Из истории донаучной психологии (психологическое знание внутри житейской практики)
Житейскую психологию, прежде всего, интересуют индивидуальные различия. Психология начинается с дифференциальной, с интереса к конкретному человеку. Здесь нам просто обязательно назвать имя древнего грека Теофраст (Феофраст), который известен нам как автор книги «Характеры». Приведем несколько отрывков из этой книжки. Сразу же скажем следующее, наверняка, каждый по-своему знаком с психологическими тестами. Тест это всегда определение какой-то черты, которую иногда исследователь скрывает от того, кого тестирует. Для определения черты надо описать (в конкретных положениях, с которыми надо согласится или нет) проявления этой черты в различных ситуациях, описать способы поведения. Точно также действует и древний грек Феофраст. Он в каждом маленьком отрывке про человеческий характер даёт определение черты, а потом описывает как поведёт себя человек в этой конкретной ситуации. Отрывки из книги Теофраста «Характер»:
Суетливостьмы определим, пожалуй, как излишнее усердие в речах и действиях. А суетливый вот какой человек. Он дает обещания, которые потом не может выполнить. Он один выступает с возражениями, несостоятельность которых очевидна. Если врач запрещает что-то давать больному, он все-таки дает это, говоря, что хочет испытать – поправится ли он. Собираясь принести клятву, он объявляет присутствующим: «Не впервой мне, я уже много раз клялся».
Тщеславие определим как низменное стремление к почету. А тщеславный вот какой человек. В гостях за обедом он старается занять место рядом с самим хозяином. Возвращая взятую в долг меру серебра, он старается отдать ее целиком новой монетой. После торжественного шествия с всадниками он велит рабу отнести домой все вещи и снаряжение, а сам, накинув гражданский плащ, но в шпорах, красуется, разгуливая по рынку.
Грубостьесть резкость при обхождении, проявляющаяся в речах. Вот какой человек грубиян. На вопрос где такой то, он отвечает: «Оставь меня в покое». На приветствия он не отвечает. А случись ему что продавать, то не объявит, почем продает, а спрашивает у покупателей, что те дадут. Людям, из уважения посылающим ему подарки к празднику, он говорит что вовсе, мол, не нуждается ни в каких подарках. Он не принимает извинений, если прохожий его нечаянно заденет, толкнет или наступит ему на ногу. Споткнувшись на улице о камень, он готов и этот камень осыпать проклятиями. Долго ожидать кого-нибудь он терпеть не может.
В книге Теофраста мы встречаем различные индивидуальные портреты. Это первый этап дифференциальной психологии: описать факт, прежде чем его обобщить.
В качестве другого примера приведем источник из истории восточной. Есть книга «Цза-цзу-ань», которая пишется из века в век, которая началась в древнем Китае. На русский ее название можно перевести как «Заметки о разном». Еще один вариант перевода: смесь, кое-что кое о чем, различные разнородные факты. Слово «смесь» здесь не случайно. Слово «смесь» или «смешиваю» – это латинское слово «темперамент». Темперамент значит – смешиваю в различном соотношении.
Древние китайцы в отличие от Теофраста помимо индивидуальных портретов описывают и эмоциональные состояния. Помимо ответа на вопрос: «Чем я отличаюсь от других», они также дают ответ на вопрос: «Как управлять собой, своими эмоциональными состояниями».
Отрывки из книги «Цза-цзу-ань»:
Умен. Тот, кто тверд в своих стремлениях, кто умеет хранить тайну, дружит с умными людьми, вовремя спохватывается.
Неразумно. Не объяснив в чем дело бранить, человека. Не зная сути дела, поступать как другие. Стараться выгадать на мелочах.
Из желания показать себя. Увидев у кого-то книгу, тут же выхватит ее и листает. Если двое дерутся, поддаст одному под бок. Если спорят – лезет судить, кто прав, кто неправ.
Заметим, что черта «из желания показать себя» у Теофраста описывалась как «тщеславие». А у основателя психоанализа Зигмунд Фрейда черта «из желания показать себя» или «из желания обратить на себя внимание» называется «истерия». Так у житейских терминов рано или поздно появляются свои научные аналоги.
Житейская психология часто использует метафорическое сравнение. Чтобы дать характеристику человеку его сравнивают с животным, растением, иногда предметом. А психоаналитик Фрейд скажет, что это элементарные проекции.
Рассмотрим метафоры из древнекитайской книги «Цза-цзу-ань»:
Очень напоминает столичный чиновник тыкву: растет незаметно и быстро. Уездный начальник – тигра: чуть шевельнется – жертвы. Монахиня – мышь: вечно прячется.
А не было ли тогда же попыток обобщить весь этот материал? Первая типология или классификация темпераментов (от слова «смесь», смешиваю в определённом соотношении) принадлежит уже не древнему греку, а древнему римлянину, основателю медицины - Гиппократу. Что интересно, Гиппократ основатель медицины, но не психологии. То, что сейчас мы вспомним из Гиппократа, не касалось психики, а термины сохранились и сегодня приобрели психологическое содержание. Гиппократ говорил о смешении жидкостей в теле человека, а поскольку был врач, то говорил не только о здоровых людях, но и о больных. Таких жидкостей четыре и их названия – кровь (сангва), слизь (флегма), желчь (холе) и чёрная желчь (меланхоле).
Кто-то может вспомнить, что гораздо более поздний ученик Гиппократа Гален дал психологическое определение темпераментам. Философ Кант взял эти четыре слова для обозначения простых темпераментов, он доказал, что темпераментов должно быть только четыре. Многие писатели дали нам характеристики типов темперамента.
В научной психологии основания для выделения типов изменились. Современный физиолог скажет, что темперамент основан на свойствах нервной системы. Но удивительно, что И.П. Павлов будет выделять свойства нервной системы, затем выделит типы нервной системы, типов окажется четыре, настанет пора их назвать и опять будут гиппократовские слова.
Типологию темпераментов построил Айзенк. Существуют опросники на типологию. После Второй мировой войны он изучал солдат невротиков с эмоциональными расстройствами. А затем расширил поле своего исследования и применял современную технику анализа индивидуальности – факторный анализ (это математическая техника, но придумал её психолог, а психофизиолог Айзенк эту технику использовал). Назначение техники: сначала существует много свойств (разнообразных способов поведения), а математическая процедура позволяет их обобщить, позволяет выделить фактор более общего порядка, свести частные проявления к общим. Айзенк 20 лет терпеливо изучал темпераменты своих испытуемых и пришёл к тому, что есть два фактора определяющих темперамент вообще. Мы встречались с этим уже у Феофраста и в «Цза-цзу-ань»: один фактор содержит два полюса (плюс и минус), двоичный или бинарный фактор. Умен, не умен, удовольствие, не удовольствие. У Айзенка первый фактор – эмоциональная устойчивость, а в противовес – неустойчивость (или нейротизм). Второй фактор – его название было известно задолго до Айзенка, название этому различию предложил Юнг - ученик и сотрудник Фрейда. В начале века Юнг пишет книгу «Психологические типы». Он обращается к истории философии, литературы, живописи, поэзии и замечает одну важную деталь – всегда люди выделялись парами: Платон и Аристотель, Гёте и Шиллер. Юнг замечает, что существует некоторая дополнительность в отношениях человека с миром: одна направленность на мир (вовне, к миру, к природе, к другим людям) – экстраверсия. И есть, напротив, направленность к себе (на себя, внутрь) – интроверсия. Это и есть второй фактор, который был выделен также и Айзенком: экстраверсия-интроверсия.
20 лет человек работал и получил в результате 4 типа темпераментов:
1. эмоционально устойчивый экстраверт - сангвиник,
2. эмоционально устойчивый интроверт – флегматик,
3. эмоционально неустойчивый экстраверт – холерик,
4. эмоционально неустойчивый интроверт – меланхолик.
По Айзенку вовсе не следует думать, что какой-то человек является только одним типом. Всегда есть определенный индивидуально-конкретный случай или портрет.
Крупным житейским психологом обязательно является каждый человек, создающий произведение искусства. И вот что интересно, крупные открытия в психологии сначала совершались в искусстве, а потом они как бы заново воссоздавались в науке.
Классикой мирового авангарда в нашем веке считается Джеймс Джойс с романом «Улисс». Роман удивителен тем, что это попытка записать внутреннюю речь человека (там даже несколько человек, хотя их не много) в течении одного дня. Человек что-то делает, встречается со своими друзьями и т.д. Постоянно описывается субъективный отчёт. Не интроспекция по Вундту, а что-то другое. Юнг в начеле 30-х по просьбе своих друзей-литераторов читает роман Джойса, вышедший в 1922 году. Юнг читает этот роман и находит у себя следующие переживания: «Это настолько скучный роман, скучный и кроме того задевающий мою эмоциональную сферу. Автор как бы задался целью меня разозлить!» В какой-то момент Юнг заснул, потом как опытный аналитик, проснувшись, посмотрел на каком месте заснул и сделал выводы. Когда он проснулся и был уже близок к тому, чтобы сделать вывод, он говорит: «Простите, но если надо мной так издеваются, я вообще-то говоря психиатр, я сейчас поставлю диагноз. Ещё немного и я автора назову больным шизофренией». Но что-то удержало его, и он сказал себе: «А вдруг этот роман мне непонятный является произведением искусства? Мне непонятно, но если это произведение искусства – мне запрещено ставить психиатрический диагноз, я должен сменить вопрос. Вопрос тогда вовсе не в том, кто написал Улисса, каков был его автор. Более важный вопрос в том, кто будет читателем Улисса, кому этот роман будет интересен». Улисс описал в начале века человека его конца. Юнг говорит: «В конце века появится читатель Улисса». Так совершилось психологическое открытие. Джойс предсказал облик (характер, менталитет) человека завтрашнего дня. Юнг говорит: «Джойса поймёт тот, кто сможет совместить в своём сознании позиции главного героя, сына, жены (все она представлены в романе своей внутренней речью) их разные миры, тому будет интересен роман». Он описал современных программистов. С психологической точки зрения это и есть те люди, которые в одном сознании могут совместить различные позиции, разные виртуальные реальности. На языке начала века – это были больные шизофренией. На языке конца века – люди с новым сознанием.