Вопрос № 3 .Слушание публичного выступления.

& При слушании выступления необходимо более четко опреде­лить для себя ту цель,с которой вы будете слушать. Далее необ­ходимо организовать свою работу в процессе слушания в соот­ветствии с принципами его эффективности.

Принципы эффективного слушания основываются на готов­ности и желании слушать.На отношение слушателя могут вли­ять его знания и опыт по обсуждаемому вопросу.

Образованный человекобычно более внимателен, чем необразованный. Малообразованные люди становятся пассивными слушателями, так как у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора. Им трудно понимать речь, они перестают слушать или слушают наполовину.

Хороший слушатель постоянно ищет ценное в сообщении.Даже если он считает способ исполнения плохим, а предмет глу­пым, он должен стараться понять и отказаться от критики недос­татков выступающего.

@ В качестве вспомогательных средств,улучшающих навыки слушания, можно назвать следующие:

1) умение концентрироваться;

2) умение анализировать содержание;

3) умение слушать критически;

4) умение конспектировать. Рассмотрим перечисленные умения.

Умение концентрироваться.

Концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Концентрация требует определенных усилий. Слушатель способен понимать речь быстрее, чем говорит оратор. Это преимуще­ство во времени должно быть использовано им, чтобы продумать, взвесить и резюмировать то, что говорит оратор. Если вы тратите свое время, думая о другом, мечтая или решая личные проблемы, концентрация становится невозможной. Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи. Надо стараться игнориро­вать отвлекающие факторы. Другими словами, умение концен­трироваться — основное условие эффективного слушания. Оно предполагает серьезное отношение к слушанию, желание рабо­тать над улучшением навыков и постоянное внимание к говоря­щему. Следовательно, концентрация — это не пассивный, а ак­тивный творческий процесс, требующий больших усилий.

2. Умение анализировать содержание.

Слушать публичные речи очень сложно, потому что они со­держат различные идеи, и если одну из них упустить, то нару­шится связь между частями речи. В ситуации беседы слушать легче, так как всегда можно переспросить собеседника. Знание процесса создания и композиции речи может помочь при разви­тии навыков слушания.

С самого начала важно определить цель выступления оратора, выделить основную тему, понятия. Поняв главные идеи, слушатель будет знать, что искать в речи. Необходимо отмечать, как приводят­ся доказательства, формы иллюстрирования: примеры, аналогия, статистика, цитирование и т.д. Полезно фиксировать, как оратор в заключение резюмирует свои идеи и связывает их с главной темой.

Умение слушать критически.

Критическое слушание предполагает связывание того, что говорит выступающий, со своим собственным опытом, резюми­рование и систематизацию услышанного, анализ и оценку. Ана­лизируя идеи говорящего, необходимо возвращаться к отправной точке выступления, проверять адекватность доказательств, весо­мость аргументации.

Умение конспектировать.

Если вы слушаете учебную лекцию с целью получения фак­тов, для анализа и оценки содержания, то необходимо сделать записи. Запись помогает сконцентрироваться при слушании, дает материал для обзора и возможность возвращения к услышанно­му. Развитию навыков конспектирования способствует соблюде­ние принципов рациональности. Основная ошибка, которую допускают многие при конспек тировании устной речи, состоит в стремлении подробно записать слова лектора. Этого делать не следует, так как при этом теряется нить рассуждений и возможны пропуски. Кроме того, человек тратит силы на подробную запись (а скорость письма значитель­но меньше скорости речи — в среднем 60 знаков в минуту), поэтому ему некогда думать над содержанием лекции. В конспекте появляются недописанные слова и фразы, которые с точки зрения их полезности нельзя сравнить с грамотными сокращениями.

@ Основное правило, которое рекомендуется соблюдать при кон­спектировании, заключается в следующем: важнее понять логику из­ложения в целом, чем записать несвязные, обрывочные фрагменты.

Конспект устного выступления (лекции) должен представ­лять собой расширенный план, отражающий его структуру и ос­новные положения, содержащий конкретные примеры и цитаты.

@ При конспектировании устного выступления рекомендуется придерживаться следующих общих принципов:

1. Используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше, и упрощенную форму структурирования текста, которая включает короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные слова. Записи должны быть понятными для вас.

2. Делайте короткие записи. Записывайте только выдающие­ся моменты и фактический материал. Помечайте, как оратор де­лает переходы, как повторяет свои идеи, резюмирует.

3. Используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы — для сокращения слов. Постарайтесь свести время на за­пись к минимуму.

4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. Тогда, если позже вы захотите их прочесть, вы сможете их расшифровать, записав подробно.

5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут бы­стро освежить содержание написанного, найти нужные места и т.п.

6. Периодически просматривайте записи.

В процессе учебы — несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно. В целом, чтобы научиться слушать эффективно, необходимо отметить то полезное, что можно извлечь для себя при прослу­шивании устного выступления, а также иметь желание слушать, то есть настроить себя на восприятие информации. Слушайте с интересом — это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.

Вопрос № 4. Ведение беседы.

Ü Беседа — способ межличностной коммуникации. Это направ­ляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодей­ствие, последовательный взаимообмен мыслями, чувствами двух и более людей.

@ Данное определение выделяет несколько ключевых черт.

• Беседа направляется участниками, которые сами опреде­ляют, кто будет говорить, каковы тема, порядок и продолжитель­ность выступлений.

• Беседа предполагает взаимодействие, следовательно, как минимум два человека говорят и слушают.

• Беседа предполагает экспромт, то есть участники не вы­учили наизусть то, о чем будут говорить.

• Беседа организована во времени и имеет начало, середину и конец.

@ Если люди удовлетворены разговором, они с удовольствием будут продолжать общение и в следующий раз. Если результат беседы был неудовлетворительным, то люди склонны избегать друг друга и не тратить время и силы на последующие попытки развить отношения.

@ Выделяют два типа бесед:

• непринужденные беседы, при которых темы обсуждаются спонтанно;

• деловое обсуждение проблем, характеризующееся согла­сием участников обсудить и решить конкретные проблемы или планировать возможные направления действий.

@ Деловая беседа может быть:

а) стандартизированная (точно сформулированные вопросы
задаются всем опрашиваемым).

б) нестандартизированная (вопросы задаются в свободной
форме).

@ Варианты развития диалога в беседе:

1) расспрос одного участника другим с целью получения ин­формации;

2) сообщение определенной информации другому партнеру;

3) внимательное слушание партнера.

@ Техника расспроса в беседе:

1) разговорить партнера, настроить его на тему и проблему беседы;

2) стимулировать начало высказывания партнера;

3) стимулировать развернутость высказывания;

4) уточнять и оценивать поступающую информацию.

@ Техника информирования в беседе:

1) сформировать установку на восприятие;

2) заинтриговать (темой, новизной, позицией);

3) последовательно изложить суть информации.

@ Техника слушания в беседе:

1-й тип. Слушание как понимание смысла:

а) мобилизация внимания;

б) уточнение содержания;

в) перефразировка.

2-й тип. Техника слушания как сопереживание:

а) понять эмоциональное состояние;

б) проникнуть в причины, вызвавшие это состояние;

в) себя поставить на место партнера;

г) оценить ситуацию с позиции партнера.

@ При анализе беседы обратить внимание на:

1) эмоциональное впечатление от беседы;

2) приемы поощрения собеседника, использованные в про цессе проведения беседы;

3) особенности поведения собеседника: мимика, жесты, ин­тонация речи, оговорки и др.;

4) вопросы, на которые собеседник отвечал наиболее активно;

5) характер окончания беседы;

6) задачи, решенные в результате беседы.

Наши рекомендации