Межкультурные различия в выражении эмоций

Исследования поведения людей, принадлежащих к разным культу­рам, обнаружили, что в сфере выражения эмоций встречаются как универ­сальные типы реакций, так и специфические для отдельных исследовав­шихся культур. Это можно проиллюстрировать данными Кляйнберга1, который провел анализ китайской литературы с точки зрения описания выражения эмоций.

Он установил, что для описания страха, например, используются сле­дующие выражения: «Все дрожали, а их лица были цвета глины»; «Во­лосы стали дыбом, и по телу побежали мурашки»; «Холодный пот покрыл его тело; он беспрерывно дрожал»; «Ее ноги будто приросли к земле; она готова была кричать, но уста ее были немы». Все приведенные здесь опи­сания вполне понятны европейцу, что указывает на сходство выражения страха в разных культурах.

Для описания гнева используются такие выражения: «Он заскреже­тал зубами, стирая их в порошок»; «Его глаза широко раскрылись и ста­ли круглыми» (что у нас означает, скорее, удивление или страх); «Был так разгневан, что несколько раз лишался чувств». У нас, скорее, сказали бы

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru 1 См. Klineberg О. Emotional Expression in Chineese Literature // J. of Psychology. 1938. 33.

Рейковский Я. Выражение эмоций - мимика, пантомимика, вокализация 445

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru «лишился чувств от потрясения» или «лишился чувств от страха»1. Та­кое выражение, как «высунул язык», означает удивление, «потирал ухо и щеку» — удовлетворение, тогда как «хлопнул в ладоши» — беспокойство или неудовлетворение. Китаянка постукивает пальцем по затылку свое­го ребенка, выражая таким способом неудовлетворение, и потирает паль­цем щеку, вместо того чтобы сказать «стыдно».

Таким образом, принимая во внимание те формы выражения эмоций, описания которых встречаются в художественной литературе разных куль­тур, можно отметить, что язык эмоций содержит как общие элементы, сход­ные для разных культур, так и элементы, специфические для определенных культур. Возникает вопрос: какие именно формы выражения имеют уни­версальный характер и какие — специфический? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно познакомиться с данными, собранными социальными антро­пологами, этнографами и путешественниками. Рассмотрим, что именно в отдельных культурах означают определенные эмоциональные реакции. При этом будем опираться на обзор Кляйнберга2.

Слезы являются почти универсальным признаком печали. Однако нормы культуры оказывают влияние на эти формы реакций, определяя, когда, каким образом и как долго следует плакать. Так, в Черногории на погребальной церемонии женщины и мужчины должны плакать в разное время. Мексиканские индейцы плачут во время некоторых религиозных церемоний, а после их завершения возвращаются к типичному для них радостному настроению. Андаманцы, например, плачут при встрече с людь­ми, которых они давно не видели, а также после установления мира меж­ду воюющими сторонами; родственники, не видевшиеся несколько недель или месяцев, при встрече обнимаются, усаживаются рядом и обливаются слезами3. Смех является довольно распространенным признаком радос­ти и удовлетворения) Нередко с помощью смеха выражается также пре­зрение и насмешливое отношение. В Китае смех может означать гнев, а в более давние времена он был также формой поведения, предписываемой слуге, который, например, сообщал господину о своем несчастье с улыбкой, чтобы уменьшить значение несчастья и не беспокоить им почтенное лицо. В Японии проявление печали и боли в присутствии лиц более вы­сокого положения рассматривалось как демонстрация неуважения. По­этому человек, которому делается выговор, должен улыбаться, однако сле­дует помнить, что смех, при котором обнажаются задние зубы, также является оскорбительным для вышестоящего лица.

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru 1 Кляйнберг сообщает, что когда в разговоре с китайцем он выразил удивление по
поводу того, что от гнева можно лишиться чувств, то услышал в ответ, что для китайца
столь же удивительным кажется тот факт, что в викторианскую эпоху женщины так
легко падали в обморок в затруднительных ситуациях. Таким образом, автор считает,
что обморок также является социально обусловленной формой выражения эмоций.

2 См. Klineberg О. Social Psychology. N.Y.: Holt, 1948.

3 См. там же. Р. 185.

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru 446 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru В некоторых приведенных примерах смех является формой, предпи­сываемой нормами культуры, чтобы скрыть отрицательные эмоции. Та­кую же функцию смех может выполнять и в нашей культуре; так, у де­тей смех довольно часто бывает реакцией на ситуацию, вызывающую отрицательные эмоции.

Более значительные различия наблюдаются в выражении радости. Так, например, на Таити для выражения радости люди иногда причиняют себе боль. Уилсоп1 приводит пример старой женщины, которая, неожидан­но встретив сына, от радости исцарапала себя до крови. Подобные формы проявления радости наблюдались среди аборигенов Австралии. И все же самой распространенной формой выражения радости является смех.

Рассматривая отдельные эмоции и разные формы их выражения, можно заметить, что некоторые из них понятны людям разных культур, тогда как другие можно понять только в рамках определенной культуры. Это различие, как предполагает Кляйнберг, отчасти связано с тем, что эмо­ции различаются своими социальными функциями. Некоторые эмоции, например гнев, любовь, заинтересованность, презрение, явно направлены на окружающих и являются формой взаимодействия между человеком и его социальной средой. Другие же (например, страх, печаль) имеют более эгоцентрический характер и являются ответом на то, что произошло с человеком. Правда, и эгоцентрические эмоции имеют социальное значе­ние (люди, например, хотят показать, что они печалятся из-за чужого не­счастья, что кого-то боятся), но это является их вторичной функцией.

Все, что касается отношений между людьми, как правило, предпола­гает четкие нормы, обязательные для всех членов данной культуры, поэто­му эмоции, направленные на других, в большей степени, чем эгоцентри­ческие эмоции, подвержены влиянию культуры. Понятно, что эмоции, направленные на окружающих, характеризуются более значительными межкультурными различиями. Эгоцентрические эмоции, поскольку они выполняют функцию передачи информации о личных отношениях, так­же подвергаются регулирующему влиянию культуры. Таким образом, обычной реакцией в состоянии печали является плач, но особые правила устанавливают, при каких обстоятельствах, в какой степени и как долго можно плакать. Обычным проявлением удовлетворения является смех, но особые правила определяют, когда и каким образом можно смеяться.

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru 1 Цит. по: Klineberg О. Указ. соч. Р. 194.

@ Классификации эмоций

С.А.Рубинштейн

ВИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ1

В многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности мож­но различать три основных уровня.

Первый — это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные, так называемые физичес­кие чувствования — удовольствия, неудовольствия, связанные по преиму­ществу с органическими потребностями. Чувствования такого рода могут носить более или менее специализированный местный характер, выступая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельного процесса ощуще­ния. Они могут приобрести и более общий, разлитой характер; выражая общее более или менее разлитое органическое самочувствие индивида, эти эмоциональные состояния носят неопредмеченный характер. Примером может служить чувство беспредметной тоски, такой же беспредметной тре­воги или радости. Каждое такое чувство отражает объективное состояние индивида, находящегося в определенных взаимоотношениях с окру­жающим миром. И «беспредметная» тревога может быть вызвана каким-нибудь предметом; но хотя его присутствие вызвало чувство тревоги, это чувство может не быть направлено на него и связь чувства с предметом, ко­торый объективно вызвал чувство может не быть осознана. <...>

Следующий, более высокий, уровень эмоциональных проявлений со­ставляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высо­кий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем-нибудь. Человеку может быть «вообще» тревожно, но бо­ятся люди всегда чего-то, точно так же удивляются чему-то и любят кого-то. На предыдущем уровне — органической аффективно-эмоциональной чувствительности — чувство непосредственно выражало состояние орга-

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru 1 Рубинштейн СМ. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. И. С. 167-177.

448 Гемо 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru низма, хотя, конечно, организма не изолированного, а находящегося в оп­ределенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Од­нако само отношение не было еще осознанным содержанием чувства. На втором уровне чувство является уже не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. <...>

Опредмеченность чувств находит высшее выражение в том что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Эти чувства обычно называются предметными чувствами и подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные. Цен­ность, качественный уровень этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Это отношение все­гда имеет идеологический смысл. <...>

Наконец, над предметными чувствами (восхищения одним предме­том и отвращения к другому, любви или ненависти к определенному лицу, возмущения каким-либо поступком или событием и т.п.) поднимаются более обобщенные чувства (аналогичные по уровню обобщенности отвле­ченному мышлению), как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышен­ного, трагического и т.п. Эти чувства тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, приуроченные к определенному слу­чаю, но по большей части они выражают общие, более или менее устойчи­вые мировоззренческие установки личности. Мы бы назвали их мировоз­зренческими чувствами.

Уже чувство комического, с которым нельзя смешивать ни юмор, ни иронию, заключает в себе интеллектуальный момент как общественный компонент. Чувство комического возникает в результате внезапно обна­руживающегося несоответствия между кажущейся значительностью дей­ствующего лица и ничтожностью, неуклюжестью, вообще несуразностью его поведения, между поведением, рассчитанным на более или менее зна­чительную ситуацию, и пустяковым характером ситуации, в которой оно совершается. Комическим, смешным кажется то, что выступает сперва с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятель­ность. Несоответствие или несуразность, обычно заключенные в комичес­ком, сами по себе еще не создают этого впечатления. Для возникновения чувства комизма необходимо совершающееся на глазах у человека разоб­лачение неосновательной претензии <...>

Значительно сложнее, чем чувство комического, собственно юмор и ирония. Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающими смех не­достатками чувствуется что-то положительное, привлекательное. С юмо­ром смеются над недостатками любимого. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направляется. Английский писатель Дж.Ме­редит прямо определяет юмор как способность смеяться над тем, что лю­бишь. С юмором относятся к смешным маленьким слабостям или не очень существенным и во всяком случае безобидным недостаткам, ког-

Рубинштейн С.Л Виды эмоциональных переживаний 449

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru да чувствуется, что за ними серьезные реальные достоинства. Чувство юмора предполагает, таким образом, наличие в одном явлении или лице и отрицательных и положительных сторон. Юмористическое отношение к этому факту, очевидно, возможно лишь, пока в нашей оценке поло­жительные моменты перевешивают отрицательные. По мере того, как это соотношение в наших глазах сдвигается и отрицательные стороны полу­чают в нем перевес над положительными, чувство юмора начинает пере­ходить в чувство трагического или во всяком случае проникаться траги­ческими нотками; в добродушный смех юмора включается боль и горечь. Таким не лишенным трагизма юмором был юмор Гоголя: недаром Го­голь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невиди­мые миру слезы. <...>

Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал — действитель­ности, возвышенное — смешному, бесконечное — конечному. Смешное, безобразное воспринимается уже не как оболочка и не как момент, вклю­ченный в ценное и прекрасное, и тем более не как естественная и законо­мерная форма его проявления, а только как его противоположность, на которую направляется острие иронического смеха. Ирония разит несовер­шенства мира с позиций возвышающегося над ними идеала. Поэтому иро­ния, а не более реалистический по своему духу юмор, была основным мо­тивом романтиков. <...>

В развитии эмоций можно, таким образом, наметить следующие сту­пени: 1) элементарные чувствования <...>, 2) разнообразные предметные чувства <...>, 3) обобщенные мировоззренческие чувства. <...> Наряду с ними нужно выделить отличные от них, но родственные им аффекты, а также страсти.

Аффекты.Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмо­циональный процесс взрывного характера, который может дать неподчи­ненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками — потрясениями, выража­ющимися в дезорганизации деятельности. Дезорганизующая роль аффек­та может отразиться на моторике, выразиться в дезорганизации моторно­го аспекта деятельности в силу того, что в аффективном состоянии в нее вклиниваются непроизвольные, органически детерминированные, реак­ции. <...>

Аффективные процессы могут представлять собой дезорганизацию деятельности и в другом, более высоком плане, в плане не моторики, а собственно действия. Аффективное состояние выражается в заторможен­ности сознательной деятельности. В состоянии аффекта человек теряет голову. Поэтому в аффективном действии в той или иной мере может быть нарушен сознательный контроль в выборе действия. Действие в со­стоянии аффекта, т.е. аффективное действие, как бы вырывается у чело-

29 Зак. 835

450 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru века, а не вполне регулируется им. Поэтому аффект, «сильное душевное волнение» (говоря словами нашего кодекса) рассматривается как смягча­ющее вину обстоятельство. <...>

Страсти.С аффектами в психологической литературе часто сближа­ют страсти. Между тем общим для них собственно является лишь коли­чественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По су­ществу же они глубоко различны.

Страсть — это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направ­ленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может да­вать вспышки, но сама не является вспышкой. Страсть всегда выражает­ся в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и воле­вых моментов; стремление в нем преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти является своеобразное сочетание актив­ности с пассивностью. Страсть полонит, захватывает человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, на­ходящимся во власти какой-то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит. <...>

Страсть — большая сила, поэтому так важно, на что она направляет­ся. Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влече­ний, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идей­ностью. Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.

Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно еще отметить настроение.

Настроения.Под настроением разумеют общее эмоциональное со­стояние личности, выражающееся в «строе» всех ее проявлений. Две ос­новные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоцио­нальных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, трево­жимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не про­сто рад чему-то, а ему радостно — иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно,— это, во-первых, и, во-вторых,— оно не специаль­ное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разли­тое общее состояние. <...>

Рубинштейн С.А. Виды эмоциональных переживаний 451

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru В возникновении настроения участвует обычно множество факто­ров. Чувственную основу его часто образуют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения (интроцептивной чувствительности), которые исходят от внутренних органов. Однако это лишь чувственный фон, кото­рый редко у человека имеет самодовлеющее значение. Скорее даже и само органическое, физическое самочувствие человека зависит, за исключени­ем резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жиз­ни. Поэтому то положение, что настроение часто возникает вне контроля сознания — бессознательно, — не означает, конечно, что настроение чело­века не зависит от его сознательной деятельности, от того, что и как он осознает; оно означает лишь, что он часто не осознает этой зависимости, она как раз не попадает в поле его сознания. Настроение — в этом смыс­ле бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на дан­ный момент складываются для нее обстоятельства.

А.Н.Леонтьев ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ1

Общее учение об эмоциях

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отра­жая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни.

У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудоволь­ствия, страха, робости и т.п., которые играют роль ориентирующих субъек­тивных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называ­емых высших эмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмо­циональной жизни. По своему происхождению, способам проявления и формам протекания эмоции характеризуются рядом специфических зако­номерностей.

<...> Даже так называемые низшие эмоции являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом трансфор­мации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и форми­рования новых видов эмоций — с другой; это относится также к эмоцио­нально-выразительным, мимическим и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в зна­чительной мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоцио­нальных жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека представляют собой не рудиментарные явления его

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru 1 Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. С. 28, 35-39.

Леонтьев А.Н. Эмоциональные процессы 453

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулиро­вании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важ­ную роль. В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания. К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффек­ты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты

Аффектами называют в современной психологии сильные и относи­тельно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, со­держание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызывают­ся не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстин­ктами. Они могут возникать также в складывающихся социальных отно­шениях, например, в результате социальных оценок и санкций. Одна из осо­бенностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события (Клапаред); в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта — аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отно­шению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Такие аффективные следы («аффективные комплексы») обнаруживают тен­денцию навязчивости и тенденцию к торможению. Действие этих противо­положных тенденций отчетливо обнаруживается в ассоциативном экспери­менте (Юнг): первая проявляется в том, что даже относительно далекие по смыслу слова-раздражители вызывают по ассоциации элементы аффектив­ного комплекса; вторая тенденция проявляется в том, что актуализация элементов аффективного комплекса вызывает торможение речевых реак­ций, а также торможение и нарушение сопряженных с ними двигательных реакций (А.Р.Лурия); возникают также и другие симптомы (изменение кожно-гальванической реакции, сосудистые изменения и др.). На этом и основан принцип действия так называемого «лай-детектора» — прибора, служащего для диагностики причастности подозреваемого к расследуемо­му преступлению. При известных условиях аффективные комплексы могут полностью оттормаживаться, вытесняться из сознания. Особое, преувели­ченное значение последнему придается, в частности, в психоанализе. Другое свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аф­фекта, которая может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении — «аффективном взрыве». В связи с этим свойством аккуму-

454 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru лированных аффектов были предложены в воспитательных и терапевтичес­ких целях различные методы изживания аффекта, их «канализации».

Собственно эмоции

В отличие от аффектов, собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или воз­можным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторный характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые ре­ально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережи­тых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возни­кающих в общении с другими людьми, и в частности передаваемых сред­ствами искусства (Б.М.Теплов). Само выражение эмоций приобретает чер­ты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют и многочисленные этнографические описа­ния и такие факты, как, например, своеобразная бедность мимики у врож­денно слепых людей. Собственно эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния моего Я, вторые — как состояния, происходящие «во мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда эмоции возникают как реак­ция на аффект; так, например, возможно появление эмоции боязни появле­ния аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитым аффектом, напри­мер аффектом острого гнева. Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности.

Чувства

Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связыва­ющегося с представлением или идеей о некотором объекте — конкрет­ном или обобщенном, отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант». Несовпадение соб­ственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними

Леонтьев А.Н. Эмоциональные процессы 455

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru послужили в психологии основанием идеи об амбивалентности, как о якобы внутренне присущей особенности эмоций. Однако случаи ам­бивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несов­падения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоцио­нальной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать пре­ходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева). Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредствен­ных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чув­ствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различ­ные уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственно­го сознания человека.

Существенную роль в формировании и развитии высших человечес­ких чувств имеют социальные институции, в частности социальная сим­волика, поддерживающая их устойчивость (например, знамя), некоторые социальные обряды и церемониальные акты (П.Жане). Как и собственно эмоции, чувства имеют у человека свое положительное развитие и, имея естественные предпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания.

Теории эмоций

У.Джеймс ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИЯ?1

Физиологи, с таким усердием исследовавшие на протяжении послед­них лет функции мозга, ограничились объяснением его когнитивных и во­левых процессов. Выделяя в мозге сенсорные и моторные центры, они об­наружили, что их деление в точности соответствует выделенным в эмпирической психологии простейшим элементам перцептивной и воле­вой сфер психики. Но сфера пристрастного в душе, ее желания, ее удоволь­ствия и страдания, а также ее эмоции во всех этих исследованиях игнори­ровались. <...>

Но уже сейчас можно быть уверенным, что из двух положений, харак­теризующих эмоции, одно должно быть верным: либо они локализуются в отдельных и специальных центрах, связанных только с ними, либо они со­ответствуют процессам, происходящим в моторных и сенсорных центрах. <...> Если верно первое, то следует отвергнуть распространенную точку зрения и считать кору не только поверхностью для «проекции» каждой воспринимаемой точки и каждой мышцы тела. Если верно последнее, мы должны спросить, является ли эмоциональный «процесс» в сенсорном или моторном центре чем-то особенным, или же он сходен с обычными перцеп­тивными процессами, совершающимися, как сейчас признается, в этих цен­трах. Задача этой работы — показать, что последняя альтернатива больше похожа на правду. <...>

Прежде всего, я должен оговориться, что буду рассматривать здесь только те эмоции, которые имеют отчетливое телесное выражение. Боль­шинство читателей, по-видимому, согласится с тем, что существуют пере­живания удовольствия и неудовольствия, интереса и взволнованности, тесно связанные с психическими процессами, но не имеющие явной теле­сной экспрессии. Определенные сочетания звуков, линий, цветов приятны, другие — неприятны, но сила этих переживаний может быть недостаточ­ной, чтобы увеличить частоту пульса или дыхания или вызвать движения

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru 1 Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 83-92.

Ажеймс У. Что такое эмоция? 457

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru тела или лица. Некоторые последовательности мыслей очаровывают нас в такой же мере, в какой другие утомляют. Настоящее интеллектуальное наслаждение — решить задачу, и настоящее интеллектуальное мучение отложить ее нерешенной. <...> Мы оставим в стороне все случаи такого рода переживаний и сосредоточим внимание на более сложных случаях, при которых волна определенных телесных изменений сопровождает вос­приятие интересных зрительных воздействий или звуков, или захваты­вающий ход мыслей. Удивление, любопытство, восторг, страх, гнев, вож­деление, алчность и тому подобное являются названиями психических состояний, которыми человек в таких случаях охватывается. Телесные изменения называют «проявлением» этих эмоций, их «выражением» или «естественным языком»; сами по себе эти эмоции, столь отчетливо обна­руживающиеся как внутренне, так и внешне, можно назвать стандарт­ными эмоциями.

О такого рода стандартных эмоциях принято думать, что восприя­тие некоторого факта вызывает душевное волнение, называемое эмоцией, и что это психическое состояние приводит к изменениям в организме. Мой тезис, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют не­посредственно за восприятиемволнующего факта и что наше пережи­вание этих изменений, по мере того, как они происходят, и являетсяэмоцией. Обычно принято говорить: нам не повезло — мы огорчены и плачем, нам повстречался медведь — мы испугались и обращаемся в бег­ство, нас оскорбил соперник — мы разгневаны и наносим удар. Защища­емая здесь гипотеза утверждает, что этот порядок событий является не­правильным, что одно психическое состояние не сразу вызывается другим, что между ними необходимо вставить телесные проявления и что пра­вильнее говорить: мы огорчены, потому что плачем, разгневаны, потому что наносим удар, испуганы, потому что дрожим, а не наоборот,— мы пла­чем, наносим удар и дрожим, потому что огорчены, разгневаны или испу­ганы. Если бы восприятие не сопровождалось телесными изменениями, оно было бы исключительно познавательным, бледным, лишенным коло­рита и эмоционального тепла. В таком случае мы могли бы видеть мед­ведя и приходить к выводу, что лучше будет обратиться к бегству, или, получив оскорбление, полагать, что мы имеем право ударить, но не могли бы при этом реально переживать страх или гнев.

Высказанная в столь грубой форме, эта гипотеза наверняка сразу вызовет недоверие. Между тем не требуется продолжительных или углуб­ленных рассуждений, чтобы смягчить ее парадоксальный характер и, воз­можно, даже убедить в ее правильности.

Читателю нет необходимости напоминать, что нервная система каж­дого живого существа предрасположена реагировать определенным обра­зом на определенные воздействия среды. <...> Когда курица видит на земле белый круглый предмет, она не может оставить его; она должна задержаться около него, возвращаться к нему, пока, наконец, его превра-

458 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Межкультурные различия в выражении эмоций - student2.ru щение в пушистый движущийся и издающий писк комочек не освободит в ее механизмах совершенно новый ряд действий. Любовь мужчины к женщине, женщины к ребенку, отвращение к змеям и страх перед пропа­стью тоже могут быть приведены в качестве примеров того, как опреде­ленным образом организованные частицы мира с неотвратимостью вызы­вают весьма специфические психические и телесные реакции до нашего разумного суждения о них и часто в противоположность ему. <...>

Всякое живое существо представляет собой что-то вроде замка, чьи рычаги и пружины предполагают специальную форму ключей, которые не прилагаются к замку с рождения, но которые наверняка найдутся где-то рядом в жизни. Причем к замкам подходят только их собственные клю­чи. Яйцо никогда не пленит собаку, птица не боится пропасти, змея не испытывает ненависти к себе подобным, олень не питает любви к женщи­не или ребенку. <...>

Среди этих предрасположенностей, заложенных в нервной системе, конечно же можно усмотреть эмоции, поскольку они могут быть вызваны непосредственно восприятием определенных событий. Еще до того, как ре­бенок узнает что-либо о слонах, он не может не испугаться, увидев слона, издающего трубные звуки и быстро надвигающегося на него. Ни одна жен­щина не может без восхищения смотреть на хорошенького голенького мла­денца, а в пустыне никто не может без волнения и любопытства видеть вда­леке человеческую фигуру. Я говорил, что буду рассматривать эти эмоции постольку, поскольку они сопровождаются определенными телесными дви­жениями. Моя первая задача состоит в том, чтобы показать, что эти теле­сные проявления намного более разнообразны и сложны, чем обычно при­нято считать.

В ранних книгах по экспрессии, написанных в основном с художе­ственной точки зрения, рассматривались только внешне наблюдаемые про­явления эмоций. <...> По мере развития физиологии мы все отчетливее видим, сколь многочисленны и тонки должны быть эти проявления. Иссле­дования Моссо с плетизмографом показали, что не только сердце, но и вся система кровообращения образует нечто вроде резонатора, в котором полу­чает отражение всякое, даже самое незначительное изменение в нашем ду­шевном состоянии. Едва ли какое-либо ощущение возникает без волны попеременного сужения и расширения артерий рук. Кровеносные сосуды живота и периферических частей тела действуют реципрокно. Известно, что некоторые сильные эмоции оказывают значительное влияние на мочевой пузырь и кишечник, железы рта, горла и кожи, а также печень и что неко­торая степень этого влияния, несомненно, имеет место также и в случае бо­лее слабых эмоций. То, что пульс и частота дыхания играют ведущую роль во всех эмоциях,

Наши рекомендации