Вопросник на оценку умения слушать других.

Инструкция: «Отвечая на вопросы теста, руководствуйтесь сле­дующей балльной шкалой оценки своего ответа на каждый вопрос: 4 —Да, в большинстве случаев; 3 — Часто; 2 — Иногда; 1 — Почти нико­гда; Поставьте знак"+" в одной из четырех граф в бланке ответов в со­ответствии с вашим опытом общения».

Вопросник на оценку умения слушать других. - student2.ru

Тема 2. Психологическая помощь спортсменам и тренерам 263

           
    Вопросник на оценку умения слушать других. - student2.ru
  Вопросник на оценку умения слушать других. - student2.ru
 
 
    Вопросник на оценку умения слушать других. - student2.ru

Тема 2. Психологическая помощь спортсменам и тренерам 265

264 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...

Вычисление результата.

Сверьтесь с нижеприведенной таблицей и проставьте вместо сво­их крестиков или галочек соответствующее данной строке число.

Пример: Если вы в первой строке поставили крестик в колонке «часто», то его нужно при обработке данных опроса у конкретного ис­пытуемого заменить в этой же колонке числом 2.

Затем сложите числа по каждой из колонок и выпишите под каж­дой из них получившуюся сумму.

Вопросник на оценку умения слушать других. - student2.ru

Вопросник на оценку умения слушать других. - student2.ru

Итого (теперь подсчитайте в бланке ответов испытуемого сумму цифр в каждой из колонок и перенесите эти данные в итоговый прото­кол опыта).

Вопросник на оценку умения слушать других. - student2.ru

Интерпретация результатов тестирования.

Оценка умения выслушивать партнеров по разговору: 110-120 — развитое умение слушать;

99-109 — умение выше среднего уровня;

88-98 — нормальное среднеразвитое умение;

77-87 — удовлетвЪрительная способность;

76 и меньше — не умеет слушать. Завершение работы.Контрольные вопросы для самопроверки и об­суждения со студентами: 1) Что такое уровни слушания? 2) В какой мере психологический эффект консультации зависит от умения пси­холога выслушивать своих клиентов?

Задание 2. Метод интервью в практике консультирования в спорте

Вводные замечания.Что отличает метод интервью от других методов психологического консультирования? Во-первых, это организован-

Вопросник на оценку умения слушать других. - student2.ru 266 Раздел 5, Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...

ный и структурированный контакт психолога с клиентом, чего нет в обычной спонтанной беседе на свободную тему. Во-вторых, интервью в исполнении опытного и профессионально компетентного спортив­ного психолога всегда индивидуализировано и предполагает наличие определенной тактики или схемы ведения диалога психолога с клиен­том по значимым для него проблемам. В-третьих, и это самое глав­ное, — предметом интервью со спортсменами и их тренерами являет­ся не внешняя, а внутренняя для них реальность спортивной жизни. Клиент может рассказывать о том, какая была погода на лыжной трас­се, но для психолога важнее то, являются ли вспоминаемые картины погоды значимым субъективным фактором для проблемы клиента.

Поэтому если интервью применяется в работе со спортсменами и с членами сборных команд, то предметом его должно являться прежде всего выяснение отношений и установок спортсменов и тренеров по отношению к их спортивной деятельности и ее трудностям, к воспри­ятию и оценке результатов соревнований, к состояниям на трениров­ках и пр., т. е. понимание психологом основных проблем и трудностей, которые возникают в процессе учебно-тренировочной и соревнова­тельной деятельности. Спортивные психологи хорошо знают, что не только горькое поражение, но и блестящая победа над соперниками могут сломать психику спортсмена. Конечно, со спортсменами и тре­нерами, как и с другими людьми, можно побеседовать о рыбалке, о по­годе, о прогулках в лес, о героях кинофильмов, о развлечениях и о пи­ще, которую они едят и пр., но все это так или иначе должно в конеч­ном счете касаться основного предмета — их деятельности в спорте. Такая предметная центрированность интервью на теме спорта позво­ляет психологу добиться главного — осуществить действенную пси­хологическую помощь спортсменам и тренерам в решении их насущ­ных задач спортивной жизни.

Наши рекомендации