Ориентация в процессе социализации
Как было показано в начале этой главы, жизненные процессы подразумевают два рода отношений к внешнему миру: ассимиляцию и социализацию. Первое мы подробно обсудили в этой главе6. Второе подробно изложено в книге «Бегство от свободы», поэтому здесь я лишь кратко повторю основное.
Мы можем выделить следующие виды межличностных отношений: симбиотические отношения; отчужденность и разрушение; любовь.
При симбиотических отношениях человек связан с другими, но при этом либо теряет, либо вообще никогда не достигает независимости. Он избегает опасности одиночества, становясь частью другого человека, будучи или «поглощенным» другой личностью, или «поглотившим» ее. Первое есть
1 Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 64.
2 Там же. С.66—67.
3 Спиноза Б. Этика. Ч. 4. Определение 8 //Избр. произв.: В 2 т. М., 1957. Т. 2. С. 525.
4 Там же. Ч. 4. Предисловие. С. 524.
5 См. там же. Ч. 4. Теорема 20. С. 539.
6 Включая любовь, которая была рассмотрена вместе со всеми другими проявления
ми продуктивности, чтобы дать наиболее полное описание природы продуктивности.
372 Тема 9. Типология индивидуальности
суть того явления, которое клинически описывается как мазохизм. Мазохизм есть попытка освободиться от собственной индивидуальности, убежать от свободы и найти безопасность в соединении с другим человеком. Формы, которые принимает такая зависимость, самые разнообразные. Они могут рационализироваться как жертвенность, долг или любовь, особенно когда существующие культурные образцы узаконивают тот или иной тип рационализации. Порой мазохистские побуждения сливаются с сексуальными импульсами и удовольствиями (мазохистские извращения); но часто мазохистские стремления входят в конфликт с той частью личности, которая устремлена к свободе, — тогда этот конфликт переживается болезненно и мучительно.
Стремление поглотить других, садизм как активная форма симбиоти-ческой связи, рационализируется как любовь, сверхпокровительство, «законная» власть, «законная» месть и т.д. Он также может смешиваться с сексуальными желаниями, приобретая форму сексуального садизма. Все формы садизма восходят к первоначальному стремлению полностью подчинить себе другого человека, «поглотить» его и превратить его в беспомощный объект своей воли. Полное господство над безвольным человеком — вот самая суть этой формы активного симбиотического отношения. С подчиненным, подвластным человеком обращаются как с вещью, с которой можно делать все, что угодно, а не как с человеком, который есть цель сам по себе. Чем более это стремление усугубляется деструктивной тенденцией, тем в более жесткой форме выступает садизм; но даже в благотворительной форме господство, часто маскирующееся под «любовь», тоже есть по существу садизм. Ибо даже если садист и желает человеку благополучия, силы, удачи, все-таки существует нечто, чего он всеми силами старается не допустить, — а именно чтобы подвластный ему человек ни в коем случае не стал свободным и независимым, освободившимся от его влияния.
Бальзак в «Утраченных грезах» привел весьма впечатляющий пример благоволящего садизма. Он описал отношения между молодым Лю-сьеном и заключенным, назвавшим себя аббатом. Вскоре после того, как он познакомился с молодым человеком, который пытался совершить самоубийство, аббат сказал ему: «Я вытащил вас из реки, я вернул вас к жизни, вы принадлежите мне, как творение принадлежит творцу, как эф-рит в волшебных сказках принадлежит гению, как чоглан принадлежит султану, как тело — душе! Могучей рукой я поддержу вас на пути к власти, я обещаю вам жизнь, полную наслаждений, почестей, вечных празднеств... Никогда не ощутите вы недостатка в деньгах... Вы будете блистать, жить на широкую ногу, покуда я, копаясь в грязи, буду закладывать основание блистательного здания вашего счастья. Я люблю власть ради власти! Я буду наслаждаться вашими наслаждениями, запретными для меня. Короче, я перевоплощусь в вас... Я хочу любить свое творение, создать его по образу и подобию своему, короче, любить его, как отец любит сына. Я буду мысленно разъезжать в твоем тильбюри, мой мальчик, буду
Фромм Э. [Типы социальных характеров] 373
радоваться твоим успехам у женщин, буду говорить: "Этот молодой красавец — я сам!"»
В то время как симбиотические отношения представляют собой одну из форм близости и интимной связи с объектом, хотя и ценой потери свободы и целостности, другой вид отношений представляет собой дистанцирование, отчужденность и деструктивность. Чувство собственного бессилия может быть преодолено путем ухода в себя, отчужденности от других, которые воспринимаются как внешняя угроза. В определенной степени отчужденность является частью нормального отношения человека к миру, т.е. необходимым условием возможности созерцания, размышления, изучения — всего процесса духовного производства. Для названных явлений определенная изолированность, уход в себя становятся главной формой отношений к окружающим, так сказать, негативным к ним отношением. В эмоциональном плане ему соответствует чувство безразличия к окружающим, часто сопровождающееся чувством самодовольства. Чувства отчужденности и безразличия к окружающим могут, хотя и не обязательно, осознаваться самим человеком; собственно говоря, в нашем обществе они чаще всего прикрываются проявлением поверхностного, неглубокого интереса к другим и ни к чему не обязывающей общительности.
Деструктивность — это активная форма отчужденности; потребность разрушать личность другого возникает из страха быть разрушенным этим другим. Поскольку отчужденность и деструктивность — пассивная и активная формы одного и того же типа отношений, они часто сочетаются в разных пропорциях. Однако их различия значительнее, чем различия между активной и пассивной формой симбиотических отношений. Деструктивность — это результат более сильной и более всеохватывающей блокировки продуктивности, чем отчужденность. Это извращенная форма стремления к жизни; это энергия «непрожитой* жизни, трансформируемая в энергию разрушения действительной жизни.
Любовь — продуктивная форма отношения к другим и к самому себе. Она предполагает ответственность, заботу, уважение и знание другого и стремление дать возможность другому человеку расти и развиваться. Это выражение близости между двумя людьми при условии сохранения целостности личности обоих.
Из вышесказанного следует, что между разными формами ориентации, в процессах ассимиляции и социализации соответственно, должно быть определенное сродство. Картину такого сродства и дает приводимая мною схема.
Здесь необходимо сделать лишь несколько замечаний. По сравнению с накопительским типом ориентации рецептивный и эксплуататорский типы подразумевают совершенно другой вид межличностных отношений. И рецептивный, и эксплуататорский типы отношений выступают в виде близости, полного «слияния» с людьми, от которых ждут или стараются взять какие-то блага. При рецептивной ориентации это отношение принимает форму покорности, смирения, мазохистского уничижения:
374 Тема 9. Типология индивидуальности
если я покорюсь сильнейшему, то получу от него все, что мне надо. Другой становится источником благ. Напротив, эксплуататорская ориентация подразумевает обычно садистическую форму отношений: чтобы взять у другого все, что мне надо, я должен руководить им, превратить его в беспомощный объект моей воли.
АССИМИЛЯЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1.НЕПРОДУКТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
a) Рецептивный Мазохистский
(получательский) (зависимость)
b) Эксплуататорский Садистический
(берущий) (авторитарность),
симбиоз
c) Накопительский Деструктивный
(сохраняющий) (нахрапистость)
отчужденность
d) Рыночный Равнодушный
(обменивающий) (благовидность),
II. ПРОДУКТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Производящий Любящий, разумный
В противоположность этим двум типам отношений накопительский тип ориентации предполагает уединенность, отсутствие контактов с людьми. Он основан не на ожидании получения благ из внешних источников, а на приобретении этих благ путем накопления и недопущения расточительства. Любые близкие контакты с внешним миром воспринимаются как угроза автаркии личности. Проблема отношений с окружающим миром решается таким человеком через отчужденность от него либо, если он воспринимается как представляющий слишком уж большую угрозу, путем разрушения его.
Рыночный тип ориентации тоже предполагает определенную независимость от других, несвязанность с ними, самостоятельность, но в отличие от накопительского типа ориентации эта разьединенность имеет скорее дружественные, чем разрушительные побуждения. Главный принцип рыночной ориентации предполагает умение легко вступать в контакт, легкие и непрочные, поверхностные связи и только в глубине души устойчивое чувство независимости, несвязанности с другими.
Смешение различных ориентации
При описании различного рода непродуктивных ориентации и продуктивной ориентации я подходил к ним таким образом, как если бы они были отдельными сущностями, четко отличающимися одна от другой. Для дидактических целей такое описание представляется необходимым, по-
Фромм Э. [Типы социальных характеров] 375
скольку, прежде чем продвигаться в понимании их различных сочетаний, надо прежде четко понять природу каждой из них. Но в реальной жизни мы всегда находим то или иное сочетание разных ориентации, ибо характер никогда не ограничивается какой-то одной, непродуктивной или продуктивной ориентацией исключительно.
Среди различных вариантов смешанных ориентации мы должны различать сочетание непродуктивных ориентации между собой, а также сочетание какой-либо (каких-либо) непродуктивной (ых) ориентации с продуктивной. Некоторые из непродуктивных ориентации имеют определенное влечение друг к другу; к примеру, рецептивная ориентация чаще сочетается с эксплуататорской, чем с накопительской. Ибо обе, рецептивная и эксплуататорская, стремятся к близости, слиянию с объектом, тогда как накопительской свойственно, наоборот, стремление к обособлению. Однако часто встречаются и сочетания ориентации, имеющих между собой мало общего. Но описание характера человека следует проводить в терминах доминирующей ориентации.
Сочетание продуктивной и непродуктивной ориентации требует более тщательного обсуждения. Нет ни одного человека, чья личностная ориентация была бы полностью продуктивной или, наоборот, совершенно лишенной продуктивности. Но соответствующий вес продуктивной и непродуктивной ориентации в структуре характера каждого конкретного человека варьируется и детерминирует качество непродуктивных ориентации. Предыдущее описание непродуктивных ориентации опиралось на предположение, что они являются доминирующими в структуре характера. Теперь следует дополнить это описание описанием качеств непродуктивных ориентации, входящих в структуру характера, в котором доминирующей является продуктивная ориентация. Здесь непродуктивные ориентации не имеют того отрицательного значения, которое они имели, будучи доминирующими, но имеют различные и конструктивные свойства. В действительности непродуктивные ориентации, как они были описаны ранее, могут рассматриваться как искажение таких качеств ориентации, которые сами по себе суть нормальные и необходимые стороны жизнедеятельности. Каждый человек, чтобы жить, должен что-то получать от других, что-то брать у них, хранить и менять. Он также должен обладать способностью следовать авторитету, руководить другими, в какое-то время оставаться в одиночестве и самоутверждаться. Только если способ приобретения вещей и отношений к другим существенно непродуктивный, тогда нормальные способности брать, отдавать, хранить и менять превращаются в гипертрофированную страсть получать, эксплуатировать, копить или продавать как доминирующий способ жизни. Непродуктивные формы социальных связей у людей с продуктивным в основном типом характера, а именно зависимость, авторитарность, благовидность, самоуверенность, превращаются у людей с преимущественно непродуктивной ориентацией в подчинение, господство, отчужденность и деструктивность. Таким образом, в соответствии со степе-
376 Тема 9. Типология индивидуальности
нью продуктивности общей направленности характера непродуктивные ориентации имеют в нем либо позитивные, либо негативные свойства. Нижеследующий перечень позитивных и негативных свойств различных ориентации может служить в качестве иллюстрации выдвинутого здесь принципа.
РЕЦЕПТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (получающая)
Позитивный аспект Негативный аспект
получающий...................................... пассивный, неинициативный
ответственный................................... не имеющий собственного мнения,
бесхарактерный
преданный.......................................... подчиняющийся
скромный............................................ не имеющий гордости
обаятельный...................................... паразитирующий
адаптирующийся.............................. беспринципный
социально приспособленный....... раболепный, не уверенный в себе
идеалистичный ................................ нереалистичный
чувствительный ............................... малодушный
вежливый............................................ бесхребетный
оптимистичный................................. принимающий желаемое
за действительное
доверяющий ...................................... легковерный
чуткий, деликатный......................... сентиментальный
ЭКСПЛУАТАТОРСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (берущая)
Позитивный аспект Негативный аспект
активный ............................................ эксплуатирующий
инициативный................................... агрессивный
требовательный................................ эгоцентричный
гордый................................................. тщеславный
импульсивный................................... опрометчивый
самоуверенный................................. надменный
пленяющий ........................................ обольщающий
НАКОПИТЕЛЬСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (сберегающая)
Позитивный аспект Негативный аспект
практичный........................................ лишенный воображения
экономный ......................................... скупой
заботливый......................................... подозрительный
сдержанный....................................... черствый
терпеливый......................................... апатичный
предусмотрительный ..................... озабоченный
стойкий, упорный............................. упрямый
невозмутимый.................................... ленивый
уравновешенный.............................. инертный в стрессовой ситуации
аккуратный........................................ педантичный
методичный........................................ одержимый навязчивой идеей
верный................................................. рабски преданный
Фромм Э. [Типы социальных характеров] 377
РЫНОЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (обменивающая)
Позитивный аспект Негативный аспект
целеустремленный........................... приспособленческий
способный к переменам.................. непоследовательный
моложавый......................................... ребячливый
дальновидный.................................... без прошлого или будущего
непредубежденный.......................... беспринципный, аморальный
общительный..................................... не способный оставаться наедине
с самим собой
экспериментирующий..................... лишенный целеустремленности
недогматичный ................................. беспринципный
предприимчивый............................... гиперактивный
любознательный............................... бестактный
умный................................................... умничающий
адаптирующийся.............................. неразборчивый
терпимый............................................ равнодушный
остроумный........................................ простоватый
щедрый................................................ расточительный
Позитивные и негативные аспекты — это не два отдельных класса синдромов. Каждая из этих черт может быть описана как точка в континууме, который определяется степенью преобладания продуктивной ориентации; к примеру, рациональная систематическая аккуратность обнаруживается, когда высока степень продуктивности, при снижении же продуктивности она все более и более деградирует к иррациональной принудительно-педантичной, навязчивой «аккуратности», извращающей ее нормальные цели, нормальный смысл. То же верно и в отношении изменения от моложавости к ребячливости или от гордости к тщеславию. При рассмотрении только этих основных типов ориентации мы видим поразительное количество разнообразных черт, возможное благодаря тому факту, что:
1) непродуктивные ориентации смешиваются друг с другом различ
ным образом в зависимости от соответствующего веса каждой из них;
2) любое изменение качества зависит от наличествующей степени
продуктивности;
3) различные ориентации могут проявлять себя с разной силой в
различных сферах деятельности: материальной, эмоциональной или ин
теллектуальной .
Если мы теперь дополним эту картину различными типами темпераментов и способностей, дарований, то без труда поймем, что различные сочетания этих основополагающих элементов составляют бесчисленное разнообразие личностей.
И.Кант ХАРАКТЕР НАРОДА1
Под словом народ (populus) понимают объединенное в той или другой местности множество людей, поскольку они составляют одно целое. Это множество или часть его, которая ввиду общего происхождения признает себя объединенной в одно гражданское целое, называется нацией (gens), а та часть, которая исключает себя из этих законов (дикая толпа в этом народе) называется чернью (vulgus)2, противозаконное объединение которой называется скопищем (agere per turbas); это такое поведение, которое лишает их достоинства граждан.
Юм полагает, что если каждый отдельный человек в нации старается иметь свой особый характер (как у англичан), то сама нация характера не имеет. Мне кажется, что в этом он ошибается, ибо аффектация характера и есть именно общий характер народа, к которому Юм сам принадлежит; это прежде всего презрение ко всему иноземному, особенно потому, что, как ему кажется, только он один может хвалиться истинным государственным строем, сочетающим политическую свободу во внутренних делах с силой против внешних врагов. — Такой характер — это гордая грубость в противоположность той вежливости, которая легко переходит в фамильярность; это своенравное поведение по отношению к каждому другому из [сознания] мнимой самостоятельности, когда считают, что ни в ком другом не нуждаются, а следовательно, можно избавиться от необходимости нравиться другим.
Так оба самых цивилизованных народа на земле3, которые имеют противоположный друг другу характер и, быть может, главным образом поэтому находятся между собой в постоянной вражде, — англичане и
1 Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 562-573.
2 Бранное слово la canaille du peuple происходит, по всей вероятности, от canalicola,
т.е. от толпы праздношатающихся, которые у канала в старом Риме насмехались над
занятыми людьми, проходившими мимо их (cavillator et ridicularius).
3 Само собой понятно, что при этой классификации нет речи о немецком народе, ибо
это была бы похвала автору, который сам немец, т.е. это было бы самохвальством.
Кант И. Характер народа 379
французы — различны уже по своему прирожденному характеру, лишь следствием которого оказывается приобретенный и искусственный характер; может быть, это два единственных народа, относительно которых можно признать, что они имеют определенный характер, и, пока они не смешиваются с помощью военной силы, характер неизменный. — То обстоятельство, что французский язык стал общим разговорным языком, главным образом в изысканном женском обществе, а английский язык — самым распространенным деловым языком1 людей коммерческих, объясняется различием в географическом положении этих двух народов: один живет на континенте, другой — на острове. Что же касается их природных свойств, которыми они действительно обладают в настоящее время, их развития с помощью языка, то их следовало бы вывести из прирожденного характера их далеких предков; но для этого у нас нет нужных свидетельств. — В прагматической антропологии для нас важно лишь дать, насколько возможно, систематическое изложение характера обоих народов, как они существуют в настоящее время, приводя некоторые примеры, что позволит нам судить о том, чего один народ может ожидать от другого и как один из них может использовать другого с выгодой для себя.
Попытка показать врожденные или от долгой привычки превратившиеся как бы в природу и привившиеся на ней максимы, которые выражают чувственный характер народа, — это слишком рискованная попытка классифицировать разновидности естественных наклонностей у целых народов скорее для географов, эмпирически, чем для философов, по принципам разума2.
Утверждение о том, будто характер народа зависит от формы правления, — это ни на чем не основанное и ничего не объясняющее утверждение; в самом деле, откуда же сам этот образ правления получил свой
1 Коммерческий дух обнаруживает также некоторую модификацию своей гордости,
употребляя различные слова при бахвальстве. Англичанин говорит: «Этот человек сто
ит миллион»; голландец: «Он распоряжается миллионом»; француз: «Он обладает
миллионом».
2 Если бы турки, которые христианскую Европу называют Франкистаном, отправи
лись в путешествие для знакомства с людьми и их национальным характером (чего не
делает ни один народ, кроме европейцев, и это доказывает духовную ограниченность всех
других народов), они, возможно, разделили бы европейцев по недостаткам в их характере
следующим образом: 1. Страна моды (Франция). 2. Страна причуд (Англия). 3. Стра
на предков (Испания). 4. Страна роскоши (Италия). 5. Страна титулов (Германия
вместе с Данией и Швецией как германскими пародами). 6. Страна господ (Польша), где
каждый гражданин хочет быть господином, но ни один нз этих господ, кроме тех, кто не
пользуется правом гражданина, не хочет быть подданным.— Россия и Европейская Тур
ция — обе большей частью азиатского происхождения — находятся вне пределов Фран-
кистана: первая славянского, вторая арабского происхождения, от двух народов, которые
когда-то подчинили своей власти более значительную часть Европы, чем какой-либо
другой народ, и имеют такой строй, где есть закон, но нет свободы и где, следовательно,
никто не пользуется правом гражданина.
380 Тема 9. Типология индивидуальности
специфический характер? — Климат и почва тоже не дают ключа к этому: переселения целых народов доказали, что эти народы на новых местах не изменяли своего характера, а только старались приспособить его к новым условиям и что при этом в языке, в роде занятий, даже в одежде все еще видны следы их происхождения и тем самым и их характер. — Я набросаю их портрет, отмечая не столько их хорошие стороны, сколько их недостатки и отклонение от правил (хотя и не в карикатурном виде); ведь помимо того, что лесть портит людей, а порицание исправляет их, критик менее погрешает против их самолюбия, когда упрекает их всех без исключения в наличии недостатков, чем когда большими или меньшими восхвалениями возбуждает у них лишь зависть друг к другу.
1. Французский народ характеризуется наибольшим вкусом в обще
нии; в этом отношении французы — образец для всех других народов. Они
вежливы (hoflich), особенно к чужестранцу, который их посещает, хотя в на
стоящее время уже вышла из моды придворная угодливость (hofisch zu
sein). Француз таков не из какого-либо личного интереса, а из присущей
ему непосредственной потребности и вкуса к общению; а так как этот вкус
главным образом проявляется в общении с женщинами высшего круга, то
французский язык стал общим для этого круга; и вообще нельзя оспари
вать того положения, что склонность такого рода должна содействовать ус
лужливости, благоволению, готовому оказывать помощь, и постепенно дол
жна способствовать общему человеколюбию из принципа и делать такой
народ достойным любви.
Оборотная сторона медали — это их живость, недостаточно сдерживаемая обдуманными принципами, и при всей проницательности разума легкомыслие, ввиду которого те или иные формы жизни, только потому, что они стары или были чрезмерно расхвалены, у них не могут существовать долго, хотя бы при этих формах они чувствовали себя хорошо; сюда же относится и заразительный дух свободы, вовлекающий в свою игру даже разум и в отношениях народа к государству вызывающий все потрясающий энтузиазм, который переходит самые крайние границы. — Особенности этого народа, обрисованные соответственно действительной жизни, и без дальнейшего описания можно легко представить как целое, лишь набрасывая разрозненные фрагменты как материалы для характеристики.
Слова esprit (вместо bon sens), frivolite, galanterie, petit maitre, coquette, etourderie, point d'honneur, и т.п. нелегко перевести на другие языки, ибо они обозначают скорее специфические черты чувственного характера народа, употребляющего эти слова, чем предмет, который представляется тому, кто мыслит.
2. Английский народ. Старое племя бритов1 (кельтского народа) со
стояло, по-видимому, из деятельных людей; но вторжение немцев и францу
зов (ведь кратковременное пребывание там римлян не могло оставить за-
1 Как правильно пишет господин профессор Бюш (от слова britanni, а не brittannl).
Кант И. Характер народа 381
метных следов), как это доказывает их смешанный язык, стерло оригинальность этого народа; и так как островное положение англичан, которое не только хорошо защищает от внешних нападений, но толкает их к завоеваниям, сделало их могущественным народом, ведущим морскую торговлю, то они приобрели характер, который они выработали себе сами, хотя от природы у них в сущности нет никакого характера. Стало быть, характер англичанина означает не что иное, как рано усваиваемое обучением и примером основоположение, что он должен выработать себе характер, т.е. делать вид, что он его имеет; при этом упорство в том, чтобы оставаться верным добровольно принятому принципу и не отступать от определенного правила (все равно какого), придает человеку значительность, так как он достоверно знает, чего могут ожидать от него другие и чего он сам может ожидать от других.
То, что этот характер больше противоположен характеру французского народа, чем какому-либо другому, ясно из того, что он отрекается от всякой любезности (как самого замечательного свойства французов в обиходе) по отношению к другим и даже друг к другу и притязает только на уважение, причем каждый хочет жить по своему собственному разумению. — Для своих земляков англичанин создает огромные благотворительные учреждения, которых нет ни у одного другого народа. — Но чужестранец, которого судьба забросила на английскую почву и который попал в большую нужду, всегда может умереть на навозной куче, так как он не англичанин, т.е. не человек.
Но и в своем собственном отечестве, где он ест за свои деньги, англичанин держит себя особняком. Он за те же деньги охотнее станет обедать в своей комнате и один, чем за общим столом, так как в последнем случае от него требуется ведь некоторая вежливость; и на чужбине, как, например, во Франции, куда англичане едут только для того, чтобы ругать все дороги и гостиницы (например, доктор Шарп) как нечто отвратительное, они собираются в гостиницах лишь для того, чтобы побыть среди англичан, в своем обществе. — Странно, однако, что, в то время как француз обычно любит, уважает и хвалит английский народ, англичанин (который не выезжал из своей страны) в общем ненавидит и презирает француза; в этом виновато, пожалуй, не соперничество двух соседей (ведь в этом отношении Англия считает себя бесспорно превосходящей Францию), а дух торговли вообще, который, предполагая, что купцы составляют самое важное сословие, делает английских купцов особенно необщительными1 . Так как берега, на которых живут оба народа, близки друг к другу — они отделены друг от друга только проливом (который, правда, можно
1 Дух торговли вообще сам по себе необщителен, как и дух дворянский. Дол (так купец называет свою контору) обособлен от других своей деловой сферой, как дворянское поместье — подъемными мостами; и здесь всякие дружеские сношения без церемонии устраняются, разве только речь идет о тех, кому оказывают покровительство; однако они не считаются в этом случае членами его.
382 Тема 9. Типология индивидуальности
назвать морем), то соперничество этих народов придает их вражде различным образом видоизменяющийся политический характер; опасение на одной стороне, ненависть — на другой; это два вида их несовместимости, причем первое имеет в виду самосохранение, а вторая — господство, а в случае противоборства — уничтожение другой стороны.
Теперь мы можем в немногих чертах представить характеристику остальных народов, специфические национальные особенности которых в большинстве случаев следовало бы вывести не столько из свойств их различной культуры, как у обоих предшествующих народов, сколько из их природных задатков через смешение первоначально различных племен.
3. Испанец, который происходит от смешения европейской и араб
ской (мавританской) крови, в своем поведении в обществе и в частной
жизни обнаруживает какую-то торжественность; даже крестьянин
проникнут сознанием собственного достоинства по отношению к началь
ству, которому он и по закону повинуется. — Испанская grandezza и ве
леречивость даже в их обычном разговоре свидетельствуют о благородной
национальной гордости. Поэтому французская фамильярность для испан
ца совершенно невыносима. Это человек умеренный, искренне преданный
законам, особенно законам своей старой религии. — Но такая серьезность
не мешает испанцу в дни увеселений (например, по окончании жатвы)
развлекаться (пением и танцами); и, когда летним вечером музыканты
заиграют фанданго, никогда не бывает недостатка в тружениках, теперь
свободных от работы, которые начинают танцевать под эту музыку на
улицах. — Это хорошая сторона испанца.
Более слабая сторона: испанец ничего не перенимает от иностранцев, не путешествует, чтобы познакомиться с другими народами1, и в науках отстал от других на целые века; он враждебно относится ко всяким реформам и гордится тем, что может не работать; у него романтическое расположение духа, что доказывает бой быков; он жесток, как об этом свидетельствуют прежние аутодафе, и в своих вкусах обнаруживает отчасти внеевропейское происхождение.
4. Итальянец сочетает французскую живость (веселость) с испанской
серьезностью (твердостью); его эстетический характер — это вкус, соединен
ный с аффектом, так же как вид с его Альп на прекрасные долины дает, с
одной стороны, материал для мужества, а с другой — для спокойного на
слаждения. Его темперамент здесь не смешанный или скачкообразный
(ведь в таком случае не было бы и характера), а есть расположение чув
ственности к возвышенному, поскольку оно совместимо также с чувством
прекрасного. — В мимике итальянца отражается сильная игра его ощуще-
1 Ограниченность духа всех народов, не одержимых бескорыстным любопытством, чтобы собственными глазами взглянуть на внешний мир, а тем более (как гражданин мира) переселиться туда, — это нечто характерное для них, и в этом отношении французы, англичане и немцы выгодно отличаются от других.
Кант И. Характер народа 383
ний, и лицо его выразительно. Речи его адвокатов перед судом столь страстны, что кажется, будто слышишь декламацию на сцене.
Если француз отличается тонким вкусом в обхождении, то итальянец — художественным вкусом. Первый любит больше частные развлечения, второй — публичные: пышные шествия, процессии, парадные спектакли, карнавалы, маскарады, великолепие общественных зданий, картины, написанные кистью, или мозаику, римские древности в высоком стиле; он любит на все это посмотреть и себя показать в большом обществе. Но при этом (чтобы не забыть свою корысть) он изобрел векселя, банки и лотереи. — Это его хорошая сторона, как и свобода, с какой гондольеры и лаццарони обращаются с господами.
Более слабая сторона итальянцев: они, как говорит Руссо1, ведут беседы в роскошных залах, а спят в крысиных норах. Их салоны подобны бирже, когда хозяйка дома угощает большое общество, где гости могут поделиться друг с другом новостями дня, для чего вовсе не нужно между ними дружбы; и только с небольшой избранной частью этого общества едят перед сном. — Их дурные стороны — это привычка хвататься за нож, бандиты, право убежища для убийцы из-за угла в священных местах, презренная должность сбиров и т.п., что следует приписать не столько римской крови, сколько двуглавому правлению римлян. — Впрочем, я вовсе не беру на себя ответственности за эти обвинения; обычно их распространяют англичане, которым не может понравиться никакое другое устройство, кроме их собственного.
5. Немцы пользуются репутацией людей с хорошим характером, а именно людей, отличающихся честностью и домовитостью — свойствами, которые не ведут к блеску. — Из всех цивилизованных народов немец легче всего и продолжительнее всех подчиняется правительству, под властью которого он живет, и больше всех далек от жажды перемен и сопротивления существующему порядку. Его характер — это соединенная с рассудительностью флегма, и он не умствует относительно уже установленного порядка, как и не пытается придумать новый. Но при этом немец — человек всех местностей и всех климатов, легко переселяется в другие места и у него нет страстной привязанности к родине; но там, в чужих землях, куда он приходит как колонист, он скоро заключает со своими земляками нечто вроде гражданского союза, который благодаря единству языка, а отчасти и религии, превращает переселенцев в небольшой народ, который под началом высших властей при спокойном, справедливом управлении выгодно отличается от переселенцев других народов прилежанием, чистоплотностью и бережливостью. — Так хвалят даже англичане немцев в Северной Америке.
Так как флегма (в хорошем смысле слова) есть темперамент холодной рассудительности и выдержки в преследовании своей цели, а также способность переносить связанные с этим трудности, то от таланта здравого рассудка немца и его глубоко размышляющего разума можно ожи-
384 Тема 9. Типология индивидуальности
дать ровно столько же, сколько от [таланта] каждого другого народа, способного к величайшей культуре, исключая остроумие и художественный вкус, в чем он, быть может, уступает французам, англичанам и итальянцам. — Это его хорошая сторона в том, чего можно достигнуть настойчивым прилежанием и для чего не нужнб гениальности1, но гениальность далеко не столь полезна, как связанное с т