Единство эмоционально-волевой регуляции деятельности

Взаимосвязь эмоциональной и волевой сфер субъекта (личности) от­мечается многими классическими и современными исследователями — как создателями теорий, так и практикующими психотерапевтами. Здесь мы имеем редкую возможность начать рассказ о единстве эмоциональной и волевой регуляции с краткого рассмотрения концепции российского фило­софа и психолога XIX века, имевшего европейское образование и стоявше­го у начал отечественной психологической науки. Это — Николай Яковле­вич Грот, председатель Московского психологического общества, первый редактор журнала «Вопросы философии и психологии». Сторонник эмпи­рического исследования психической жизни, ученый рассматривал ее в сво­ем основном труде1 как один из видов взаимодействия организма с окру­жающей средой, в котором следует различать внешний (объективный) и внутренний (субъективный) моменты. С одной стороны, приспособление внутренних отношений к внешним требует переработки приходящих извне впечатлений во впечатления внутренние, адекватные наличным условиям существования организма, побуждающие его к тому или иному ответу. С другой стороны, внутренние впечатления также преобразуются, чтобы стать импульсом для внешних движений, действий. Тем самым психичес­кий процесс понимается как своего рода цикл, или, словами Грота, «оборот».

Полный психический оборот по Гроту включает четыре «фазиса», которые фактически выделяются по двум основаниям: а) внешний (объективный) и внутренний (субъективный) моменты; б) движение извне внутрь (воспри­имчивость) и изнутри вовне (деятельность) и могут быть представлены как цикл на рис. 1А. Назовем психические явления, соответствующие каждому «фазису»: объективная восприимчивость — это ощущения (т.е. объективные элементы сознания по В.Вундту), субъективная восприимчивость — чувство-

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru 1 См. Грот Н. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 1879-1880.


Петухов В.В. Единство эмоционально-волевой регуляции деятельности 405 Восприимчивость чувствования

Я

со

ощущения

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru движения

(действия или

поступки)

удовольствия или страдания

стремления (желания и хотения)

3 |

|

н а и

!

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru Деятельность


единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru ощущения   чувствования удовольствия или страдания

стремления

(желания и

хотения)

движения

(действия или

поступки)

■> R

  Субъективные: восприимчивость деятельность  
  чувствования удовольствия или ~ страдания ------ ► стремления (желания и хотения)  
         

Рис. 1

вания удовольствия или страдания (субъективные элементы сознания, взятые, впрочем по одному, основному их параметру), субъективная деятельность — стремления (в более сложных формах — желания и хотения) и объективная де­ятельность — движения (действия и поступки). Теперь развернем этот цикл в последовательность и — рискнем: поставим рядом с развернутым психичес­ким оборотом одну из основных теоретических схем анализа поведения, пред­ложенную в XX веке: S — П — R (см. рис. 1Б). Сравним их: объективная вос­приимчивость — ощущения — в принципе подобна S, хотя и является не самим стимулом, но его психическим (подчеркнем, приходящим извне) впечатлением, а объективная деятельность (пропустим пока «промежуточную переменную») — движения — полностью тождественна R — реакциям, ответам организма. От­бросим S и R, ведь нас интересуют внутренние условия регуляции поведения, и увидим (см. рис. 1В), что как раз они включают в себя чувствования, т.е. эмоцио-

406 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru нальное восприятие (принятие) внешней ситуации и — следующие за ними, а, по сути, ими порождаемые — стремления (желания, хотения), связанные с готов­ностью как-то действовать в ней. Какими бы ни бьши психологические определе­ния эмоций и воли, первоначально их единство, необходимая для жизни причинно-следственная связь. По существу, эмоция есть такое приспособление к внешней — любой (даже критической, проблемной) — ситуации, которое позволяет субъекту действовать в ней, готовит (в том числе — побуждает) его к действию.

Теперь заметим, что есть и более старинный, классический пример изучения эмоциональных (аффективных) механизмов для овладения, уп­равления ими. Известно, что учение об аффектах и воле, предложенное в XVII веке нидерландским философом Бенедиктом Спинозой, всегда вызы­вало интерес психологов, а Л.С.Выготский, анализируя это учение в одной из своих незаконченных работ, считал, что современные концепции эмоций заведомо уступают ему и призывал: «Вперед, к Спинозе!»

Спиноза рассматривал аффекты (учитывая непостоянство, «зашум­ленность» терминологии в данной области исследования, их можно имено­вать и эмоциями) как состояния тела, которые увеличивают или уменьша­ют его способность к действию, благоприятствуют этой способности или ограничивают ее, а также идеи этих состояний. Философ начинает с того, что «всякая вещь, насколько от нее зависит, стремится пребывать в своем существовании»1, и это стремление есть ее действительная сущность. Когда оно относится только к душе, то называется волей, когда же вместе — и к душе, и к телу, то — влечением. Сознаваемое влечение становится желани­ем — первым из трех основных аффектов. Отсюда следует важное, если угодно психотерапевтическое, положение: мы стремимся к чему-либо, чув­ствуем влечение, желаем его вовсе не потому, что считаем это добром, а наоборот — мы потому считаем что-то добром, что стремимся к нему, чув­ствуем к нему влечение, желаем. Теперь добавим, что душа может стремить­ся к большему (или меньшему) совершенству, и те пассивные состояния, через которые душа переходит к большему (или меньшему) совершенству, Спиноза называет аффектами удовольствия (или неудовольствия). Кроме этих трех — желания, удовольствия, неудовольствия — философ не призна­ет никаких других основных аффектов и показывает, что все остальные берут начало от них.

Пассивность, бессилие человека в укрощении, ограничении собствен­ных аффектов философ называл рабством. Путь, ведущий к свободе, Спи­ноза видел в могуществе разума, его силе над аффектами. Этическое учение философа основано на том, что телесные состояния или образы вещей распо­лагаются в теле точно в таком же порядке, в каком в душе располагаются представления и идеи вещей. Практический же прием овладения аффек­тами состоит здесь в следующем. Если мы отделим душевное волнение, т.е.

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru 1 См. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов. О человеческом рабстве или о силах аффектов. О могуществе разума или о человеческой свободе // Антология мировой философии: В 4 т. М.: Мысль, 1970. Т.2. С.379-400.

Петухов В. В. Единство эмоционально-волевой регуляции деятельности 407

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru аффект, от представления его внешней причины и соединим его с другими представлениями, то любовь или ненависть к этой внешней причине, как и душевные волнения, возникающие из аффектов, уничтожатся. Аффект как пассивное состояние перестает быть таковым, коль скоро мы образуем яс­ную и отчетливую его идею.

Тогда нам следует рискнуть еще раз и перейти из XVII века в XX (ведь наш предмет — внутренняя регуляция поведения, а не история фило­софии и психологии) и, напомнив известное положение Спинозы: «Не пла­кать, не смеяться, но понимать», сравнить его учение с когнитивной, по­нимающей психотерапией. Возьмем только одну теорию — когнитивную теорию личности, предложенную американским психологом Джорджем Келли (как теория она будет рассмотрена в теме 13), имеющую прямое при­менение в психотерапии. Допустим, что у нас есть методика, позволяющая выделить количество тех действительных критериев (факторов), посред­ством которых человек воспринимает и оценивает других, входящих в его социальное окружение1. Подчеркнем: именно действительных, которые сам испытуемый может и не осознавать (а значит они применяются им пассивно), и в повседневной жизни выражать самыми разными словами, вроде бы далекими по значениям. Эти критерии Келли назвал личностны­ми (лучше перевести с английского буквально — персональными) когни­тивными конструктами. Персональный познавательный конструкт — это такой общий критерий (по процедуре выделения — фактор) восприятия и оценки других людей, который имеет у испытуемого различные названия, но применяется им практически одинаково. Количество персональных конструктов, независимых друг от друга (т.е. не коррелирующих между со­бой) суть когнитивная сложность испытуемого. Это количество может быть разным, но в целом близко объему внимания по Вундту: от 3—4 до 6 конструктов. Представим человека с низкой когнитивной сложностью, у которого, скажем, всего один персональный конструкт (житейски такого че­ловека можно назвать «простым»). Тогда это конструкт (который, впрочем, есть, среди других, у каждого из нас) — эмоциональной (аффективной) оценки: удовольствие — неудовольствие, или проще — нравится — не нра­вится. Такой человек может говорить о других по-разному: вежливый — грубый, общительный — замкнутый, хороший — плохой, а то и добрый — злой, но все эти различия на самом деле значат: нравится — не нравится. Конструкт аффективной оценки соединился (сцепился) с другими, они ста­ли ему тождественны, и Спиноза вновь напоминает: мы потому считаем что-то добром, что испытываем при этом удовольствие, и потому считаем что-то злом, что испытываем неудовольствие. Подобное отождествление может приводить к личностным проблемам, и когнитивная терапия при­звана помочь пациенту «расцепить» как бы «слипшиеся» конструкты и тем самым повысить его когнитивную сложность.

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru 1 См., например: Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.

408 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru Приведем простой пример из практики семейного консультирования. Супруга приходит с жалобой, скажем, на грубость своего мужа (или, напро­тив, на его излишнюю вежливость: аффективная оценка может сцепиться с чем угодно). Когнитивный терапевт не будет (и не должен) давать советов о том, что делать с грубым мужем, он поможет пациентке уточнить вопрос и тем самым правильно поставить возникшую перед ней проблему, воз­можно, вполне решаемую. Цель терапевтической процедуры состоит в том, чтобы пациентка осознала свой конструкт эмоциональной оценки, зачастую пассивный, неосознанный. Иначе говоря, ей предлагается ясно представить, понять: сам муж — какой бы он ни был — все-таки нравится ей или не нравится. Выясняется, например, что муж нравится, и супруга пришла от­нюдь не требовать развода. И тогда может произойти повышение когнитив­ной сложности (что, конечно требует от терапевта достаточного опыта, а то и мастерства, но в принципе от него не зависит): нравится или не нравит­ся — это одно, а грубый или вежливый — совершенно другое. Тем самым вопрос: «Что мне делать с грубым мужем?» преобразуется, становится дру­гим: «Что мне сделать, чтобы мой муж, который мне нравится (усилим — я его люблю), не был грубым?» Пожалуй, на этот вопрос женщина может найти ответ сама.

Завершая краткую характеристику единства эмоционально-волевой сферы личности, обратимся к еще античной дискуссии: что же делать с аф­фектами, эмоциями, чувствами, или, как говорили раньше, страстями — сдер­живать и в пределе избавляться от них, как того требовали стоики, или развивать, переживать, извлекая опыт, как учили эпикурейцы. Пусть в жи­тейской психологии вопрос об этом «выборе» останется вечным. Мы же даем свой, научно-практический ответ, связанный с различением соци­ального индивида и собственно личности. Социальный индивид (точнее, впервые рожденная, включенная в него личность) обязан уметь управлять своей эмоциональной сферой, осваивая внешние и внутренние средства ре­гуляции даже сильных, аффективных состояний. Личность же в точном смысле, которая рождается второй раз, выявляет (например, во время пси­хотерапевтического сеанса) любые свои эмоции как материал, необходимый для ее продуктивного развития. Вспоминается последняя из цикла лекций Мамардашвили о Декарте, прочитанная 19 февраля 1981 года, на которой один философ, Мераб Константинович, держа в руках французский томик «Страстей души», то ли цитировал, то ли комментировал другого философа, Рене (что значит «вновь рожденный»). Во-первых, он пояснял, что нет ни­какого различия страстей низших и высших (хотя иные педагоги забыва­ют о том, что душа не имеет частей), а во-вторых, спрашивал: «Так избав­ляться надо от страстей?» и с незабываемой интонацией отвечал: «Да нет, избавляться надо от глупости, а страсти надо переживать, и даже самые сильные», потому что, добавим уже мы, психологи, только в переживании всех своих эмоций нам открывается путь к осознанию, пониманию соб­ственных мотивов, познанию себя (а в нашем курсе — переход от тем 10-11 к следующей книге данного тома).

О Определение и функции эмоций. Условия возник­новения эмоций и закономерности их протека­ния. Выражение эмоций

С. А. Рубинштейн ЭМОЦИИ1

Эмоции и потребности

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцате­лем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автома­том, производящим те или иные действия, наподобие хорошо слаженной машины <...> Он переживает то, что с ним происходит и им совершает­ся; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Пере­живание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмоции можно предварительно в чисто описательном феноменоло­гическом плане охарактеризовать несколькими особенно показательны­ми признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции, во-вторых, обычно отличаются поляр­ностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удо­вольствие — неудовольствие, веселье — грусть, радость — печаль и т.п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных челове­ческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: в ревности страстная любовь уживается со жгучей ненавистью.

Существенными качествами аффективно-эмоциональной сферы, ха­рактеризующими положительный и отрицательный полюса в эмоции, явля­ется приятное и неприятное. Помимо полярности приятного и неприятно­го, в эмоциональных состояниях сказываются также (как отметил Вундт) противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленнос­ти. <...> Наряду с возбужденной радостью (радостью-восторгом, ликовани­ем), существует радость покойная (растроганная радость, радость-умиление)

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru 1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. II. С. 140-143, 149-155.

410 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru и напряженная радость, исполненная устремленности (радость страстной надежды и трепетного ожидания); точно так же существует напряженная грусть, исполненная тревоги, возбужденная грусть, близкая к отчаянию, и тихая грусть — меланхолия, в которой чувствуется разрядка и успокоен­ность. <...>

Для подлинного понимания эмоций в их отличительных особеннос­тях необходимо выйти за пределы намеченной выше чисто описательной их характеристики.

Основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмо­ций, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответ­ствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, на­правленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и те­чением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, — с дру­гой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.

Соотношение между этими двумя рядами явлений в эмоциях опосре­довано психическими процессами — простой рецепцией, восприятием, ос­мысливанием, сознательным предвосхищением результатов хода событий или действий.

Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрица­тельный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положи­тельном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протека­ющей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций.

Взаимоотношение эмоций с потребностями может проявляться двояко — в соответствии с двойственностью самой потребности, которая, будучи испы­тываемой индивидом нуждой его в чем-то ему противостоящем, означает одновременно и зависимость его от чего-то и стремление к нему. С одной стороны, удовлетворение или неудовлетворение потребности, которая сама не проявилась в форме чувства, а испытывается, например, в элементарной фор­ме органических ощущений, может породить эмоциональное состояние удо­вольствия — неудовольствия, радости — печали и т.п.; с другой — сама по­требность как активная тенденция может испытываться как чувство, так что и чувство выступает в качестве проявления потребности. То или иное чув­ство наше к определенному предмету или лицу — любовь или ненависть и т.п. — формируется на основе потребности по мере того, как мы осознаем зависимость их удовлетворения от этого предмета или лица, испытывая те эмоциональные состояния удовольствия, удовлетворения, радости или неудо­вольствия, неудовлетворения, печали, которые они нам доставляют. Выступая в качестве проявления потребности — в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности.

Рубинштейн С Л. Эмоции 411

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru Поскольку это так, эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влече­ние к тому, что для чувства привлекательно, так же как влечение, желание всегда более или менее эмоционально. Истоки у воли и эмоции (аффекта, страсти) общие — в потребностях: поскольку мы осознаем предмет, от кото­рого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направлен­ное на него желание; поскольку мы испытываем саму эту зависимость в удо­вольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему то или иное чувство. Одно явно неотрыв­но от другого. Вполне раздельное существование самостоятельных функций или способностей эти две формы проявления единого ведут разве только в некоторых учебниках психологии и нигде больше.

В соответствии с этой двойственностью эмоции, отражающей заклю­ченное в потребности двойственное активно-пассивное отношение челове­ка к миру, двойственной, или, точнее, двусторонней, как увидим, оказыва­ется и роль эмоций в деятельности человека: эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потреб­ностей; возникая, таким образом, в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуж­дениями к деятельности.

Однако отношение эмоций и потребностей далеко не однозначно. Уже у животного, у которого существуют лишь органические потребнос­ти, одно и то же явление может иметь различное и даже противополож­ное — положительное и отрицательное — значение в силу многообразия органических потребностей: удовлетворение одной может идти в ущерб другой. Поэтому одно и то же течение жизнедеятельности может вызвать и положительные и отрицательные эмоциональные реакции. Еще менее однозначно это отношение у человека.

Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, устано­вок личности одно и то же действие или явление в соотношении с различ­ными потребностями может приобрести различное и даже противополож­ное — как положительное, так и отрицательное — эмоциональное значение. Одно и то же событие может, таким образом, оказаться снабженным про­тивоположным — положительным и отрицательным — эмоциональным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность человеческих чувств, их амбивалентность. Отсюда также иногда сдвиги в эмоциональной сфере, когда в связи со сдвигами в направленности личности чувство, которое вы­зывает то или иное явление, более или менее внезапно переходит в свою противоположность. Поэтому чувства человека не определимы соотношени­ем с изолированно взятыми потребностями, а обусловлены отношением к личности в целом. Определяясь соотношением хода действий, в которые вовлечен индивид, и его потребностей, чувства человека отражают строение его личности, выявляя ее направленность, ее установки; что оставляет че-

412 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru ловека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит, обычно ярче всего выявляет — а иногда выдает — истинное его су­щество. <...>

Эмоции и деятельность

Если все происходящее, поскольку оно имеет то или иное отношение к человеку и поэтому вызывает то или иное отношение с его стороны, мо­жет вызвать у него те или иные эмоции, то особенно тесной является дей­ственная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Эмоция с внутренней необходимостью зарождается из соотношения — по­ложительного или отрицательного — результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, исходным побуждением.

Эта связь взаимная: с одной стороны, ход и исход человеческой дея­тельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой — чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятель­ность. Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловли­ваются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональ­ных процессов зависят от нее.

<...> Результат действия может оказаться либо в соответствии, либо в несоответствии с наиболее актуальной для личности в данной ситуации на данный момент потребностью. В зависимости от этого ход собственной де­ятельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмо­цию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием. Появление одного из этих двух полярных качеств всякого эмоционального процесса будет, таким образом, зависеть от складывающегося в ходе деятельности и в ходе деятельности изменяющегося соотношения между ходом действия и его исходными побуждениями. Возможны и объективно нейтральные участки в действии, когда выполняются те или иные операции, не имеющие самостоятельного значения; они оставляют личность эмоционально нейт­ральной. Поскольку человек как сознательное существо в соответствии со своими потребностями, своей направленностью ставит себе определенные цели, можно сказать также, что положительное или отрицательное качество эмоции определяется соотношением между целью и результатом действия.

В зависимости от отношений, складывающихся по ходу деятельно­сти, определяются и другие свойства эмоциональных процессов. В ходе деятельности есть обычно критические точки, в которых определяется благоприятный для субъекта или неблагоприятный для него результат, оборот или исход его деятельности. Человек как сознательное существо более или менее адекватно предвидит приближение этих критических точек. При приближении к ним в чувстве человека — положительном или отрицательном — нарастает напряжение. После того как критичес­кая точка пройдена, в чувстве человека — положительном или отрица­тельном — наступает разрядка.

Рубинштейн С.Л. Эмоции 413

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru Наконец, любое событие, любой результат собственной деятельности человека в соотношении с различными его мотивами или целями может приобрести «амбивалентное» — одновременно и положительное и отрицатель­ное — значение. Чем более внутренне противоречивый, конфликтный харак­тер принимает протекание действия и вызванный им ход событий, тем бо­лее сумбурный характер принимает эмоциональное состояние субъекта. Такой же эффект, как и неразрешимый конфликт, может произвести и рез­кий переход от положительного — особенно напряженного — эмоциональ­ного состояния к отрицательному и наоборот. С другой стороны, чем более гармонично, бесконфликтно протекает процесс, тем более покойный харак­тер носит чувство, тем меньше в нем остроты и возбуждения. <...>

Многообразие <...> чувств зависит от многообразия реальных жиз­ненных отношений человека, которые в них выражаются, и видов дея­тельности, посредством которых они <...> осуществляются. <...>

В свою очередь эмоции существенно влияют на ход деятельности. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, вы­ражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру.

Для того чтобы уточнить роль эмоций в деятельности, необходимо различать эмоции, или чувства, и эмоциональность, или аффективность как таковую.

Ни одна реальная, действительная эмоция не сводима к изолирован­но взятой, чистой, т.е. абстрактной, эмоциональности или аффективности. Всякая реальная эмоция обычно представляет собой единство аффективно­го и интеллектуального, переживания и познания, поскольку она включает в себя в той или иной мере и волевые моменты, влечения, стремления, по­скольку вообще в ней в той или иной мере выражается весь человек. Взя­тые в конкретной целостности, эмоции служат побуждениями, мотивами де­ятельности. Они обусловливают ход деятельности индивида, будучи сами обусловлены им. В психологии часто говорят о единстве эмоций, аффекта и интеллекта, полагая, что этим преодолеввают абстрактную точку зрения, расчленяющую психологию на отдельные элементы, или функции. Между тем подобными формулировками исследователь лишь подчеркивает свою зависимость от идей, которые он стремится преодолеть. В действительнос­ти нужно говорить не просто о единстве эмоций и интеллекта в жизни лич­ности, но о единстве эмоционального, или аффективного, и интеллектуаль­ного внутри самих эмоций, так же как и внутри самого интеллекта.

Если теперь в эмоции выделить эмоциональность, или аффективность как таковую, то можно будет сказать, что она вообще не детерминирует, а лишь регулирует детерминируемую иными моментами деятельность челове­ка; она делает индивида более или менее чувствительным к тем или иным побуждениям, создает как бы систему шлюзов, которые в эмоциональных состояниях устанавливаются на ту или иную высоту; приспособляя, адапти-

414 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru руя и рецепторные, вообще познавательные, и моторные, вообще действенные, волевые функции, она обусловливает тонус, темпы деятельности, ее настроен­ность на тот или иной уровень. Иными словами, эмоциональность как тако­вая, т.е. эмоциональность как момент или сторона эмоций, обусловливает по преимуществу динамическую сторону или аспект деятельности.

Неправильно было бы (как это делает, например, К. Левин) переносить это положение на эмоции, на чувства в целом. Роль чувства и эмоций не сво­дима к динамике, потому что и сами они не сводимы к одному лишь изоли­рованно взятому эмоциональному моменту. Динамический момент и момент направленности теснейшим образом взаимосвязаны. Повышение восприим­чивости и интенсивности действия носит обычно более или менее избира­тельный характер: в определенном эмоциональном состоянии, охваченный определенным чувством, человек становится более восприимчивым к одним побуждениям и менее — к другим. Таким образом, динамические изменения в эмоциональных процессах обычно носят направленный характер. <...>

Динамическое значение эмоционального процесса может быть вообще двояким: эмоциональный процесс может повышать тонус, энергию психичес­кой деятельности и может снижать, тормозить ее. Одни, — особенно Кеннон, который специально исследовал эмоциональное возбуждение при ярости и страхе, — подчеркивают по преимуществу их мобилизующую функцию (emergency function по Кеннону), для других (Э.Клапаред, Кантор и пр.), на­оборот, эмоции неразрывно связаны с дезорганизацией поведения; они возни­кают при дезорганизации и порождают срыв.

Каждая из двух противоположных точек зрения опирается на реаль­ные факты, но обе они исходят из ложной метафизической альтернативы «либо — либо» и потому, отправляясь от одной категории фактов, вынуж­дены закрывать глаза на другую. На самом деле не подлежит сомнению, что и здесь действительность противоречива: эмоциональные процессы могут и повысить эффективность деятельности, и дезорганизовать ее. Иногда это может зависеть от интенсивности процесса: положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, мо­жет перейти в свою противоположность и дать отрицательный, дезорганизую­щий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения. Иног­да один из двух противоположных эффектов прямо обусловлен другим: повышая активность в одном направлении, эмоция тем самым нарушает или дезорганизует ее в другом; остро подымающееся в человеке чувство гнева, способное мобилизовать его силы на борьбу с врагом и в этом направ­лении оказать благоприятный эффект, может в то же время дезорганизовать умственную деятельность, направленную на разрешение каких-либо теоре­тических задач.

В.К.Вилюнас

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ1

Условия возникновения эмоций.Затруднения, возникающие при по­пытке провести непосредственно различаемую грань между эмоциональны­ми и неэмоциональными явлениями, вынуждают искать отличительные признаки эмоций в более широком контексте их проявления, в частности во внешних и внутренних условиях их возникновения. Существующие кон­цепции различаются по тому, какое значение в них придается этому вопро­су: если для некоторых из них он является одним из многих, то для дру­гих — одним из центральных (как правило, наряду с вопросом о функциях эмоций) рассматриваемых вопросов. К последним относятся, например, те­ории У.Джеймса, Ж.-П.Сартра, П.К.Анохина, П.В.Симонова, группа так на­зываемых «конфликтных» теорий, не представленных в данной книге2 тео­ретическая схема П.Фресса3 и др.

В ответах на рассматриваемый вопрос обычно признается, что эмоции возникают в случаях когда происходит нечто значимое для индивида. Рас­хождения начинаются при попытке уточнить характер и меру значимости события, способного возбудить эмоцию. Если для В.Вундта или Н.Грота любое воспринимаемое событие является значимым, т.е. эмоциональным уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни ин­дивида, не знающей беспристрастного состояния и во всем способной най­ти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, неприятно-

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru 1 Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гшшенрейтер. М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 6-8, 13-19.

2 См. Pieron H. Emotions in animals and man // Reymert M.L. (ed.) Feelings and
emotions. Worcester, 1928; Hodge FA. The emotions in a new role // Psychol. Rev. 1935.
Vol. 42. N° 3; Andreanl T. Les conduites emotives. Paris, 1968.

3 См. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Ред.-сост. П.Фресс,
Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Вып. V.

416 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru го и т.п., то, согласно Р.С.Лазарусу1, эмоции возникают в тех исключитель­ных случаях, когда на основе когнитивных процессов производится заклю­чение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой — невозмож­ности ее избежать. Однако эти внешне столь различные точки зрения не являются взаимоисключающими, просто речь в них идет о разном. В рабо­те Лазаруса дана схема возникновения лишь тех «очевидных»2 эмоцио­нальных состояний, которые в терминологии, принятой в советской психо­логии, скорее следовало бы отнести к аффектам. Весьма сходным образом представляет возникновение эмоций-аффектов Э.Клапаред, однако в его концепции утверждается, что предварительную оценку угрозы производят не интеллектуальные процессы, как считает Лазарус, а особый класс эмоци­ональных явлений — чувства.

Таким образом, решение вопроса об условиях возникновения эмоций определяется прежде всего тем, какой именно класс (или классы) эмоцио­нальных явлений обсуждается в той или иной работе. При широкой трак­товке эмоций их возникновение связывается с устойчивыми, обычными ус­ловиями существования, такими как отражение воздействия или предмета (эмоции выражают субъективное их значение), обострение потребностей (эмоции сигнализируют об этом субъекту) и т.п. При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфические условия, такие как фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и др. Убеди­тельность примеров и экспериментальных данных, приводимых в подтвер­ждение этих различных точек зрения, свидетельствует о дифференцирован-ности эмоций в отношении условий их возникновения и, следовательно, о неминуемой ограниченности попыток охватить эти условия в некотором обобщенном принципе или положении. Эти попытки способны вооружить нас знаниями такими же отвлеченными, как и понятие «эмоция вообще», и доведенные до полного охвата в них всего разнообразия эмоциональных явлений смогут констатировать лишь (как это показывает обобщение суще­ствующих точек зрения) двойную обусловленность эмоций: с одной сторо­ны, потребностями (мотивацией), с другой — особенностями воздействий (ситуации).

О сложности пути, который необходимо пройти, желая отразить в теории реальную сложность эмоциональной жизни, можно составить пред­ставление по непревзойденному анализу условий возникновения эмоций в учении Б.Спинозы. Оно показывает, что на возникновение эмоций на­ряду с такими анализируемыми в современных теориях условиями, как фрустация, нарушение жизненных констант («изменение способности тела

единство эмоционально-волевой регуляции деятельности - student2.ru 1 См. Lazarus R.C. Emotions as coping process // Arnold M.B. (ей.). The nature of
emotion. Baltimore, 1968.

2 Cm. Leeper R.W. A motivational theory of emotion to replace «emotion as disorganized
response» // Psychol. Rev. 1948. V. 55. № 1. В этой работе обсуждаются причины такого
ограниченного понимания эмоций.

Вилюнас В.К.

Наши рекомендации