Факторно-аналитическое изучение отдельного индивида
В предыдущем разделе мы обрисовали различие между R-методикой и Р-методикой. В первой, при обычной факторно-аналитической процедуре, подсчитываются корреляции для многих людей, и получаемые факторы – общие черты. В P-методике подсчитываются корреляции в отношении повторяющихся измерений одного и того же человека, и факторы представляют уникальные черты этого индивида. Кеттел пишет об этом так:
"Таким образом, открытие на основе R-методики доминантности как исходной черты может показывать, – что для большинства людей она проявляется с наибольшей нагрузкой, например, в реакции на оскорбления и в столкновениях с подчиненными, тогда как для отдельного индивида, проанализированного на основе Р-методики, может оказаться, что она проявляется, скажем, в игре на фортепьяно, поскольку случилось так, что индивид научился проявлять доминантность, колотя по клавишам" (Cattell & Cross, 1952, с. 250).
Чтобы проиллюстрировать возможность факторно-аналитического подхода к уникальному индивиду, мы опишем исследование, проведенное Кеттелом и Кроссом (Cattell & Cross, 1952), в котором дважды в день на протяжении сорока дней измерялись двадцать установок двадцатичетырехлетнего молодого человека, студента-выпускника, специализировавшегося в области актерского мастерства, затем коррелировались с 80-ю случаями и подвергались факторному анализу. Итоговые факторы представляют динамические исходные черты этого человека, и можно обратить внимание на то, насколько они сходны или отличаются от тех, что были выявлены в исследованиях, базирующихся на Л-методике, и как их каждодневные измерения отражают события жизни человека на протяжении исследуемого периода.
Такой тип исследования предъявляет особые требования к методу. Помимо того, что необходимо найти готового к сотрудничеству человека, необходимы также средства измерения, которые можно было бы использовать вновь и вновь в отношении одного и того же индивида и при этом не оказывать на него большого влияния в силу самого по себе повторения тестирования, а также работа должна осуществляться с чертами, подверженными ежедневной флуктуации.
Из ряда установок, которые использовал Кеттел в исследованиях с применением Р-методики, были отобраны двадцать и измерены посредством трех методик: измерение предпочтений, когда субъект делал выбор из пары утверждений, каждое из которых отражало линию действий, соответствующих определенной установке; измерение скорости, когда испытуемого просили за тридцать секунд назвать столько приносящих удовольствие вещей, сколько можно, из тех, что можно было связать с линией действий, соответствующих установке; и измерение ретроактивного торможения, осуществляемое в связке с измерением беглости, когда испытуемому перед началом измерения беглости предъявлялись шесть трехзначных чисел и отслеживалась величина интерференции. Осуществлялась комбинированная оценка по каждой установке в каждом случае, затем установки коррелировались между случаями и осуществлялась факторизация. Семь из восьми интерпретируемых факторов были сочтены соответствующими шести эргам и одному чувству, выявленным в предшествующих исследованиях с применением Р-методики: секс, самоутверждение, родительская протективность, апелляция, нарциссизм, кроме чувства "Я". Еще один фактор был определен как утомление, и он в нескольких последующих исследованиях лаборатории Кеттела показал себя как фактор состояния.
Таким образом, общая факторная структура популяции вполне позволяет описать этого конкретного человека, во всяком случае, никакого значительного уникального фактора анализ не показал. Можно поразмышлять – что авторы и делают – о возможном значении индивидуальных отклонений от структуры популяции, но не всегда ясно, превышают ли эти отклонения те, что возможны при двух исследованиях с применением Д-методики при той же величине выборки – 80.
Определив факторы, можно оценить их для каждой сессии, и график, отражающий это на протяжении времени эксперимента, (рис. 12-2) показывает некоторые интересные зависимости от событий жизни субъекта, записанных в дневнике, который он вел на протяжении исследования. Некоторые наиболее важные события указаны на горизонтальной оси – репетиция пьесы, где он должен был играть главную роль, страшный холод вчера, когда игралась пьеса, очень серьезное несчастье, произошедшее с отцом, письмо, в котором тетка укоряла его за то, что он не отказывается от своих интересов ради помощи семье, беспокойство по поводу видимой враждебности факультетского консультанта. Можно отметить пики усталости во время репетиций и исполнения пьесы, падение тревожности после исполнения, когда он хотел прервать обучение и уделить некоторое время свиданиям (наблюдается подъем сексуального эрга); подъем чувств к родителям во время случая с отцом – довольно интересное падение их потом, во время упреков тети; и, наконец, колебания соотносимых с "Я" исходных черт (самоутверждение, нарциссизм, чувство "Я" (в решающий период представления пьесы).
Рис. 12-2
Изменение в силе динамических глубинных черт
в одном индивиде на протяжении 80 тестовых сессий
(Cattell, 1966a, с. 229)
Мы вполне можем завершить обсуждение исследований Кеттела в области психологии личности простым упоминанием некоторых дополнительных областей, в которых он провел экстенсивные исследования: юмор (Cattell & Luborsky, 1947); музыкальные предпочтения (Cattell & Saunders, 1954); интеллект (Cattell, 1963b); творческий подход (Cattell & Butcher, 1968); лидерство (Cattell & Stice, 1954); проективные методики (Cattell & Wenig, 1952); психопатология (Cattell & Tatro, 1966); типология (Cattell & Coulter, 1966); установки на реакции ("инструментальные факторы" – Cattell, 1968).