Психология личности политических деятелей
Оста в тля в стороне требующую особого анализа проб чему политического лидерства, отметим, что под понятием «политические деятели> имеются в вид\ лица, занявшие или стремящиеся занять тот или инои статус в почнтической и государственной иерархии общества
Мотиввласти Первое, что испокон веков интересовало мыслителей и исследователей, заключалось в вопросе почему люди, или какая-то ич часть, стремятся к власти9 Эта тема была частично затронута, котла речь шла о взглядах английскою философа Гоб-бса Более современной формой осмысления этой п робче мы стала теория компенсации чувства неполноценности А Адлера, развитая основоположником американской политической науки Г Лассуэ-лом (1930) Напомним, что по Адлеру все человечество страдает от чувства непотноценности вследствие тех или иных органических неюстатков ичи в результате каких-то психочогических неудач В стремлении компенсировать это ч\вспюлюди формируют различные сти ш жизни, и одним из них является стичь сверхкомпенсации, который проявляется, в частности, в желании обладать властью как источником чувства превосходства над другими При этом сочетаются бессознательные импульсы и осознанная рационализация (объяснение) поведения личности
Лассуэч предлагал выделять «ядерные типы» личности, и в качестве одного из них он рассматривал «искатечей власти» Мотив вла-сги для представителей этого типа играет ведущую роль, сама власть
Некоторые отрасли социальной психологии_______________________287
выступает как средство преодоления бессознательно испытываемого чувства неполноценности. При этом личные проблемы проецируются на общество, и действия индивида объясняются интересами общества Кроме того, Лассуэл описал ряд дополнительных условий воспитания личности, которые позже могут способствовать формированию мотива власти. Нетрудно заметить, что схема Лассуэла пригодна не только для описания бессознательных компонентов личности «искателей власти», но и для вполне осознанного их поведения. Люди, потерпевшие неудачу, например, в своей профессиональной деятельности, нередко вполне осознанно ищут психологическую компенсацию, включаясь в сферу поли гики.
Оценивая теорию Адлера—Лассуэла сегодня, можно сказать, что она верна для понимания личностных особенностей лишь некоторой, хотя и довольно значительной части политических деятелей, но она не может быть универсальным теоретическим объяснением их поведения Не у всех «искателей власти» чувство неполноценности является доминирующим фактором, многие руководствуются искренним желанием служить людям, обществу, а для других на первом плане оказывается возможность реализовать свой личностно-творческии потенциал.
Типология политических деятелей. В контексте проблемы лидерства предпринималось много попыток найти какой-то фактор или какой-то набор черт, которые позволяли бы выделить психологическую основу личности лидера. Все эти попытки не дали нужных ответов, поскольку оказалось, что в разных условиях и в разное время нужны лидеры с разными личностными характеристиками, и поэтому создать какой-то собирательный образ невозможно.
В результате возникла тенденция построения типологии лидеров по разным признакам. Наиболее простым примером может служить разделение политических деятелей по признаку их доминирующих ориентации. Так, американский нсспедовательДж. Стосинджер предложил разделять политических деятелей на «крестоносцев» и «прагматиков» Для первых характерна приверженность какой-то идее, а часто и догме, которая руководит ими при выборе позиции по любому практическому вопросу Ярким примером может служить позиция приверженцев социализма в начальный период перестройки в России. Как известно, основная часть бывшей партийной номенклатуры рассматривала все реформаторские идеи лишь с одно|1 позиции' соответствуют ли они принципам социализма (в их понимании) или нет. Вопрос о том, какой реальный результат для общества может дать реализация этих идеи, их просто не интересовал. В отличие от «кресто-
288__________________________________________________________Глава 1
носиев» «прагматики» ориентируются на практическую целесообразность и готовы идти на пересмотр и компромиссы в области идейно-политических догм ради решения социально значимых задач.
Американский социолог Дж. Барбер (1974) разработал весьма популярную типологию политических деятелей, взяв за основу два измерения: активность—пассивность, которая характеризует уровень затрат энергии и времени, отдаваемых политическим деятелем исполнению своих прямых обязанностей; и позитивно-негативное эмоциональное отношение к этим обязанностям. Из различных сочетаний этих двух простых измерений оказалось возможным выделить четыре типа политических деятелей:
• активно-позитивный — высокая активность и эмоционально заинтересованное отношение к своей деятельности — ориентирован на продуктивность своей работы;
• активно-негативный тип — высокая активность сочетается с незаинтересованным отношением к своим обязанностям — ориентирован на личные интересы и амбиции;
• пассивно-позитивный тип — нравится статус, но нет желания активно работать — ориентирован на социальное признание, статус, карьеру;
• пассивно-негативный — не г ни активности, ни особой заинтересованности в статусе — это значит, что человек в силу случайных обстоятельств стал обладателем властно и роли.
В каждом случае можно найти конкретные общественно-исторические условия (и примеры), которые приводят к власти людей определенного психологического типа. Барбер создавал свою типологию для президентов Америки, но она оказалась вполне применимой для понимания и описания политических деятелей других уровней и других функциональных назначений, например, для анализа деятельности парламентариев.
Личностные качества политического деятеля
Несмотря на то, что попытки создать какой-то общий психологический портрет лидера окончились неудачей, можно говорить о некоторых чертах, очень важных для личности политического деятеля. Отнлекаясь от таких общихжнтеиских понятий, как ум, воля, решительность, которые действительно должны быть свойственны лицам, претендующим на ведущую роль в обществе, остановимся л ишь на некоторых специфически психологических характеристикам личности, используемых в политической психологии. Одна из них обозначена понятием «когнитивная сложность личноеги». Эта характе-
Некоторые отрасли социальной психологии_____________________289
ристика или свойство определяется числом измерений, в которых личность видит и описывает социальную действительность, и числом правил и способов, используемых для обработки и интеграции информации об этой действительности Иными словами, это свойство личности позволяет судить о степени системности в ее восприятии и оценке реального мира Другое понятие — когнитивная карта личности — непосредственно связано с первым и обозначает своего рода психологический фильтр, определяющий, какая информация и в какой степени сложности оказывается доступной для личности. В качестве примера достаточно даже поверхностно проанализировать содержание постановления о борьбе с пьянством в бывшем СССР, чтобы понять примитивность когнитивной сложности и ко! -нитивной карты лиц, принимавших это постановление.
Другое качество личности, важное для политического деятеля, известно в западной психологической литературе как «терпимость к двойственности». По-русски мы можем это определить как способность воспринимать неопределенность ситуации и принимать при этом решение Неопределенность ситуации означает отсутствие каких-либо правил, инструкций и предыдущего опыта, позволяющих принять какой-то известный вариант решения (и, следовательно, оно может быть найдено лишь на основе творческого, интеллектуального поиска).
Еще одно понятие, идущее от Фрейда, — нарциссизм — характеризует психоэмоциональную сферу личности. От этого качества зависит принятие политическим деятелем решения не столько на основе рациональной оценки ситуации, сколько под влиянием своих личных эмоции, связанных прежде всего с самооценкой, уровнем личностных притязании, личным отношением к тем или иным событиям Если верить публикациям в прессе, то Л И Брежнев принял решение о вторжении в Афганистан в 1979 году главным образом под влиянием чувств обиды и оскорбления, которые он испытал после убийства лидера Афганистана Тараки, публично одобренного и поддержанного Брежневым
Принятие политических решений
Эта проблема уже была затронута, когда речь шла об индивидуально-личностных особенностях политических деятелей. Следует лишь подчеркнуть, что среди этих особенностей особенно важную роль играет мотивация, которой руководствуется индивид в отношении к своим обязанностям вообще и в процессе принятия конкретного решения, в частности.
10 1лк 838
290_________________________________________________Diasa?
Поскольку политические решения принимаются, как правило, в группе, то здесь проявляются все социально-психологические закономерности групповой деятельности и отношений внутри группы.
Специфика политических решений заключается в том, что при их принятии нередко возникают противоречия между практическими задачами, которые требуется решить, и идеологическими и политическими установками лиц, принимающих решение. Такие противоречия вносят дополнительные, иногда критические сложности в процесс принятия решения, выход из которых бывает доступен лишь зрелым и талантливым политикам.
Можно выделить несколько стратегий или моделей принятия политического решения, от рационально-идеальной, алгоритм действий в которой определяется точностью в диагнозе ситуации и постановке задачи, разносторонним и полным информационным обеспечением, поиском всех возможных альтернатив и выбором лучшей из них, до стратегии «проби ошибок», которая отличается отсутствием точности в оценке ситуации и в постановке задач, неполным информационным обеспечением и ограниченным поиском возможных альтернатив, результатом чего бывают, как правило, ошибочные решения.
Первую стратегию далеко не всегда возможно осуществить на практике по объективным и субъективным причинам. К первым можно отнести слишком большой объем информации, которую нужно осмыслить, противоречия между практическими целями и политическими установками, противоречия групповых интересов и т. д. Субъективные причины выражаются прежде всего в интеллектуально-психологической неподготовленности политических и государственных деятелей к осознанию глубины и сложности самого процесса принятия политических решений.
Поэтому в политической практике используется нечто среднее между двумя названными стратегиями с преобладающей тенденцией приблизиться к методу «проб и ошибок*. Степень этого приближения зависит от уровня политической культуры как общества в целом, так и тех лидеров, которые его возглавляют.
Особого внимания заслуживает концепция «групп-мышле-ния», предложенная американским психологом И. Джейнисом (1982) Самое понятие «групп-мышление» (у Джейниса «group-think») носит искусственный характер (не следует путать с групповым мышлением), оно специально создано для обозначения процесса принятия решения ограниченного типа.
«Групп-мышление» -это парадоксальный вариант принятия явно неадекватных, а нередко катастрофических политических решений,
Некоторые отрасли социальной психологии______________________291
когда каждый из участников группы, принимающей решение, является человеком умным, образованным, опытным и т. д., а решение, принятое в группе, оказывается ущербным. История накопила большое количество примеров такого рода. К ним можно отнести Мюнхенские соглашения 1938 г., которые развязали руки Гитлеру для агрессии, в том числе и против участников соглашения; позицию Сталина и его ближайшего окружения перед вторжением Германии п СССР, в которое Станин не хотел верить; позицию властей США в 1950 г. при принятии решения о вступлении в войну в Корее, когда было заранее ясно, что это приведет к поражению США; позицию Брежнева и его окружения, когда принималось решение о вторжении в Афганистан, и т. п. Главным фактором, определяющим принятие такого рода решении, выступают специфические социально-психологические характеристики тех групп, в которых они принимаются.
К этим характеристикам следует отнести: идейно-нравственное и социальное единство членов группы и ее сплоченность на этой основе; убежденность в моральной обоснованности и непогрешимости принимаемых решений, предвзятость в отборе и оценке поступающей информации и выводов из нее по принципу принимать «желаемое за действительное»; стремление к видимому единодушию и отсюда тенденции оказывать групповое давление на несогласных и сомневающихся, опасение членов группы показаться «белой вороной* на фоне общего единодушия. Огромную роль при этом играет позиция лидера группы, в частности, его терпимость к критике, умение воспринимать мнения лругм.х и способность создавать условия для свободной дискуссии.
Проблема принятия политических решений исключительно важна потому, что от умения управлять процессами их принятия зависит содержание и качество жизни общества.
Как уже отмечалось, рассмотренные вопросы далеко не исчерпывают всего содержания политической психологии, круг интересов которой постоянно расширяется.
Контрольные вопросы
L Каковы предпосылки и основные вехи становления политической психологии'*
2. Выделите психологические основании политической активности личности
3. Какие психологические тнлы политических деятелей выделяются в политической психологии1'
4. Накопите нлиболее значимые качества политического лидера.
. 5. В чем заключаются пенхочогические особенности принятия политических решений?
10»
292 __________________ ________________ Глава 7
Литература
1. Гшман Л. Я , Шестсшал Е. Б Политическая психология. Ростов н / Д , 1996.
I Дилигенский Г Г Социальна-политическая психология. М , 1994
}. Егорова Е. В, Психологические методики исследования личности политических деятелей капиталистических стран. М.. 1986
4. Егорова Е. В. США в международных кризисах, политико-психологические аспекты. М . 1988.
5. Иванов В Политическая психология М , 1990
6. Косолапой Н. А. Социальная психология и международные отношения М , 19S3.
7. Косалапов Н. А. Политико-психологический аколю социально-территориальных систем М-. £994
8 Лоренц К. Агрессия {так называемое «wo*) M., 1994.
9. Одайник В. Психология политики: Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга М Ювснта, 1996
10. Рощин С. К. Запдцнля психология как инструмент идеологии и политики, М . 1980.
I1 Рощин С К. Психологические проблемы политического развития личности // Психол ж>рн Т. 5. 1984 № 2, 3.
12 Рощин С. К.. Политическая психология // Теоретическая и прикладная социальная психология. М.: АОН. 1988.
13 Фрейд 3 Тотечитаб} М., 1923
14. Шсстопал Е. Б. Очерки политической психологии. М., 1988.
Экономическая психология
Введение
Одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки стало появление и стремительное развитие экономической психологии — нового научного направления, призванного интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании хозяйственной жизни общества, экономического поведения, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов. Объективной предпосылкой становления экономической психологии в России явились радикальные преобразования, смена экономических отношений, прежде всего в сфере отношений собственности на средства производства, появление новых субъектов экономической активности. Становление и углубление рыночных отношений в российской экономике, ее включение в систему мировых экономических связей, обострение внутренних проблем экономического реформирования и развития сделали чрезвычайно актуальным научное исследование социально-психо-
Некоторые отрасли социальной психологии______________________293
логических механизмов и закономерностей происходящих процессов. Неудачи первого этапа экономического реформирования ярко продемонстрировали ограниченность узко экономического подхода, породили ряд социальных проблем (безработицы, нищеты, преступности, апатии), для решения которых все более востребованными становятся знания и методы практической психологии
Между тем в развитии двух материнских наук экономики и социальной психологии также сложились отчетливые предпосылки к интеграции. С одной стороны, очевидный и признаваемый самими экономистами кризис экономической теории побуждает их к поиску контактов с представитепями смежных, в первую очередь, социальных наук— социологии, культурологии, психологии. С другой стороны, в самой психологической науке, и в первую очередь в социальной психологии, отчетливо обозначались две взаимосвязанных тенденции. Дифференциация социально-психологического знания, связанная с появлением новых отраслей социальной психопогин, призванных изучать психологическую сторону основных сфер жизни общества (экономики, политики, идеологии), сопровождается интеграцией социальной психологии с базовыми научными дисциплинами, изучающими фундаментальные законы развития этих сфер общественной жизни Поэтому становление экономической психологии именно на стыке социальной психологии и экономики является вполне закономерным феноменом, позволяющим рассматривать его в ряду других, сходных с ним, а именно — с развитием политической, юридической, этнической психологии Оно же со всей очевидностью отражает и положение экономической психологии в системе современного научного знания.
Краткая история экономической психологии
Историю становления экономической психологии можно представить как встречное движение представителей двух наук, побуждаемое как теоретическим интересом, так и чисто практическими задачами. При этом на ранних этапах интерес к психологии со стороны экономистов явно преобладал Развитие экономической науки шло параллельно с развитием представлений об «экономическом человеке* как субъекте хозяйствования Основатель политической экономии А. Смит (1723-1790) заложил основу теоретических представлений об «экономическом человеке» как эгоистичном, рациональном, склонном к обмену индивиде Дж Бентам (1748-1832) сформулировал принцип максимизации удовольствия и минимизации страдания как основном закон человеческого пове-
294____________________________________________________Глааа 7
дения К Маркс (1818-1883) развивал идею о ведущей роли общественного производства в формировании не только условий человеческом жизнедеятельности, но я самого человека
Важным этапом становления экономической психологии стало открытие предельной полезности и разработка маржиналистскои (от фр marginal — предельный, конечный) или субъективно-психологической теории в экономике Ашличанин У С Джевонс (1835-1882) сформулировал закон убывающей предельной полезности, согласно которому субъективно оцениваемая ценность потребляемого блага определяется его полезностью, которая, в свою очередь, характеризуется соотношением между приростом удовлетворения, получаемого от последней единицы потребляемого блага, и приростом общего запаса этих благ у потребителя По мере удовлетворения данного вида потребности и увеличения предложения соответствующих товаров полезность убывает (см рис 1) Француз Л Вальрас (1834-1910), развивая теорию предельной полезности, сформулировал положение о том, что предельная почезность есть убывающая функция потребляемого количества благ Поэтому иена товара, определяемая его предельной полезностью, зависит прежде всею от редкости данного товара, а не от издержек по его производству (см рис 2) Австриец К Менгер сформулировал закон, согласно которому «вся товарная наличность оценивается в виде произведения ценности последней, наименее существенной единицы на количество данного товара» (Цит по М К Бункинд, В А Семенов, 1998) Работы эконочи-
Рис 1 Схема действия закона убывающей предельной полезности {Бунки-наМК, Семенов В А Экономика и психология На перекрестке наук М , 1998 С 39)
Некоторые отрасли социальной психологии__________________________2§5
MU
CQ
Рис 2 Предельная полезность как функция потребляемого количества благ {Там же, С.46).
стов субъективно-психологической школы заложили основы современной микроэкономики, где экономическое поведение человека определяется балансом субъективно оцениваемых издержек, связанных с приобретением экономических благ (в частности «тягости» затрачиваемого труда) и субъективно оцениваемым удовольствием, получаемым от их потребления.
Современные представления о роли психологических факторов на макроэкономическом уровне были разработаны в трудах американских экономистов В частности основной психологический закон Дж Кейнса гласит, что склонность к потреблению в обществе повышается по мере роста доходов и снижается по мере их снижения, но более медленно (см. рис 3), что объясняется действием социально-психологических факторов (инертностью привычек, традиции). Этим объясняется разница в соотношении долей бюджета, направляемых на потребление и сбережение на разных стадиях жизненного цикла.
Среди психологов проблемы экономической психологии одним из первых начал разрабатывать французский ученый Габриэль Тард, чей двухтомный труд под таким названием был опубликован в 1902 г. По определению Г. Тарда /1902/ экономическая психология имеет дело с психологическими основам» экономики или, говоря другими словами, с психологическими положениями, на которых основывается экономическая теория. Г. Тард одним из первых обратил внимание на роль социально-психологических факторов (этнокультурных особенностей, традиций, микросоци-
296_______________________________________________Шва 7
X
Рис. 3. Основной психологический закон Дж Кейнса. Доля потребления (С) в реальном доходе (Y) по мере его роста уменьшается и увеличивается доля сбережений (Y-C) (Там же, С. 101).
ального окружения) в регуляции экономического поведения. Немецкий психолог Г. Мюнстерберг (1863-J916), более известный в России как основатель психотехники, занимался эмпирическими, втом числе экспериментальными, исследованиями в области психологии труда и рекламы. Его работа «Психология и экономическая жизнь» {1912) была переведена на русский язык.
В США отцом экономической психологии считается Джордж Катона, который первый начат систематически применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем в сотрудничестве с группой экономистов и социологов. Именно Катона сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способности (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности). Его первое исследование «Контроль цен и бизнеса» (1945) содержит обзор тщательно выполненных интервью с представителями делового мира. В книге содержится интересная дискуссия «Интервьюирование как инструмент экономической психологии», которая значительно способствовала более широкому использованию метода интервью экономистами в системных экономических исследованиях. Несколько лет спустя Катона представил первый обзор покупателей, который включат в себя анализ результатов серии стандартизированных интервью с покупателями, выполненных на представи-
Некоторые отрасли социальной психологии______________________297
тельных выборках (1951). Результаты исследований, проведенных Катоной, показали, что поведение покупателя как совокупность реакций на экономические стимулы можно достаточно точно описать и прогнозировать, используя результаты регулярных исследований покупательских установок в сочетании со статистическим анализом соответствующих экономических данных.
В наиболее полном объеме его теоретические представления о соотношении психологии и экономики описаны в книге «Психологическая экономика» (1975) Главная задача в использовании психологии для экономических исследований состоит, по мнению Дж. Като-ны, в выявлении и анализе внутренних тенденций, лежащих в основе экономических процессов и ответственных за экономические поступки, решения и выборы. Экономика без психологии не может успешно исследовать важнейшие экономические процессы, также как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения Дж. Катона предложил обшую модель, включающую основные группы факторов экономического поведения (см. рис 4), которая несмотря на всю ее упрошенность и явный бихевиористический крен определяет место психических процессов как промежуточных переменных, опосредствующих влияние внешних условий на экономическое поведение.
Исследования установок в среде потребления и бизнеса, начатые Дж. Катона, быиро распространились во всех странах мира. Начиная с 70-х годов обзоры таких данных (опросов) собираются во всех странах ЕЭС. В них дается анализ ожиданий в среде бизнеса и потребления в отношении будущих экономических условий жизни в масштабах государства или индивидуального хозяйства, представляющий большую ценность в плане подготовки краткосрочных прогнозов потребительской и деловой активности
Организационное оформление экономической психологии произошло в начале 80-х годов, когда ведущие исследователи (в первую очередь западноевропейские), занимающиеся проблемами экономической психологии, объединились в Международную ассоциацию исследователей экономической психологии Основной задачей этой организации является оказание помощи исследователям путем организации конференций, школ совместного обучения, издания «Журнала экономической психологии»
Некоторые особенности развития экономической психологии в России. Среди отечественных мыслителей большое внимание роли психологических факторов в хозяйственной деятельности уделяли С.Н. 5yi-гаков (1871-1944), П.Б. Струве (1870-1944), П Н. Савицкий (1895-
298____________________________________________________Глава?
Объективное окружение | Психические процессы | Экономическое поведение | ||
Рис 4 Базовая модель экономического поведения Дж Катоны Психология Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000 Рис. 29-2 С 489
1965), А.В Чаянов. Характерной особенностью российских работ является повышенное внимание к социально-психологическим аспектам феномена хозяйствования: проблемам обшения, взаимодействия и взаимоотношений между людьми и группами в хозяйственной деятельности. Так П.Н. Савицкий рассматривает предпринимательство не только как хозяйственно-экономическую, но и как особую духовно-экономическую деятельность. Хозяйское отношение включает в себя, по мнению автора, не только стремление к получению наибольшего дохода, но и стремление к сохранению и расширению удовлетворенности работающих в хозяйстве людей. В теории трудового крестьянского хозяйства А, В. Чаянов разрабатывает принцип предельной полезности применительно к анализу хозяйственной деятельности. Субъективная опенка ценности результатов хозяйственной деятельности определяется человеком как соотношение тягостности последних, предельных единиц труда, затрачиваемого для увеличения объема производимой продукции, и предельной полезности, определяемой степенью удовлетворения потребностей субъекта в материальных благах, которая понижается по мере роста объема ценностей, поступающих в обладание субъекта хозяйствования. В теории А.В. Чаянова человек одновременно выступает субъектом и производства, и потребления как основных сторон хозяйственной деятельности. Причем в качестве субъекта хозяйствования рассматривается не только отдельный индивид, но и группа {семья, кооператив).
Большое число исследований а дореволюционной России было посвящено таким интересным социально-психологическим феноменам как предпринимательские общности. В обзоре этих работ Е.В. Шорохова отмечает, что в основе создания таких хозяйственных общностей, как товарищества и артели, наряду с чисто хозяйственными целями немаловажное значение имело и общение, объединение людей в группы на основе взаимопомощи, доверия и взаимной ответственности. Однако с развитием капиталистических отношений все большее распространение получали акционерные общества, для которых характерно четкое ограниче-
Некоторые отрасли социальной психологии______________________299
ние имущественного участия и ответственности индивидов в совместном предприятии (Е В Шорохова, 1999)
В зарубежной экономической психологии центральным направлением эмпирических исследовании является изучение поведения потребителем Это обусловлено и практической востребованностью таких исследовании для научного обеспечения решения задач рекламы и маркетинга, и реальностями повседневной жизни общества с рыночной экономикой, которое не случайно называют обществом потребителей Для развития отечественной экономической психологии характерен изначально более высокий интерес к сфере производства материадьных и духовных благ {и в меньшей степени — и\ обмена и распределения), чем потребления Это также связано и с традициями развития отечественной науки, и с практикой общественной жизни и исходящими от нее запросами. С одной стороны, к моменту оформления экономической психологии в России в самостоятельную отрасль знания в отечественной науке уже был накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, связанный с исследованием психологических закономерностей поведения и взаимодействия людей именно в сфере производства (психологические исследования трудовой и профессиональной деятельности, совместной деятельности, трудовых коллективов, управления и руководства) С другой стороны, изучение потребительского поведения в отечественной науке традиционно осуществлялось в рамках относительно независимо сформировавшихся научных направлений психологии торговли и психологии рекламы Интеграция этих направлений — неизбежный этап становления экономической психологии.
Сравнивая особенности развития экономической психологии в России и странах с развитой рыночной экономикой, нельзя не отметить еше одну особенность в постановке проблем и направлении эмпирических исследований Для зарубежной, в первую очередь западной, экономической психологии характерно акцентированное внимание к процессам принятия экономических решений, экономического поведения и взаимодействия партнеров в условиях торговых переговоров и сделок. При этом активно используется моделирование экономических процессов в условиях лабораторных экспериментов с деньгами Не умаляя важности подобных исследований для получения строго фиксируемых эмпирических данных и анализа взаимосвязей между изучаемыми переменными, следует подчерки!ть принципиальную ограниченность возможностей аабораторного эксперимента для изучения реальной экономи-
300_________________________________________________Глава 7
ческой жизни и социальной обусловленности психологических особенностей хозяйствующих субъектов. Эта тенденция отражает избегание нашими зарубежными коллегами собственно социальных сторон и проблем экономической жизни, отношений собственности (этой святая святых буржуазного общества), бедности и богатства, отношений между предпринимательством и наемным трудом, безработицы. Для отечественной экономической психологии, напротив, характерно пристальное внимание именно к этим узловым социальным проблемам экономической жизнедеятельности. Проведение эмпирических исследований по этим направлениям предполагает изучение сознания и поведения представителей различных социально-экономических групп в естественных условиях их жизнедеятельности. При этом очень важно не ограничиваться анализом только субъективных представлений и мнений, выявляемых с помощью опросных методов, но изучать их во взаимосвязи с особенностями реального экономического поведения в конкретных социально-экономических условиях. И здесь очень перспективным представляется использование стратегии естественного эксперимента, когда социально-психологические феномены, связанные с особенностями субъективного отражения экономических условий жизнедеятельности объектов и регуляцией их экономического поведения, исследуются в условиях радикальных социально-экономических изменении.
Предмет и задачи экономической психологии
Если принять в качестве исходного положение о том. что экономическая психология это отрасль психологической науки, то уточнение феноменологии, подлежащей ее изучению, ее предмета и методов должно проходить как конкретизация данных признаков психологической науки. Гораздо сложнее решить вопрос с определением «экономическая*, «экономика». С одной стороны о>ю имеет гносеологический смысл, производный от определения экономики как научной дисциплины. И в этом смысле в качестве оснований для построения экономической психологии можно рассматривать различные связи между двумя самостоятельными науками: экономикой и психологией. Именно такой подход характерен для ряда экономических теорий, привлекающих отдельные психологические категории и теории для анализа экономических явлений (см., например, М.К Бункина, В.А.Семенов, 1998), или для психологических теорий, активно использующих экономические понятия (например, теория обмена Дж. Хоманса). С другой стороны,
Некоторые отрасли социальной психологии301
термин «экономика» имеет онтологический смысл и используется для определения некой реальности, сферы человеческого бытия, социальной жизнедеятельности. И в этом случае экономику как сферу жизнедеятельности, а также отдельные экономические явления можно рассматривать в качестве объектов психологического исследования. Первое, с чем мы сталкиваемся здесь, это многообразие явлений, определяемых в качестве экономических, их представлен ность на разных уровнях жизни общества.
В наиболее общем виде экономическая, или хозяйственная, жизнедеятельность определяется самими экономистами как система социальных процессов производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, а также тех связей и отношений, в которые вступают субъекты хозяйственной деятельности. В качестве субъектов хозяйствования в экономике традиционно рассматриваются и отдельные индивиды, и малые группы (семья, фирма), и большие социальные общности (организация, этнос, государство). При этом экономическая жизнедеятельность рассматривается как относительно самостоятельная сфера человеческой, социальной жизнедеятельности. Неизбежным следствием такого подхода является абстрагирование экономической жизнедеятельности от других сфер жизнедеятельности, экономического поведения и взаимодействия от других его видов. Собственно социальные (неэкономические) и в том числе социально-психологические феномены рассматриваются как факторы, влияющие на экономическое поведение и взаимодействие.
Но возможна и другая постановка проблемы, идущая от психологии, от изучения человеческой жизнедеятельности (не только экономической), от традиционных для психологической науки проблем, явлений, от ее предмета. В этом случае вопрос ставится так: в какой степени и каким образом человеческая психика, поведение и взаимодействие между людьми определяются эко