Психофизиологические характеристики ощущений
Человек рождается с готовым аппаратом для всех тех видов ощущений, что и у взрослого человека. В настоящее время экспериментально доказано, что уже в утробе матери он начинает отражать окружающий мир на уровне ощущений. Поэтому после рождения происходит лишь расширение диапазона ощущений. Особое влияние на качество ощущения оказывает работа физиологического аппарата, отвечающего за передачу того или иного вида ощущения.
Так интенсивность ощущения связана с порогом ощущения. Существует три вида порогов:
· нижний порог (или абсолютный) – представляет собой минимальную силу раздражителя, которая необходима для возникновения ощущения (например, для зрительного ощущения достаточно 2-3 квантов света, что соответствует свету от горящей свечи, находящейся на расстоянии 1 км от наблюдателя);
· верхний порог – максимальная сила раздражителя, которая еще вызывает ощущение данного качества, не переходя в болевое ощущение.
· различительный порог – минимальное изменение силы раздражителя, на которую реагирует орган ощущение в виде изменения последнего (например, различительный порог у музыкантов и людей, не занимающихся музыкой, имеет ярко выраженную разницу в величине различительного порога).
Вторая психофизиологическая характеристика ощущений – это адаптация. Она напрямую связана с изменением абсолютного порога и представляет собой изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя:
· если имеет место длительное воздействие раздражителя средней силы, то ощущение данной модальности может совсем исчезнуть (так мы перестаем слышать негромко тикающие часы и т.п.);
· при действии слабого раздражителя – повышается чувствительность (мы начинаем видеть через некоторое время после того, как вошли в полутемное помещение с солнечной улицы);
· в) при действии сильного раздражителя происходит «притупление» чувствительности органа, понижается чувствительность органа (повышает границу нижнего порога).
Третья особенность ощущений – это контраст. Представляет собой изменение интенсивности и качества ощущений данного вида под влиянием предыдущего или сопутствующего раздражителя (например, красный цвет земляники на зеленом фоне листьев ощущается как более насыщенный, чем при рассмотрении его на фоне таких же ягод).
Четвертая психофизиологическая характеристика ощущения носит название сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и/или упражнения (например, всегда отмечается улучшение звуковысотного слуха у детей, занимающихся музыкой).
И последняя, пятая, психофизиологическая характеристика - это синестезия. Синестезия представляет собой возникновение ощущения в органе, не испытывающем в данный момент непосредственного воздействия из внешней среды, ощущения под воздействием раздражителей на другой орган чувств. Она отличается от всех предыдущих большей индивидуализацией возникновения. Наиболее часто встречающаяся синестезия – зрительно-звуковая.
Таки образом, возникновение всякого ощущения связано с физиологическими возможностями того органа, через который поступает информация о свойствах внутреннего и внешнего мира.
Виды ощущений
Обычно на вопрос о том, какими видами ощущений вы обладаете, человек в первую очередь вспоминает 4-5 (чаще всего в этот список попадают зрение, слух, обоняние, вкус). На самом деле человеческий мир ощущений значительно богаче, что и лежит в основе того многообразия мироощущения, каким владеет человек.
Поэтому ученые разделяют все виды ощущения на три класса: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) интероцептивные (органические) ощущения, сигнализирующие об изменениях во внутренней среде организма;
3) проприоцептивные(кинестетические), отражающие движение и относительное положение тела в пространстве.
Экстероцептивные ощущения. Могут быть поделены (по Ч.Шеррингтону) на контактные и дистантные.
Контактные ощущения. Первыми мы рассмотрим тактильные ощущения.Они – основа построения образов других модальностей, фундамент познания человеком мира. Их еще называют осязательными, так как они лежат в основе особого вида восприятия – осязания. С помощью тактильных ощущений мы отражаем механические свойства поверхности (поверхность гладкая или шероховатая, мягкая или твердая, ребристая и т.п.). Они говорят о характере взаимодействия тела с этой поверхностью: прикосновение, давление трение и др. Отражается тактильными ощущениями и то место кожной поверхности, где происходит взаимодействие с внешним миром, поэтому тактильные ощущения – источник знания о так называемой «схеме тела».
Разновидностями кожной чувствительности являются температурные и болевыеощущения. Температурные ощущенияобеспечивают терморегуляцию организма. Кожные болевые ощущения связаны с нарушением целостности кожной поверхности (накололи палец, оцарапали локоть, поранили пятку, обжог кислотой руку и т.п.). Ощущения описываются как режущие, колющие и т.п.
В целом болевые ощущения выполняют две функции.
Во-первых, как и остальные ощущения, они передают информацию о механических, химических, электрических свойствах предметов окружающего мира. Во-вторых, болевое ощущение сигнализирует, что организм столкнулся с такими внешними раздражителями, которые ведут к разрушению организма, или угрожают этим разрушением.
Следующий блок экстероцептивных ощущений связан с оценкой химических свойств предметов внешнего мира. Их часто называют одним понятие хеморецепция, но включают они два вида ощущений: вкусовые и обонятельные.
Биологическая роль вкусовых ощущений – обеспечивает успешность пищевого обмена организма с внешней средой. Обычно различают четыре основных характеристики вкусовых ощущений: кислое, сладкое, горькое, соленое. Экспериментально выявлена зависимость интенсивности и качества вкусовых ощущений от состояния внутренней среды организма (например, повышение чувствительности к сладкому с ростом голодания).
Сложные вкусовые ощущения, которые могут давать достаточно полный образ целого предмета, возникают в результате взаимодействия с температурными, тактильными, кинестетическими ощущениями. Тогда мы имеем ощущение терпкого, вяжущего, острого, пряного и др.
Обонятельныеощущения, которые нам представляет слизистая носа, еще более сложны по своим описательным характеристикам, часто связанным с предыдущим опытом человека, его проживанием в определенной климатической зоне и его культурным окружением.
Дистантные ощущения. Два последних вида ощущений –зрительные и слуховые– занимают особое место в жизнедеятельности человека, так как с их помощью люди не только приспосабливаются к окружающему миру, но используют их для взаимодействия между собой, для передачи информации. Слуховые ощущения лежат в основе устной речи, а зрительные ощущения – в основе письменной.
Слуховые ощущения – высший анализатор звуковых волн, воздействующих на рецепторы дистантно. Наш слух отражает тоны и шумы. Обычно границы слуховых ощущений интенсивности звука определяются от 10 дб до 120 дб. После 120 децибел у человека слуховые ощущения переходят в болевые. В последнее время, в связи с бурным развитием технических средств, окружающих человека, чьи звуковые мощности могут наносить вред здоровью человека, проблема верхнего порога слуховых ощущений вышла за переделы узко профессиональных интересов психологов и физиологов.
Поле слуха больше, чем поле зрения. Звук мы слышим сверху-снизу-справа-слева-сзади-спереди. Такая пространственная универсальность получения звукового сигнала, а также изменяемость, временное непостоянство звуковой волны, могли оказаться главной причиной использования звука для передачи информации. Мир звуков для человека самый полигамный в сравнении с другими живыми существами. Только у человека существует тонкий фонематический слух, только человек различает так тонко музыкальные звуки.
С точки зрения сохранения сигнала и возможности возвращения к нему пальма первенства принадлежит, конечно, зрительным ощущениям.
Зрительные ощущения.Большое значение в эволюции высших животных сыграло не прямое приспособление к свету, а ориентация посредством света и цветоощущений в предметах окружающей среды, то есть наш глаз ощущает светлотность и цвет.
Видимый человеком спектр не велик по сравнению с существующим электромагнитным спектром. Однако, в этом диапазоне человек обладает уникальной способностью различать с помощью света мельчайшие свойства предметов окружающего мира.
Ведущая пространственная характеристика зрительного ощущения – поле зрения. Это пространство, которое может видеть неподвижный глаз, то есть фиксирующий в данный момент какой-либо предмет или точку. Границы поля зрения у конкретного человека не являются врожденными. Расширение границ – одна из задач развития ребенка, так как поле зрения одна из ведущих характеристик скорости чтения.
Следующей пространственной характеристикой зрительного ощущения является острота зрения, то есть разрешающая способность человеческого глаза. Он может обнаружить яркий свет, проходящий через отверстие d = 3-4 мк, и увидеть свет свечи в безлунную ночь на расстоянии 1,5 км.
Мы также обладаем цветочувствительностью. Цвет в жизнедеятельности человека обладает колоссальной информационной нагрузкой. Например, при определении качества продуктов питания одной из ведущих характеристик является цвет. Предварительная адаптация человека к красному цвету замедляет укачивание, а к синему – ускоряет его. Цвет играет важную роль в эмоциональной сфере человека. Житейский опыт и экспериментальные исследования показали, что одни цвета вызывают положительные эмоции, другие – отрицательные. Зеленый обычно относят к успокаивающим цветам, а красный – к возбуждающим.
Интероцептивные ощущения. Следующая большая группа ощущений объединяется тем, что они все возникают под влиянием раздражителей, действующихизнутри. Внутренняя среда организма становится внешним фактором, вызывающим то или иное ощущение. Частично они подобны ранее рассмотренным ощущениям, т.е. дают информацию о тех же качествах, которыми обладают и другие предметы внешнего мира. Речь идет о тактильных, температурных, болевых ощущениях. Кроме того, к этому классу ощущений относят, так называемую, барорецепцию (давление крови на стенки сосудов), которую в житейской психологии мы определяем термином «давление».
Проприоцептивные ощущения. Первым в этом классе ощущений можно назвать вестибулярные ощущения (еще их называют статико-динамическими). Возникают они в специальном органе – вестибулярном аппарате. Эти ощущения отражают две характеристики взаимоотношения тела и пространства - равновесие и ускорение. Вторым является кинестезия, или мышечно-суставные ощущения. Их основная функция – обеспечение нашему телу ориентации в пространстве. По кинестетическим ощущениям мы судим о работоспособности, точности наших движений. Источником этих ощущений является работающая мышца.
Завершают список данной группы ощущений вибрационные ощущения. Источником возникновения данного вида ощущений являются периодические изменения давления воздушной или другой среды. Иногда их называют «контактным слухом», ссылаясь на специфическое использование вибрационных ощущений слепоглухонемыми.
Восприятие
Восприятие – познавательный психический процесс, в результате которого у человека возникает целостный образ предмета или явления окружающего мира. Восприятие – это уже отражение предметов в полной совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие представляет собой более сложный по уровню познавательный процесс, в который ощущение входит как составная часть. Вторым компонентом восприятия является движение.
Более высокий уровень восприятия как познавательного процесса проявляется и в том, что в отличие от ощущения, восприятие может протекать не только непреднамеренно, под влиянием предметов внешнего мира, но и преднамеренно.
Также как и ощущение, восприятие имеет научный эквивалент – термин «перцепция».
Характеристики восприятия
У восприятия, появляются такие характеристики, которые вообще не были свойственны ощущению. Обычно выделяют четыре характеристики:
· Константность – диапазон неизменности образа предмета при изменении внешних условий протекания перцептивного процесса. Например, белая бумага воспринимается нами как таковая и при дневном свете, и при искусственном освещении. Видимая величина объектов воспринимается примерно одинаково при изменении удаленности от них;
· Предметность – структурной единице перцепции является образ отдельного предмета, в то время как для сенсорики таковым является отдельное свойство, качество предмета;
· Целостность– свойство воспринимать всякий объект как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в момент восприятия не могут быть наблюдаемы (например, мы не видим обратную сторону книги, заднюю стенку шкафа, но воспринимаем именно книгу, именно шкаф).
· Обобщенность – свойство перцепции, заключающееся в том, что данный объект воспринимается как представитель определенного класса объектов (цветы, окна, собаки и т.п.).
Особое место среди характеристик восприятия занимает апперцепция, представляющая влияние на образ восприятия прошлого опыта воспринимающего субъекта, его социально-культурного окружения, а также мышления, эмоционального состояния субъекта и т.п. факторов.
Виды восприятия
Существует две классификации видов восприятия. В основании первой, лежит тот орган чувств, который принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия. Это осязание, зрительное восприятие и слуховое восприятие. Вторая классификация основывается на информации, которая отражается через восприятие. В таком случае мы говорим о восприятии пространства, восприятии времени и об особом чисто человеческом виде восприятия – восприятии человека человеком.
Осязание.Осязание играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.
В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения. Но органом данного специфического вида восприятия является рука, причем активная, ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, позволяя человеку создавать целостный образ при последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета. Ощупывая, она воспроизводит форму предмета, как бы создает его слепок.
Исследователи выделили два вида ощупывающих движений: мелкие перемещения пальцев, которые мы используем, останавливаясь на наиболее информативных точках предмета; и крупные движения, позволяющие объединить отдельные признаки предмета, а также, выполняющие функцию проверки возникших предположений. В дальнейшем, при повторной работе с ранее исследованным предметом происходит процесс свертыва-
ния – остановка только на информативных точках.
Зрительное восприятиеобычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз.
Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит процесс зрительного восприятия, во время движения – обработка полученной информации. Очень часто глаз действует под влияние ранее выработанного стереотипа. Так, привыкнув «пробегать» текст, читатель с большим трудом справляемся с задачей глубинной проработки материала. Он опускает большие абзацы текста, даже не замечая этого, а позднее абсолютно искренне говорит, что данного материала в книге не было. Читатель другого типа, наоборот, прорабатывает каждый текст дотошно. Его глаз «отказывается» перепрыгнуть через строчку или абзац, и читающий тонет в деталях, которые в данный момент можно было бы опустить.
Слуховое восприятие.Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.
В отличие от животных, у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две объективные системы, которые имеют не биологическое, а социальное происхождение:
· фонематическая (или система звуковых кодов языка);
· ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов).
Решающая роль этих факторов приводит к тому, что, если ухо животного иногда обладает более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей сложностью, большим богатством и большей подвижностью звуковых кодов.
Слуховое восприятие, как и другие виды восприятия, представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторный компонент. Но в слуховом восприятии двигательный компонент отделен от слуховой системы, выделен в особую систему. Это пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха.
Восприятие пространства.Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предмета.
В восприятии отражаются следующие характеристики пространства:
· Рельефность (трехмерность, стереоскопичность). Это оказалось возможным благодаря тому, что работают в восприятии парные органы: два глаза, две руки, два уха;
· Форма предмета. Через восприятие, в отличие от ощущения, мы отражаем в предмете формообразующие свойства (угол или круг, впадина или выпуклость);
· Величина (размер). Перцептивный образ обладает возможностью воспроизводить натуральную величину объекта. Только в зрении и в осязании существует феномен воспроизведения в образе натуральной величины объекта безотносительно к размерам воспроизводящего этот образ органа чувств. Ограничения вытекают только из разрешающей способности органа: дотянется ли рука, впишется ли воспринимаемый предмет в границы поля зрения;
· Симультанность. В образе воспринимаемого предмета отражается его форма и размеры одновременно, хотя орган чувств получает информацию постепенно.
Восприятие времени.Оно представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Человек не так давно заинтересовался тем, как он воспринимает время, тогда как особенности восприятия предметов изучались с незапамятных времен. Трудно назвать причину. Но точность времени была мало актуальна даже в 17 веке. Пример тому – часы. Во дворце Меньшикова в Санкт-Петербурге находятся лучшие по тем временам часы английских мастеров, но у них есть только часовая стрелка. Минуты в те времена не считали. Сейчас же в очень многих видах деятельности и даже в быту человеку нужно знать не только секунды, но доли секунд.
Есть ли у человека «чувство времени», можно ли его развивать? Как подготовить себя к ведению совещаний, переговоров, чтобы «уложиться во времени»? Как распределить во времени свои силы, когда бежишь стометровку? Мишель Сифр, известный французский ученый, спелеолог, в своей книге «В безднах земли», описывает несколько экспериментов по проверке наличия у человека «внутренних часов», когда ритмы внешнего мира перестают влиять на нас. В результате им и его коллегами было открыто явление, которое они назвали двухсуточным ритмом, то есть продолжительностью около 48 часов. Хотя последующие эксперименты показали, что некоторые испытуемые сохраняют почти привычный ритм жизни (в пределах 28 часов). Однако все отмечали, что время бежит быстрее, чем они предполагали.
Таким образом, можно говорить о наличии у каждого человека своих внутренних часов, которые не всегда совпадают с суточным ритмом Земли, и для восприятия этого ритма человек пользуется дополнительными внешними признаками и, соответственно, разными анализаторами.