вывод, что они боятся своих собственных действий. Один из таких пациентов, Эмиль, все время повторял: «Я боюсь окружающего мира, и поэтому я боюсь действия. Инстинктивный страх перед действованием, перед при­нятием решения меня парализует». Когда все видится нам в черном свете и кажется, что все обернется к худшему, дело заключается в том, что мы не чувствуем в себе достаточно сил для того, чтобы воздействовать на обстоятельства и заставить их обернуться благоприятным для нас обра­зом. Когда же мы испытываем страх перед будущим, причина состоит в том, что мы боимся того, что должны сделать, т.е. боимся действия.

570 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru Для того чтобы понять страх действия, являющийся столь важным, рассмотрим вначале страх живого существа, будь то животное или чело­век, вызываемый каким-то объектом.

Объект, как известно, характеризуется тем, что мы собираемся с ним или по отношению к нему сделать. Он является, прежде всего, съедобным объектом, сексуальным объектом, объектом, с которым надо поговорить, которому следует дать приказания или о чем-то попросить. Природу объекта определяет именно действие, и мы опознаем объект (только?) тогда, когда начинаем выполнять характеризующее его действие — есть яблоко, например, или писать пером. Это действие может быть сокраще­но до минимума и проявляться в виде своеобразного эскиза действия, но­сящего название желания. Восприятие объекта всегда представляет собой не более чем характеризующее объект действие, приостановленное на начальной стадии. Любое понятие об объекте также заключает в себе начало адекватного этому объекту действия. Но всякое действие требует выполнения одного существенного условия: необходимо, чтобы объект был в поле досягаемости наших органов чувств и конечностей. Для того чтобы съесть яблоко или писать пером, необходимо, чтобы яблоко оказа­лось у нас во рту, а перо — в руке. В основе действия, характеризующего объект, в основе использования объекта или его восприятия лежит дот-рагивание до этого объекта, взятие его в руки, вследствие чего каждый объект вызывает тенденцию приближения.

Что же происходит в том случае, когда мы боимся некоторого объекта? Происходит радикальное изменение: характерное для данного объекта действие останавливается и полностью парализуется. Если ябло­ко, съесть которое мы хотели, пугает нас по той или иной причине, пред­ставляется гнилым, испорченным или отравленным, то мы перестаем его есть и даже хотеть, ибо желание яблока представляет собой начало акта еды, подавляемого в самом своем зародыше. <...>

Неотъемлемое условие для прекращения всякого действия с объек­том и всех взаимоотношений с человеком состоит в его исчезновении из зоны досягаемости наших органов чувств и наших действий, а наряду с этим — в нашей собственной недоступности его органам чувств. Это оз­начает отсутствие данного объекта, его удаление от нас. Присутствие и отсутствие вообще представляют собой фундаментальные психологичес­кие явления, о которых психологи вспоминают пока довольно редко. <...>

В общем случае мы осуществляем удаление объекта путем особо­го поведения, обратного предыдущему. Вместо того чтобы приближаться к объекту, мы идем или бежим в противоположном ему направлении — это поведение бегства, весьма типичное для страха. В отдельных случаях удаление объекта может происходить посредством более специальных действий, являющихся точной противоположностью действий, которые

Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии 571

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru побуждает нас совершить объект. Мы выплевываем яблоко, вместо того чтобы его съесть; вместо того чтобы что-то у человека попросить, сами даем ему это; вместо поглаживания собаки ударяем ее или даже убива­ем, что снова является одним из вариантов бегства. Это неотъемлемые установки страха — прекратить характерное для объекта действие и осуществить обратный ему акт, убежать от объекта, вместо того чтобы к нему приблизиться.

Каким же образом эти связанные со страхом установки начинают в случае страха действия относиться не к объектам, но к самим действи­ям? Этот момент редко понимается правильно. Прежде всего, в каждом случае страха действия имеет место прекращение действия. На факт су­ществования у больных меланхолией задержки действия указывалось уже неоднократно, но едва ли его можно считать объясненным.

Из того, что действие становится невозможным, не следует, что оно исчезает; оно сдерживается самим пациентом, не желающим больше есть, гулять или говорить. В случае всевозможных фобий, представляющих со­бой более определенные и четко локализованные, чем меланхолия, вариан­ты страха действия, пациент также прекращает работать, ходить, есть или говорить. Переставая выполнять определенное действие, он знает, какое именно действие он отказывается выполнять. Меланхолик, в отличие от этого, подавляет целое множество действий и, что еще более существенно, не может точно сказать, что это за действия. В этом подавлении действия мне хочется подчеркнуть одну существенную характеристику — оно относится не только ко всему действию в целом, но также к самому его началу, к лег­чайшему намеку на действие. И поскольку желание представляет собой не что иное, как начало действия, более или менее осложненное связанными с ним усилиями, рассматриваемые пациенты отказываются от своих жела­ний и подавляют их в той мере, в какой это оказывается в их власти. Не­вротик не только отказывается есть, но утверждает, что ему и не надо есть, так как у него нет аппетита и он не голоден. Пациент, страдающий от при­чудливой болезни, называемой эреутофобией, т.е. страхом покраснения в присутствии публики (являющимся патологическим преувеличением зас­тенчивости), теряет всякое желание общаться с людьми. Случаями мелан­холии и страха действия являются также и многие формы аскетизма. Это подавление желания, о котором мы сейчас говорим, представляет собой весьма важный момент, ибо оно несет ответственность за тот факт, что наши пациенты не способны более представить себе какое бы то ни было удовлет­ворение или утешение за то, это будущее видится им в качестве сплошного #мрака. «У меня нет больше иных желания кроме тех, которые сразу же представляются преступными и отвратительными».

Страх перед объектом неизбежно влечет за собой определенную ре­акцию — реакцию удаления объекта путем его разрушения или посред­ством бегства. Можно ли убежать от действия, от движения наших соб­ственных членов? В состоянии ли мы убежать от себя? Да, и к тому же в

572 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru большей степени, чем это нам кажется. Во-первых, мы можем убежать физически; можем покинуть место, где нам следует совершить то или иное действие, и избегать людей, с которыми должны говорить. Так воз­никают всевозможные эскапады, необъяснимые бегства людей от своей семьи, из своего дома, города, когда направление бегства значения не име­ет, а важно просто оказаться в другом месте. Существует даже явление, которое я называю бегством из ситуации: человек хочет во что бы то ни стало вырваться за пределы человеческого общества, порвать все связи и обязательства только для того, чтобы спастись от необходимости дей­ствий, которые он должен будет совершить и определенной ситуации. Су­ществуют и иные способы избегания действия. В человеческом обществе огромное количество действий определяется не обстоятельствами, но дру­гими людьми, требующими от нас этих действий и побуждающими к их совершению. Акт еды, например, побуждается человеком, приходящим нам сказать, что все уже готово, акт речи — людьми, задающими вопро­сы и приглашающими нас нечто сказать. Удобный способ уклониться от действия состоит в сопротивлении требованиям других людей — если мы никогда не подчиняемся приказаниям или приглашениям (которые представляют собой смягченную форму приказаний), то мы подавляем тем самым значительное количество действий. Это и происходит с паци­ентами, сопротивляющимися всякой просьбе. Меланхолики, <...> пока их не просят ничего делать, могут лежать в своих креслах очень тихо, но как только вы скажете им, что пора завтракать, они тут же превратятся в чрезвычайно упрямых и неподатливых существ. Подобного рода негати­визм <...> является симптомом, общим для всех случаев меланхолии и для всех депрессий, связанных со страхом действия.

Сопротивление приказаниям может многообразно осложняться. Мно­гие из описанных мной пациентов не только сопротивляются предъявляе­мым им требованиям, но протестуют также против действий других людей или даже сопротивляются приказаниям, даваемым самим себе, что приво­дит к весьма причудливым случаям раздвоения личности.

Но с бегством от действия связана и еще более любопытная и инте­ресная установка. Это феномен, который я предлагаю называть «инверси­ей действий и чувств». Вместо требуемого обстоятельствами действия, со­вершить которое пациент вполне в состоянии, мы замечаем в таких случаях элементы, а иногда и полное осуществление абсолютно противо­положного акта. Швейцарский автор Ш.Бодуэн <...> описывает в этой связи неопытного велосипедиста, поворачивающего как раз в направлении препятствия, которое он собирался объехать, а также испытывающего го­ловокружение человека, который хочет идти прямо, а попадает в пропасть. К счастью, случаи действительного совершения обратных действий доста­точно редки. Частыми же являются неоднократно мной описанные инвер­сии самого начала действия, т.е. инверсии желаний. Пациенты нередко

Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии 573

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru повторяют: «Это нелепо, но я испытываю отвращение к тому, что люблю, и страстно люблю то, что ненавижу». Мать, которая хочет осторожно и ласково искупать ребенка, внезапно испытывает желание его ошпарить или утопить. <...> Необычные инверсии такого рода можно обнаружить (под разными наименованиями) во многих патологических симптомах, таких, например, как амбивалентные чувства, чудовищные желания, спла­вы любви и отвращения. <...>

Подобные факты демонстрируют нам как природу бегства от дей­ствия, добавляющегося в случаях страха действия к его сдерживанию, так и его значение.

Способен ли человек разобраться во всех этих разновидностях аб­сурдного поведения? Все же, если мы хотим попытаться их лечить или предотвращать, их необходимо понимать, хотя бы до некоторой степени. <...> Подобные факты я изучаю сейчас в связи с «регуляцией действий», и это приводит, если только я не ошибаюсь, к наилучшему объяснению рассматриваемых переживаний. К этой сфере относится множество при­сущих всем людям реакций, которые, в определенных своих формах, со­вершенно нормальны. Я имею в виду действия отступления и удаления, объединяемые под именем реакций защиты.

К сожалению, психологи занимаются проблемой развития действия, его начала, протекания и завершения довольно мала. Особенно важным нам представляется понять окончание действия, ибо оно происходит спон­танно. Патология демонстрирует нам немало случаев, когда действия про­должаются до бесконечности, несмотря на то, что становятся бесполезны­ми и даже опасными. В случае нормального индивида окончание действия связано с реакциями внутренней регуляции. Одной из наиболее важных из них <...> является реакция триумфа, которую я подробно рас­сматривал в своих последних работах. Эта реакция триумфа, относящая­ся к удачному действию, к реальному или иллюзорному успеху, играет ог­ромную роль в переживании радости. Однако предметом сегодняшнего рассмотрения является не она. К страху действия приводит обратная ей реакция, которая характеризует неудачные действия. Это реакция прекра­щения действия. Она же создает переживание печали.

<...> Если действие оказалось не способно справиться с изменения­ми внешнего мира, к которым оно должно было нас приспособить, стоит ли продолжать его бесконечно? Конечно, нет; продолжение бесполезного действия позволит опасности продолжить свое существование, а с другой стороны, совершенно изнурит субъекта. Необходимо сначала остановить это бесполезное действие, а затем направить силы, которые расходовались им вхолостую, в иное русло, т.е. совершить другое действие, которое при­ведет, возможно, к лучшему результату. Реакция остановки действия иг-

574 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Барьеры внутренние и внешние - student2.ru рает огромную роль; она представляет собой источник всех попыток, всех изменений и всего прогресса.

Изучая реакции, регулирующие действие, мы постоянно наталкива­емся на существенную психологическую трудность, состоящую в опреде­лении начального момента реакции. Почему действие прерывается в оп­ределенный момент реакцией остановки? Едва ли здесь следует говорить о фактическом препятствии или фактическом успехе. Это внешние по отношению к действию факторы, они с трудом поддаются оценке и ока­зывают свое влияние лишь косвенным образом, посредством вызываемых ими изменений действия. Мы должны признать, что протекание действия изменяется независимо от его внешних результатов, что в ходе его выпол­нения оно оказывается слишком легким или, наоборот, слишком труд­ным и что эти модификации действия определяют включение различных регулятивных реакций.

Как бы то ни было, связанные с меланхолией установки и особенно страх действия проявляются в виде реакций, прекращающих действие, замещающих его другим и, прежде всего, превращающих его в противо­положное действие.

Наиболее поразительным здесь является то, что эти реакции пре­кращения действия у наших пациентов невероятно преувеличены. Мы сталкиваемся в этих случаях с непрекращающимся неуспехом, являющим­ся, кстати говоря, основой меланхолического бреда. Речь идет о мгновен­ном неуспехе, прерывающем действие в самом его начале, при восприя­тии малейшего повода, требующего действия.

Почему же происходит такое преувеличение реакции неуспеха? <...> Наиболее важна здесь первая причина: значительное ослабление психичес­ких сил и реакция на это ослабленное состояние. <...> Нам следует иметь в виду один очень важный момент, которому старая психология не уделяла должного внимания. Он заключается в том, что действия, в том числе и те, которые составляют нашу духовную жизнь, требуют больших затрат психи­ческих сил. <...> Вполне вероятно, что разные действия требуют различ­ных затрат, что одни являются дорогостоящими в психологическом отно­шении, а другие экономичными. <...>

Понятно поэтому, что истощение и психическая бедность нарушают действие, делают его вялым, неровным и прерывистым. <...> При этом воз­буждаются реакции регуляции действия, о которых говорилось выше, и прежде всего реакция неуспеха. Создается впечатление, что организм пре­дугадывает, что действие, продвигающееся столь медленно, не приведет ни к чему хорошему, что оно слишком несовершенно для того, чтобы достичь своей цели, что оно встретится со слишком сильным сопротивлением и поэтому лучше всего сразу счесть его неудачным. <...> Когда та

Наши рекомендации