Бальная шкала оценки результатов переговоров.
Каждому участнику необходимо оценить свое поведение на переговорах и объяснить себе, почему присваивается именно этот балл.
1.Достижение цели _______ (Что достигнуто и что нет?).
2.Подготовка переговоров _____ (Была ли она достаточна?).
3.Настрой на партнера _____ (Все ли особенности партнера учтены?)
4.Предоставленные полномочия____ (Были ли они сужены или расширены?).
5.Свобода действий в рамках переговоров_____(Как использованы возможности, и надо ли было действовать по-другому?).
6.Эффективность аргументации____(Какие аргументы были убедительны, какие были отклонены, почему?)
7.Обнаружение новых аспектов проблемы_____ (Были ли непредвиденные факторы?).
8.Необходимость компромисса ______ (Пришлось ли идти на уступки к каковы последствия?).
9.Степень соответствия поэтапному плану_____ (была ли соблюдена программа переговоров, на каких этапах и почему пришлось от нее отойти? Каковы последствия?).
10.Участие команды, ее помощь______ (Все ли сделали участники для достижения поставленной цели? В чем это проявилось?)
11.Атмосфера переговоров _____ (Степень благоприятности. Действия какой из сторон, и какие, способствовали созданию благоприятной атмосферы?).
12.Успешность переговоров в целом _____.
13.Негативные последствия недостигнутых целей _____.
14.Степень усталости, перегрузки _____.
Переговоры можно также оценить с точки зрения поведения партнеров. Подобный анализ можно провести в виде письменной анкеты или при групповом обсуждении.
В качестве главных предлагаются следующие вопросы:
1. Как вел себя партнер (я сам) на переговорах?
2. В какой степени проявились на переговорах способности участников, их мотивация?
3. В чем отразились их знания, навыки, желания, деятельность?
Критерии оценки поведения участников переговоров (по материалам Г.Бардиер):
Критерии | Признаки | |
1. | Готовность вести переговоры - или отсутствие интереса к переговорам | Заинтересованность, оптимизм, чувство ответственности - или сдержанность, скептическое отношение, тактика проволочек. |
2. | Компетентность некомпетентность | Знание общих вопросов, деталей, объективные критерии оценки - или отсутствие понимания проблемы, дефицит фактического материала, субъективные суждения. |
3. | Конструктивная позиция незаинтересованная позиция | Ориентация на решение проблемы, стремление к диалогу - незаинтересованность в получении результатов, отсутствие стремления к диалогу. |
4. | Интегративность мышления консервативность мышления. | Глубина суждений, взгляд на проблему в комплексе, вскрытие причинно-следственных взаимосвязей, различные варианты игнорирование взаимосвязей, отсутствие прогноза возможных последствий, поверхностное рассмотрение проблемы, узковедомственный, однобокий взгляд на проблему. |
5. | Аргументированность голословность высказываний | Факты, рациональная аргументация, четкие выводы недосказанные мнения, эмоциональные реакции, противоречивость во взглядах и утверждениях. |
6. | Гибкость отсутствие гибкости | Рассмотрение новых аспектов, активизация мышления, выдвижение различных вариантов при изменении условий упорствование в своем мнении, пассивность мышления, нежелание следить за мыслями партнера. |
7. | Готовность нежелание пойти навстречу партнеру | Обдумывание контраргументов, способность изменить свою позицию, новая ориентация игнорирование контраргументов, отстаивание своей позиции, упрямство. |
8. | Концентрация на теме отклонение от темы | выделение самого существенного, четкое и обзорное изложение, коротко и ясно использование окольных путей, перепрыгивание с темы на тему, поток слов. |
9. | Готовность пойти на риск нежелание рисковать | Трезвая оценка факторов риска, принятие решения на основе анализа реального положения вещей преувеличение значения факторов риска, отрицание возможностей их устранения, отрицательные высказывания, отговорки, отказ. |
Кроме указанных методов анализа переговоров существует еще один, пришедший к нам из США. Это - система «плюс-плюсов». Дело в том, что традиционные способы подведения итогов в основном сводятся к тому, что участники выявляют свои «плюсы» и «минусы». Однако выявление «минусов», по мнению современных психологов, часто способствует не самосовершенствованию, а снижению активности и уверенности в собственных силах. Напротив, система «плюс-плюсов» позволяет найти не только зону достижений (+), но и зону перспективного развития (++), то есть аспекты, которые еще можно улучшить. В этом случае психоэмоциональное состояние участников переговоров в любом случае будет более позитивным.
Результаты оценки переговоров заносятся в таблицу:
+(наши достижения) | ++ (наши перспективы) | ||
1. | 1. | ||
2. | 2. |
Хотелось бы напомнить, что проведение переговоров всегда сопровождается затратами психических, физических, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, следовательно, участникам переговоров требуется восстановление сил. С этой целью можно применить релаксацию в комнате психологической разгрузки, тренинги, массаж, занятия в тренажерных залах, профессиональная поддержка (отреагирование профессиональной компетентности сотрудников, фиксирование новых профессиональных целей и задач, работа с новой информацией, полученной в ходе переговоров) и пр.
Естественно, эту работу лучше проводить с психологом, в особенности, когда обсуждаются эмоции и чувства. По результатам анализа переговоров и самочувствия его участников возможно принятие решения о включении их в ту или иную тренинговую группу, проведении с ними сеансов индивидуального психологического консультирования, а иногда и психотерапии.