Особенности познавательных процессов
Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы человеческой деятельности и основные формы его активности.
Познавательная деятельность составляет особую сторону жизни субъекта. Разум человека, высшие формы его проявления составляют фундаментальное отличие человека от животного. Представление о человеке как о разумном существе, как о субъекте познания позволяет исследовать форы, виды, средства и способы его познавательной деятельности.
Психология познания изучает познавательную деятельность конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. Чувственное познание - познание с помощью органов чувств, в результате которого у человека складывается образ, картина окружающего мира – мир в его непосредственной данности и многообразии.
Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов – памяти, мышления, воображения. Восприятие лежит в основе индивидуального познавательного развития человека.
Восприятие представляет собой отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессах восприятия формируется целостный образ: образ предмета, образ другого человека и т.д. Образ восприятия нередко обозначают как перцептивный образ.
Составной частью процесса восприятия является ощущение как отражение отдельных сторон предметов и явлений. Ощущения выполняют функцию ориентации субъекта в самых элементарных, непосредственных свойствах объективного мира. Если восприятие отражает целостные ситуации или предметы, то ощущение доставляет нам сведения об отдельных элементах предметов и ситуаций. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную конструкцию, как целостный предмет; в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола (например, его форме, окраске).
Основные виды и свойства восприятия. Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа – зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.
Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки и др.; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется, прежде всего, благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. В зависимости от участия в процессе восприятия других психологических образований выделяют эмоциональное и рациональное восприятие.
Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств: 1) предметность – отнесенность образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности; 2) целостность выражается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры; 3) осмысленность восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением – осознанием, осмыслением предмета или явления; 4) структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений; 5) константность – относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений условий восприятия; 6) избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д.
Восприятие – это сложная познавательная деятельность. Она включает в себя систему перцептивных действий и операций субъекта, в ходе которых он производит отбор необходимых и важных признаков в самом предмете, а затем сличает с ними формируемый образ. Восприятие включает также действия, как различение, опознание, измерение, контроль, оценка и т.д. Состав перцептивных действий зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, что воспринимается, от потребностей и мотивов человека. Деятельность по восприятию предметов и явлений внешнего мира формируется при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия.
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. В отличие от других познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Внимание определяется как избирательная направленность и сосредоточенность субъекта на самых разных явлениях внутреннего и внешнего мира.
Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.
Различают следующие свойства внимания:
1) объем – количество объектов, на которых одновременно может удерживаться внимание. Обычно объем внимания у взрослого человека равен 4-6 объектам;
2) сосредоточенность – степень концентрации сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание;
3) распределяемость – умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами;
4) устойчивость – общая направленность внимания в процессе деятельности. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость;
5) переключаемость – способность к переносу внимания с одного объекта на другой.
Различают следующие виды внимания: произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное внимание – сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Эмоции, интересы и потребности субъекта способствуют появлению непроизвольного внимание.
Произвольное внимание – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Синонимами слова произвольное являются слова активное, волевое. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании книги, если чтение сопровождается конспектированием. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку сложно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы, значительно ослабляет произвольное внимание человека.
Важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, является память. Память – основа познавательной деятельности, она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания.
Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Успешность памяти зависит: от степени завершенности действий запоминания; от интересов и склонностей личности; от отношения личности к той или иной деятельности; от эмоционального настроя; от волевого усилия. Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойст личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности. Выделяют следующие процессы памяти.
Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее. Формы воспроизведения: узнавание проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта; воспоминание, которое осуществляется в отсутствие восприятия объекта; припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач; реминисценция-отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.
Забывание– процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается: в различной скорости запоминания; в прочности сохранения; легкости воспроизведения. Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти: с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной, с другой – память различных людей может отличаться и по уровню своей организации.
Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т.п.
При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п.
При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
В зависимости от длительности сохранения различают:
кратковременную память (запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия);
долговременную память (длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения);
оперативную память (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти).
В соответствии с целями деятельности, в которую она включена память может быть:
произвольной – память, основанная на запоминании со специальной установкой;
непроизвольной – запоминание без специальной установки, специальная мнемическая задача отсутствует.
Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с различной глубиной понимания. Но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием запоминания. В соответствии с этим обычно различают механическую (запоминание без осмысления) и логическую (смысловую) память.
Выделяют специальные приемы для облегчения запоминания информации – мнемотехники. Так, например группировка материала, написание конспектов, составление таблиц, схем облегчает запоминание. Применяется также метод ассоциаций, рифмования, аббревиатур (сокращения по первым буквам фразы). Успех запоминания определяется также правильной организацией повторений. Лучший вид повторения – включение материала в последующую практическую деятельность.
Эмоции и чувства
Особую, очень важную сторону внутренней жизни человека составляют эмоции и чувства. Все мы в каждый момент времени находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства.
Всем известно, многообразие эмоций: радости, горя, страха, гнева, удивления, грусти, тревоги, восхищения, презрения и т.д. Мир чувств пронизывает все стороны нашей жизни – отношения с другими, нашу деятельность, общение и познание. В описательном плане эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему, к тому, что с ним происходит. Переживания этого отношения и есть эмоция, или чувство, они выражают приятие или неприятие того, что происходит с человеком в данной ситуации. Основой возникновения эмоциональных состояний являются потребности и мотивы человека. Условия, предметы, явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес и т.д. Напротив, ситуация, воспринимаемая субъектом как препятствующая реализации потребностей и целей, вызывает отрицательные эмоции и переживания: неудовлетворение, грусть, тревогу, страх и т.д.
Эмоции устанавливают связь и взаимоотношение между потребностями и особенностями ситуации, сигнализируя субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях. Эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивов). Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных состояний в форме переживаний, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность.
Таким образом,эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Чувства человека – это отношение его к миру, к тому, что он делает, что с ним происходит в его непосредственнм переживании.
В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяются такие, которые отличаются особым своеобразием протекания влияния на поведение и деятельность человека. Это настроения, аффекты, собственно эмоции, страсти, стрессы.
Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении.
Аффект – эмоциональное проявление, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля.
Собственно эмоции, в отличие от аффектов – более длительные состояния. Они – реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъектиной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.
Страсть – эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающего под влиянием различных причин.
Стресс – состояние психического напряжения, вызванное сильными эмоциями
Приемы саморегуляции
Человеку приходится адаптироваться к постоянно предъявляемым ему требованиям и различным стрессам. Регуляция – это непрерывный процесс приспособления человека к окружающим условиям и удовлетворения возникающих в данный момент потребностей. Не всегда легко «взять себя в руки». Процесс регуляции включает в себя как внутренние, так и внешние изменения. К внутренней адаптации относятся изменения в установках, чувствах, эмоциях и мотивации личности. К внешним изменениям относятся наблюдаемое поведение и поступки, в основе которых лежит внутренняя адаптация.
Эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности, но, при слишком сильной заинтересованности в результатах, человек испытывает волнение, тревогу, излишнее возбуждение, неприятные вегетативные реакции. Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исключения неблагоприятных последствий перевозбуждения желательно снять эмоциональную напряженность на основе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задания и на тактических приемах. Для создания оптимального эмоционального состояния необходимы:
1) адекватная оценка значимости события;
2) разноплановая информированность по данному вопросу, событию;
3) полезно продумать дополнительные отступные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон решения проблемы.
Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца. Когда человек выговорится, его возбуждение снижается и в этот момент можно его успокоить, разъяснить ему что-либо. Для того, чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать усиленную физическую нагрузку, использовать общее расслабление мускулатуры, релаксацию.
Важный способ снятия психического напряжения – это активизация чувства юмора. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что его называют «стационарным бегом трусцой».
Тема 7
Рациональное познание
1. Психология мышления
2. Особенности творческого мышления
3. Психология воображения
Психология мышления
Мышление относят к рациональной ступени познания. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях как прошлого, так и настоящего. Мышление в настоящее время исследуется не только психологией, но и различными другими науками – философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвистикой.