Первые исследователи умственно отсталых
В XIX в. впервые заговорили о гуманном обращении с умственно отсталыми и душевнобольными. До этого времени на долю этих несчастных выпадало пренебрежение, издевательства и даже пытки. С ростом интереса к людям с отклонениями в психике, с созданием специализированных заведений по уходу за ними пришло осознание необходимости единых критериев для выявления и классификации этих больных. Сначала было необходимо установить отличия душевнобольных от умственно отсталых. Первым свойственны эмоциональные нарушения, не обязательно сопровождающиеся снижением интеллекта от исходного нормального уровня; вторые характеризовались главным образом интеллектуальным дефектом, врожденным или приобретенным в раннем детстве. Вероятно, впервые неявное различение тех и других проведено в двухтомном труде французского врача Ж.Э.Д.Эскироля1, где умственная отсталость обсуждается более чем на ста страницах. Им выделяются различные формы ее выраженности — от почти нормы до глубокой идиотии. Пытаясь привести в систему разные стадии и разновидности умственной отсталости, Ж.Эскироль применил несколько способов и пришел к выводу, что использование индивидом языка есть самый надежный критерий развития его интеллекта. Следует сказать, что современные критерии определения умственной отсталости и тесты интеллекта в значительной мере также языковые. Из последующих глав будет видно, сколь значительное место отводится в этой книге при трактовке интеллекта вербальным способностям.
Другой французский врач, Э.Сеген, был первым, кто занялся обучением умственно отсталых. Отказавшись от общераспространенного мнения о неизлечимости умственной отсталости, Э.Сеген2 много лет опробовал метод обучения, названный им физиологическим, и в 1837 г. основал первую школу для обучения умственно отсталых детей. В 1848 г. он уехал в Америку, где его идеи получили широкое признание. Многое из приемов тренировки органов чувств и мышечного аппарата, используемых в настоящее время в учреждениях для умственно отсталых, было изобретено Э.Сегеном. Эта методика позволяет обучить глубоко отсталых детей сенсорному разли-
1 См. Esquirol J.EJ). Des maladies mentale considerees sous les rapports medical, hygienique,
et medico-legal. Paris, 1838. Vol. 2.
2 Cm. Seguin E. Idiocy: its Treatment by the Physiological Method. N.Y., 1907.
2 Зак. 835
18 Тема 8. Личность как индивидуальность...
чению и управлению моторикой. Некоторые из приемов, разработанных с этой целью Э.Сегеном, были затем включены в тесты действия или невербальные тесты интеллекта. Как пример можно назвать доску форм Э.Сеге-на. На этой доске от индивида требуется как можно быстрее вставить фигуры разной формы в соответствующие им углубления.
Более чем полвека спустя после работ Ж.Эскироля и Э.Сегена французский психолог Альфред Бине уже настаивал на том, чтобы детей, не справляющихся с обучением в обычной школе, прежде чем отчислять, обследовали и, если они будут признаны обучаемыми, направляли в специальные классы1. Вместе с членами Общества психологического изучения ребенка А.Бине способствовал тому, что Министерство общественного образования предприняло шаги к улучшению условий обучения детей, отстающих в развитии, в частности министерством была создана комиссия, в которую вошел А.Бине, по изучению умственно отсталых детей. Какую роль это назначение сыграло в истории психологического тестирования, расскажем несколько позднее.