Современное использование психологических тестов
В сущности задача психологических тестов — измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. Одной из проблем, побудивших к разработке психологических тестов, было выявление умственно отсталых. И до сегодняшнего дня определение интеллектуальной неполноценности остается важной областью применения определенных видов психологических тестов. Клиническое использование таких тестов включает обследование правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими типами отклонений в поведении.
Серьезным импульсом к развитию тестов стали проблемы типа тех, что возникают при обучении. В настоящее время школы — один из основных потребителей тестов. Распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и одаренных — с другой, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профес-
С.17—24. |
1 Анастпази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М.: Педагогика, 1982. Кн.1. '-9Л
Анастази А. Функции и происхождение психологического тестирования 15
сиональные консультации учащихся средних школ и колледжей, отбор в профессиональные и другие специальные школы — вот лишь некоторые примеры использования тестов в образовании.
Отбор и распределение персонала на промышленных предприятиях — еще одно достаточно обширное приложение психологического тестирования. От оператора на линии сборки или делопроизводителя до сотрудников управленческого аппарата вряд ли найдется работа, для которой тестирование не оказалось бы полезным при решении вопроса о найме, распределении обязанностей, переводе на новое место, повышении или увольнении. Разумеется, эффективное применение тестов в большинстве случаев, особенно при приеме на высококвалифицированные работы, возможно лишь при условии интерпретации тестовых показателей с учетом дополнительной информации об индивиде, которую можно получить только на основе правильно построенного интервьюирования. Тем не менее тестирование составляет важную часть работы с персоналом. Подобным же образом психологическое тестирование применяется при отборе и распределении военнослужащих. Использование тестов, столь незначительное в первой мировой войне, во время второй мировой войны необычайно вырастает, расширяются границы применения, вариативность психологических тестов. Впоследствии исследованиями по разработке тестов были охвачены все рода войск.
Использование тестов при консультировании постепенно расширилось от узконаправленных советов относительно учебных и профессиональных планов до рассмотрения всех аспектов жизни человека. Эмоциональное состояние и действенные межличностные отношения все больше и больше становятся объектом консультирования. Растет также использование тестов как средства самопознания и развития личности. В последнем случае показатели тестов становятся средством, облегчающим индивиду принятие решения.
Из сказанного ясно, что психологические тесты в настоящее время применяются при решении широкого круга практических проблем. Однако не следует упускать тот факт, что тесты — важное средство фундаментальных исследований. Почти все проблемы, в частности дифференциальной психологии, нуждаются в тестировании как средстве сбора данных. В качестве примера можно указать работы о природе, характере и степени выраженности индивидуальных различий, по выявлению психологических особенностей, измерению групповых различий и исследованию биологических и культурных1 факторов, влияющих на различия в поведении.
1 Анализ высказываний о культуре в работах западных этнопсихологов, антропологов и исследователей психологии межкультурных различий свидетельствует о том, что они относят понятие культуры к произвольно выделенным сторонам социальной жизни. Национальные культуры рассматриваются западными исследователями внеистори-чески, без попыток оценить место каждой из них в развитии производительных сил и производственных отношений. Главное, чему уделяют внимание исследователи, — это специфичность культуры, т.е. черты, заметно отличающие данную культуру от культур европейского типа, а конституирующие признаки социальной общности, позволяющие
16 Тема 8. Личность как индивидуальность.,.
В подобных областях исследования точное измерение индивидуальных различий, ставшее возможным благодаря правильно построенным тестам, — один из существенных факторов. Психологические тесты являются также стандартными методами изучения столь разных проблем, как возрастные изменения в развитии индивида, относительная эффективность разных методов обучения, результаты воздействия психотерапии, влияние реализации социальных программ, зависимость эффективности деятельности от шума.
Из сказанного следует, что без некоторого знания психологических тестов невозможно адекватное понимание основных направлений современной психологии. Настоящая книга готовилась именно с этой целью и поэтому не рассчитана на то, что по ее прочтении человек становится или квалифицированным исследователем, или практикующим тестологом, или экспертом по составлению тестов. Книга ориентирована не на специалистов по тестам, а на изучающих общую психологию. Некоторое знакомство с основными тестами, применяемыми в настоящее время, необходимо для того, чтобы знать, о чем идет речь, когда такие тесты упоминаются в психологической литературе, правильная же оценка и интерпретация результатов тестов должны в конечном счете основываться на знании того, как, с какой целью построены тесты и в чем их ограниченность.
Краткий обзор исторических предпосылок возникновения психологического тестирования поможет лучше понять существо современных тестов, границы их применимости и перспективы развития1.
Корни тестирования теряются в древности. П.Х.Дюбуа2 приводит любопытное описание существовавшей около 3000 лет назад системы приема на гражданскую службу в китайской империи. У древних греков тестирование было признанным спутником процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения физическими и умственными навыками. Со-
выделить культуры внутри одного общества, обычно никак не рассматриваются. (Критический разбор западных концепций по проблемам культуры дается в книге С.В.Рощина «Западная психология». М., 1980.) А. Анастази часто пользуется термином субкультура, имея в виду различия, которые обнаруживаются в культурах социальных общностей, сосуществующих в одной стране. Но поскольку критериев различения социальных общностей, живущих в данной культуре или субкультуре и развивающих ее, не дается, то к субкультуре оказывается возможным отнести даже самую малую социальную общность, например семью, а такое отнесение сводит на нет решение проблем межкультурных различий. (Примечание редактора источника.)
1 Подробное описание первых психологических тестов имеется в работах Ф.Л.Гуди-
наф (см. Goodenough F.L. Mental Testing: Its History,Principles and Applications. N.Y.,
1949), Дж.Петерсона (см. Peterson J. Early Conceptions and Tests of Intelligence. Yonkers,
N.Y., 1926). История возникновения тестирования приведена в книгах Э.Г.Боринга (см.
Boring E.G. A History of Experimental Psychology. N.Y., 1950) и Г.Мерфи, Дж.К.Ковача
(см. Murphy G., Kovach J.K. Historical Introduction to Modern Psychology. N.Y., 1972),
П.Х.Дюбуа (см. DuBois P.H. A History of Psychological Testing. Boston, 1970), а истори
ческие предпосылки изучения индивидуальных различий в сборнике под редакцией
А.Анастази (см. Anastasi A. (Ed.) Individual Differences. N.Y., 1965).
2 См. DuBois P.H. A test-dominated society: China 1115 B.C.-1905 A.D. //Anastasi A.
(Ed.). Testing Problems in Perspective. Washington, D.C., 1966.
Анастази А. Функции и происхождение психологического тестирования 17
кратический метод, сочетавший обучение с тестированием, во многом напоминает современное программированное обучение. В Средневековье европейские университеты для присвоения ученых званий и степеней ввели соответствующие экзамены. Однако, чтобы выявить основные этапы развития современного тестирования, достаточно обратиться к XIX столетию.