Изменение отношения к себе и другим.
В основе проблем клиента лежат его установки, ценностные ориентации, влияющие на внешнее поведение человека, которое проявляется в его индивидуальном стиле общения. Работа психолога и клиента направлена на изменение именно этой базовой внутренней активности. Акцент переносится на то, что клиент может и должен нести ответственность за собственное поведение, а не за ситуацию и других людей.
В работе с педагогами и родителями очень важно осознать: где кончается ответственность взрослого и начинается ответственность самого ребенка. При этом психолог имеет в виду, что клиент (особенно учитель) весьма компетентно и изощренно владеет своими привычными моделями общения. Тревога, беспокойство, страх, вина, стыд и другие негативные эмоции стали необходимой составляющей его жизненного существования, и он, с одной стороны, готов с ними расстаться, ощущая потребность в изменении, а с другой - дорожит этими привычными, ставшими дорогими состояниями.
Компетентность психолога состоит в том, что он помогает клиенту осознать: само наличие этого дискомфорта; его последствия и причины; возможности изменить ситуацию. Каждый шаг работы с клиентом строится на стратегии ответственности, исходный тезис которой постоянно внушается клиенту: каждый человек сам несет ответственность за свое взаимодействие с окружающей средой, за качество и содержание взаимоотношений с людьми. Психолог помогает клиенту осознать, что у него есть выбор: оставить все, как есть, и взять на себя ответственность за последующие негативные результаты (в частности, за саморазрушение или разрушение взаимоотношений) или встать на путь изменений и стать компетентным в достижении позитивных результатов в будущем. Психолог помогает клиенту осознать, что у него есть выбор, и поддерживает его в решении рискнуть - выйти из тупика и начать путь изменений и саморазвития. При этом психолог уважает сопротивление клиента и в том случае, если он по какой-то причине не готов начать путь изменений сегодня, выразить признательность за сделанный выбор (так как сам по себе выбор, если он осознается клиентом, уже тренировка ответственности).
Главное, чтобы клиент осознал, что у него есть и другая альтернатива: посмотреть на свое поведение компетентным взглядом и осознать, что он делает, взаимодействуя с другими, как он это делает и к каким результатам это может привести в будущем.
Помогая клиенту осознать причины своего «тупикового» поведения и существование альтернативной возможности, психолог роняет в душу обратившегося за помощью зерно сомнения. И даже если человек решает остаться при своем мнении (пусть непродуктивном с точки зрения психолога), это зерно вероятнее всего прорастет в желании «хотя бы одним глазком взглянуть» на то, что же может быть при альтернативном варианте.
Поскольку взаимодействие человека с другими зависит от его представлений о себе и о других, психолог может помочь клиенту изменить отношение к себе и другим, если он сделает такой выбор. И основная помощь при этом состоит в том, чтобы научить клиента осознавать свои чувства и систему ценностей. Предоставляя клиенту право сделать выбор в пользу или против изменений, мы помогаем ему взять ответственность за свое собственное развитие на себя.
Тенденция клиента оставаться при своем старом отношении к миру, сохранять неконструктивные модели контакта рассматривается и осознается как проявление эмоционально-рефлексивного закрепощения, как уход от реальной настоящей ситуации развития, отказ от своих собственных нераскрытых потенциальных возможностей, но ни в коем случае не осуждается. Напротив, такой выбор признается абсолютно правомерным. Психолог выражает признание клиенту за сделанный выбор, помогая ему осознать ответственность как за сделанный шаг, так и за его последствия.
Психолог использует «умственные инсайты», которые являются следствием рефлексивного анализа рассказа о ситуации, имевшей место в прошлой жизни клиента; непосредственного проживания реальной ситуации, возникающей спонтанно во взаимодействии «психолог-клиент» или организуемой специально в виде эксперимента.
Интеллектуальные инсайты «Ага, я понял!» - предшественники настоящих изменений; они помогают клиенту сделать выбор в пользу открытия новых возможностей, при этом в центре внимания стоят вопросы: «Что я делаю для того, чтобы мой стиль общения был непродуктивным?», «Как я “встаю над другими”, “остаюсь один”, “становлюсь беспомощным” (и т.п.)?», «Для чего я это делаю?», «Какую выгоду я при этом имею?»
Поскольку многим людям (особенно с невротическими проявлениями) трудно воспринять и признать очевидные вещи, целесообразнее анализировать не прошлую ситуацию на основе рассказа, а реальное поведение, специально организованное во время психокоррекционного сеанса: взаимодействие с людьми в специально заданной, игровой или спонтанно возникающей ситуации.
Если мы хотим изменить стиль общения и сохранить эти новшества на длительный период, то недостаточно скорректировать лишь его внешние проявления, реконструкции подлежат и установки, и эмоции, которые часто выполняют роль побудительной силы, которая актуализирует и поддерживает непродуктивный стиль общения. Если происходят изменения, то это значит, что существующее отношение к миру опровергается новым опытом. Во время психокоррекционного сеанса иногда бывает достаточно одного экспериментального упражнения, чтобы старая установка была опровергнута. Если такое происходит, то во многом благодаря эффекту неожиданности.
Индивидуальный или групповой тренинг «Возрождение доверия» помогает клиенту разрешить конфликт установок «я могу» - «я не могу», обрести внутреннюю целостность и уверенность в себе.
В тренинге используется оригинальная авторская система, включающая в себя:
«Уроки доверия» - упражнения и техники, восстанавливающие и развивающие доверие себе и другим[82];
«Беседы об истине», построенные на библейских сюжетах;
«Стратегии гармонии» - специальные приемы и техники дифференциации и интеграции эмоциональных состояний, а также модели и техники развития партнерской стратегии общения[83].
Кроме того, используются апробированные автором техники и приемы психогенетики, гештальттерапии, нейролингвистического программирования, биоэнергетического психоанализа, описанные в предыдущих главах.
Индивидуальная и/или групповая консультации, направленные на осознание способностей использовать продуктивный стиль общения, на практике включают в себя техники и приемы, адекватные потребностям, задачам и индивидуальным особенностям клиента, направленные на дальнейшее развитие способности взаимодействовать на равных, доверять себе и другим, нести ответственность за защиту своих собственных взглядов, идей, реализацию решений.