Личность и профессия. Жизненный путь профессионала
Есть основания полагать, что продолжительное выполнение индивидом какой-либо роли способствует более яркому проявлению одних свойств личности и маскировка других. Это особенно хорошо заметно на примере профессиональных ролей. Так, К. К. Платонов и К. М. Гуревич употребляют в своих работах такие понятия, как «профессиональный характер» и «профессиональный тип личности», подчеркивая тем самым огромное формирующее влияние профессиональной роли на личность. Порой высокая степень интернализации профессиональной роли и ее продолжительное выполнение могут приводить к так называемой «профессиональной деформации» личности. Имеются в виду такие случаи, когда профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям. Например, у следователя начинает развиваться недоверие к людям и подозрительность или дидактическая, поучающая манера многих учителей нередко проявляется и в стиле межличностных отношений. Можно сказать, что в таких случаях минимизируется дистанция между личностью и ее профессиональной ролью.
Большинство людей включены в определенную профессиональную деятельность, которую они выбирают по разным причинам: одни по призванию, другие по стечению обстоятельств или совету близких людей. Выбор профессии – один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии. Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека и для общества. Для общества – это экономические потери неблагоприятные воздействия на психологический климат, систему производственных отношений. У человека же возникает чувство социального дискомфорта и возникает потребность смены профессии. Если по каким-либо причинам это оказывается невозможно, то нарастает чувство неудовлетворенности своей профессией и собой. Человек не может раскрыть свои способности и добиться хороших результатов. Деформация личности проявляется в выборе неадекватных путей самоутверждения и защиты. Таким образом, выбор профессии определяет то, как человека представляют в обществе, уровень его жизни, финансовое благополучие. Он определяет круг общения и статус в обществе. Кроме того, избранное дело оказывает влияние на «Я-концепцию» и самооценку. Поэтому решение профориентационной проблемы и ее психологической составляющей является одной из важнейших практических задач, стоящих перед современной наукой.
Несмотря на то, что приобретенная в юности профессия в значительной степени обуславливает будущую трудовую карьеру человека, но очень многим людям, особенно в современных экономических условиях не раз за свою жизнь приходится переучиваться, приобретать новую специальность и начинать все сначала в совершенно новой для себя сфере деятельности. В отличие от профессии, карьера – это деятельность, которая позволяет человеку продать свои способности. При этом ключевым словом является «продать»: то, что для одного является карьерой, для другого может быть просто хобби. Американский психолог Вирджиния Н. Квинн предлагает следующий алгоритм планирования карьеры: 1) оценка своих способностей – самоанализ и метод тестов, консультация со специалистом-профконсультантом, психологом; 2) определение ценностей и интересов – рефлексия собственных потребностей и выбор приоритетов; 3) анализ рынка труда – оценка и прогноз возможностей трудоустройства; 4) рабочие условия и необходимые требования – анализ профессиограмм, т.е. какие умения и практические навыки, личностные качества необходимы для данной работы и как организовано рабочее пространство (например, график работы). Карьера бывает успешной, если она соответствует интересам и способностям человека, поэтому не стоит пренебрегать подготовительным этапом ее планирования и совершать этот выбор второпях, полагаясь на советы знакомых и волю случая.
Жизненный путь человека – это всегда своеобразная и уникальная целостность, но в нем условно можно выделить некоторые стадии профессионального развития:
1) оптант (фаза оптации) – выбора или смены профессии;
2) адепт (фаза адепта) - человек, ставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее;
3) адаптант (фаза адаптации) – привыкание молодого специалиста к работе, овладение приемами саморегуляции;
4) интернал (фаза интернальности) – опытный работник, «вошедший» в профессию, как в своем собственном сознании, так и в сознании других людей;
5) мастер (фаза мастерства) – наличие своеобразных приемов выполнения и индивидуального стиля деятельности, возможность решать широкий круг профессиональных задач. Внутри фазы мастерства возможно выделение фаз авторитета (благодаря наличию опыта, квалификации, к такому специалисту обращаются за советом) и наставника (смысл - передача знаний).
Раздел 4. Личность в образовании
Тема 10 Ценности и цели образования
1. Основные категории педагогической науки
2. Ценности и цели образования
3. Педагогическое общение. Психология общения