Практическое занятие 11. Социально-психологические проблемы группы
Вопросы:
1. Группа как социальный организм
2. Классификация групп
3. Основные этапы жизни группы
4. Групповая динамика
Цель –изучение группы как социально-психологического феномена.
В процессе подготовки первого вопроса вы узнаете историю вопроса, различные подходы к определению этого понятия.
Рекомендуется, изучив различные определения понятия группы, выделить в них общее и отличное. Подумайте, какие основания могут лежать в основе этих различий.
При подготовке второго вопроса, вы познакомитесь с различными примерами классификации социальных групп. Изучите приведенные в конспекте лекции данного пособия и приведите примеры к каждой из них.
Для проверки изученного материала решите следующие задачки.
1.Определите, к какому типу относится группа из 15 человек, если известно, что:
а) они почти не знают друг друга;
б) их всех знает человек, который не входит в эту группу;
в) члены группы никогда не собираются вместе.
2. Определите, к какому типу относится группа из 15 человек, если известно, что:
а) эти люди хорошо знают друг друга;
б) часто бывают вместе;
в) у них есть руководитель, назначенный в эту группу.
3. Определите, к какому типу относится группа из 15 человек, если известно, что:
а) члены этой группы знают друг друга;
б) говорят о своей группе «мы»;
в) работают вместе.
4. Определите, к какому типу относится объединение людей (15 человек), если они уже час ждут на остановке запаздывающий пригородный автобус.
Обратите внимание на такие важные социально-психологические характеристики как групповая совместимость, социально-психологический (психологический, морально- психологический) климат или атмосферу, ценностно-личностные ориентации (ЦЛО); коэффициент (индекс) групповой сплоченности (взаимности), референтность группы для ее членов, характер взаимодействия; чувство причастности, принадлежности членов группы к ее целям, лидеру, миссии, групповая идентичность (тождественность). Рекомендуется познакомиться с методом изучения внутригрупповой динамики - социометрией. Соответствующие материалы можно найти в Приложении.
При подготовке второго вопроса, необходимо изучить структуру группы, которая может быть сложной или простой, внешней и внутренней. Приведите примеры на каждый вид структуры.
Изучая третий вопрос, особое внимание рекомендуется обратить на этапы жизни группы. Как любой организм, группа имеет цикличность жизни. Существуют различные подходы к описанию этапов жизни группы, например Э.Берн, М. Форверг и др. Знакомство с подходом Э. Берна поможет вам в работе с организациями, М. Форверга - при проведении социально-психологического тренинга.
В этих видах практической работы вам поможет знание групповой динамики и групповых процессов, которым посвящен четвертый вопрос семинарского занятия.
Групповая динамика-это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит к их взаимному удовлетворению. Рекомендуется обсудить действия ведущего (лидера) в каждом из этапов жизни группы.
Изучая групповую динамику, обратите внимание на важные социально-психологические процессы, как образования малой группы, «групповое давление» на члена группы, процесс групповой сплоченности - степень приверженности к группе ее членов, руководство и лидерство, принятие групповых решений, развитие групповой жизни в совместной деятельности. Подумайте, какие проблемы могут возникнуть в группе, задачи могут быть поставлены перед психологом, и какими социально-психологическими методами он может их решить.
Для более полного и практического изучения внутригрупповых феноменов рекомендуется провести социометрическое исследование. В разделе Практикум данного пособия вы найдете методику проведения этой работы. Для закрепления результатов этой работы, решите следующие задачки.
1. В группе нет человека, который получил бы больше всех выборов в социометрическом исследовании. Назовите возможные причины такого результата исследования.
2. В группе из 15 человек проведена социометрия. 5 человек получили одинаковое число выборов. Объясните результаты этого исследования. Наметьте стратегию изучения структуры данной группы.
3. Вы знаете о группе, что она состоит из 15 человек. Мнение наблюдателей о ней такое: «Там каждый сам по себе, никакого лидера нет». Как вы будете с помощью социометрического исследования выявлять структуру этой группы?
4. В ходе проведения социометрического исследования несколько испытуемых не сдали анкеты. Как вы поступите с результатами выборов этих членов группы другими участниками эксперимента:
· не будете их учитывать при обработке;
· проведете повторное исследование со всей группой;
· проведете индивидуальное анкетирование с каждым из отказавшихся членов группы или…
5. В группе из 15 человек проводилось социометрическое исследование.
Факт 1. никто из членов группы не поинтересовался его результатами.
Факт 2. по данным экспериментального исследования никто в этой группе не получил взаимных выборов.
Как вы думаете, существует ли связь между этими фактами? Как каждый из них характеризует структуру группы?