Различие живой и неживой материи

Существуют несколько признаков, по которым можно всегда отличить неживую и живую материю.

Во-первых, живые системы вторичны по отношению к неживым (первым доказательством был проведенные химиками синтез мочевины, т.е. конечного продукта белкового обмена человека и позвоночных животных, из неорганических соединений). Во-вторых, живой организм в своем движении (в общефилософском смысле) использует внутреннюю энергию распада белка (его соединений). Следовательно, живой организм действует, «движется» без воздействия других тел. Но ему при этом необходима пища, а уж из нее он получает белок, который использует как энергию.

В-третьих, живой организм все время обновляется. Неживая система в этом смысле стабильна.

В-четвертых, взаимодействуя с пищей, живой организм восстанавливает прежнюю структуру. Неживая система при взаимодействии обязательно подвергается разрушению, уничтожению, или происходит изменение его агрегатного состояния.

Причины возникновения психического отражения

Отличия живой и неживой систем, с закономерной необходимостью, ведут к специфике отражения каждой из них окружающего мира.

Действительно, живой организм должен избирательно относиться к окружающему миру: вокруг него находится то, что может быть пищей, то, что не нужно, и – опасное, ядовитое. Чтобы в этой ситуации выбора верно ориентироваться, у живых систем, в отличие от неживых, появилось новое, специфическое отражение.

Эволюционные стадии развития психики

Допсихическое отражение

v Стадия 1.

· Раздражимость –способность живого организма отвечать активной реакцией при воздействии жизненно важного вещества (то есть питательного вещества и других необходимых явлений для поддержания жизнедеятельности). Это свойство присуще всей живой материи. В ответ на воздействие жизненно важного вещества в организме происходят физиологические изменения – это и есть активная реакция организма. Значит раздражимость – это опознание жизненно важного явления. Но если в неживой материи отображение свойства вступившего в контакт предмета – уже результат этого взаимодействия, то у живой материи – это начало деятельности.

Итак, раздражимость живой материи – активная реакция организма, необходимая для поддержания его жизнедеятельности.

В чем специфика развития простейших и растений?

- корм для них (например, солнечный свет, или углекислый газ) пока имеется в достаточном количестве;

- их пища не носит предметного, вещного характера. Весь мир для них похож на однородный, гомогенный кисель.

· Чувствительность –ответная реакция на побочные действия, свойства жизненно важного для организма вещества. Ее иногда называют зачатком психического отражения.

Эта способность реагировать на побочные свойства позволяет выживать живому организму. Сущность чувствительности можно изобразить как сигнальность, то есть этот организм обладает предварительной ориентировкой в свойствах предмета. Если цвет, форма, вкус, запах, освещенность и т.д. являются сигналами для начала или окончания деятельности, то в данном случае есть зачатки психического.

· Психическое отражение. Психическое отражение характерно только для тех животных, которые ведут активную подвижную жизнь в сложно расчлененной среде. К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится постоянно и активно приспосабливать свое поведение, а это, в свою очередь, требует вспомогательного аппарата поведения – психической деятельности.

v Стадия 2. Психика животного

Первые формы психического – это отражение отдельных физических свойств предметов (упругость, шероховатость). Затем принимаются химические свойства, такие как запах, вкус. Значительно позднее формируется как самостоятельное отражение света и цвета, а также отражение формы предмета. Поэтому в эволюционном развитии психического отражения выделяются следующие подстадии:

· Сенсорная психика –отражение отдельных свойств внешнего мира или их совокупности в форме отдельных элементарных ощущений;

· Перцептивная психика.Эта стадия характеризуется способностью животных отражать внешнюю объективную действительность в форме отражения предметов, вещей;

· Интеллект («ручное мышление»).Наиболее высокоорганизованные высшие животные (приматы) поднимаются на еще более высокую стадию развития. Ее обычно называют либо интеллектом, либо «ручным мышлением». Хотя при сравнении с интеллектом человека, стоило бы взять понятие интеллекта у животного в кавычки.

У животного имеет место как бы внезапное «озарение», внезапное нахождение животным способа решения задачи. Келер, будучи представителем гештальтпсихологии, объясняет этот факт тем, что человекоподобные обезьяны обладают способностью соотносить в восприятии отдельные выделяемые вещи друг с другом так, что эти вещи воспринимаются как образующие единую «целостную ситуацию». Принцип, который лежит в основе создания такой «целостной ситуации», определяется как «принцип структурности», который лежит не только в основе психики животных и человека, но и в основе всего физического мира.

В более поздних работах психологов появились попытки объяснить интеллектуальное поведение приматов как применение в новых условиях филогенетически выработанного способа действия. В естественных условиях существования обезьянам довольно часто приходится выполнять действия с применением палки для добывания пищи. Отличие переноса способа действия, по сравнению с переносом операций, который наблюдается у животных на перцептивном уровне развития психики, у обезьян заключается лишь в том, что происходит у них в более широких границах.

В ходе экспериментов было обнаружено, что приматы могут решать так называемые «двухфазные задачи»: сначала найти предмет, «орудие», с помощью которого можно решить непосредственную задачу – добывание пищу. Обезьяны могут решить задачу разными способами. Они могут отделить операцию от предмета, с которым манипулируют.

Следовательно, специфика третьей, высшей у животных стадии развития психики, заключается в том, что происходит усложнение в строении их деятельности. Ранее слитая деятельность дифференцируется на 2 фазы: фазу подготовки и фазу осуществления. Первая фаза и есть характерная черта интеллектуального поведения животных. Животное не просто пробует движения, а пробует различные, ранее выработавшиеся способы, операции.

v Стадия 3. Психика человека

· Сознание.Предысторию человеческого сознания составляет длительный и сложный процесс развития психики животных. Каждая новая ступень психического развития связана с изменением внешних условий существования животных. Как мы рассмотрели выше, выход из «бульонной среды» амебы к вещно оформленной среде привел к возникновению сенсорной психики, с помощью которой животное отражает отдельные свойства среды. Затем, возникает перцептивная психика, как психическое отражение животными целостных вещей. Затем все более усложняющиеся отношения с окружающим миром потребовали развития такого чувственного восприятия животными, которое направлено на выявление объективных соотношений вещей уже в виде определенных предметных «ситуаций».

В чем же различие психики животных и человека?

1. Первое различие касается форм деятельности. Деятельность животного является «природно-биологической». Деятельность животного возникает лишь по отношению к предмету жизненной, биологической потребности, или к предметам, которые включены в ситуацию удовлетворения этой биологической потребности. Поэтому и мир животные воспринимают в узких рамках их инстинктивных отношений.

2. Отношения животного к предмету никогда не существуют сами по себе, они всегда выступают неотделимо от инстинктивной потребности. Человек, вступая в те или иные отношения с предметом, отличает, с одной стороны, объективный предмет своего отношения, с другой – само свое отношение к этому предмету.

3. Отношения животных к себе подобным также резко отличаются от подобных отношений в человечком сообществе. Отношения животных ничем принципиально не отличаются от их отношений к другим внешним объектам: носят инстинктивный биологический характер (хотя мы порой и умиляемся тому, как заботятся о своем потомстве одни животные, и отрицательно относимся к «кукушкам» среди животных – все это инстинктивное поведение, а не «отношение» животного тому, что он делает).

4. Особой является и «речь» животных. Она, по внутренней сути, в корне отличается от речи человека. Животное отвечает не на то, что объективно отражает данный голосовой сигнал, а на сам сигнал как имеющий для него определенный биологический смысл. В то время как человек не только выражает в речи некоторое объективное содержание, но и отвечает на обращенную к нему в речи реальность, а не на речь, как на простой звук.

Таким образом, сознание человека представляет собой новую форму психического отражения действительности. Она приобретает принципиально новые черты, так как в целом человеческое развитие начинает подчиняться другим законам.

На уровне сознания мы отделяем предмет отражения от своих наличных отношений к этому предмету. Происходит отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства действительности. По мнению А.Н.Леонтьева «в сознании образ действительности не сливается с переживаниями субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту…». Человек разделяет в сознании предмет и свои переживания по поводу предмета, что ведет к осознают наличия иного мира – внутреннего. «Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения» (Там же, с.263).

· Личность. На основе наличия внутреннего мира появляется новая стадия психического отражения – личность, как система отражения внутренней реальности и реальности отношений между субъектами. Понятие личности и сама категория «личность» может анализироваться с разных позиций. Нас, в русле рассмотрения проблемы усложнения и качественного изменения психического отражения, интересует именно личностное отражение мира, личность как элемент в структуре психического отражения.

Контрольные вопросы к теме №2

1. Изложите суть понятия «психика».

2. Дайте характеристику основным этапам развития психики.

3. Какие вы знаете основные функции психики?

4. Что такое инстинктивное поведение животных?

5. Объясните суть понятия «сознание».


Наши рекомендации