Вопросник на оценку умения слушать других.
Инструкция: «Отвечая на вопросы теста, руководствуйтесь следующей балльной шкалой оценки своего ответа на каждый вопрос: 4 —Да, в большинстве случаев; 3 — Часто; 2 — Иногда; 1 — Почти никогда; Поставьте знак"+" в одной из четырех граф в бланке ответов в соответствии с вашим опытом общения».
Тема 2. Психологическая помощь спортсменам и тренерам 263
Тема 2. Психологическая помощь спортсменам и тренерам 265 |
264 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...
Вычисление результата.
Сверьтесь с нижеприведенной таблицей и проставьте вместо своих крестиков или галочек соответствующее данной строке число.
Пример: Если вы в первой строке поставили крестик в колонке «часто», то его нужно при обработке данных опроса у конкретного испытуемого заменить в этой же колонке числом 2.
Затем сложите числа по каждой из колонок и выпишите под каждой из них получившуюся сумму.
Итого (теперь подсчитайте в бланке ответов испытуемого сумму цифр в каждой из колонок и перенесите эти данные в итоговый протокол опыта).
Интерпретация результатов тестирования.
Оценка умения выслушивать партнеров по разговору: 110-120 — развитое умение слушать;
99-109 — умение выше среднего уровня;
88-98 — нормальное среднеразвитое умение;
77-87 — удовлетвЪрительная способность;
76 и меньше — не умеет слушать. Завершение работы.Контрольные вопросы для самопроверки и обсуждения со студентами: 1) Что такое уровни слушания? 2) В какой мере психологический эффект консультации зависит от умения психолога выслушивать своих клиентов?
Задание 2. Метод интервью в практике консультирования в спорте
Вводные замечания.Что отличает метод интервью от других методов психологического консультирования? Во-первых, это организован-
266 Раздел 5, Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...
ный и структурированный контакт психолога с клиентом, чего нет в обычной спонтанной беседе на свободную тему. Во-вторых, интервью в исполнении опытного и профессионально компетентного спортивного психолога всегда индивидуализировано и предполагает наличие определенной тактики или схемы ведения диалога психолога с клиентом по значимым для него проблемам. В-третьих, и это самое главное, — предметом интервью со спортсменами и их тренерами является не внешняя, а внутренняя для них реальность спортивной жизни. Клиент может рассказывать о том, какая была погода на лыжной трассе, но для психолога важнее то, являются ли вспоминаемые картины погоды значимым субъективным фактором для проблемы клиента.
Поэтому если интервью применяется в работе со спортсменами и с членами сборных команд, то предметом его должно являться прежде всего выяснение отношений и установок спортсменов и тренеров по отношению к их спортивной деятельности и ее трудностям, к восприятию и оценке результатов соревнований, к состояниям на тренировках и пр., т. е. понимание психологом основных проблем и трудностей, которые возникают в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Спортивные психологи хорошо знают, что не только горькое поражение, но и блестящая победа над соперниками могут сломать психику спортсмена. Конечно, со спортсменами и тренерами, как и с другими людьми, можно побеседовать о рыбалке, о погоде, о прогулках в лес, о героях кинофильмов, о развлечениях и о пище, которую они едят и пр., но все это так или иначе должно в конечном счете касаться основного предмета — их деятельности в спорте. Такая предметная центрированность интервью на теме спорта позволяет психологу добиться главного — осуществить действенную психологическую помощь спортсменам и тренерам в решении их насущных задач спортивной жизни.