Типы характера: непродуктивные ориентации

Рецептивная ориентация

Человек, обладающий рецептивной ориентацией, полагает, что «ис-чник всех благ» находится во внешнем мире, и считает, что единствен-ifi путь обрести желаемое — будь то нечто материальное или какое-то 'вство, любовь, знание, удовольствие — это путь получения извне. В этом [учае проблема любви почти исключительно сводится к тому, чтобы !ыть любимым», а не любить самому. Такие люди неразборчивы в выбо-> любовных партнеров, поскольку быть любимым для них настолько охватывающее переживание, что они отдаются любому, кто дает им лю->вь или по крайней мере нечто похожее на любовь.

Они крайне чувствительны к уходу от них или резкому разрыву гношений с ними со стороны любимых ими. В сфере мышления рецеп-ивная ориентация проявляется аналогичным образом. Если такие люди мны, они будут лучшими слушателями, поскольку их ориентация связа-а с поглощением идей, а не с их выработкой; предоставленные самим ебе, они чувствуют себя несостоятельными. Таким людям свойственно кжать кого-нибудь, кто дал бы им требуемую информацию, вместо того [тобы приложить хотя бы минимум усилий и получить ее самостоятель-го. Если же такие люди религиозны, то их понимание Бога таково, что все, гего они ожидают, они ожидают от Бога, а не от собственной деятельнос­ти. Если же они не религиозны, то их отношение к людям или к обще-:твенным институтам все равно то же самое: они всегда ищут «доброго золшебника». К руке дающей они всегда испытывают особое чувство пре­данности и вечно испытывают страх ее потери. Но поскольку они нужда­ются в поддержке многих, чтобы чувствовать себя в безопасности, то они вынуждены проявлять преданность к большинству людей. Им трудно сказать «нет», и они легко, в подтверждение своей преданности, дают обе­щания. Поскольку они не могут сказать «нет», они любят говорить «да» всем и каждому; но постигающий их вследствие этого паралич критичес­кой способности делает их в высшей степени зависимыми от других.

Они зависимы не только от авторитетов в делах знания или помощи, но и вообще от людей, оказывающих им хоть какую-то поддержку. В оди­ночестве они чувствуют себя совсем потерянными, ибо не в состоянии ни-

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru 1 Все приводимые описания непродуктивных ориентации, за исключением рыноч­ной, основаны на клинических данных изучения прегенитального характера, получен­ных Фрейдом и другими. Теоретические расхождения станут очевидными при обсужде­нии накопительского характера.




352 Тема 9. Типология индивидуальности

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru чем заниматься без посторонней помощи. Эта беспомощность сказывается особенно в тех делах, которые по самой своей природе требуют самостоя­тельности, а именно в деле принятия решений и несения ответственности за них. Что же касается межличностных отношений, то они спрашивают со­вета именно у тех, в отношении кого должны принять то или иное решение.

Субъекты с рецептивной ориентацией любят хорошо поесть и вы­пить. Чтобы справиться с волнением или подавить депрессию, они все время что-нибудь едят или пьют. Наиболее выдающаяся и выразительная черта их лица — их рот; губы полуоткрыты так, словно они все время готовятся к принятию пищи. И даже в их снах сытость часто символи­зирует для них любовь, а голод — депрессию и разочарование.

В целом лица с рецептивной ориентацией обладают оптимистичес­ким мировоззрением и дружелюбием. Они испытывают определенное доверие к жизни, но впадают в состояние тревоги и даже безумия, если «источник их поддержки» находится под угрозой. Они часто бывают иск­ренне сердечны и испытывают искреннее желание помочь другим, но по­мощь другим предполагает определенную поддержку со стороны тех, кому оказывается благорасположение.

Эксплуататорская ориентация

Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, основана на посту­лате, что источник всех благ находится вовне, что все, что человеку хотелось бы получить, он должен искать вовне, а не добиваться собственными силами. Разница между ними заключается в том, что люди с эксплуататорской ори­ентацией не ожидают помощи от других как дара, а отбирают силой или об­маном. Эта ориентация проявляется во всех сферах деятельности.

В области любви и чувств эти люди имеют тенденцию захватывать и воровать. Они испытывают влечение только к тем, кого можно отнять у другого. Привлекательность для них обусловлена привязанностью чело­века к кому-то другому; они, как правило, не влюбляются в тех, кто не принадлежит никому другому.

То же самое проявляется и в отношении интеллектуальной деятель­ности. Такие люди стремятся не продуцировать идеи, а красть их. Это мо­жет быть сделано либо грубо — в виде плагиата, либо более тонко — путем словесного варьирования в разных формах чужой идеи, а затем преподне­сения ее как своей собственной. Поразительно, как часто многие достаточ­но интеллектуальные люди поступают таким образом, тогда как если бы они полагались на собственные возможности, то могли бы иметь и свои идеи. Недостаток собственных оригинальных идей или независимых ре­зультатов у одаренных в других отношениях людей объясняется скорее типом ориентации их характера, чем врожденным недостатком ориги­нальности. То же самое верно и в отношении их к материальным вещам. Вещи, которые можно отнять у других, всегда кажутся им привлекательнее

Фромм Э. [Типы социальных характеров] 353

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru и лучше, чем свои собственные. Они эксплуатируют всех и вся, от кого или из чего они могут извлечь что-нибудь для себя. Их девиз — «краденое все­гда слаще». Поскольку они стремятся использовать людей, постольку они ♦любят» только тех, кто явно и неявно может быть объектом эксплуатации, и получают максимум, выжимая из людей все до последней капли. Ярким примером этого типа ориентации могут быть клептоманы, которым нравят­ся только краденые вещи, хотя бы у них и были деньги, чтобы купить их. Символом этого типа ориентации может быть злобная линия рта. Они часто делают ядовитые замечания в адрес других. Их отношение к дру­гим окрашено смесью враждебности и стремления манипулировать ими. Любой человек является для них объектом эксплуатации и воспринимает­ся только с точки зрения его полезности. Вместо доверительности и опти­мизма, свойственных лицам с рецептивной ориентацией, эти люди подозрительны, циничны и источают зависть и ревность. Поскольку их удовлетворяют только те вещи, которые они отнимают у других, то они, как правило, недооценивают то, что есть у них, и переоценивают то, чем облада­ют другие.

Накопительская ориентация

В то время как рецептивный и эксплуататорский типы ориентации одинаковы в том, что направлены на внешний источник получения тре­буемого для жизни, накопительская ориентация в этом отношении суще­ственно от них отличается. Все новое, что может быть почерпнуто извне, вызывает у людей этого типа характера чувство недоверия. Безопасность этих людей основывается на накоплении и сохранении уже накопленно­го, тогда как траты воспринимаются ими как угроза. Они как бы ограж­дают себя от внешнего мира оборонительной стеной, а их главная цель — привнести как можно больше внутрь этой крепости и как можно меньше вынести из нее. Их скупость одинаково распространяется и на деньги, и на чувства, и на мысли. Любовь для них — это владение, обладание; они не дают любви, а стараются овладеть «возлюбленным». Лица с накопи­тельской ориентацией часто проявляют своего рода преданность к людям и привязанность к воспоминаниям. В силу сентиментальности прошлое видится ими как золотые дни; они держатся за него и предаются удоволь­ствию воспоминаний о прошлых чувствах и переживаниях. Они многое знают, но бесплодны и не способны к продуктивному мышлению.

Этих людей также можно опознать по мимике и жестам. Они мол­чаливы, их жесты свидетельствуют об их замкнутости. Если у людей с ре­цептивным типом ориентации жесты округлы и манящи, а у лиц с эксп­луататорским типом ориентации агрессивны и резки, то у людей с накопительским типом ориентации они угловаты и чопорны, как будто они хотят установить границу между ними и внешним миром. Другая ха­рактерная черта этих людей — приверженность к порядку до педантиз­ма. У человека такого типа всегда порядок в вещах, мыслях и чувствах,

354 Тема 9. Типология индивидуальности

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru но, как и в случае с памятью, его аккуратность бесплодна и ригидна. Он не терпит, когда вещи находятся не на их привычном месте и автоматически раскладывает и расставляет все по своим местам. Внешний мир для него всегда содержит угрозу проникновения за воздвигнутую им границу, поэто­му аккуратность означает способ избавления от этой угрозы путем оттал­кивания и сохранения определенной дистанции по отношению к внешнему миру во избежание возможности его вторжения. Фанатичная чистоплот­ность — еще одно проявление потребности человека с этим типом ориен­тации «очиститься» от контактов с внешним миром. Все, что не принадле­жит его миру, кажется ему опасным и «нечистым», и он постоянно моет руки, моется, совершая что-то вроде ритуада религиозного омовения, пред­писанного после каждого прикосновения к «нечистым» людям или вещам. Что касается вещей, то они не только должны находиться на своем месте, но также и в свое время. Навязчивая пунктуальность, которая тоже есть один из способов избежать угрозы со стороны внешнего мира, — характер­ная черта людей с этим типом ориентации.

Если внешний мир воспринимается ими как угроза, то логической реакцией на нее оказывается упрямство. Постоянное «нет» — это почти автоматическая защитная реакция. Эти люди думают, что у них вполне определенный запас сил, энергии, умственных способностей и что этот за­пас постепенно уменьшается и истощается и никогда уже не восстановит­ся. Они не понимают, что живой субстанции присуща функция самовос­полнения и что активность и трата сил приводит к их увеличению, тогда как стагнация — к полной их парализации. Для них смерть и раз­рушение представляются более реальными, чем жизнь и рост. Акты твор­чества — это чудо, о котором они слышали, но в которое не верят. Их самые высшие ценности — это порядок и безопасность; их девиз — «нет ничего нового под луной». В отношениях с другими людьми близость тоже воспринимается ими как угроза; поэтому безопасность гарантирует­ся либо отдалением от человека, либо его овладением. Люди с этим ти­пом ориентации склонны к подозрительности и обладают своеобразным чувством справедливости, которое, в сущности, может быть выражено сло­вами: «мое — это мое, а ваше — это ваше».

Рыночная ориентация

Рыночная ориентация преимущественно развилась и выкристалли­зовалась в современную эпоху. Чтобы понять ее природу, следует принять во внимание экономическую функцию рынка в современном обществе не толь­ко с точки зрения аналогии с данным типом характера, но и как основу и главное условие развития этого типа характера у современного человека.

Товарообмен — один из наиболее древних экономических механиз­мов. Однако традиционный локальный рынок существенным образом отличался от современного капиталистического рынка. Торговля на мест-

Фромм Э. [Типы социальных характеров] 355

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru ном рынке давала людям возможность встречаться с целью обмена пред­метами потребления. Товаропроизводители и покупатели знакомились; они составляли довольно небольшие группы; спрос был более или менее известен, так что товаропроизводители могли производить товара ровно столько, чтобы удовлетворить этот спрос.

Современный рынок1, напротив, не только не представляет собой мес­та встречи товаропроизводителей и покупателей, но характеризуется абст­рактным и обезличенным спросом. Товар производится для этого рынка, а не для известного круга покупателей; решения принимаются на основе за­конов спроса и предложения, которые определяют, будет ли товар продан и по какой цене. Потребительная стоимость товара, к примеру пары ту­фель, не имеет значения; если предложение больше, чем спрос, — это озна­чает экономическую смерть товара; он перестает производиться. Каждый день этого рынка — это «судный день», коль скоро речь идет о меновой сто­имости товаров.

Читатель может возразить, что приведенное здесь описание рынка крайне упрощенно. Товаропроизводитель старается выявить спрос заранее и даже установить контроль над ним на монопольных условиях. Тем не менее регулирующая функция рынка была и остается господствующей в деле влияния на формирование социального характера среднего городско­го класса, а через него и на все общество в целом. Рыночная концепция сто­имости, преимущество меновой стоимости над потребительной, вызывает тенденцию с этих же позиций относиться и к людям, особенно к самому себе. Ориентацию характера, для которого свойственно глубинное отноше­ние к себе и к другим людям как к товару, ценность которого определяет­ся меновой стоимостью, я буду называть рыночной ориентацией.

В наше время рыночная ориентация чрезвычайно быстро про­грессирует вместе с развитием нового рынка, «рынка личностей» — фено­мен последних десятилетий. Чиновники и коммерсанты, администраторы и врачи, ученые, юристы и артисты — все выходят на рынок. Разумеется, их правовой статус и экономическое положение различны: одни из них свобод­ны и зарабатывают, оказывая разного рода услуги или выполняя определен­ные виды работ, другие — ходят на службу и получают жалованье. Но все в равной мере в своем материальном благополучии зависят от тех лиц, кто либо нуждается в их услугах, либо у кого (на чьих предприятиях и в чьих учреждениях) они работают.

Принцип оценки одинаков и для рынка товаров, и для рынка лич­ностей: на одном на продажу предлагаются товары, на другом — лично­сти. Ценность в обоих случаях выступает как меновая, для которой по­требительная стоимость хотя и необходимое, но все же недостаточное условие. Разумеется, наша экономическая система не могла бы эффектив-

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru 1 Об истории и функционировании современного рынка см.: Polany К. The Great Transformation. N.Y., 1944.

356 Тема 9. Типология индивидуальности

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru но функционировать, если бы люди не обладали высокими профессиональ­ными качествами, а были бы наделены только приятными личными свой­ствами. Даже умение подойти к больному и прекрасно оборудованный офис на Парк-авеню не принесут успеха нью-йоркскому доктору, если у него не будет хотя бы необходимого минимума профессиональных знаний и навыков. Без умения квалифицированно печатать не удержалась бы даже самая привлекательная секретарша. Однако, если задаться вопросом, каков относительный вес квалификации и личностных качеств как усло­вий успеха, мы увидим, что лишь в исключительных случаях успех пре­обладающим образом зависит от квалификации, а также некоторых дру­гих качеств, таких, как честность, благопристойность и прямота. Хотя пропорция между квалификацией и личностными качествами, с одной стороны, и «личностью» — с другой, как предпосылками успеха и варьи­руется, тем не менее «фактор личности» всегда играет решающую роль. Успех в большой мере зависит от того, насколько хорошо человеку удает­ся продать себя на рынке; а это зависит от того, насколько он окажется приветливым, элегантно одетым, будет ли он «бодр», «крепок», «агресси­вен», «надежен», «честолюбив». Далее, важно, из какой он семьи, к какому клубу принадлежит, знает ли нужных людей. Однако требуемый тип лич­ности в определенной степени зависит от сферы деятельности. Так, бир­жевой маклер, продавец, секретарь, железнодорожный служащий, профес­сор колледжа, управляющий отелем — все представляют собой разные типы личностей, однако все они, несмотря на их различия, должны удов­летворять одному условию: они должны иметь спрос.

Тот факт, что для достижения успеха недостаточно иметь высокую квалификацию и соответствующие технические средства, но надо в чем-то «превосходить других», чтобы оказаться конкурентоспособным, форми­рует у человека определенное отношение к самому себе. Если бы для осу­ществления жизненных целей человеку было бы достаточно полагаться только на знания и умения, то самоуважение было бы пропорционально способностям, т.е. потребительной стоимости. Однако, поскольку успех в большой степени зависит от умения продать себя, постольку человек ощу­щает себя товаром или одновременно и продавцом, и товаром. Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счас­тье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться. Он испытывает чувства сродни тем, которые мог бы испытывать какой-либо товар, например чемодан на прилавке магазина, если бы этот чемо­дан мог чувствовать и думать. Каждый чемодан постарался бы выглядеть как можно «привлекательней» и как можно дороже, чем его соперники, чтобы получить более высокую цену. Чемодан, проданный по самой доро­гой цене, будет ликовать, поскольку для него это будет означать, что он оказался самым «стоящим». А непроданный чемодан будет грустными печальным и страдающим от сознания своей никчемности. Такая же

Фромм Э. [Типы социальных характеров] 357

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru печальная участь может постигнуть и любой чемодан, который хоть и прекрасно выглядит и полезен, но вышел из моды.

Подобно чемодану, человек должен быть в моде на рынке личностей, а чтобы быть в моде, он должен знать, какого рода личности пользуются наибольшим спросом. Это знание складывается (передается по наслед­ству) в процессе всей системы образования, начиная с детского сада и кон­чая колледжем, а также внедряется в сознание в семье. Однако приобре­тенного на этих ранних ступенях знания оказывается недостаточно; оно дает представление только об общих качествах — умении адаптироваться, честолюбии, восприимчивости к изменению ожиданий со стороны других людей. Более конкретные модели поведения для достижения успеха че­ловек получает из других источников. Иллюстрированные журналы, га­зеты, рекламные ролики рисуют картины и рассказывают о жизни преус­певающих людей. Красочные рекламные объявления выполняют ту же функцию. Какой-нибудь преуспевающий бизнесмен или мэр города, изображенный на рекламном объявлении портного, — вот образец того, как нужно выглядеть и каким нужно быть, если желаешь сделать «боль­шие деньги» на современном рынке личностей.

Но самым важным средством в формировании желаемого типа личности для среднего человека является кино. Молодая девушка стара­ется во всем походить и даже превзойти высокооплачиваемую кинозвез­ду: в мимике, в прическе, в жестах, видя в этом многообещающий путь к успеху. Молодой человек также старается походить на героев экрана. Средний человек практически никак не соприкасается в своей жизни с жизнью большинства преуспевающих людей, но совсем другое дело — его отношение к кинозвездам. Разумеется, он и с ними не встречается в своей жизни, но он может вновь и вновь встречаться с ними на экране, может писать им и получать от них их фото с автографами. В отличие от тех времен, когда актер был существом социально презираемым, но, несмотря на это, все-таки нес людям высокий дух великих поэтов, наши кинозвез­ды не несут людям великих идей; их функция — служить связующим звеном для среднего человека с миром «великих». Даже если этот чело­век и не надеется достичь той же высоты успеха или славы, он тем не менее может стараться ориентироваться на них; они — его святые и оли­цетворяют для него нормы жизни.

Поскольку современный человек ощущает себя одновременно и то­варом, и продавцом, его самоуважение зависит от условий, которые он не может контролировать. Если он добивается успеха, то осознает себя дос­тойной личностью, если же нет, то считает себя неудачником или даже ничтожеством. Причем степень неуверенности в себе с трудом поддается корректировке. Если человек чувствует, что его ценность зависит напря­мую не от человеческих качеств, но от успеха на конкурентном рынке с постоянно меняющейся конъюнктурой, его самоуважение будет неизбеж­но колебаться и нуждаться в постоянном подтверждении со стороны дру-

358 Тема 9. Типология индивидуальности

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru гих людей. Поэтому человек вынужден непрерывно и неустанно бороться за успех, и любое препятствие на этом пути представляет серьезную уг­розу для его чувства самоуважения, порождая, в случае отрицательного результата, чувства беспомощности, несостоятельности и неполноценности. Бели же ценность человека определяется превратностями рынка, то чувст­ва собственного достоинства и гордости попираются.

Но дело не только в самоуважении и самооценке, но и в само­идентификации, в ощущении своей независимости. Как мы вскоре увидим, у зрелых и продуктивных личностей чувство самоидентификации возника­ет в результате понимания, что человек сам — источник своих сил; это са­мочувствие кратко можно передать словами: «Я есть то, что я делаю*. При рыночной ориентации человек рассматривает свои силы и возможнос­ти как товар, отчужденный от него. Человек и его силы не составляют бо­лее единого целого, ибо последние не принадлежат ему, так как для него теперь имеет значение не процесс самореализации с помощью этих сил, но выгодная их продажа. Теперь его силы становятся отчужденными, отторг­нутыми от него, превращаясь в предмет использования и оценки со сторо­ны других; тем самым его чувство самоидентификации так же колеблет­ся, как и чувство самоуважения; оно зависит от той суммы ролей, которые человеку приходится играть, — *Я таков, каким вы хотите меня видеть*.

Ибсен в «Пер Гюнте» выразил это состояние так: Пер Гюнт, пыта­ясь найти себя, обнаруживает, что он подобен луковице, в которой много слоев, но нет сердцевины. Поскольку человеку невозможно жить вне са­моидентификации, он должен самоутверждаться, опираясь на мнение о нем других, а не на собственные силы. Его престиж, статус, успех, факт, что его знают как такого-то и такого-то, — все это заменяет его подлин­ное чувство самоидентификации. Такое положение делает его крайне зависимым от того, как смотрят на него другие, и заставляет его играть именно ту роль, в которой он пользуется наибольшим успехом. Если я и мои силы существуем порознь, тогда, безусловно, мое Я утверждается це­ной, которую мне дают.

Отношение к другим ничем не отличается от отношения к себе. Другие так же воспринимаются как товар; да они и сами выступают не такими, каковы они сами по себе, а предъявляют лишь ту свою часть, на которую есть товарный спрос. Различия между людьми сводятся лишь к незначительным количественным оценкам большей или меньшей при­влекательности, успешности и соответственно ценности. Этот процесс ана­логичен анализу товаров на рынке. И пара туфель, и произведение живо­писи могут быть выражены в (или сведены к) меновой стоимости, в цене; так, несколько пар туфель «равны» одной картине. Так же и различия между людьми сводятся к общему критерию — их цене на рынке. Их уникальность не только ничего не стоит, но фактически даже становится балластом. Значение слова «особенный» в этом контексте становится весьма двусмысленным. Вместо того чтобы служить обозначением для

Фромм Э. [Типы социальных характеров] 359

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru громадных достижений человека — в результате максимального развития им своей индивидуальности, — оно становится почти синонимом чудако­ватости, странности, подозрительности. Слово «равный» тоже меняет свое содержание. Идея, что все люди созданы равными, подразумевает, что все имеют одинаковое неотъемлемое право быть целью самой по себе, а не средством. Сегодня же равенство понимается как эквивалент взаимообме­на, что пагубно для развития индивидуальности. Равенство, вместо того чтобы быть условием развития индивидуальности каждого человека, ста­ло означать угасание индивидуальности, стало характеристикой «безлико­сти» человека рыночной ориентации. Равенство прежде сочленялось с различием, но теперь стало синонимом «безразличия» — отсутствия вся­ких различий, полной нивелировки, и поистине безразличие — вот что ха­рактеризует человеческие отношения в современном мире к другим, рав­но как и к себе.

Всеми этими требованиями необходимо окрашиваются человеческие взаимоотношения. Когда пренебрегают человеческой индивидуальностью, отношения между людьми с необходимостью становятся поверхностными, неглубокими, ибо ведь люди взаимодействуют уже не как личности, но как взаимозаменяемые товары. Люди не позволяют себе либо просто не в со­стоянии относиться друг к другу как к имеющим в себе нечто уникаль­ное, «особенное». Однако рынок создает своеобразный вид товарищества. Каждый включен в одну и ту же конкурентную битву, разделяет те же стремления к успеху; все встречаются с одинаковыми или аналогичными условиями рынка (по крайней мере они так думают). Каждый хорошо представляет, что чувствует другой, поскольку все они в одной лодке: каж­дый сам по себе, боится неудачи и жаждет улыбки судьбы; никого не щадят, но ни от кого и не ждут пощады в этой борьбе.

Поверхностный характер отношений внушает многим иллюзорную надежду, что глубину и силу чувств они могут найти в любви. Но любовь к себе и любовь к другому нераздельны; для любой культуры любовные отношения есть лишь более сильное проявление связей и отношений, превалирующих в этой культуре. Так что не стоит питать иллюзию, буд­то от одиночества, к которому человек приговорен этим рыночным типом ориентации, можно вылечиться любовью.

Рыночной ориентацией охвачена не только сфера чувств, но и сфера мышления. Мышление предполагает функцию быстроты реакции, быст­роты овладения ситуациями, чтобы успешно ориентироваться в них. Су­ществующая система образования направлена на развитие смышлености, сообразительности, рассудка, а не разума. Для манипулятивных целей, преследуемых большинством, достаточно иметь поверхностные знания. Истина же, которая раскрывается только углублением в сущность явле­ний, становится устаревшим понятием; причем истина не только в до­научном смысле «абсолютной», понимаемой вне соотнесенности с эмпири­ческими данными истины, но также и в смысле истины, приобретаемой

360 Тема 9. Типология индивидуальности

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru путем разумного познания и наблюдения, открытой возможным измене­ниям. Большинство тестов на оценку умственных способностей созвучны этому роду мышления (то есть отрицающему претензии разума на пости­жение истины); они измеряют не столько способности разума и понима­ния, сколько способность быстрой психической адаптации к заданной ситуации; «тест на психическую коррекцию» — таково было бы адекват­ное для них название1. Для этого рода мышления гораздо существеннее применение категорий сравнения и количественного измерения, чем тща­тельный анализ данного явления. Все проблемы одинаково интересны, так что нет особого смысла в относительной оценке их значимости. Само зна­ние становится товаром. И здесь тоже человек отчуждается от своей силы, своей способности; мышление и знание становятся просто инструментом получения результата. Психология, познание человеком самого себя, в традиции западной мысли считавшиеся условиями, необходимыми для добродетельного и здорового образа жизни, счастья, сегодня выродились в инструмент для манипулирования другими и собой на рынке научных идей, в политической пропаганде, рекламе и т.д.

Несомненно, что этот тип мышления имеет огромное влияние на образование в целом. Начиная со школы и вплоть до аспирантуры цель обучения состоит в том, чтобы приобретать как можно больше информа­ции, причем наиболее полезной для ориентации в рыночной ситуации. Студенты вынуждены поглощать такое количество информации, что у них едва хватает времени и сил, чтобы думать. Не интерес к изучаемому пред­мету, не заинтересованность в познании, как таковом, а повышение разме­ра меновой стоимости, обеспеченное знанием, — главное побуждение к получению образования. Сегодня наблюдается огромный подъем, энтузи­азм в получении образования, но одновременно наблюдается и скептичес­кое или пренебрежительное отношение к неправедно утверждаемым не­практичности и бесполезности мышления, которое целиком поглощено «исключительно» познанием истины и которое на рынке не имеет ника­кой меновой стоимости.

Хотя я представил рыночную ориентацию как одну из непро­дуктивных ориентации, она имеет некоторые особенности, позволяющие выделить ее в самостоятельный вид. Рецептивная, накопительская и экс­плуататорская ориентации имеют одну общую черту: каждая из них, бу­дучи доминирующей в качестве формы человеческих отношений, высту­пает специфической характерной чертой человека. (Позже будет показано, что эти четыре типа ориентации не обязательно содержат только негатив­ные качества, которые до сих пор описывались3.) Между тем рыночная ориентация не развивает каких-либо качеств, потенциально заложенных

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru 1 Ср. Schachtel E. Zum Begriff und zur Diagnosis der Personnchkeit in «Personality
Tests» // Zeitschrift fur Sozialforschung. 1937. Jahrgang 6. P. 597-642.

2 См. с 374 и следующие.

Фромм Э. [Типы социальных характеров] 361

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru в человеке (в противном случае мы придем к абсурдному утверждению, что «ничто» есть также черта человеческого характера); ее сокровенная природа в том, что она не направлена на развитие какого-то специфичес­кого и постоянного вида отношений, но что именно чрезвычайная измен­чивость всяких отношений — единственная постоянная черта этого типа ориентации. При этой ориентации у человека на каждый момент време­ни развиваются именно те качества, которые могут быть проданы на рын­ке с наибольшим успехом. Не какая-то постоянная доминирующая черта в характере человека — но пустота, которая максимально быстро может быть заполнена любым из требуемых на данный момент качеств. Однако это даже не черта в собственном смысле слова; это только роль, претен­дующая быть качеством, чертой, быстро уступающая место другой роли, если последняя более желательна. К примеру, порой в качестве желаемой черты оказывается респектабельность. Продавцы в определенных сферах торгового бизнеса должны производить на публику впечатление своей добросовестностью, спокойствием и рассудительностью, а также респекта­бельностью, что было подлинным качеством многих бизнесменов XIX века. Сегодня существует спрос на людей, которые внушают доверие, поскольку они выглядят так, будто действительно обладают этим каче­ством; то, что человек продает на рынке личностей, — это его способность играть свою роль, а что за человек скрывается за этой ролью, не имеет значения и никого не интересует. Да он и сам не заинтересован в том, чтобы быть действительно правдивым и искренним, а только в том, что эти качества могут дать ему на рынке.

Предпосылкой рыночной ориентации является пустота, отсутствие каких-либо определенных качеств, которые не могли бы подвергаться изме­нениям, поскольку любая постоянная, устойчивая черта характера в один прекрасный день может вступить в конфликт с требованиями рынка. Разу­меется, не все роли можно приспособить к особенностям характера челове­ка; ну тогда с ними надо разделаться — не с ролями, конечно, а с осо­бенностями характера. Личность с рыночной ориентацией должна быть свободна и еще раз свободна от всяких индивидуальных особенностей.

Все описанные до сих пор ориентации характера никоим образом не существуют раздельно одна от другой, как это могло показаться. Ре­цептивная ориентация, к примеру, может быть доминирующей, однако она обычно сочетается с какой-либо другой или со всеми другими ориентаци-ями. Различные сочетания этих ориентации я буду рассматривать ниже, а пока хотел бы подчеркнуть, что все ориентации являются частью че­ловеческого жизнеобеспечения и что доминирующая роль какой-то одной ориентации в значительной степени зависит от характерных особен­ностей той культуры, в которой живет человек. Хотя более детальный анализ взаимоотношений между различными ориентациями и соци­альными моделями следовало бы отложить для специального изучения в числе других проблем социальной психологии, я все же выскажу пред-

362 Тема 9. Типология индивидуальности

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru верительную гипотезу о том, каким образом социальные условия опреде­ляют ведущую роль одного из четырех типов непродуктивной ориента­ции. Следует заметить, что значение изучения корреляций между ориентациями характера и социальной структурой заключается не толь­ко в том факте, что оно помогает нам понять некоторые из наиболее важных причин формирования характера, но и в том, что все эти ориен­тации — в той мере, в какой они присущи большинству членов той или иной культуры или социальной группы, — представляют собой мощный эмоциональный фактор, действие которого мы должны знать, чтобы пони­мать характер функционирования общества. Принимая во внимание со­временные представления о воздействии культуры на личность, я позво­лил бы себе утверждать, что отношения между обществом и индивидом не следует понимать так, что социальные институты и культурные моде­ли «влияют» на индивида. Их взаимопроникновение много глубже. Лю­бая «средняя» личность формируется под воздействием стиля взаимоот­ношений между людьми, а он детерминируется социоэкономическими и политическими структурами общества до такой степени, что в принципе из анализа одного человека можно вывести всю целостность социальной структуры, в которой он живет.

Рецептивная ориентация обнаруживается преимущественно в тех обществах, в которых право одной группы на эксплуатацию другой жест­ко узаконено. Поскольку эксплуатируемые не имеют ни сил, ни даже идеи о том, как изменить свое положение, постольку у них постепенно выраба­тывается взгляд на господ как на тех, от кого можно получить все жиз­ненно необходимое. Не имеет значения, сколь мало получает раб от гос­подина, он чувствует, что своими силами он получил бы еще меньше, ибо общество внушило ему, что он не способен устроить свою жизнь самосто­ятельно, полагаясь на свой собственный разум и деятельность.

Что касается современной американской культуры, то на первый взгляд кажется, будто такая рецептивная ориентация в ней совершенно отсутствует. Вся наша культура, идеология и практика разрушают рецеп­тивную ориентацию и утверждают, что каждый должен быть всегда во всеоружии, отвечать за себя, должен проявлять инициативу, если хочет чего-нибудь добиться. Однако, хотя рецептивная ориентация и третирует­ся, она никоим образом не исчезла. Необходимость приспосабливаться и нравиться, о чем уже упоминалось, порождает чувство беспомощности, являющееся источником какой-то едва уловимой рецептивности у совре­менного человека. Это особенно проявляется в отношении к «эксперт­ным» оценкам и общественному мнению. Людям кажется, что, что бы они ни делали, всюду присутствует какой-то эксперт, который может ска­зать им, как обстоит дело и как следует действовать, а именно — слушать его во всем и следовать его идеям. Такие «эксперты», а точнее, советчи­ки существуют повсюду — в науке, в сердечных делах, а писатели — это

Фромм Э. [Типы социальных характеров] 363

Типы характера: непродуктивные ориентации - student2.ru эксперты в деле умения жить самим уже фактом, что являются автора­ми бестселлеров. Такая скрытая, но довольно распространенная форма ре-цептивности принимает нелепые формы в современном «фольклоре», осо­бенно в рекламном исполнении. В то время как всем известно, что схема ♦получить богатство с неба» не работает, тем не менее мечта о легкой жизни неискоренима. Отчасти

Наши рекомендации