Бизнес как системное явление
Для проведения психологических исследований бизнеса важно опираться на основополагающие принципы психологи- ческой науки, среди которых особое место отводится принципу системности.
Согласно этому принципу бизнес представляет собой системное явление, т.е. может рассматриваться как некоторая целостность, имеющая свою специфическую функцию, отличную от функции составляющих ее элементов. В связи с этим встают сразу несколько вопросов: что входит в структуру бизнеса? каково предназначение отдельных компонентов и бизнеса в целом? в чем заключается основная функция бизнеса как целостного явления? Но сама структура бизнеса - предмет специального анализа. Трудности изучения структуры бизнеса связаны с многоплановостью этого явления, а также с тем, что в таком ракурсе бизнес вообще не рассматривался исследователями. В то же время системный характер бизнеса подчеркивается как представителями психологической науки, так и самими бизнесменами.
Говоря о психологической структуре бизнеса, необходимо учитывать сложившиеся представления о структуре явлений. Обратимся к словарю «Психология» (1992). Под структурой подразумевается совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе (с. 387). Важно подчеркнуть, что представление о структуре проводится на основе принципа системности, т.е. психическое явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре (с. 363). Конфигурация и характер связей внутри системы и являются ее структурой, остающейся неизменной при изменениях (в определенных пределах) системы, например при изменении состава элементов (с. 387).
Структура - это не просто единство целого, связей подструктур с целым, а многоэтажная пирамида, каждый этаж которой является одновременно основанием для следующего и немыслим без него, хотя автор предполагает и наличие других конструкций. Согласно Философскому словарю структура (от лат. structura - строение, расположение, порядок) понимается как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; основная характеристика системы, ее инвариантный аспект. Поэтому при анализе структуры практически неизбежно обращение к понятию системы, что делает еще более сложным изучение психологической структуры социальной идентичности.
Проблема понятия системы заключается в том, что оно имеет многочисленные толкования в различных научных направлениях. Например, в работе В. Н. Садовского приводится более 30 определений системы, которые используются в различных областях науки и практики. Поэтому очень важно при планировании психологического исследования бизнеса очертить границы изучаемого явления.
В современных исследованиях широко используется понятие системы, разработанное в рамках концепции системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова. Согласно этой концепции система - это структура, рассматриваемая в отношении определенной функции и отвечающая следующим критериям:
1) нечто целостное, отличное от окружающей среды;
2) целостность носит функциональный характер;
3) целостность, дифференцируемая на конечное множество взаимосвязанных элементов, обладающих качественно-количественной определенностью;
4) отдельные элементы взаимодействуют в соответствии с общей целью и назначением системы;
5) свойства системы не сводятся к свойствам образующих ее компонентов;
6) система находится в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой;
7) система изменяет характер функционирования в зависимости от информации о полученных результатах;
8) системы обладают свойствами адаптивности.
В литературе можно встретить понятия «система», «функциональная система», динамическая система» и т.д. В концепции В. Д. Шадрикова понятия «система» и «функциональная система» являются синонимами, поскольку система всегда носит функциональный характер. «Динамическая система» - это система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связи между ними при сохранении функции (Шадриков, 2007). Поэтому, когда говорят о структуре, то обычно имеют в виду некоторую целостность, элементы которой связаны друг с другом определенным образом, при этом важны и связи, и особенности (свойства) последних. Система - это структура, но более совершенная, настроенная на достижение определенной цели, при этом успешность достижения цели функционирования системы определяется не столько свойствами отдельных ее компонентов, сколько характером их взаимосвязей и взаимовлияний. Чем совершеннее организация элементов, тем теснее их взаимосвязи, тем эффективнее работает система. Любая система - это структура, но не каждая структура обладает признаками системы. На ран- них этапах системогенеза объект выступает лишь как структура и только в процессе функционирования и развития при- обретает системные свойства. Один и тот же результат может быть получен в результате функционирования разных по структурным характеристикам систем; одни и те же элементы могут образовывать разные по целевому назначению системы.
Процесс развития системы рассматривается как системогенез и означает формирование компонентного состава, установление и совершенствование взаимосвязи элементов, их развитие, т.е. оптимизацию исходной структуры в соответствии с назначением (целями и функциями) системы (Шадриков, 2007). Поскольку компоненты, или элементы, структуры, системы - это условно неделимые и относительно сопоставимые ее части, то компонентный анализ структуры, системы представляет собой определение совокупности элементов, образующих структуру, систему. Функция элемента (системы, структуры) -продуцирование определенного результата. Следовательно, структурно-функциональный анализ — это определение значимых связей элементов структуры и их функционального значения в плане обеспечения достижения цели.
Эти представления о системе и структуре явления дополняются идеями, которые разрабатываются в рамках конструктивного альтернативизма Дж. Келли, в частности, предполагается, что любая психологическая система имеет определенный диапазон пригодности и фокус пригодности. Внутри событий- ной области системы есть подобласть проблем, где эта система имеет тенденцию работать лучше всего. Каждый человек создает свои собственные способы видения и понимания мира, в котором он живет, социальных взаимоотношений и взаимозависимостей. Согласно этому видению он строит конструкты и применяет их к сложившимся социальным отношениям. Время от времени его конструкты организуются в системы - группы конструктов, по Келли, объединяемые субординатными и суперординатными отношениями. Поэтому одни и те же представления о себе могут часто рассматриваться в свете двух или более систем, которые имеют специфический фокус и ограниченный диапазон пригодности.
Опираясь на выделенные подходы, можно сказать, что бизнес - это сложно организованная, структурированная, целенаправленная система, которая имеет специфический фокус пригодности - создание продуктов и услуг с новыми свойствами, востребованных обществом.
• Бизнес - это сложно организованная система, направленная на создание и реализацию продуктов и услуг с новыми свойствами, востребованных обществом или отдельными группами людей.
Что же является функцией бизнеса? Основная функция - это получение прибыли. Но было бы неправильно остановиться только на таком упрощенном понимании функции бизнеса, который является сложно организованной деятельностью и захватывает умы многих интересных, активных и очень творческих людей. С психологической точки зрения мы видим основную функцию бизнеса в создании и реализации продуктов и услуг с новыми свойствами, востребованными обществом, группами или отдельными гражданами. Такое концептуальное понимание функции бизнеса помогает операционализировать психологическую практику работы с представителями бизнес-организаций через подбор процедур диагностики, консультирования и обучения персонала, направленных на развитие бизнеса и в конечном итоге получение прибыли.
• Основная функция бизнеса — создание и реализация продуктов и услуг с новыми свойствами, востребованными обществом.
Вопрос о системном характере бизнеса предполагает выделение его основных структурных компонентов и свойств. Рассмотрим примеры описания основных свойств бизнеса как системы, в соответствии с выделенными ранее подходами к описанию участников бизнеса: социально-экономическому и социально-психологическому.
Социально-экономический путь анализа бизнеса предложен в работе А. И. Самоукина и Н. В. Самоукиной: целесообразность, целостность, противоречивость и активность (Самоукин, Самоукина, 2011). Эти свойства хорошо согласуются с приведенными выше представлениями о системах и структурах явлений. Целесообразность означает, что бизнес любому элементу внутри него придает рациональную направленность на объединяющее эти элементы начало — получение дохода, прибыли. Высшие цели бизнеса обычно выводят из требований так называемого закона свободной конкуренции. Высшие цели, в свою очередь, подразделяются на более конкретные цели, выступающие средствами получения первых. Так, например, если высшей целью фирмы является получение прибыли, то для ее реализации нужно развивать технологию. Тогда эта цель технологического развития фирмы становится средством для получения прибыли.
Целостность означает, что бизнес пронизывает все сферы, секторы, территории и элементы экономики в той мере, в какой это необходимо для полной реализации его высшей цели - увеличения прибыли и доходов. Иначе говоря, бизнес должен свободно проникать в те сферы, которые для него являются жизнеобеспечивающими в данных конкретных условиях. Запреты и ограничения на деятельность предпринимателей должны быть сведены до разумного уровня. Бизнес нельзя представить без своей среды и своих главных атрибутов: конкуренции, инфраструктуры (бирж, банков, информационных систем, акционерных обществ, фирм, консалтинговых и аудиторских компаний и др.), менеджмента, маркетинга, финансовой системы, права.
Противоречивость означает, что бизнес должен быть словно соткан из противоречий, ибо они - источник всякого развития. В бизнесе можно наблюдать множество противоречий: между предпринимателями и наемными работниками, потребителями и производителями, предпринимателями и профсоюзами или органами государственной власти. В нормальных условиях все эти противоречия служат источниками развития бизнеса, укрепления и упрочения его целостности. Однако в конфликтных ситуациях, которые выходят из-под разумного общественного контроля, возможны и известны полные исторического драматизма события, не только не укрепляющие, а наоборот, значительно ослабляющие систему бизнеса. Это социально-политические перевороты, гражданские войны, национальные, религиозные потрясения. Они приводят порой к полной утрате основополагающих начал бизнеса: частной собственности, конкуренции и экономической свободы гражданина. Сущность бизнеса заключается в деятельности свободного человека, полновластно распоряжающегося своей собственностью, развивающего свое дело на основе конкуренции с другими его контр- агентами (контрагент - каждая из сторон в договоре по отношению друг к другу) и в конечном счете получающего прибыль по праву, труду, способностям и удаче.
Активность означает, что бизнес - явление социальное, тесно связанное с социальными системами, деятельностью людей. В идеале - каждый из предпринимателей должен свободно и на правовой основе выбирать свое дело, не нанося противоправного ущерба другим людям, не мешая им развивать инициативу и свой бизнес. Разумная активность деловых людей реализуется обычно в богатстве индивидуумов и общества, раз- мерах валового национального продукта страны, республики (валовой национальный продукт республики — общий объем конечных товаров и услуг в денежном выражении, созданных как внутри республики, так и за ее пределами отечественными предприятиями), уровне жизни граждан, экономической мощи государства, привлекательности той или иной страны для проживания в ней и т.п.
Это свойства модели бизнеса, понимаемого в идеале. На практике бизнес - это не только розы, но и шипы. Официальному, разрешенному законом бизнесу, противостоит теневой. В случае грамотного подхода к развитию сферы бизнеса в составе теневого бизнеса обычно остается торговля наркотиками, оружием и другие сферы, запрещенные государством или находящиеся в его исключительной монополии. С теневым бизнесом ведется борьба во всех развитых странах мира.
Психологу, работающему в сфере бизнеса, важно понимать, что существует определенная взаимосвязь общественного регулирования и конкретной деятельности бизнесмена. Общество должно предоставить любому человеку право и возможность стать бизнесменом, предпринимателем. Но оно обязано и предупреждать либо свертывать те сферы негласного предпринимательства, которые наносят гражданам социальный ущерб. Поэтому активность бизнеса предполагает наличие определенных правил игры.
Современный бизнес - это не просто система, обладающая необходимыми признаками. Бизнес - это и внутренне регулируемая или саморегулирующаяся система. Предприниматели заинтересованы не только в свободном соперничестве друг с другом, но и в согласовании отдельных сторон своего рыночного поведения. Современное высокоразвитое производство за отдельные ошибочные шаги в бизнесе платит дорогую цену: банкротство даже среднего по размерам предприятия означает сотни уволенных рабочих, потери миллионных капиталов, невыполнение договорных партнерских обязательств, приводящее к остановке смежных производств и другим отрицательным последствиям. Если цепь таких неблагоприятных событий сомкнется в единое целое, то это означает кризис разрушительной силы, когда экономические потери превышают выгоды от предпринимательства. Западный мир уже давно усвоил это, ибо сильнейшим уроком такого рода был экономический кризис 1929—1933 гг. Тогда потрясения экономик западных стран были столь велики, что безработица и инфляция поставили под сомнение саму целесообразность и сохранение бизнеса как системы. Это в совокупности с другими факторами породило в конечном счете тягу к национал-социализму, тотальному централизованному планированию в бывшем СССР, а также довольно сильную критику западных ценностей рынка. Как известно, разрушение рынка в конце концов ни к чему хорошему не привело ни в одной из сделавших это стран. В то же время многие государства Запада пришли к выводу, что бизнес надо не свертывать, а регулировать, помогая ему реализовать все то, за что он и считается социально ценным явлением.
Современные западные экономики можно характеризовать как регулируемые. Поэтому законодательные основы регулирования сферы бизнеса устанавливают правила игры или поведения бизнесменов, работников и государства в системе отношений рыночного типа. Правила игры являются основой выработки социального консенсуса трех ведущих сил: работодателей, профсоюзов и государства. Под консенсусом здесь пони- мается форма выражения компромисса различных социальных сил на общегосударственном и межгосударственном уровнях.
Государственные институты (органы, комитеты, комиссии парламента) выступают в развитых государствах своего рода арбитрами при обострении конфликтов между предпринимателями и работниками. Правила игры в бизнесе направлены на противодействие монополизации экономики, недобросовестной конкуренции со стороны:
1) предпринимателей,
2) предприятий и организаций государственного сектора экономики,
3) работников, объединенных профсоюзами. Противодействие оказывается тем фирмам, которые пытаются навязать свои предпринимательские интересы другой стороне, снижая при этом общую эффективность бизнеса в отрасли или экономике в целом. Точно так же противодействие оказывается и тем требованиям незанятой части населения (безработным) и профсоюзов, которые через свои общественно организованные действия (забастовки, пикетирование, предупредительные митинги и др.) требуют от фирм и государства решений, резко снижающих общую эффективность национальной экономики. Ведь в результате выполнения требований работников, как правило, сама проблема не решается, а еще больше обостряется.
Правила игры в бизнесе поддерживаются арбитражными функциями государства. Государственный арбитраж - это форма законодательного регулирования сферы взаимодействия предпринимателей, работников и государства на основе правовых актов, принятых в парламенте страны, республики, в выборных органах местной власти представителями основных социальных сил общества (Самоукин, Самоукина, 2011).
Что включают в себя правила игры? Прежде всего, это разнообразные регламентации государства в области цен, налогов, тарифов, процентов за кредиты, государственных заказов, ценных бумаг, имущественных прав и ответственности, мер административного воздействия против развития монополии и недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция - это и действия участников бизнеса с использованием недозволенных приемов, направленные против конкурентов: например распространение ложных или неточных сведений о конкуренте, и реклама товара, не отвечающего требованиям качества и т.д. В качестве примера можно указать на совершенствование законодательства Российской Федерации, в частности принятие Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Отметим также, что само стремление государства проникнуть в сферу рынка существует ровно столько, сколько и сам рынок. Например, регулирование торговли было предусмотрено еще в Римском праве. Предписания в области рыночных сделок можно обнаружить в древнеегипетских папирусах и даже шумерских табличках. В средневековый период государство поддерживало различные виды ремесленно-цеховых монополий. В настоящее время законодательная регламентация монополии и конкуренции в бизнесе проводится во всех странах с рыночной экономикой.