Социально-психологические проблемы толпы
Изучение данного вопроса позволило выделить два подхода: политический и психологический. Политический рассматривает толпу как проявления массовых протестов, которые не санкционированы властями: «массовые истерии», «коллективные беспорядки», «бунты», «восстания», «движения за реформы» и «революционные выступления», несанкционированные митинги, хотя они вполне упорядочены и дисциплинированы. С психологической точки зрения - под толпой следует понимать «изначально неорганизованное, или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели, или утратившее ее, и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения»[114].
«В обыденном языке «толпой» называют большое количество людей, находящихся одновременно в одном месте. Под толпой следует понимать скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием»[115]. В летописях и исторических рукописях содержится немало описаний «народных беспорядков». Еще философы древнего мира отмечали, что «попадая в толпу, человек зачастую теряет свои индивидуальные черты. Спокойный, разумный, рассудительный в своей повседневной жизни, в толпе он подобен щепке, увлекаемой бурным потоком, в зависимости от настроения массы может сделаться агрессивным и начать бить и крушить все вокруг. Может, наоборот, славить вождя, вознося ему божеские почести». Потом свои действия он объяснить, как правило, не может. А Солон говорил: «Один отдельно взятый афинянин – это хитрая лисица, но когда афиняне собираются на народные собрания, уже имеешь дело со стадом баранов». Римляне придумали такую поговорку: «Сенаторы – мужи очень достойные, римский сенат – это скверное животное»»[116]. Мы находим в трудах М.Монтеня строки, описывающие толпу как возбужденное чудовище: «Менее всего можно надеяться, чтобы толпа - это возбужденное чудовище - обнаружила человечность и кротость, ей можно скорее внушить страх и благоговение»[117]. Первые исследования были предприняты французским. социологом Г. Лебоном. Основные положения теории Г. Лебона.
Человек является, по его мнению, лишь пассивной частью толпы, которая руководствуется инстинктом и выступает как носитель «духа расы». Именно толпа, несмотря на свою иррациональность, обычно понимает и выражает интересы общества. «Очень часто со стороны толпы и редко со стороны специалистов проявляются политический ум, патриотизм и чувство необходимости защищать общественные интересы»[118], - пишет Лебон.
Люди в толпе претерпевают радикальную трансформацию, теряют самоконтроль и индивидуальность и начинают подчиняться примитивному иррациональному «закону психического единства толпы» или «коллективному разуму». «Кем бы ни были индивиды, - пишет он, - составляющие толпу, как бы ни были они похожи или не похожи своим образом жизни, своими характерами, занятиями или разумом, факт превращения их в толпу ставит их во власть своего рода коллективного разума, заставляющего их чувствовать, думать и действовать таким образом, который совершенно отличен от их действий, чувств и того, как каждый индивид чувствовал бы, думал и действовал, если бы находился в одиночестве»[119]. В толпе происходит уравнивание всех, сведение к одному уровню психических проявлений и поведения, поэтому возникает однородность людей в толпе. Лебон это объясняет идеей коллективного бессознательного: в толпе люди руководствуются лишь бессознательными представлениями, которые для всех одинаковы (так как они выражают «дух расы»), а представления на уровне сознания, в которых и кроются индивидуальные различия между людьми, исчезают или подавляются. «Расовое бессознательное проступает на первый план, гетерогенное тонет в гомогенном…сносится, обессиливается психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей, и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый»[120]. Толпа интеллектуально значительно ниже индивидов, ее составляющих; она способна к быстрым переносам внимания, легко и некритично принимает самые фантастичные слухи; легко поддается воздействию призывов, лозунгов, речей лидеров толпы.
Человек в толпе способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми.
Толпа отличается высокой эмоциональностью и импульсивностью. Эти свойства толпы порождаются с помощью трех основных механизмов: анонимность, заражение, внушаемость.
Психоаналитическая концепция толпы З. Фрейда («Групповая психология и анализ эго»,1921).
З. Фрейд рассматривал общественные отношения в контексте теории либидо, составлявшем энергетическое начало в поведении людей. Побуждающая энергия либидо направляется и регулируется системой бессознательных механизмов психики, которые трансформируют общественно неприемлемые влечения в социально принятые формы их реализации. Рассматривая массу и толпу как один феномен, он характеризует ее как импульсивную, изменчивую и возбудимую, которой почти исключительно руководит бессознательное. Она легковерна и чрезвычайно легко поддаётся влиянию; она некритична, неправдоподобного для неё не существует; думает образами и не знает ни сомнений, ни неуверенности; она склонна ко всем крайностям, и тот, кто хочет на неё влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации. Приговор психоаналитика толпе суров: массы никогда не знали жажды истины, они требуют иллюзий, без которых они не могут жить. В толпе «сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты»[121].
Бихевиористская концепция, разработанная в рамках теории фрустрации-агрессивности Дж. Долларда и Н.Миллера объясняет агрессивность поведения людей, составляющих толпу. Объектами агрессивных действий могут быть как реальные, так и воображаемые виновники фрустрации, а среди них - и сами пострадавшие. Выбор объекта агрессии объясняется, в частности, механизмом генерализации стимула, а также различными защитными механизмами психики, заимствованными из психоаналитической теории.
Французский социальный психолог С.Московичи сравнивает толпу с социальным животным, сорвавшимся с цепи. «Моральные запреты сметаются вместе с подчинением рассудку. Социальная иерархия ослабляет свое влияние. Стираются различия между людьми, и люди выплескивают, зачастую в жестоких действиях, свои страсти и грезы: от низменных до героических, от исступленного восторга до мученичества. Беспрестанно кишащая людская масса в состоянии бурления - вот что такое толпа…Толпа - коллективно-психологический феномен, т.е. конкретная группа непосредственно (психологически и практически) взаимодействующих друг с другом лиц»[122].
Особое внимание исследователи уделяли изменению психического состояния и поведения человека в толпе. По мнению Д.В. Ольшанского, состояние человека в массе близкое к состоянию загипнотизированного, «зачарованного» человека[123]. Г. Блуммер пишет: «Возбуждение, которое индивид воспринимает от тех, кто находится с ним в контакте, уменьшает его обычный самоконтроль, а также пробуждает импульсивные эмоции, постепенно завладевающие им. Он чувствует, будто он увлечен неким духом, происхождение которого неведомо, но воздействие которого воспринимается весьма остро»[124].
«В толпе, – говорил Лебон, – человек становится варваром, движимым инстинктами, он склонен к насилию/героизму, снижаются его интеллектуальные способности и чувство индивидуальной ответственности за свои поступки, эмоции выходят из-под контроля»[125]. «В массе, в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одинок, вынужден был бы обуздывать. Масса всегда анонимна, и тем меньше она дает индивиду повода для самообуздания. В пучине анонимности и коллективной безответственности масс совершенно исчезает чувство ответственности, которое в обычных условиях сдерживает индивида»[126].
Человек толпы живет только настоящим в полном забвении прошлого и всех его даже тяжелых уроков и в полном неведении будущего. Человек толпы утрачивает всякую связь со своим личным опытом, с него спадают все привычные привязанности, для него перестает существовать всякая этика, он не ведает никаких идеалов и не воспринимает ничего кроме влекущей толпу в данный момент общей цели, жажды ее обладания и самозабвенного к ней устремления.
Помимо уже названных изменений индивидуального сознания под влиянием массы, существует еще один феномен — так называемая «ретроградная амнезия, частичная потеря памяти на прошедшие события. Обычно человек просто не может в деталях вспомнить, что он делал в той или иной массе. Он вполне искренне забывает детали произошедшего. Его воспоминания обычно носят отрывочный, фрагментарный характер. Амнезия сопровождается упадком сил после сильного эмоционального стресса, что соответствует состоянию «физиологического аффекта»[127] .
Большое значение в толпе имеет вождь, лидер.
Г. Тард писал, что не бывает толпы без вожака. «В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля представляет то ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Он составляет собой первый элемент организации разнородной толпы и готовит в ней организацию сект. Пока же это не наступит, он управляет ею, так как толпа представляет собой раболепное стадо, которое не может обойтись без властелина»[128]. Лебон отмечает, что «чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на границе безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Личный интерес, семья - все ими приносится в жертву. Толпа всегда готова слушать человека, одаренного сильной волей и умеющего действовать на нее внушительным образом. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Роль всех великих вожаков главным образом заключается в том, чтобы создать веру, все равно, религиозную ли, политическую, социальную, или веру в какое-нибудь дело, человека или идею, вот почему их влияние и бывало всегда очень велико»[129]. Таким образом, лидер у Лебона обладает достаточно низкими интеллектуальными способностями, но этот недостаток компенсируется наличием сильной воли и смелости. В отличие от Г. Тарда, который говорит, что руководитель – есть зеркало толпы, массы узнают себя в нем. Они признают в нем авторитета их коллективной веры, их общего тирана. Восхищаясь им, они восхищаются собой.
По мнению 3. Фрейда, лидер в массе - это прообраз «идеального отца». Масса «уважает силу, добротой же, которая представляется ей всего лишь разновидностью слабости, руководствуется лишь в незначительной мере. От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина... Хотя потребность массы идет вождю навстречу, он все же должен соответствовать этой потребности своими личными качествами. Он должен быть сам захвачен глубокой верой в идею, чтобы пробудить эту веру в массе; он должен обладать сильной импонирующей волей, которую переймет от него безвольная масса»[130] .
Выделяют следующие механизмы взаимодействия людей: заражение, внушение, убеждение, подражание.
Большую роль в их изучении сыграли работы французских ученых — Г. Лебона и Г. Тарда. Впервые в их трудах были поставлены проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах.
Основные механизмы изменения поведения человека в толпе.
Подражание – «механизм, способ воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения,…его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения»[131]. В толпе многие формы поведения, в том числе потребительского, воспроизводятся людьми без лишних размышлений.
Заражение – это«процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений, произведений искусства и т. д. и служит дополнительным сплачивающим фактором. Способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций»[132].
Внушение - «представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии»[133].
По мнению В.М. Бехтерева, внушение – непосредственное прививание тех или иных психологических состояний от одного лица к другому без воли воспринимающего лица и без ясного с его стороны сознания. Оно действует не требуя никаких доказательств и не нуждаясь в логике прямо и непосредственно на психологическую сферу путем речи, жестов, мимики. «это влияние на человека помимо его «Я» или личного сознания»[134].
Репрессия - неприкрытое силовое давление полицейского аппарата, партий, администрации и так далее (С. Московичи).
Восхищение предполагает внутреннее основание: стремление, психологическую потребность любить, подражать, подчиняться существу более сильному, от которого мы ждем указаний и защиты» (С. Московичи).
Поощрение и наказание. Р. Чалдини пишет, что индивида заставляет действовать так же как остальные или стремление избежать наказания со стороны других (осмеяния, отвержения) или стремление получить от них поощрение (любовь или одобрение).
Циркулярная реакция (эмоциональное кружение) - это взаимное заражение, передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Циркулировать может веселье, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость...
Эмоциональное кружение стирает индивидуальных различияй,ситуативно снижается роль личностного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, исторически более примитивные пласты психики»[135]. А Г. Блуммер назвал круговую реакцию «ключом к пониманию природы коллективного поведения»[136].
Типы толпы: активная, пассивная, агрессивная, спасающаяся, стяжательская, демонстрирующая, повстанческая, экстатическая.