Способности, темперамент, характер

1. Общая и дифференциальная психология личности

Анастази А. Функции и происхождение психологического

тестирования..................................................................................... 14

Петухов В.В. Основные подходы к изучению

индивидуальности (личности)......................................................... 24

2. Понятие способностей: способности и задатки.
Измерение и развитие способностей

Теплое Б.М. Способности и одаренность................................................. 32

Акимова М.К. Интеллектуальные тесты................................................... 43

Анастази А. Теории организации свойств................................................ 50

Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных

различий методом близнецов.......................................................... 54

Гиппенрейтер Ю.Б. [Развитие способностей]......................................... 61

Лейтес Н.С. Одаренные дети................................................................... 69

Трик Х.Е. Основные направления экспериментального

изучения творчества......................................................................... 77

Стпернберг Р., Григоренко Е. [Инвестиционная теория креативности:

двенадцать стратегий обучения творческому мышлению] ........... 84

3. Темперамент, его физиологические основы и психологическое
описание. Индивидуальный стиль деятельности

Небылицын ВД. Темперамент................................................................. 104

Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности

животных и человека..................................................................... 111

Теплое Б.М. Типологические свойства нервной системы

и их значение для психологии....................................................... 114

Климов ЕА. Индивидуальный стиль деятельности................................ 121

4. Характер и его формирование. Характер и личность.
Психологические различия между полами

Кант И. О характере как образе мыслей .............................................. 125

Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер........................................... 128

Адлер А. Индивидуальная психология, ее гипотезы и результаты....... 147

Адлер А. [Индивидуальный стиль жизни и характер] ........................... 159

Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера................. 174

Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики..... 177

Содержание

Тема 9. Типология индивидуальности

1. Строение тела и характер. Стратегии определения
психотелесных соответствий

Кречмер Э. Строение тела и характер.................................................... 194

Холл К., Линдсей Г. Конституциональная психология Шелдона.......... 231

2. Психопатии и акцентуации характера:
понятия и основные виды

Ганнушкин П.Б. [Психопатии].......................................................... 243

Леонгард К. Акцентуированные личности ............................................ 250

Личко А.Е. [Определение и типы психопатий

и акцентуаций характера] ............................................................. 268

3. Проблема и критерии выделения психологических типов.
Индивидуальность человека и развитие личности

Юнг К.Г. Психологические типы............................................................ 299

Лазурский А.Ф. Классификация личностей............................................ 319

4. Социально-типическое и индивидуальное в личности.
Социальный и национальный характер

Фромм Э. Индивидуальный и социальный характер............................. 339

Фромм Э. [Типы социальных характеров]............................................. 349

Кант И. Характер народа....................................................................... 378

Ключевский В.О. Психология великоросса............................................ 386

Пронников В А., Ладанов ИД. Черты характера японцев...................... 388

Кон И.С. К проблеме национального характера.................................... 400

Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Петухов В.В. Единство эмоционально-волевой

регуляции деятельности................................................................ 404

1. Определение и функции эмоций. Условия
возникновения эмоций и закономерности
их протекания. Выражение эмоций

Рубинштейн С.Л. Эмоции........................................................................ 409

Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций ... 415

Петухов В.В. Основные аспекты изучения эмоций................................ 425

Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных.......................... 432

Рейковский Я. Выражение эмоций — мимика,

пантомимика, вокализация ............................................................ 441

2. Классификации эмоций

Рубинштейн С.Л. Виды эмоциональных переживаний ......................... 447

Леонтьев А.Н. Эмоциональные процессы.............................................. 452

Содержание

способности, темперамент, характер - student2.ru 3. Теории эмоций

Джеймс У. Что такое эмоция?................................................................ 456

Вейтен У. Теории эмоций....................................................................... 466

Анохин П.К. Эмоции ............................................................................... 474

Симонов П.В. Информационная теория эмоций ................................... 480

4. Аффект. Диагностика аффективных следов.
Представление о стрессе

ЛурияА.Р. Диагностика следов аффекта................................................. 488

Селъе Г. Некоторые аспекты учения о стрессе .................................... 495

Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты........................................... 501

5. Тревожность: два аспекта ее изучения.
Фрустрация: определение и виды реакций на нее

Хекхаузен X. Тревожность................................................................. 543

Перлз Ф. [Понимание тревоги в гештальттерапии].

Превращение тревожности в возбуждение................................... 548

Нюттен Ж. Препятствие и фрустрация ................................................ 561

Фресс П. Избыточная мотивация при фрустрации ............................... 564

6. Клиническое описание и анализ эмоций.
Чувства и личность

Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии....... 566

Эпштейн М. [Ужас (Horror)]................................................................... 577

Мамардашвили М.К. Обязательность формы....................................... 581

Бергсон А. Смех ...................................................................................... 584

Роджерс К. Эмпатия............................................................................... 590

Тема 11. Внутренняя регуляция деятельности: психология воли

1. Определение воли. Произвольная и волевая регуляция.
Структура и виды, волевых процессов.

Проблема свободы воли

Вундт В. Волевые процессы................................................................... 594

Джеймс У. Воля....................................................................................... 597

Рубинштейн С.Л. Волевой процесс........................................................ 615

Петухов В.В. Критерии воли. Общие ситуации,

требующие произвольной и волевой регуляции ......................... 626

2. Мотивационные конфликты, способы их разрешения.
Когнитивный диссонанс и его исследования

Левин К. Типы конфликтов................................................................ 641

Фестингер Л. [Теория когнитивного диссонанса

и его исследования] ....................................................................... 645

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Субъект деятельности» — второй раздел целостного курса общей психологии. В первом разделе курса — «Введение», представленном в соот­ветствующем томе настоящего издания, вы узнали о становлении предмета психологии, ее основных понятиях и проблемах, принципах их решения. Вы научились отличать научные представления о человеке от житейских, а его самого увидели разным — природным, социальным, культурным, но и единым — активным, развивающимся, деятельным — субъектом. Человек как субъект деятельности с его индивидуальными особенностями, эмоцио­нально-волевой регуляцией поведения, потребностно-мотивационной сфе­рой, строением и развитием личности будет рассмотрен теперь подробно.

Немного истории. Во времена основания (1966) и становления фа­культета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова данный раздел был од­ним из пяти в целостном курсе общей психологии и завершал его. Он назывался «Потребности, эмоции, личность» и занимал в учебном плане один семестр. Лекции по этому разделу читал только декан факультета, заведующий кафедрой общей психологии проф. А.Н.Леонтьев. Затем, ког­да целостный курс лекций стала читать проф. Ю.Б.Гиппенрейтер (1976), ей удалось увеличить объем раздела до двух учебных семестров, включив интересные материалы по психологии индивидуальных различий, типоло­гиям характера, его соотношению с личностью. Однако случилось так, что уже тогда лекции по психологии потребностей, мотивов, эмоций читала не она, а ведущий специалист в этой области доц. В.К.Вилюнас. Эксперимен­ты со структурой курса общей психологии продолжались, и в результате сначала на дневном (1988), а затем и на вечернем (1989) отделениях фа­культета курс стал суммарным, поделенным на частные разделы, читае­мые разными преподавателями. В таком виде он существует до сих пор как один из вариантов преподавания общей психологии, причем частный раздел «Психология мотивации, эмоций» (проф. В.К.Вилюнас) следует сразу за «Введением в общую психологию», а, как правило, после него идет ставший самостоятельным раздел «Психология личности», который чи­тают заведующий кафедрой психологии личности проф. А.Г.Асмолов и доцент этой кафедры Е.Е.Насиновская. Избегая возможных дискуссий,

Предисловие

способности, темперамент, характер - student2.ru отметим, что в суммарном варианте курса общей психологии материалы по изучению потребностей, мотивов, эмоций, личности, взаимосвязанные и из­лагавшиеся когда-то в единстве, оказались разделены (и преподаются под­час с разных методологических позиций).

При восстановлении целостного курса общей психологии на дневном и спецотделениях факультета (1991) нам было ясно, что идущие друг за другом частные разделы «Психология мотивации, эмоций» и «Психология личности» можно (а значит нужно) объединить, дополнив их результатами исследований индивидуальных особенностей человека, волевой регуляции его поведения. Выбор названия общего раздела — «Субъект деятельности» (а не, скажем, «Психология личности», ведь речь по сути идет о ней) объяс­няется так. Во-первых, родовое понятие субъекта («subject», как известно, в мировой психологии означает просто «испытуемый») позволяет привлекать любые особенности человека (а иногда и животных) и рассматривать поня­тие личности и в широком, и в узком смыслах (см. тему 3 в первом томе настоящего издания). Во-вторых, категория деятельности задает уровень анализа психической жизни и поведения людей: предметом изучения яв­ляется реальный конкретный индивид — в природной среде, общественной практике, процессе культурного развития.

В течение десяти лет нами была разработана и опробирована в учеб­ном процессе структура раздела, представленная в данном томе. Она вклю­чает семь тем и состоит из четырех основных частей, выделяемых по сле­дующим двум основаниям. Первое основание связано с вопросом о том, какова единица изучения субъекта (личности). С одной стороны, таковой можно считать наличное, уже сложившееся индивидуальное психическое свойство, качество, например, черту характера, связанную с определенными способами поведения. Показательно, что здесь исследователю в принципе не важно происхождение свойства: оно может быть и природно данным, и сформированным в социальной среде. Важно, что оно принимается как го­товое и в пределе устойчивое качество (как «статуя», сказал бы француз), а значит эти качества можно диагносцировать, устанавливать степень их вы­раженности, закономерные сочетания с другими. Короче, единицы изучения личности, как правило, в широком смысле, рассматриваются как факты: вежливость — грубость, общительность — замкнутость, доминирование — подчинение и т.п. С другой стороны, те же свойства могут определяться как артефакты, т.е. в буквальном переводе («art — искусство») — искусст­венно созданные свойства, субъектом которых является личность только в узком смысле, решающая собственные проблемы. Тем самым психические качества и связанные с ними способы поведения требуют анализа и рас­сматриваются исследователем вместе с историей их происхождения. Такие свойства, как последствия былых решений личностных проблем, являются, по существу, функциональными образованиями, а значит могут меняться, если проблема не решена до конца. Остается добавить, что обе стороны рас­смотрения индивидуальных (личностных) свойств, будучи качественно раз-



Предисловие

способности, темперамент, характер - student2.ru

    ФА1 сты  
ОВАТЕЛЬ I     II
5        
  III     IV

АРТЕ-ФАКТЫ

Рис. 1

ными, не противостоят друг другу: каждая из них адекватна своим иссле­довательским задачам, приемам психотерапии.

Второе основание относится к позициям психолога при изучении субъекта (личности). Этих позиций, как минимум, две. В теоретической и практической работе они обязательно сочетаются, однако в принципе их следует различать. Первая позиция — исследователь, он не вторгается в психическую жизнь изучаемого субъекта, за исключением, конечно, экспе­риментального исследования, но и оно не должно здесь быть формирую­щим. Цель исследователя — выявить индивидуальные свойства или процес­сы, механизмы, закономерности их создания такими, какими они сложились без его участия. Вторая позиция — организатор, он, напротив, имеет дело с регуляцией поведения субъекта, и если нужно — активно участвует в его психической, личностной жизни и развитии. Цель организатора — выде­лить у субъекта наличные средства управления своим поведением, способы решения личностных проблем, а затем создать и, предложив ему более эф­фективные приемы — психологической коррекции, помощи, консульти­рования — испытать их возможности и ограничения.

Пересечение двух предложенных оснований образует четыре части раздела «Субъект деятельности» (см. рис. 1). Конечно, выделение соответст­вующих предметных областей требует уточнений при их изучении: оно не строго, но эвристично. Так, первая часть определяется как исследование фактов, наличных свойств, т.е., прежде всего, психодиагностика, предмет которой «Индивидуальные особенности человека: способности, темпера­мент, характер». Житейский вопрос, символизирующий эту часть — «Чем я отличаюсь от других?», с которого, по-видимому, и начинается познание человеком самого себя. В данную часть раздела входят тема 8 — «Личность как индивидуальность: способности, темперамент, характер» и тема 9 — «Типология индивидуальности».

Предисловие

способности, темперамент, характер - student2.ru Установление наличных свойств и способов поведения редко быва­ет самостоятельной целью и, как правило, связано с их регуляцией, кор­рекцией. Так мы переходим во вторую часть раздела — к организации изучаемых фактов. Форм регуляции поведения, конечно, немало, но пси­холога интересует, прежде всего «Внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля». Понятен и важен личный вопрос, соответствующий дан­ной части: «Как управлять своим поведением?» Конечно, эмоционально-волевая сфера личности в теории и на практике рассматривается как це­лое, однако здесь каждая из форм регуляции изучается самостоятельно: в теме 10 — «Психология эмоций» и в теме 11 — «Психология воли».

Теперь заметим, что когда эмоционально-волевая регуляция дея­тельности сталкивается с трудностями и оказывается неэффективной, сле­дует обратиться к фундаментальным причинам, ее побуждающим, т.е. к третьей части раздела — исследованию артефактов, процессов и законо­мерностей создания личностных свойств. Центральной здесь становится проблема побуждения субъекта к деятельности, изучение потребностно-мотивационной сферы, а значит и иерархии мотивов, определяющей строение личности. Отсюда и название части — «Потребности и моти­вы: строение личности», которой соответствует уже личностный воп­рос о подлинных причинах собственных поступков: «Кто я есть?» Эта часть включает тему 12 — «Психология мотивации» и тему 13 — «Стро­ение личности».

Анализ и осознание действительных мотивов личности тесно связаны с четвертой, заключительной частью раздела. Ее определение покажется непосвященному странным — организация артефактов: ведь в быту слово «артефакт» относится к досадным случайностям, а то и к неожиданным де­фектам — частым последствиям неумелых действий наивного «организа­тора». Однако мы понимаем, что здесь речь идет об участии психолога в создании субъектом своих личностных свойств, в разрешении собственных проблем, в том числе — о психологической помощи, консультировании. «Развитие личности: личностный рост» — таково название этой части и включенной в нее темы 14. И если до сих пор осознание подлинных моти­вов — того, кто же я есть на самом деле — предполагало, что я все-таки есть, то для развивающейся личности, находящейся в процессе решения соб­ственной проблемы, вопрос прозвучит пожестче: «Есть ли Я?», т.е. суще­ствую ли не только как природный и социальный индивид, но и как лич­ность в точном смысле слова. Теперь части раздела названы, структура тома определена (см. рис. 2).

Второй том нашего издания больше первого по объему и состоит из двух книг. Это связано с необходимостью обеспечить студентов литера­турой не только для семинарских занятий, но и для сдачи монографий, самостоятельного чтения. Перед вами — книга первая, включающая темы 8—11. Ключевые слова для них: индивидуальность (тема 8) — типология (тема 9) — эмоции (тема 10) — воля (тема 11).



Предисловие

способности, темперамент, характер - student2.ru ФАКТЫ

способности, темперамент, характер - student2.ru Индивидуальные особенности человека:

способности, темперамент, характер

Внутренняя регуляция деятельности: эмоции, воля

<

m

о

Потребности и мотивы: строение личности

Развитие личности: личностный рост

АРТЕ-ФАКТЫ Рис.2

Второй том (как и первый) содержит некоторые материалы лекцион­ного курса, важные для понимания и организации текстов в каждой из тем. Так, в теме 8 представлены основные подходы к изучению индивидуально­сти (личности). Личность здесь понимается, как правило, в широком смыс­ле, т.е. как индивидуальность — совокупность всех психических свойств, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Тем самым центральное место в изучении способностей, темперамента, характера по праву принадлежит дифференциальной психологии, хотя их понятийные определения, факторы и закономерности развития суть предмет психологии общей. К этим двум полюсам и будут тяготеть излагаемые нами подходы (точные названия которых — в тексте), имеющие свою специфику, дополня­ющие друг друга. Так, при изучении способностей один подход занимается, прежде всего, их измерением, установлением наличия и степени выражен­ности индивидуальных свойств, а другой — возможностями развития, свя­занными, прежде всего, с развитием личности в целом. По-разному подхо­дят здесь и к пониманию характера: в одном случае акцентируется его связь с природной основой — темпераментом, а в другом — с культурным, собственно личностным развитием, когда характер создается как форма поведения, сохраняющая наличную иерархию мотивов.

Личность как индивидуальность рассматривается и в теме 9, при построении типологий, поэтому слова «характер» и даже «темперамент» часто выступают здесь как ее синонимы. Например, тип характера (или личности) следует отличать от простого набора («емкости») совпадающих индивидуальных свойств: это — целостная совокупность взаимосвязанных черт (и способов поведения), обладающая общей структурой. Различаются и стратегии построения типологий, классификаций индивидуальности:

Предисловие 11

способности, темперамент, характер - student2.ru одна из них — эмпирическая (путь «снизу») — создается индуктивно, от частных случаев к общим закономерностям, другая — теоретическая (путь «сверху») — дедуктивно, от выделения общих различительных признаков к их проверке и демонстрации на частных примерах. Представление о че­ловеке как природном, социальном и культурном субъектах (см. тему 3 в первом томе издания) определяет основные задачи построения типологий (классификаций) индивидуальности. Это задачи: а) объяснительная, иссле­довательская — установление психо-телесных соответствий, связи характе­ра (темперамента) с природным организмом; б) эмпирико-описательная — выявление полного и разнообразного набора индивидуальных типов (ано­малий) характера, испытывающих трудности в социальной жизни; в) пси­хотерапевтическая — выделение фундаментальных, противостоящих, но до­полняющих друг друга психологических типов для понимания человеком собственной индивидуальности и развития его личности.

В темах 10 и 11 рассматриваются единство эмоционально-волевой регуляции деятельности, основные аспекты изучения эмоций, а также об­щие ситуации, требующие (или нет) произвольной и волевой регуляции. Сейчас же еще раз подчеркнем, что разделение природного организма и социального индивида, собственно личности, совпадает с общепринятой очередностью рассмотрения основных классов эмоциональных состояний в теме 10. Так, во-первых, выделяют аффекты — кратковременные, ярко выраженные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности, близкие по изначальному содержанию понятия «стресс». Во-вторых, эмоциональные состояния и процессы нашей повседневной социальной жизни — собственно эмоции, которые связаны (как и аффекты) с конкретными ситуациями, но воз­никают уже при их представлении — воспоминании, предвосхищении. Заметим, что наиболее изучены среди них (в том числе — эксперимен­тально) отрицательные эмоции, вызывающие трудности при регуляции поведения. И в-третьих, чувства — устойчивые (т.е. уже внеситуативные), личностно значимые эмоциональные состояния, управляемые с помощью культурных (предметных, символических) средств. К сожалению, даже у чувств бывают свои негативные (патологические) альтернативы, однако в принципе чувства произвольны и являются собственно человеческими пе­реживаниями.

Переходя к теме 11, отметим, что если эмоциональная регуляция час­то бывает непроизвольной, то волевая является произвольной как мини­мум. Действительно, непроизвольны природные, натуральные психические функции, а функции высшие произвольны в своем формировании, связаны с усилием, задержкой естественного процесса, что, как правило, является результатом освоения культурных средств. Различие же между произволь­ной и волевой регуляцией состоит в следующем. При произвольной регуля­ции потребность, побуждающая субъекта к деятельности, дана ему естест­венно, и задача заключается в том, что при необходимости можно задержать,

12 Предисловие

способности, темперамент, характер - student2.ru отложить ее удовлетворение во времени. При волевой регуляции такая по­требность не спонтанно не обеспечена или не имеет, так сказать, достаточ­ной силы, и субъекту необходимо придать выполняемым действиям новые смыслы, что требует преобразований в мотивационной сфере. Волевая регу­ляция нередко связана с проблемой личностного выбора, разрешением мо-тивационных конфликтов, что закономерно вводит читателя в следующую тему, посвященную психологии мотивации. Остается добавить, что высшее развитие волевой регуляции приводит к особым психическим состояниям, названным послепроизвольными, когда деятельность протекает уже без усилий (см. тему 6 первого тома о феномене врабатываемости в деятель­ность) и мотивируется внутренне, самим осуществлением процесса (см. далее тему 12).

Материалы второго тома составлены с учетом программ для семинар­ских занятий, разработанных проф. А.Г.Асмоловым и проф. В.К.Вилюна-сом, при активном участии ст. преп. Н.И.Наенко, доц. Е.Е.Насиновской и доц. А.А.Пузырея. Редакторы глубоко благодарны А.Г.Макалатия, М.В.Фа-ликман и Р.С.Шилко за активную помощь при подготовке издания.

Изучение научной психологии личности — необходимый этап освое­ния общей психологии в целом, тесно связанный с личными интересами каждого. Кто знает, быть может успешное прохождение учебного материа­ла позволит вам правильно, уже профессионально рассматривать индиви­дуальные черты различных людей, опознавать их психологические типы, а значит более терпимо и с пониманием относиться к другим и себе, осозна­вать собственные эмоциональные переживания и быть способным к воле­вой регуляции своего поведения.

В.В.Петухов,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры общей психологии

факультета психологии

Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Тема 8

Личность как

индивидуальность: способности, темперамент, характер

способности, темперамент, характер - student2.ru способности, темперамент, характер - student2.ru Психология способностей. Определение способностей. Способности и их измерение. Общий интеллект. Умственный возраст и коэффициент интеллектуальности. Проблемы на­дежности и валидности тестов. Тесты на общий интеллект и специальные способности. Структура интеллекта. Проблема общего (генерального) фактора способностей. Интеллект и креативность. Развитие способностей. Способности и задатки. Способности как функциональные свойства индивида. Спо­собности и одаренность. Способности и развитие личности. Темперамент и характер. Темперамент как формально-дина­мическая сторона деятельности. Основные свойства нервной системы, их сочетания и типы высшей нервной деятельности. Синдромы свойств нервной системы. Общие характеристики темперамента: активность и эмоциональность. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Характер и его форми­рование. Характер как система отношений человека к. миру, другим людям, самому себе. Характер как форма поведения, необходимая для сохранения структуры мотивов. Защитные функции характера. Характер как индивидуальный жизнен­ный стиль.

Вопросы к семинарским занятиям:

О Общая и дифференциальная психология личности. © Понятие способностей: способности и задатки. Измере­ние и развитие способностей.

© Темперамент, его физиологические основы и психологи­ческое описание. Индивидуальный стиль деятельности.

О Характер и его формирование. Характер и личность. Психологические различия между полами.

О Общая и дифференциальная психология личности

А.Анастази

ФУНКЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ1

Всякий читающий эту книгу сегодня, несомненно, мог бы привести пример психологического теста. Достаточно было припомнить тест, кото­рый читателю предлагался в школе, колледже, на военной службе, в кон­сультационном центре или в отделе кадров. Возможно также, что чита­тель участвовал в эксперименте, где использовались стандартизованные тесты. Но еще пятьдесят лет назад ничего подобного, разумеется, не было. Психологическое тестирование — относительно молодое направление в одной из самых молодых наук.

Наши рекомендации