Субъектно-деятельностный подход к исследованию социальной психологии личности
Социально-психологические представления о личности спозиции субъектно-деятельностного подхода содержатся в трудах С. Л. Рубинштейна.Как справедливо указывает К. А Абульханова, единым логическим основанием, основной идеей, основным направлением внутренних связей его философской и психологической концепции является идея субъекта. Высказав кардинальное положение о включении человека в состав бытия, Рубинштейн считает субъектность наиглавнейшим механизмом этой включенности. Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах — познавательной, деятельностнои и отношенческой В последней заключается отношение человека к другому человеку. Все эти формы отношений, составляющих сущность субъекта, складываются в деятельности «Субъект и в своем познаний, и в своем действии, и в своем отношении к другому субъекту уничтожает (каждый раз специфическим способом) внешность, внеположность объекта и другого субъекта, преодолевает его обособленность, обнаруживает (познанием), преобразует (действием), усиливает своим отношением к нему сущность друюго человека» (Абульханова, 1989, с. 21). Принцип субъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с леятель-ностным принципом. Деятельность выступает как один из типов активности субъекта, как способ его отношения к действительности Активность субъекта выражается, по мнению Рубинштейна, в формах самодетерминации, сачопричинения, самодеятельности. В этих формах отражается сущностная характеристика субъекта.
В субъекте связываются познавательные и деятельностиые характеристики психологии человека. Субъект выступает как основание связи сознания и деятельности И, как отмечает К. А. Абульханова, в принципе единства сознания и деятельности реализуется субъектный подход в психологии. В двучленную формулу сознание—деятельность вводится третий член - субъект. И в этом смысле субъектно-деятельностный подход превращается в новую парадигму построения психологической науки. Для социальной психологии ключевой является идея о модусе субъекта Постановка проблемы связи сознания и деятельности требовала ответа на вопрос о субъекте этой связи. Этим субъектом является личность. В лично-
78_____________________________________________________Глава 2
сти как в фокусе сосредотачиваются отражательный, познавательный аспекты сознания и его качества отношения, переживания, стремления В социально-психологических качествах личности, выражаемых в ее интересах, идеалах, направленности, мировоззрении, синтезируются ее познавательные, отношенческие отношения и \(еханизмы, регулирующие эти отношения Сложные системы связей и отношений человека к миру, другим людям, к себе выражаются в краткой и емкой форме, личность является субъектом жизни.
Развитие и конкретизация субъектно-деятельностного подхода содержится в трудах К. А. Абульхановой. Вклад Абульхановой в разработку социально-психологических проблем личности заключается в «развертке» основных категорий этого подхода В концепции Абульхановой по-новому представлена категория деятельности Сама деятельность выступает как форма существования активности Сам субъектно-деятельностный подход преобразуется в активно-субъектный подход Активность выступает главным объектом исследования как атрибут личности. Активность определяется «как жизненно-функциональные высшие способности, обеспечивающие (или нет) возможность быть субъектом» (Абульханова, 1999, с 50) Активность выступает как «интеграл притязаний, саморегуляции и удовлетворенности ,, как способность и способ самовыражения, самореализации личности...» (там же) Конкретными формами проявления активности, выступающими как социально-психологические характеристики личности, являются инициатива и ответственность Определяя разноплановые характеристики активности как качества, состояния субъекта, Абульханова дает ее обобщенную характеристику. Активность - это системное качество личности, включающее в себя различную направленность, разный жизненный опыт, обобщающий те или иные стратегии жизни В этом смысле активность характеризует личность как субъект жизненного пути В результате исследования жизненного пути были выделены три его взаимосвязанные структуры: жизненная позиция, жизненная линия и смысл или концепция жизни
Новое видение социально-психологического аспекта сознания привело Абульханову к выдвижению нового объекта психологического исследования — социального мышления Его составляющими выступили проблематизация, репрезентация и интерпретация. Субъектом социального мышления являются личности и социальные общности Обобщенная картина индивидуальных и коллективных представлений о действительности в современных условиях содержится в характеристике менталитета реальной российской личности. Этот наивысший уровень социально-психоло-
Социальная психология личности________________________________7£
гической характеристики личности представлен конкретными исследованиями разных его сторон Абульхановой и коллективом ее сотрудников (Абульханова, 1999).