Практическое занятие 9. Межличностная интеракция

Вопросы:

1. Интеракция в системе межличностных отношений

2. Модели межличностного взаимодействия

Цель –изучение третьего аспекта межличностных отношений – интеракции.

Первый вопроспосвящен роли интеракция в системе межличностных отношений. В социально-психологической литературе интеракция рассматривается различным образом:

1.как контакт случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный (А.И.Донцов).

2. как «система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных» (А.И.Донцов).

3. как «систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию воздействующего» (Я. Щепаньский, 1979).

Изучая процесс межличностного взаимодействия, обратите внимание на то, что каждое социальное действие представляет собой систему, включающую в себя ряд элементов:

1. действующий индивид;

2. объект воздействия или индивид, на которого воздействуют;

3. средства или орудия воздействия;

4. метод воздействия или способ использования средств;

5. реакция индивида, на которого воздействуют, или результат действия.

Рекомендуется подробно рассмотреть такие виды социальных действий как приспособление, оппозицию, сотрудничество и конкуренцию, компромисс, избегание. Для этого следует обратиться к конспекту лекций по данной теме и тесту Томаса в разделе Практикум данного учебного пособия.

Студенту, изучающему межличностное взаимодействие важно осознавать, что оно всегда социально, т.е. происходит в группе людей, поэтому в его основе лежат социальные потребности и ресурсы, а сопровождается оно эмоциями и чувствами.

Изучаявторой вопрос, полезно познакомиться с теорией Г. Келли и Дж. Тибо, которые предложили динамические закономерности согласования стратегий поведения в межличностных отношениях. Приведите примеры, подтверждающие значение соотношения вознаграждения и издержек для участников процесса взаимодействия. К вознаграждениям принято относить все, что доставляет человеку удовольствие и удовлетворение. Издержки – это факторы, сдерживающие или останавливающие проявление любого поведения: физическое или умственное напряжение или страдание, смятение или тревога и появление всякого рода противоречивых воздействий или разнородных ответных реакций. Размеры вознаграждений и издержек участников взаимодействия определяются ими субъективно, исходя из потребностей и ценностей, на основе которых они вступают в отношения. Поясните выражение авторов этой теории: «пресыщение снижает вознаграждение, а утомление увеличивает издержки». Рекомендуется проанализировать матрицы исходов, предложенные Тибо и Келли, особое внимание обратите на ситуацию «дилеммы узника».

Познавательной является также «теория обмена» Хоманса, согласно которой, социальное поведение человека есть не что иное, как обмен материальными и нематериальными ценностями (например, знаками одобрения). Участвуя в таком обмене, человек нечто отдает (это стоимость) и взамен что-то получает (вознаграждение). Поясните на примерах, почему человек не только стремится к максимальному вознаграждению, но и старается следить за тем, чтобы никто из его окружения не получил большей выгоды.

Изучая теорию психологических игр Э.Берна, вы узнаете, что человеческие игры (игры взрослых), как и детские игры, протекают по определенным законам, состоят из серии ходов, но в отличие от открытой, искренней игры детей содержат ловушку, подвох, «подстроенный» с целью непременно выиграть, они ограничены правилами.

Большинство интеракций по своему психологическому содержанию являются играми, которые могут являться манипуляцией, когда другой человек становится объектом, средством достижения выгоды одного из партнеров-манипулятора или сотрудничеством, если ролевое взаимодействие не мешает индивидам поддерживать субъект - субъектные отношения, обращаться к партнеру как к ценности, вести диалог и придавать ему статус личностного взаимодействия.

Наши рекомендации