Практическое занятие 18. Социально-психологические проблемы моды и рекламы
Вопросы:
1.Мода как социально-психологический феномен
2. Реклама как массовая коммуникация
Цель –изучение моды как проявления массового поведения и массовой коммуникации.
Работая над первым вопросом обратите внимание на историю моды. . Мода является культурным, психологическим и социальным феноменом. Она предлагает социальную норму как социокультурный стандарт, регулирующий поведение и социальные отношения членов общества.
Изучая социокультурные функции, обратите внимание на внутреннюю противоречивость феномена моды.
При подготовкевторого вопроса,следует учесть, что реклама является сложным явлением, изучением которого занимаются специалисты различных областей науки и практики: от юристов до дизайнеров. Социальная психология рассматривает рекламу как массовую коммуникацию, поэтому в ней можно найти все элементы, присущие последней: коммуникатор - сообщение- канал передачи - целевая аудитория- эффект. Кроме этого, важно исследовать механизмы воздействия рекламы на потребительскую аудиторию: внушение, заражение подражание. В рекламной коммуникации чаще всего используется внушение с помощью авторитетного источника информации и идентификации.
Подражание часто является следствием внушения. Многие рекламисты обращают внимание на то, что наиболее эффективно срабатывает в тех случаях, когда рекламируется то, что для человека престижно, что покупается им с целью быть похожим на известную, популярную, авторитетную личность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная психология – это наука и практика, изучающая законы и закономерности взаимосвязи индивидуального и социального, их взаимовлияния и взаимосвязи в различных социокультурных контекстах. В учебном пособии представлены различные проблемы взаимодействия людей в социальных группах.
В первом разделе курса лекций рассмотрены вопросы истории формирования социальной психологии как науки, ее предмет и методы и актуальные проблемы.
Второй раздел посвященсоциально-психологическим проблемам взаимосвязи общества и личности, рассматривается значение культуры в жизнедеятельности человека, ролевая теория объясняет специфику отношений меду людьми в обществе.
В третьем разделе рассмотрены социально-психологические проблемы личности, институты социализации, значение я- концепции и содержание социальной структуры личности.
В четвертом разделе изложены социально-психологические проблемы межличностных отношений, перцепция, коммуникация и интеракция.
Пятый раздел посвящен социально-психологическим проблемам групповых отношений, рассмотрены различные типы групп, подходы и основания для классификации групп, групповая динамика, социально-психологический климат.
Шестой раздел посвящен социально-психологическим проблемам власти в группе и различных ситуациях внегруппового поведения.
В седьмом разделе излагаются вопросы психологии массового поведения: толпа, паника, публика и аудитория. Освещаются социально-психологические аспекты массового сознания, общественного мнения, массовой коммуникации, моды и рекламы.
Целесообразно изучить не только теоретические материалы, но и найти ответы на вопросы, помещенные в Практикуме, овладеть социально-психологическими методами, позволяющими исследовать динамику межличностных отношений в группе.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Тесты для самоконтроля
Раздел I
Отметьте правильные варианты ответов
Феномены социально-психологической реальности определяются по
а)форме существования
б) носителям
в) функциональным особенностям
г) изученности
Феномены социально-психологической реальности определяются по
а)структурно-динамическим особенностям
б) уровню осмысленности
в) степени охвата
г) субъекту
д) изученности
Формы существования феноменов социально-психологической реальности
а) факты
б) закономерности
в) механизмы
г) индивиды
Функциональные особенности феноменов социально-психологической реальности
а) межгрупповые
б) групповые
в) межличностные
г) личностные
д) технические