Единство эмоционально-волевой регуляции деятельности
Взаимосвязь эмоциональной и волевой сфер субъекта (личности) отмечается многими классическими и современными исследователями — как создателями теорий, так и практикующими психотерапевтами. Здесь мы имеем редкую возможность начать рассказ о единстве эмоциональной и волевой регуляции с краткого рассмотрения концепции российского философа и психолога XIX века, имевшего европейское образование и стоявшего у начал отечественной психологической науки. Это — Николай Яковлевич Грот, председатель Московского психологического общества, первый редактор журнала «Вопросы философии и психологии». Сторонник эмпирического исследования психической жизни, ученый рассматривал ее в своем основном труде1 как один из видов взаимодействия организма с окружающей средой, в котором следует различать внешний (объективный) и внутренний (субъективный) моменты. С одной стороны, приспособление внутренних отношений к внешним требует переработки приходящих извне впечатлений во впечатления внутренние, адекватные наличным условиям существования организма, побуждающие его к тому или иному ответу. С другой стороны, внутренние впечатления также преобразуются, чтобы стать импульсом для внешних движений, действий. Тем самым психический процесс понимается как своего рода цикл, или, словами Грота, «оборот».
Полный психический оборот по Гроту включает четыре «фазиса», которые фактически выделяются по двум основаниям: а) внешний (объективный) и внутренний (субъективный) моменты; б) движение извне внутрь (восприимчивость) и изнутри вовне (деятельность) и могут быть представлены как цикл на рис. 1А. Назовем психические явления, соответствующие каждому «фазису»: объективная восприимчивость — это ощущения (т.е. объективные элементы сознания по В.Вундту), субъективная восприимчивость — чувство-
1 См. Грот Н. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 1879-1880.
Петухов В.В. Единство эмоционально-волевой регуляции деятельности 405 Восприимчивость чувствования |
Я
со
ощущения
движения
(действия или
поступки)
удовольствия или страдания
стремления (желания и хотения)
3 |
|
н а и
!
Деятельность
ощущения | чувствования удовольствия или страдания |
стремления
(желания и
хотения)
движения
(действия или
поступки)
■> R
Субъективные: восприимчивость деятельность | ||||
чувствования удовольствия или ~ страдания | ------ ► | стремления (желания и хотения) | ||
Рис. 1
вания удовольствия или страдания (субъективные элементы сознания, взятые, впрочем по одному, основному их параметру), субъективная деятельность — стремления (в более сложных формах — желания и хотения) и объективная деятельность — движения (действия и поступки). Теперь развернем этот цикл в последовательность и — рискнем: поставим рядом с развернутым психическим оборотом одну из основных теоретических схем анализа поведения, предложенную в XX веке: S — П — R (см. рис. 1Б). Сравним их: объективная восприимчивость — ощущения — в принципе подобна S, хотя и является не самим стимулом, но его психическим (подчеркнем, приходящим извне) впечатлением, а объективная деятельность (пропустим пока «промежуточную переменную») — движения — полностью тождественна R — реакциям, ответам организма. Отбросим S и R, ведь нас интересуют внутренние условия регуляции поведения, и увидим (см. рис. 1В), что как раз они включают в себя чувствования, т.е. эмоцио-
406 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций
нальное восприятие (принятие) внешней ситуации и — следующие за ними, а, по сути, ими порождаемые — стремления (желания, хотения), связанные с готовностью как-то действовать в ней. Какими бы ни бьши психологические определения эмоций и воли, первоначально их единство, необходимая для жизни причинно-следственная связь. По существу, эмоция есть такое приспособление к внешней — любой (даже критической, проблемной) — ситуации, которое позволяет субъекту действовать в ней, готовит (в том числе — побуждает) его к действию.
Теперь заметим, что есть и более старинный, классический пример изучения эмоциональных (аффективных) механизмов для овладения, управления ими. Известно, что учение об аффектах и воле, предложенное в XVII веке нидерландским философом Бенедиктом Спинозой, всегда вызывало интерес психологов, а Л.С.Выготский, анализируя это учение в одной из своих незаконченных работ, считал, что современные концепции эмоций заведомо уступают ему и призывал: «Вперед, к Спинозе!»
Спиноза рассматривал аффекты (учитывая непостоянство, «зашумленность» терминологии в данной области исследования, их можно именовать и эмоциями) как состояния тела, которые увеличивают или уменьшают его способность к действию, благоприятствуют этой способности или ограничивают ее, а также идеи этих состояний. Философ начинает с того, что «всякая вещь, насколько от нее зависит, стремится пребывать в своем существовании»1, и это стремление есть ее действительная сущность. Когда оно относится только к душе, то называется волей, когда же вместе — и к душе, и к телу, то — влечением. Сознаваемое влечение становится желанием — первым из трех основных аффектов. Отсюда следует важное, если угодно психотерапевтическое, положение: мы стремимся к чему-либо, чувствуем влечение, желаем его вовсе не потому, что считаем это добром, а наоборот — мы потому считаем что-то добром, что стремимся к нему, чувствуем к нему влечение, желаем. Теперь добавим, что душа может стремиться к большему (или меньшему) совершенству, и те пассивные состояния, через которые душа переходит к большему (или меньшему) совершенству, Спиноза называет аффектами удовольствия (или неудовольствия). Кроме этих трех — желания, удовольствия, неудовольствия — философ не признает никаких других основных аффектов и показывает, что все остальные берут начало от них.
Пассивность, бессилие человека в укрощении, ограничении собственных аффектов философ называл рабством. Путь, ведущий к свободе, Спиноза видел в могуществе разума, его силе над аффектами. Этическое учение философа основано на том, что телесные состояния или образы вещей располагаются в теле точно в таком же порядке, в каком в душе располагаются представления и идеи вещей. Практический же прием овладения аффектами состоит здесь в следующем. Если мы отделим душевное волнение, т.е.
1 См. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов. О человеческом рабстве или о силах аффектов. О могуществе разума или о человеческой свободе // Антология мировой философии: В 4 т. М.: Мысль, 1970. Т.2. С.379-400.
Петухов В. В. Единство эмоционально-волевой регуляции деятельности 407
аффект, от представления его внешней причины и соединим его с другими представлениями, то любовь или ненависть к этой внешней причине, как и душевные волнения, возникающие из аффектов, уничтожатся. Аффект как пассивное состояние перестает быть таковым, коль скоро мы образуем ясную и отчетливую его идею.
Тогда нам следует рискнуть еще раз и перейти из XVII века в XX (ведь наш предмет — внутренняя регуляция поведения, а не история философии и психологии) и, напомнив известное положение Спинозы: «Не плакать, не смеяться, но понимать», сравнить его учение с когнитивной, понимающей психотерапией. Возьмем только одну теорию — когнитивную теорию личности, предложенную американским психологом Джорджем Келли (как теория она будет рассмотрена в теме 13), имеющую прямое применение в психотерапии. Допустим, что у нас есть методика, позволяющая выделить количество тех действительных критериев (факторов), посредством которых человек воспринимает и оценивает других, входящих в его социальное окружение1. Подчеркнем: именно действительных, которые сам испытуемый может и не осознавать (а значит они применяются им пассивно), и в повседневной жизни выражать самыми разными словами, вроде бы далекими по значениям. Эти критерии Келли назвал личностными (лучше перевести с английского буквально — персональными) когнитивными конструктами. Персональный познавательный конструкт — это такой общий критерий (по процедуре выделения — фактор) восприятия и оценки других людей, который имеет у испытуемого различные названия, но применяется им практически одинаково. Количество персональных конструктов, независимых друг от друга (т.е. не коррелирующих между собой) суть когнитивная сложность испытуемого. Это количество может быть разным, но в целом близко объему внимания по Вундту: от 3—4 до 6 конструктов. Представим человека с низкой когнитивной сложностью, у которого, скажем, всего один персональный конструкт (житейски такого человека можно назвать «простым»). Тогда это конструкт (который, впрочем, есть, среди других, у каждого из нас) — эмоциональной (аффективной) оценки: удовольствие — неудовольствие, или проще — нравится — не нравится. Такой человек может говорить о других по-разному: вежливый — грубый, общительный — замкнутый, хороший — плохой, а то и добрый — злой, но все эти различия на самом деле значат: нравится — не нравится. Конструкт аффективной оценки соединился (сцепился) с другими, они стали ему тождественны, и Спиноза вновь напоминает: мы потому считаем что-то добром, что испытываем при этом удовольствие, и потому считаем что-то злом, что испытываем неудовольствие. Подобное отождествление может приводить к личностным проблемам, и когнитивная терапия призвана помочь пациенту «расцепить» как бы «слипшиеся» конструкты и тем самым повысить его когнитивную сложность.
1 См., например: Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.
408 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций
Приведем простой пример из практики семейного консультирования. Супруга приходит с жалобой, скажем, на грубость своего мужа (или, напротив, на его излишнюю вежливость: аффективная оценка может сцепиться с чем угодно). Когнитивный терапевт не будет (и не должен) давать советов о том, что делать с грубым мужем, он поможет пациентке уточнить вопрос и тем самым правильно поставить возникшую перед ней проблему, возможно, вполне решаемую. Цель терапевтической процедуры состоит в том, чтобы пациентка осознала свой конструкт эмоциональной оценки, зачастую пассивный, неосознанный. Иначе говоря, ей предлагается ясно представить, понять: сам муж — какой бы он ни был — все-таки нравится ей или не нравится. Выясняется, например, что муж нравится, и супруга пришла отнюдь не требовать развода. И тогда может произойти повышение когнитивной сложности (что, конечно требует от терапевта достаточного опыта, а то и мастерства, но в принципе от него не зависит): нравится или не нравится — это одно, а грубый или вежливый — совершенно другое. Тем самым вопрос: «Что мне делать с грубым мужем?» преобразуется, становится другим: «Что мне сделать, чтобы мой муж, который мне нравится (усилим — я его люблю), не был грубым?» Пожалуй, на этот вопрос женщина может найти ответ сама.
Завершая краткую характеристику единства эмоционально-волевой сферы личности, обратимся к еще античной дискуссии: что же делать с аффектами, эмоциями, чувствами, или, как говорили раньше, страстями — сдерживать и в пределе избавляться от них, как того требовали стоики, или развивать, переживать, извлекая опыт, как учили эпикурейцы. Пусть в житейской психологии вопрос об этом «выборе» останется вечным. Мы же даем свой, научно-практический ответ, связанный с различением социального индивида и собственно личности. Социальный индивид (точнее, впервые рожденная, включенная в него личность) обязан уметь управлять своей эмоциональной сферой, осваивая внешние и внутренние средства регуляции даже сильных, аффективных состояний. Личность же в точном смысле, которая рождается второй раз, выявляет (например, во время психотерапевтического сеанса) любые свои эмоции как материал, необходимый для ее продуктивного развития. Вспоминается последняя из цикла лекций Мамардашвили о Декарте, прочитанная 19 февраля 1981 года, на которой один философ, Мераб Константинович, держа в руках французский томик «Страстей души», то ли цитировал, то ли комментировал другого философа, Рене (что значит «вновь рожденный»). Во-первых, он пояснял, что нет никакого различия страстей низших и высших (хотя иные педагоги забывают о том, что душа не имеет частей), а во-вторых, спрашивал: «Так избавляться надо от страстей?» и с незабываемой интонацией отвечал: «Да нет, избавляться надо от глупости, а страсти надо переживать, и даже самые сильные», потому что, добавим уже мы, психологи, только в переживании всех своих эмоций нам открывается путь к осознанию, пониманию собственных мотивов, познанию себя (а в нашем курсе — переход от тем 10-11 к следующей книге данного тома).
О Определение и функции эмоций. Условия возникновения эмоций и закономерности их протекания. Выражение эмоций
С. А. Рубинштейн ЭМОЦИИ1
Эмоции и потребности
Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия, наподобие хорошо слаженной машины <...> Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Эмоции можно предварительно в чисто описательном феноменологическом плане охарактеризовать несколькими особенно показательными признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие — неудовольствие, веселье — грусть, радость — печаль и т.п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: в ревности страстная любовь уживается со жгучей ненавистью.
Существенными качествами аффективно-эмоциональной сферы, характеризующими положительный и отрицательный полюса в эмоции, является приятное и неприятное. Помимо полярности приятного и неприятного, в эмоциональных состояниях сказываются также (как отметил Вундт) противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. <...> Наряду с возбужденной радостью (радостью-восторгом, ликованием), существует радость покойная (растроганная радость, радость-умиление)
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. II. С. 140-143, 149-155.
410 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций
и напряженная радость, исполненная устремленности (радость страстной надежды и трепетного ожидания); точно так же существует напряженная грусть, исполненная тревоги, возбужденная грусть, близкая к отчаянию, и тихая грусть — меланхолия, в которой чувствуется разрядка и успокоенность. <...>
Для подлинного понимания эмоций в их отличительных особенностях необходимо выйти за пределы намеченной выше чисто описательной их характеристики.
Основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, — с другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.
Соотношение между этими двумя рядами явлений в эмоциях опосредовано психическими процессами — простой рецепцией, восприятием, осмысливанием, сознательным предвосхищением результатов хода событий или действий.
Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций.
Взаимоотношение эмоций с потребностями может проявляться двояко — в соответствии с двойственностью самой потребности, которая, будучи испытываемой индивидом нуждой его в чем-то ему противостоящем, означает одновременно и зависимость его от чего-то и стремление к нему. С одной стороны, удовлетворение или неудовлетворение потребности, которая сама не проявилась в форме чувства, а испытывается, например, в элементарной форме органических ощущений, может породить эмоциональное состояние удовольствия — неудовольствия, радости — печали и т.п.; с другой — сама потребность как активная тенденция может испытываться как чувство, так что и чувство выступает в качестве проявления потребности. То или иное чувство наше к определенному предмету или лицу — любовь или ненависть и т.п. — формируется на основе потребности по мере того, как мы осознаем зависимость их удовлетворения от этого предмета или лица, испытывая те эмоциональные состояния удовольствия, удовлетворения, радости или неудовольствия, неудовлетворения, печали, которые они нам доставляют. Выступая в качестве проявления потребности — в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности.
Рубинштейн С Л. Эмоции 411
Поскольку это так, эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно, так же как влечение, желание всегда более или менее эмоционально. Истоки у воли и эмоции (аффекта, страсти) общие — в потребностях: поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем саму эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему то или иное чувство. Одно явно неотрывно от другого. Вполне раздельное существование самостоятельных функций или способностей эти две формы проявления единого ведут разве только в некоторых учебниках психологии и нигде больше.
В соответствии с этой двойственностью эмоции, отражающей заключенное в потребности двойственное активно-пассивное отношение человека к миру, двойственной, или, точнее, двусторонней, как увидим, оказывается и роль эмоций в деятельности человека: эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей; возникая, таким образом, в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности.
Однако отношение эмоций и потребностей далеко не однозначно. Уже у животного, у которого существуют лишь органические потребности, одно и то же явление может иметь различное и даже противоположное — положительное и отрицательное — значение в силу многообразия органических потребностей: удовлетворение одной может идти в ущерб другой. Поэтому одно и то же течение жизнедеятельности может вызвать и положительные и отрицательные эмоциональные реакции. Еще менее однозначно это отношение у человека.
Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное и даже противоположное — как положительное, так и отрицательное — эмоциональное значение. Одно и то же событие может, таким образом, оказаться снабженным противоположным — положительным и отрицательным — эмоциональным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность человеческих чувств, их амбивалентность. Отсюда также иногда сдвиги в эмоциональной сфере, когда в связи со сдвигами в направленности личности чувство, которое вызывает то или иное явление, более или менее внезапно переходит в свою противоположность. Поэтому чувства человека не определимы соотношением с изолированно взятыми потребностями, а обусловлены отношением к личности в целом. Определяясь соотношением хода действий, в которые вовлечен индивид, и его потребностей, чувства человека отражают строение его личности, выявляя ее направленность, ее установки; что оставляет че-
412 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций
ловека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит, обычно ярче всего выявляет — а иногда выдает — истинное его существо. <...>
Эмоции и деятельность
Если все происходящее, поскольку оно имеет то или иное отношение к человеку и поэтому вызывает то или иное отношение с его стороны, может вызвать у него те или иные эмоции, то особенно тесной является действенная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Эмоция с внутренней необходимостью зарождается из соотношения — положительного или отрицательного — результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, исходным побуждением.
Эта связь взаимная: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой — чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от нее.
<...> Результат действия может оказаться либо в соответствии, либо в несоответствии с наиболее актуальной для личности в данной ситуации на данный момент потребностью. В зависимости от этого ход собственной деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием. Появление одного из этих двух полярных качеств всякого эмоционального процесса будет, таким образом, зависеть от складывающегося в ходе деятельности и в ходе деятельности изменяющегося соотношения между ходом действия и его исходными побуждениями. Возможны и объективно нейтральные участки в действии, когда выполняются те или иные операции, не имеющие самостоятельного значения; они оставляют личность эмоционально нейтральной. Поскольку человек как сознательное существо в соответствии со своими потребностями, своей направленностью ставит себе определенные цели, можно сказать также, что положительное или отрицательное качество эмоции определяется соотношением между целью и результатом действия.
В зависимости от отношений, складывающихся по ходу деятельности, определяются и другие свойства эмоциональных процессов. В ходе деятельности есть обычно критические точки, в которых определяется благоприятный для субъекта или неблагоприятный для него результат, оборот или исход его деятельности. Человек как сознательное существо более или менее адекватно предвидит приближение этих критических точек. При приближении к ним в чувстве человека — положительном или отрицательном — нарастает напряжение. После того как критическая точка пройдена, в чувстве человека — положительном или отрицательном — наступает разрядка.
Рубинштейн С.Л. Эмоции 413
Наконец, любое событие, любой результат собственной деятельности человека в соотношении с различными его мотивами или целями может приобрести «амбивалентное» — одновременно и положительное и отрицательное — значение. Чем более внутренне противоречивый, конфликтный характер принимает протекание действия и вызванный им ход событий, тем более сумбурный характер принимает эмоциональное состояние субъекта. Такой же эффект, как и неразрешимый конфликт, может произвести и резкий переход от положительного — особенно напряженного — эмоционального состояния к отрицательному и наоборот. С другой стороны, чем более гармонично, бесконфликтно протекает процесс, тем более покойный характер носит чувство, тем меньше в нем остроты и возбуждения. <...>
Многообразие <...> чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений человека, которые в них выражаются, и видов деятельности, посредством которых они <...> осуществляются. <...>
В свою очередь эмоции существенно влияют на ход деятельности. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру.
Для того чтобы уточнить роль эмоций в деятельности, необходимо различать эмоции, или чувства, и эмоциональность, или аффективность как таковую.
Ни одна реальная, действительная эмоция не сводима к изолированно взятой, чистой, т.е. абстрактной, эмоциональности или аффективности. Всякая реальная эмоция обычно представляет собой единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания, поскольку она включает в себя в той или иной мере и волевые моменты, влечения, стремления, поскольку вообще в ней в той или иной мере выражается весь человек. Взятые в конкретной целостности, эмоции служат побуждениями, мотивами деятельности. Они обусловливают ход деятельности индивида, будучи сами обусловлены им. В психологии часто говорят о единстве эмоций, аффекта и интеллекта, полагая, что этим преодолеввают абстрактную точку зрения, расчленяющую психологию на отдельные элементы, или функции. Между тем подобными формулировками исследователь лишь подчеркивает свою зависимость от идей, которые он стремится преодолеть. В действительности нужно говорить не просто о единстве эмоций и интеллекта в жизни личности, но о единстве эмоционального, или аффективного, и интеллектуального внутри самих эмоций, так же как и внутри самого интеллекта.
Если теперь в эмоции выделить эмоциональность, или аффективность как таковую, то можно будет сказать, что она вообще не детерминирует, а лишь регулирует детерминируемую иными моментами деятельность человека; она делает индивида более или менее чувствительным к тем или иным побуждениям, создает как бы систему шлюзов, которые в эмоциональных состояниях устанавливаются на ту или иную высоту; приспособляя, адапти-
414 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций
руя и рецепторные, вообще познавательные, и моторные, вообще действенные, волевые функции, она обусловливает тонус, темпы деятельности, ее настроенность на тот или иной уровень. Иными словами, эмоциональность как таковая, т.е. эмоциональность как момент или сторона эмоций, обусловливает по преимуществу динамическую сторону или аспект деятельности.
Неправильно было бы (как это делает, например, К. Левин) переносить это положение на эмоции, на чувства в целом. Роль чувства и эмоций не сводима к динамике, потому что и сами они не сводимы к одному лишь изолированно взятому эмоциональному моменту. Динамический момент и момент направленности теснейшим образом взаимосвязаны. Повышение восприимчивости и интенсивности действия носит обычно более или менее избирательный характер: в определенном эмоциональном состоянии, охваченный определенным чувством, человек становится более восприимчивым к одним побуждениям и менее — к другим. Таким образом, динамические изменения в эмоциональных процессах обычно носят направленный характер. <...>
Динамическое значение эмоционального процесса может быть вообще двояким: эмоциональный процесс может повышать тонус, энергию психической деятельности и может снижать, тормозить ее. Одни, — особенно Кеннон, который специально исследовал эмоциональное возбуждение при ярости и страхе, — подчеркивают по преимуществу их мобилизующую функцию (emergency function по Кеннону), для других (Э.Клапаред, Кантор и пр.), наоборот, эмоции неразрывно связаны с дезорганизацией поведения; они возникают при дезорганизации и порождают срыв.
Каждая из двух противоположных точек зрения опирается на реальные факты, но обе они исходят из ложной метафизической альтернативы «либо — либо» и потому, отправляясь от одной категории фактов, вынуждены закрывать глаза на другую. На самом деле не подлежит сомнению, что и здесь действительность противоречива: эмоциональные процессы могут и повысить эффективность деятельности, и дезорганизовать ее. Иногда это может зависеть от интенсивности процесса: положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перейти в свою противоположность и дать отрицательный, дезорганизующий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения. Иногда один из двух противоположных эффектов прямо обусловлен другим: повышая активность в одном направлении, эмоция тем самым нарушает или дезорганизует ее в другом; остро подымающееся в человеке чувство гнева, способное мобилизовать его силы на борьбу с врагом и в этом направлении оказать благоприятный эффект, может в то же время дезорганизовать умственную деятельность, направленную на разрешение каких-либо теоретических задач.
В.К.Вилюнас
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ1
Условия возникновения эмоций.Затруднения, возникающие при попытке провести непосредственно различаемую грань между эмоциональными и неэмоциональными явлениями, вынуждают искать отличительные признаки эмоций в более широком контексте их проявления, в частности во внешних и внутренних условиях их возникновения. Существующие концепции различаются по тому, какое значение в них придается этому вопросу: если для некоторых из них он является одним из многих, то для других — одним из центральных (как правило, наряду с вопросом о функциях эмоций) рассматриваемых вопросов. К последним относятся, например, теории У.Джеймса, Ж.-П.Сартра, П.К.Анохина, П.В.Симонова, группа так называемых «конфликтных» теорий, не представленных в данной книге2 теоретическая схема П.Фресса3 и др.
В ответах на рассматриваемый вопрос обычно признается, что эмоции возникают в случаях когда происходит нечто значимое для индивида. Расхождения начинаются при попытке уточнить характер и меру значимости события, способного возбудить эмоцию. Если для В.Вундта или Н.Грота любое воспринимаемое событие является значимым, т.е. эмоциональным уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, не знающей беспристрастного состояния и во всем способной найти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, неприятно-
1 Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гшшенрейтер. М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 6-8, 13-19.
2 См. Pieron H. Emotions in animals and man // Reymert M.L. (ed.) Feelings and
emotions. Worcester, 1928; Hodge FA. The emotions in a new role // Psychol. Rev. 1935.
Vol. 42. N° 3; Andreanl T. Les conduites emotives. Paris, 1968.
3 См. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Ред.-сост. П.Фресс,
Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Вып. V.
416 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций
го и т.п., то, согласно Р.С.Лазарусу1, эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой — невозможности ее избежать. Однако эти внешне столь различные точки зрения не являются взаимоисключающими, просто речь в них идет о разном. В работе Лазаруса дана схема возникновения лишь тех «очевидных»2 эмоциональных состояний, которые в терминологии, принятой в советской психологии, скорее следовало бы отнести к аффектам. Весьма сходным образом представляет возникновение эмоций-аффектов Э.Клапаред, однако в его концепции утверждается, что предварительную оценку угрозы производят не интеллектуальные процессы, как считает Лазарус, а особый класс эмоциональных явлений — чувства.
Таким образом, решение вопроса об условиях возникновения эмоций определяется прежде всего тем, какой именно класс (или классы) эмоциональных явлений обсуждается в той или иной работе. При широкой трактовке эмоций их возникновение связывается с устойчивыми, обычными условиями существования, такими как отражение воздействия или предмета (эмоции выражают субъективное их значение), обострение потребностей (эмоции сигнализируют об этом субъекту) и т.п. При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфические условия, такие как фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и др. Убедительность примеров и экспериментальных данных, приводимых в подтверждение этих различных точек зрения, свидетельствует о дифференцирован-ности эмоций в отношении условий их возникновения и, следовательно, о неминуемой ограниченности попыток охватить эти условия в некотором обобщенном принципе или положении. Эти попытки способны вооружить нас знаниями такими же отвлеченными, как и понятие «эмоция вообще», и доведенные до полного охвата в них всего разнообразия эмоциональных явлений смогут констатировать лишь (как это показывает обобщение существующих точек зрения) двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой — особенностями воздействий (ситуации).
О сложности пути, который необходимо пройти, желая отразить в теории реальную сложность эмоциональной жизни, можно составить представление по непревзойденному анализу условий возникновения эмоций в учении Б.Спинозы. Оно показывает, что на возникновение эмоций наряду с такими анализируемыми в современных теориях условиями, как фрустация, нарушение жизненных констант («изменение способности тела
1 См. Lazarus R.C. Emotions as coping process // Arnold M.B. (ей.). The nature of
emotion. Baltimore, 1968.
2 Cm. Leeper R.W. A motivational theory of emotion to replace «emotion as disorganized
response» // Psychol. Rev. 1948. V. 55. № 1. В этой работе обсуждаются причины такого
ограниченного понимания эмоций.
Вилюнас В.К.