Вопрос № 3 .Слушание публичного выступления.
& При слушании выступления необходимо более четко определить для себя ту цель,с которой вы будете слушать. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в соответствии с принципами его эффективности.
Принципы эффективного слушания основываются на готовности и желании слушать.На отношение слушателя могут влиять его знания и опыт по обсуждаемому вопросу.
Образованный человекобычно более внимателен, чем необразованный. Малообразованные люди становятся пассивными слушателями, так как у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора. Им трудно понимать речь, они перестают слушать или слушают наполовину.
Хороший слушатель постоянно ищет ценное в сообщении.Даже если он считает способ исполнения плохим, а предмет глупым, он должен стараться понять и отказаться от критики недостатков выступающего.
@ В качестве вспомогательных средств,улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие:
1) умение концентрироваться;
2) умение анализировать содержание;
3) умение слушать критически;
4) умение конспектировать. Рассмотрим перечисленные умения.
Умение концентрироваться.
Концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Концентрация требует определенных усилий. Слушатель способен понимать речь быстрее, чем говорит оратор. Это преимущество во времени должно быть использовано им, чтобы продумать, взвесить и резюмировать то, что говорит оратор. Если вы тратите свое время, думая о другом, мечтая или решая личные проблемы, концентрация становится невозможной. Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи. Надо стараться игнорировать отвлекающие факторы. Другими словами, умение концентрироваться — основное условие эффективного слушания. Оно предполагает серьезное отношение к слушанию, желание работать над улучшением навыков и постоянное внимание к говорящему. Следовательно, концентрация — это не пассивный, а активный творческий процесс, требующий больших усилий.
2. Умение анализировать содержание.
Слушать публичные речи очень сложно, потому что они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями речи. В ситуации беседы слушать легче, так как всегда можно переспросить собеседника. Знание процесса создания и композиции речи может помочь при развитии навыков слушания.
С самого начала важно определить цель выступления оратора, выделить основную тему, понятия. Поняв главные идеи, слушатель будет знать, что искать в речи. Необходимо отмечать, как приводятся доказательства, формы иллюстрирования: примеры, аналогия, статистика, цитирование и т.д. Полезно фиксировать, как оратор в заключение резюмирует свои идеи и связывает их с главной темой.
Умение слушать критически.
Критическое слушание предполагает связывание того, что говорит выступающий, со своим собственным опытом, резюмирование и систематизацию услышанного, анализ и оценку. Анализируя идеи говорящего, необходимо возвращаться к отправной точке выступления, проверять адекватность доказательств, весомость аргументации.
Умение конспектировать.
Если вы слушаете учебную лекцию с целью получения фактов, для анализа и оценки содержания, то необходимо сделать записи. Запись помогает сконцентрироваться при слушании, дает материал для обзора и возможность возвращения к услышанному. Развитию навыков конспектирования способствует соблюдение принципов рациональности. Основная ошибка, которую допускают многие при конспек тировании устной речи, состоит в стремлении подробно записать слова лектора. Этого делать не следует, так как при этом теряется нить рассуждений и возможны пропуски. Кроме того, человек тратит силы на подробную запись (а скорость письма значительно меньше скорости речи — в среднем 60 знаков в минуту), поэтому ему некогда думать над содержанием лекции. В конспекте появляются недописанные слова и фразы, которые с точки зрения их полезности нельзя сравнить с грамотными сокращениями.
@ Основное правило, которое рекомендуется соблюдать при конспектировании, заключается в следующем: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязные, обрывочные фрагменты.
Конспект устного выступления (лекции) должен представлять собой расширенный план, отражающий его структуру и основные положения, содержащий конкретные примеры и цитаты.
@ При конспектировании устного выступления рекомендуется придерживаться следующих общих принципов:
1. Используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше, и упрощенную форму структурирования текста, которая включает короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные слова. Записи должны быть понятными для вас.
2. Делайте короткие записи. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал. Помечайте, как оратор делает переходы, как повторяет свои идеи, резюмирует.
3. Используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы — для сокращения слов. Постарайтесь свести время на запись к минимуму.
4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. Тогда, если позже вы захотите их прочесть, вы сможете их расшифровать, записав подробно.
5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут быстро освежить содержание написанного, найти нужные места и т.п.
6. Периодически просматривайте записи.
В процессе учебы — несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно. В целом, чтобы научиться слушать эффективно, необходимо отметить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании устного выступления, а также иметь желание слушать, то есть настроить себя на восприятие информации. Слушайте с интересом — это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.
Вопрос № 4. Ведение беседы.
Ü Беседа — способ межличностной коммуникации. Это направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, последовательный взаимообмен мыслями, чувствами двух и более людей.
@ Данное определение выделяет несколько ключевых черт.
• Беседа направляется участниками, которые сами определяют, кто будет говорить, каковы тема, порядок и продолжительность выступлений.
• Беседа предполагает взаимодействие, следовательно, как минимум два человека говорят и слушают.
• Беседа предполагает экспромт, то есть участники не выучили наизусть то, о чем будут говорить.
• Беседа организована во времени и имеет начало, середину и конец.
@ Если люди удовлетворены разговором, они с удовольствием будут продолжать общение и в следующий раз. Если результат беседы был неудовлетворительным, то люди склонны избегать друг друга и не тратить время и силы на последующие попытки развить отношения.
@ Выделяют два типа бесед:
• непринужденные беседы, при которых темы обсуждаются спонтанно;
• деловое обсуждение проблем, характеризующееся согласием участников обсудить и решить конкретные проблемы или планировать возможные направления действий.
@ Деловая беседа может быть:
а) стандартизированная (точно сформулированные вопросы
задаются всем опрашиваемым).
б) нестандартизированная (вопросы задаются в свободной
форме).
@ Варианты развития диалога в беседе:
1) расспрос одного участника другим с целью получения информации;
2) сообщение определенной информации другому партнеру;
3) внимательное слушание партнера.
@ Техника расспроса в беседе:
1) разговорить партнера, настроить его на тему и проблему беседы;
2) стимулировать начало высказывания партнера;
3) стимулировать развернутость высказывания;
4) уточнять и оценивать поступающую информацию.
@ Техника информирования в беседе:
1) сформировать установку на восприятие;
2) заинтриговать (темой, новизной, позицией);
3) последовательно изложить суть информации.
@ Техника слушания в беседе:
1-й тип. Слушание как понимание смысла:
а) мобилизация внимания;
б) уточнение содержания;
в) перефразировка.
2-й тип. Техника слушания как сопереживание:
а) понять эмоциональное состояние;
б) проникнуть в причины, вызвавшие это состояние;
в) себя поставить на место партнера;
г) оценить ситуацию с позиции партнера.
@ При анализе беседы обратить внимание на:
1) эмоциональное впечатление от беседы;
2) приемы поощрения собеседника, использованные в про цессе проведения беседы;
3) особенности поведения собеседника: мимика, жесты, интонация речи, оговорки и др.;
4) вопросы, на которые собеседник отвечал наиболее активно;
5) характер окончания беседы;
6) задачи, решенные в результате беседы.