Элементы и структура процесса психологической коррекции
Процесс психологической коррекции стиля общения представляет собой систему из семи взаимосвязанных элементов: анализа проблем во взаимоотношениях и личностной истории клиента; развития позитивного отношения к миру; расширения самосознания; восстановления позитивной психической активности; эмоционально-рефлексивного очищения восприятия; овладения соучастной стратегией, контакта; дифференциации и интеграции механизма идентификации-обособления. Эти элементы соотносятся с соответствующими элементами стиля общения: отношением личности к миру, структурой самосознания, активностью личности в индивидуальном пространстве; восприятием ситуации общения, стратегиями контакта, взаимоотношениями в межличностном пространстве. При этом признаки эффективности каждого элемента процесса психологической коррекции совпадают с позитивными признаками соответствующих элементов в стиле общения.
Каждый элемент системы психологической коррекции выполняет строго определенную ему функцию в общем процессе эмоционально-рефлексивного освобождения личности. В то же время эффективные результаты в любом элементе системы психологической коррекции совершенствуют стиль общения в целом, поскольку все элементы его взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Представим элементы процесса психологической коррекции, их функции и признаки эффективности.
1. Анализ проблем во взаимоотношениях и личностной истории клиента.
Функция: осознание причинно-следственной связи: проблемы во взаимоотношениях в настоящем - идентификация с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума - эмоционально-рефлексивная закрепощенность.
Показатели эффективности: осознание своей отдельности от других, сопровождаемое состоянием защищенности, радости, интереса, поиска; принятие на себя ответственности за свое саморазвитие и саморазрушение, выражаемое в потребности к совершенствованию стиля общения.
2. Развитие позитивного отношения к миру.
Функция: возрождение веры в свое собственное совершенство, духовный авторитет и позитивную сущность другого человека, развивающие способности взаимодействовать с другими на равных, полагаться на свой собственный авторитет в сочетании с уважением к духовному авторитету.
Показатели эффективности: светлое состояние веры в духовный авторитет, себя и другого человека; позитивное отношение к себе и другим; доверие своим собственным взглядам, суждениям, решениям в сочетании с доверием другим, сопровождающееся переживанием позитивных эмоциональных состояний.
3. Расширение самосознания.
Функции: освобождение эмоциональных и рефлексивных потенциалов депривированных звеньев самосознания.
Показатели эффективности: удовлетворенное притязание на признание; позитивное отношение клиента к своему имени, телу, своей половой сущности; осознанное принятие прошлого, настоящего и будущего; осознанное принятие прав и обязанностей.
4. Восстановление позитивной психической активности.
Функции: освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины, обиды, гнева, вызывающих дисбаланс напряжения и расслабленности в теле; развитие рефлексивных потенциалов; восстановление ответственности за саморазвитие и саморазрушение.
Показатели эффективности: баланс напряжения и расслабленности в теле и переживаемые при этом эмоциональные состояния радости, спокойствия, интереса, поиска (позитивная физическая активность); осознавание особенностей своей личности, ситуации общения и адекватная оценка поведения своего собственного и других людей (позитивная психическая активность); ответственность за успех общения и способность разделить ее с партнером (позитивная социальная активность).
5. Эмоционально-рефлексивное очищение восприятия.
Функция: обособление от неадекватного восприятия ситуации общения, подменяющее реальность ожиданиями «должного», сформированными в прошлом опыте клиента, вызывающими переживания беспомощности, страха, агрессии во взаимоотношениях.
Показатели эффективности: обособление от «тупиковой» ситуации общения, выражаемое в снижении интенсивности страха, беспомощности, раздражения; позитивное восприятие ситуации общения, сопровождаемое переживанием эмоциональных состояний радости, спокойствия, интереса, поиска.
6. Овладение соучастной стратегией контакта.
Функции: осознание фактов личностной истории, заблокировавших установку «я могу», обусловивших идентификацию с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума, агрессивной и инфантильной стратегией контакта; осознанная реализация на практике способности взаимодействовать на равных, доверять себе и другим, нести ответственность за защиту своих собственных взглядов, идей, решений, достижение успешных результатов с помощью соучастной стратегии контакта.
Показатели эффективности: осознание и преодоление эмоциональных состояний, побуждающих к директивной, манипулятивной, подавляющей, угрожающей, силовой моделям агрессивной стратегии и к моделям отвержения, потери, прерывания, беспомощности, ухода инфантильной стратегии контакта; осознанное произвольное владение побуждающей, поощряющей, понимающей, принимающей и поддерживающей моделями соучастной стратегии контакта, позволяющими поделиться с партнерами эмоциональными состояниями защищенности, интереса, умеренной тревоги и целенаправленного поиска в совместном пространстве общения.
7. Дифференциация и интеграция конфликта.
Функции: осознанное разделение сил, порождающих конфликт между желанием быть самим собой и стремлением угодить другим, нарушающий гармонию в общении: осознание фактов личностной истории, заблокировавших установку «я могу», освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины, обиды, гнева, порождающих социальную установку «я не могу»; освобождение от сопутствующих деструктивных установок; возрождение установки «я могу»; гармоничная интеграция установок «я могу» - «я не могу»; осознанное уравновешивание противоречия «я могу» - «я не могу» в реальном общении.
Показатели эффективности: обретение внутренней целостности, уверенности в себе; осознание эмоциональных состояний радости и тревоги умеренной интенсивности как показателей равновесия установок «могу» - «не могу»; уважение к духовным заповедям и закону воздаяния наряду с гибким отношением к правилам и нормам; общение с другими в понимающей, принимающей и прощающей моделях и одновременно самовыражение в побуждающей и поощряющей моделях партнерской стратегии общения.
Итак, процесс психологической коррекции включает в себя пять взаимосвязанных элементов: анализ проблем во взаимоотношениях и личностной истории клиента; развитие позитивного отношения к миру; восстановление позитивной психической активности; эмоционально-рефлексивное очищение восприятия; овладение соучастной стратегией контакта.
Элементы процесса психологической коррекции соотносятся с элементами стиля общения. Каждый элемент системы психологической коррекции выполняет строго определенную ему функцию в общем процессе эмоционально-рефлексивного освобождения личности. При этом признаки эффективности каждого элемента процесса психологической коррекции совпадают с позитивными признаками соответствующих элементов в стиле общения. Таким образом, стиль общения и процесс его психологической коррекции объединены в единую систему. Эффективные результаты любого элемента системы психологической коррекции совершенствуют стиль общения в целом, поскольку все элементы его взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Самым важным в процессе психокоррекции является взаимодействие психолога с клиентом.
Психолог при этом использует разные методы, исходя из индивидуальных особенностей клиента. Однако независимо от характера и содержания общения психолога с клиентом неизменной остается сама суть процесса изменения: психолог осознанно использует механизм идентификации-обособления как главный инструмент воздействия.
Процессуальная сторона психологической коррекции представлена пятью главными шагами:
1) психолог устанавливает доверие с клиентом, «включая» механизм идентификации: оба - в совместном пространстве общения;
2) психолог усиливает доверие, отождествляя себя с клиентом: переходит в его индивидуальное пространство;
3) психолог «включает рефлексию», ставя клиента перед выбором: оставим все, как есть, или изменим видение ситуации; оба - в совместном пространстве общения;
4) психолог «усиливает» ответственность: клиент формирует свое видение ситуации общения в пространстве психолога;
5) психолог «усиливает» доверие клиента к самому себе: помогает клиенту почувствовать уверенность, взять ответственность за свое развитие на себя и постепенно отделиться от пространства психолога.
Основные действия психолога и клиента, направленные на овладение потенциалами продуктивного стиля общения, представлены в таблице:
Основные действия психолога | Основные действия клиента |
Установление доверия с клиентом, определение проблемы | Установление доверия с психологом, рассказ о проблеме |
Определение целей психологической коррекции с учетом потребностей, желаний, ожиданий и стремлений клиента | Определение желаемых результатов, выделение приоритетов |
Исследование индивидуального стиля клиента, поиск и выделение ресурсов продуктивного стиля общения | Осознание объема имеющихся ресурсов продуктивного стиля общения |
Разработка программы психологической коррекции: подбор различных вариантов решения задач и наиболее приемлемых способов их решения с учетом индивидуальных особенностей и конкретных запросов клиента | Участие в разработке программы; оценка предлагаемых вариантов решения задач и выбор наиболее приемлемых способов их решения |
Заключение контракта с клиентом; установление связи: проблема - цели - способ достижения | Заключение контракта с психологом, предусматривающего ответственность за совершенствование стиля общения |
Использование техник и приемов, адекватных задачам и индивидуальным особенностям клиента | Реализация программы и достижение результата |
Преодоление сопротивления и защит | Осознание и преодоление сопротивления |
Предвидение возможного влияния изменений на референтных лиц клиента и его основных партнеров по взаимодействию | Осознание влияния изменений на референтных лиц и основных партнеров по взаимодействию |
Диагностика изменений в стиле общения и помощь клиенту в осознании объема возросших ресурсов и продуктивных потенциалов | Осознание изменений и объема возросших ресурсов продуктивного стиля общения |
Основные действия психолога | Основные действия клиента |
Оценка достижений клиента и определение проблем, мешающих достижению успешных результатов на практике | Осознание своих достижений и новых задач, требующих дальнейшего совершенствования стиля общения на практике |
Разработка программы коррекции стиля общения самим клиентом на основе сравнений результатов с желаемыми индивидуальными стандартами | Разработка программы самокоррекции своего стиля общения на основе сравнений результатов с желаемыми индивидуальными стандартами |