Зарубежная психология второй половины

ХХ ВЕКА

1. Гуманистическая психология. Психология индивидуальности Г. Оллпорта. Теория самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса. Взаимовлияние психотерапии и психологической практики. Логотерапия В. Франкла. Экзистенциальная психология.

2. Когнитивная психология. Работы Дж. Миллера и У. Найссера.

3. Трансперсональная психология. Работы С. Грофа и К. Уилбера.

ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

  1. И.М. Сеченов и становление научной психологии в России.
  1. Основные направления развития психологии в России во второй половине XIX - начале XX века. Значение научной деятельности отечественных физиологов и психиатров (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов и др.) для развития психологии. Вклад М.М. Троицкого, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаева, Г.И. Челпанова, А.Ф. Лазурского и других в развитие отечественной психологии.
  2. Поведенческие направления (рефлексология, реактология). Развитие прикладных исследований. Педология и психотехника, их судьба. Значение работ психологов во время Великой отечественной войны.
  1. Развитие отечественной психологии в 60-90-е годы. Развитие теоретической и прикладной психологии, создание новых отраслей психологии и системы подготовки психологов. Развитие практической психологии в 80-90-е годы.
  1. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
  1. Становление деятельностного подхода. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна.
  1. Учение о деятельности А.Н. Леонтьева.
  1. Нейропсихология А.Р. Лурия.
  1. Теория формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Теория установки Д.Н. Узнадзе.
  1. Развитие психологической теории в трудах Б.Г. Ананьева.
  1. Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина в области дифференциальной психофизиологии.
  1. Психология отношений В.М. Мясищева.
  1. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Вклад Н.А. Бернштейна, С.В. Кравкова, А.А. Ухтомского, А.А. Смирнова, Б.В. Зейгарник, Б.Ф. Ломова, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других в отечественную психологию.
  1. Значение работы философов М.М. Бахтина, Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашвили для развития психологии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ

№ п/п Номер раздела Количество часов Тема практического занятия
1,2 Психологическая мысль в странах Древнего Востока
Психологические учения Античности
Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения
Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании XVII века
Развитие философско-психологических взглядов в XVIII-XIX веках
  7, 8, 9 Переход психологии на самостоятельный путь развития. Первые экспериментальные и прикладные исследования. Первые научные направление в экспериментальной психологии
  7.1     7.2     7.3 6, из них         Зарубежная психология первой половины ХХ века:
  • кризис вундтовской парадигмы и возникновение психологических школ,
  • психологические школы XX в. Глубинная психология. Французская социологическая школа,
  • психологические школы XX века. Гештальтпсихология. Понимающая психология В. Дильтея
  • Зарубежная психология второй половины ХХ века.
    9.1     9.2   9.3     8, из них         Важнейшие тенденции развития отечественной психологии:
  • психологическая мысль России периода Просвещения и в первой половине XIX века,
  • возникновение психологии как самостоятельной науки в России,
  • основные направления развития психологии в России во второй половине XIX и в XX веках

Практические (семинарские) занятия

Психологическая мысль в странах Древнего Востока

1. Элементы естественнонаучных представлений об организме и его функциях в восточной медицине и их значение для понимания психики.

2. Психологические учения основных философских и религиозных школ Древней Индии и Китая.

3. Проблема преемственности в развитии психологических знаний в странах Древнего Востока и Запада.

Литература основная

Абаев Н.Б. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989.

Беттани Д. Великие религии Востока. Т. 2. М.: Наука, 1997.

Буддизм: Культурно-психологические традиции народов Востока / Под ред. Н.В. Абаева. Новосибирск: Наука, 1990.

БХАГАВАД-ГИТА: (как она есть). Вильнюс: Литуанус, 1990.

Грановская Р.М. Психология веры. – СПб.: «Речь», 2004.

Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1986.

Проблема человека в традиционных китайских учениях / Под ред. Т.И. Григорьева. М.: Наука, 1983.

Религии мира / Под ред. Я.Н. Щапова. М.: Просвещение, 1994.

Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб., 2001. Гл. 15, 16.

Литература дополнительная

Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990.

Боги, брахманы, люди (четыре тысячи лет индуизма). М.: Наука, 1969.

Бог – Человек – Общество в традиционных культурах Востока. М.: Наука, 1969.

Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. СПб, 1994.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970.

Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. М.: Наука, 1977.

Дайсэцу Судзуки. Две лекции о Дзен-буддизме // Ин. лит. № 1, 1991.

Конфуцианство в Китае. М., 1982.

Крывелев И.А. История религии. В 2-х т.т. М.: Мысль, 1975, 1976.

Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986.

Фромм Э., Юнг К.Г и др. Что такое Дзен? Паломничество в страну Востока / Психоанализ и дзен-буддизм. Киев: Инициатива, 1994.

Чаттерджи С., Дата Д. Введение в индийскую философию. М.: Ин. Лит., 1955.

Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. 1. СПб.: АСТА-ПРЕСС, 1995.

Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988.

Энциклопедия истории психологии. - М. 2001.

Наши рекомендации