Субъектно-деятельностный подход к исследованию социальной психологии личности

Социально-психологические представления о личности спози­ции субъектно-деятельностного подхода содержатся в трудах С. Л. Ру­бинштейна.Как справедливо указывает К. А Абульханова, единым логическим основанием, основной идеей, основным направлением внутренних связей его философской и психологической концепции является идея субъекта. Высказав кардинальное положение о вклю­чении человека в состав бытия, Рубинштейн считает субъектность наиглавнейшим механизмом этой включенности. Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах — познаватель­ной, деятельностнои и отношенческой В последней заключается отношение человека к другому человеку. Все эти формы отношений, составляющих сущность субъекта, складываются в деятельности «Субъект и в своем познаний, и в своем действии, и в своем отноше­нии к другому субъекту уничтожает (каждый раз специфическим способом) внешность, внеположность объекта и другого субъекта, преодолевает его обособленность, обнаруживает (познанием), пре­образует (действием), усиливает своим отношением к нему сущность друюго человека» (Абульханова, 1989, с. 21). Принцип субъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с леятель-ностным принципом. Деятельность выступает как один из типов ак­тивности субъекта, как способ его отношения к действительности Активность субъекта выражается, по мнению Рубинштейна, в фор­мах самодетерминации, сачопричинения, самодеятельности. В этих формах отражается сущностная характеристика субъекта.

В субъекте связываются познавательные и деятельностиые ха­рактеристики психологии человека. Субъект выступает как основа­ние связи сознания и деятельности И, как отмечает К. А. Абульха­нова, в принципе единства сознания и деятельности реализуется субъектный подход в психологии. В двучленную формулу созна­ние—деятельность вводится третий член - субъект. И в этом смыс­ле субъектно-деятельностный подход превращается в новую пара­дигму построения психологической науки. Для социальной психо­логии ключевой является идея о модусе субъекта Постановка про­блемы связи сознания и деятельности требовала ответа на вопрос о субъекте этой связи. Этим субъектом является личность. В лично-

78_____________________________________________________Глава 2

сти как в фокусе сосредотачиваются отражательный, познаватель­ный аспекты сознания и его качества отношения, переживания, стремления В социально-психологических качествах личности, выражаемых в ее интересах, идеалах, направленности, мировоззре­нии, синтезируются ее познавательные, отношенческие отношения и \(еханизмы, регулирующие эти отношения Сложные системы связей и отношений человека к миру, другим людям, к себе выра­жаются в краткой и емкой форме, личность является субъектом жизни.

Развитие и конкретизация субъектно-деятельностного подхода содержится в трудах К. А. Абульхановой. Вклад Абульхановой в разра­ботку социально-психологических проблем личности заключается в «развертке» основных категорий этого подхода В концепции Абуль­хановой по-новому представлена категория деятельности Сама дея­тельность выступает как форма существования активности Сам субъектно-деятельностный подход преобразуется в активно-субъектный подход Активность выступает главным объектом исследования как атрибут личности. Активность определяется «как жизненно-функци­ональные высшие способности, обеспечивающие (или нет) возмож­ность быть субъектом» (Абульханова, 1999, с 50) Активность выступа­ет как «интеграл притязаний, саморегуляции и удовлетворенности ,, как способность и способ самовыражения, самореализации личнос­ти...» (там же) Конкретными формами проявления активности, выс­тупающими как социально-психологические характеристики лично­сти, являются инициатива и ответственность Определяя разноплано­вые характеристики активности как качества, состояния субъекта, Абульханова дает ее обобщенную характеристику. Активность - это системное качество личности, включающее в себя различную направ­ленность, разный жизненный опыт, обобщающий те или иные стра­тегии жизни В этом смысле активность характеризует личность как субъект жизненного пути В результате исследования жизненного пути были выделены три его взаимосвязанные структуры: жизненная пози­ция, жизненная линия и смысл или концепция жизни

Новое видение социально-психологического аспекта созна­ния привело Абульханову к выдвижению нового объекта психоло­гического исследования — социального мышления Его составля­ющими выступили проблематизация, репрезентация и интерпре­тация. Субъектом социального мышления являются личности и социальные общности Обобщенная картина индивидуальных и коллективных представлений о действительности в современных условиях содержится в характеристике менталитета реальной рос­сийской личности. Этот наивысший уровень социально-психоло-

Социальная психология личности________________________________7£

гической характеристики личности представлен конкретными ис­следованиями разных его сторон Абульхановой и коллективом ее сотрудников (Абульханова, 1999).

Наши рекомендации