Тема 1. 1. Характеристика общения.

Студент должен иметь представления:

О теоретическом содержании темы.

Студент должен знать:

Основные понятия темы: общение, потребности, общительность, ведущая деятельность.

Студент должен уметь:

Выполняя практические упражнения, актуализировать свой опыт, обосновывая его теоретическими положениями.

План:

1. Общение и его функции.

2. Виды общения.

3. Общение и общительность.

4. Общение и деятельность.

Вопрос 1. Общение и его функции

Ü Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулиро­вания основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происхо­дит стихийно, в житейском опыте. Для профессиональной дея­тельности, особенно связанной с людьми и передачей информа­ции, знаний, данного опыта недостаточно, необходимо овладеть теоретическими знаниями.

Понятие «общение»,как любое другое понятие в психоло­гии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятия «общение» и «дея­тельность».

На наш взгляд, объемно это понятие представила Л.П. Буева. Она определяет общение «...как процесс взаимосвязи и взаи­модействия общественных субъектов (личностей, групп), ха­рактеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также ре­зультатами деятельности; как одно из необходимых и всеоб­щих условий формирования и развития общества и личности». Это определение носит общий характер, нацелено на изучение любых взаимосвязей между людьми, социальными группами и т.д.

Однако понятие «общение» может анализироваться и как са­мостоятельное: «Общение — взаимодействие двух или более лю­дей, состоящее в обмене между ними информацией познава­тельного или аффективно-оценочного характера» (Психологи­ческий словарь / под ред. В.В. Давыдова и В.П. Зинченко, 1996). При этом в структуре общения выделяют три компонента: когни­тивный (познавательный), аффективный (эмоциональный), пове­денческий.

Ü В психологическом словаре (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, 1990) общениерассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выра­ботку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понима­ние людьми друг друга.

Данное определение выделяет основное содержание обще­ния, рассмотренное Г.М. Андреевой (схема 1), а именно: переда­чу информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), познание людьми друг друга (перцепция).

Схема 1. Составные элементы категории общения

Тема 1. 1. Характеристика общения. - student2.ru

Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако важно рассмотреть каждый из них в отдельности..

Общение всегда рассматривалось как полифункциональ­ный процесс.

? Можно выделить пять основных его функций

 

     
прагматическая     реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности
    —►—►—>    
       
формирующая     проявляется в процессе формирования и развития человека
       
подтверждающая     реализуется в процессе общения с другими людьми, когда человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя
       
организация и поддер­жание межличностных отношений     осуществляется на разных уровнях — от интимно-личностных до деловых
         
       
внутриличностная     реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю и внешнюю речь, построенную по типу диалога

v В прагматической функцииобщение выступает как важ­нейшее условие объединения людей в процессе любой совмест­ной деятельности. О том, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия, повест­вуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве Вави­лонской башни.

v Большая роль принадлежит формирующей функцииобще­ния. Общение ребенка и взрослого — это не просто процесс пе­редачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения. Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется в следующем примере. В тридцатых годах в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых де­ти лечились от серьезных, трудно излечимых заболеваний. Усло­вия в обеих клиниках были одинаковые, но в одном они различались: в одной больнице родственников к малышам не пускали, опасаясь инфекции, а в другой — в определенные часы родители могли пообщаться и поиграть с ребенком в специально отведен­ной комнате. Через несколько месяцев сравнили показатели эф­фективности лечения. В первом отделении коэффициент смерт­ности приблизился к одной трети, несмотря на усилия врачей. Во втором отделении, где малышей лечили теми же средствами и методами, не умер ни один ребенок.

v Функция подтвержденияв процессе общения дает возмож­ность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем суще­ствовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различ­ных знаков внимания. Известный английский психиатр Р.Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих пси­хических заболеваний, прежде всего шизофрении.

v Организация и поддержание межличностных отношенийдля любого человека связано с оцениванием людей и установле­нием определенных эмоциональных отношений — либо позитив­ных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к дру­гому человеку может быть выражено в терминах «симпатии — ан­типатии», что накладывает свой отпечаток не только на личност­ное, но и на деловое общение.

v Внутриличностная функциярассматривается как универ­сальный способ мышления человека. Л.С. Выготский отмечал в связи с этим, что «человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».

Итак, ведущее значение общения в жизнедеятельности чело­века состоит в том, что оно является средством организации со­вместной деятельности людей и способом удовлетворения по­требности человека в другом человеке, живом их контакте.

Вопрос 2. Виды общения

Ü Общение как социально-психологический феномен — это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления.

Ü Язык — система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляет общение между людьми.

Ü Использование языка с целью общения людей называют речью.

? В зависимости от особенностей общения, выделяют различные его виды: (схема 3).

? Виды общения

1) Вербальные (при помощи слов)

2) Невербальные (жесты, мимика, пантомимика, тембр голоса)

3) Смешанный

По большей части мы используем при общении невербальную технику. Однако на различных уровнях общения применяется смешанный тип.

Тема 1. 1. Характеристика общения. - student2.ru

По контакту с собеседником общение может быть непосред­ственным и опосредованным.

v Непосредственное общение (прямое)— это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и об­щаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид обще­ния является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.

v Опосредованное (косвенное) общениеосуществляется в си­туациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опо­средованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.

Общение может быть межличностным или массовым.

v Мас­совое общениепредставляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямыми опосредованным. Прямое массовое общениена­блюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опо­средованное массовое общениеимеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуни­кации.

? По критерию равноправия партнеров в межличностном об­щении(схема 4) выделяют два типа: диалогическое и монологи­ческое.

? Типы межличностного общения

ü Тема 1. 1. Характеристика общения. - student2.ru Диалогическое общение— равноправное субъект-субъект­ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стрем­ление к реализации целей каждого партнера.

ü Монологическое общениереализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные от­ношения. Оно может быть императивным и манипулятивным.

v Императивное общение— авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к опреде­ленным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалиро­вана.

v Манипулятивное общение— форма межличностного об­щения, при которой воздействие на партнера по общению осуще­ствляется скрытно для достижения своих намерений.

Выделяют два типа коммуникаций — ролевую и личност­ную.

v В ролевом общениилюди действуют, исходя из занимае­мого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с уче­никами, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение рег­ламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения.

v Личностное общениезависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.

Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуаль­ных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.

Обмен информацией может происходить посредством вер­бального и невербального взаимодействия.

v Вербальноеобщение происходит посредством речи,

v невербальное— с помощью па-ралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни обще­ния определяются общей культурой взаимодействующих объек­тов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу (схема 5).

? Уровни общения

Тема 1. 1. Характеристика общения. - student2.ru

Самый примитивный уровень общения — фатический(от лат. fatuus — глупый). Он предполагает простой обмен реплика­ми для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Та­кое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.

Информационныйуровень общения предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой ак­тивности человека.

Личностныйуровень общения характеризует такое взаимо­действие, при котором субъекты способны к глубокому саморас­крытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Он построен на позитивном отношении к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Это высший духовный уровень общения.

Вопрос 3. Общение и общительность

Задумывались ли вы, почему с удовольствием общаетесь с одним человеком и стремитесь избежать контактов с другим? Общим критерием избирательности в общении выступают по­требности, которые человек удовлетворяет в процессе взаимо­действия с другими людьми. Среди многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, собы­тиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени (М.Е. Литвак).

? Потребности в стимуляцииудовлетворяются, когда обще­ние инициирует активность человека, его стремление к действи­ям, поднимает эмоциональный тонус.

? Потребность в событияхприносит удовлетворение от полу­чения новых впечатлений, определяющих динамику жизни.

? Потребность в узнаванииудовлетворяется каждый раз, ко­гда человек встречает знакомых людей. При узнавании происхо­дит социальное подтверждение личности со стороны других лю­дей, тем самым поддерживается его самоидентификация.

? Потребности в достижениях и признаниисвязаны с пози­тивным переживанием чувства собственного достоинства чело­века, с уважением и самоуважением.

? Потребности в структурировании времениудовлетворя­ются на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедея­тельности человека, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.

Полноценность общения определяется количеством потребно­стей, удовлетворяемых в его процессе, а также зависит от отноше­ния участников взаимодействия друг к другу. При этом позитив­ными факторами являются принадлежность к одному социальному слою, одной возрастной категории, наличие общих интересов.

Умение находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений, характеризует общи­тельность человека.

Общительность — это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.

Повышенный интерес к происходящему в окружающем мире проявляет экстравертированный тип личности. Как правило, экстраверты быстро вступают в контакт с другими людьми, зани­мают ведущую позицию в общении, а также с легкостью пере­ключается на общение от других занятий.

Сформированная в личности направленность на человека способствует успешности общения, если в ней проявляется от­ношение, которое порождает ориентировку на положительные качества в другом человеке. Однако для того чтобы грамотно общаться, человек должен иметь в своем интеллекте, а также в своих эмоциональной и волевой сферах целый ряд характеристик (схема 6).

? Характеристики личности, способствующие успешности общения

Тема 1. 1. Характеристика общения. - student2.ru К интеллектуальным характеристикам относятся: хороший объем, устойчивость и распределение внимания, наблюдатель­ность по отношению к окружающим людям, хорошая память, способность анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, умение ставить себя на место другого человека.

Условием успеха во взаимоотношениях является соответст­вующая воспитанность эмоциональной сферы личности, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям, радоваться и огорчаться вместе с ними. Регуляция волевой сферы человека проявляется в его уравновешенности, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.

Вопрос 4. Общение и деятельность

В традиционном смысле категории «общение» и «деятель­ность» совершенно самостоятельны, ими обозначаются различные реалии. Для отечественной психологии идея единства обще­ния и деятельности является одной из основополагающих. В ши­роком понимании общение рассматривается как сторона совме­стной деятельности и важнейшее условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.

Межличностное общение почти всегда вплетено в ту или иную деятельность, и это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, в который включено об­щение, влияет на содержание и форму самого общения.

? Для каждого периода возрастного развития человека харак­терен ведущий вид деятельности(Д.Б. Эльконин), в зависимо­сти от которого складывается и определенный тип общения.

? В младенчестве общение — ведущий вид деятельности. Взрос­лый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, по­средством речи помогает сориентироваться в окружающем мире.

? В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком проис­ходит по поводу предметной деятельности, идет активное овладе­ние предметами, формируется речь ребенка.

? В дошкольный пери­од детства сюжетно-ролевая игра — ведущий вид деятельности, развиваются навыки межличностного общения со сверстниками.

? Младший школьник преимущественно занят учебной деятельно­стью, соответственно и общение включено в данный процесс.

? Для подростка большую роль играет интимно-личностное обще­ние, а в юношеском возрасте много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности.

? Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер об­щения, манеру поведения, использование профессиональных терминов и т.д.

Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения ме­жду людьми. В структуре педагогической деятельности особая роль отводится коммуникативным навыкам педагога, способст­вующим достижению высоких уровней общения. К ним относятся:

ü умение понять позицию другого в общении, проявить ин­терес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

ü умение интерпретировать и «читать» его внутреннее со­стояние по нюансам поведения, владение средствами невербаль­ного общения (мимика, жесты);

ü умение встать на точку зрения ученика;

ü умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

ü владение средствами, усиливающими воздействие (рито­рическими приемами);

ü преимущественное использование организующих воздей­ствий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплини­рующими;

ü преобладание демократического стиля руководства;

ü умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педа­гогической ситуации.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого явления. Чтобы разобраться в том, что такое общение, надо подробнее рассмот­реть все его стороны, особенности, проблемы и т.д. Этому и бу­дут посвящены следующие главы.

Практическая работа № 1

(Задания для индивидуальной работы)

Задание 1. Определите уровень своей общительности (тест В.Ф. Ряховского). Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, иногда.

Опросник:

1. Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи?

2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение высту­пить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо меро­приятии?

3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в другой город на студенческую конфе­ренцию. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избе­жать?

  1. Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружающими людьми?
  2. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом?
  3. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что лю­дям разных поколений трудно понимать друг друга?
  4. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вер­нуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  5. В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, кинотеатре, библиотеке)?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотре­нию конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные критерии оценки произведений литерату­ры, искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не при­емлете, это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точ­ки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — О баллов.

Полученные баллы суммируются, и определяется уровень общи­тельности.

30-32балла. Вы явно необщительны. Близким вам людям нелегко, вам трудно работать в команде. Старайтесь быть общительнее, контро­лируйте себя.

25-29 баллов.Вы замкнуты, предпочитаете одиночество, поэтому У вас мало друзей. Необходимость новых контактов выводит вас из рав­новесия. Однако бывает, что при сильной увлеченности вы раскрывае­тесь и становитесь общительным. Стоит только захотеть.

19-24балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. И все же с новыми людь­ми сходитесь с оглядкой. В ваших высказываниях много сарказма. Од­нако эти недостатки исправимы.

9-18баллов. Вы весьма общительны, любопытны, любите выска­зываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у ок­ружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, любите бывать в Центре внимания. Однако вам недостает усидчивости, терпения и реши­тельности, когда сталкиваетесь с серьезными проблемами. При желании ВЬ1 можете себя заставить не отступать.

4-8 баллов.Вы, должно быть, «рубаха-парень». Всегда в курсе всех дел, любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас хандру. Беретесь за любое дело, хотя не все­гда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководи­тели и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. За­думайтесь над этими фактами.

3 балла и менее.Ваша общительность носит болезненный харак­тер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых некомпетентны. Бываете вспыльчивы и обидчивы. Окружающим людям трудно с вами. Вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, ува­жительное отношение к людям.

Задание 2. Напишите 10 качеств «приятного собеседника» и оцените себя по этим качествам по 5-балльной системе.

Например: умение слушать, тактичность, умение интересно расска­зывать, душевность, чувство юмора, содержательность информации и другие.

Попросите ваших знакомых оценить вас по выписанным качествам, используя ту же систему баллов. Сравните ваши представления о себе с мнением других людей о вас.

Если ваше мнение о себе как «приятном собеседнике» совпадает с мнением других людей, то с вами действительно интересно общаться. Если не совпадает, то следует подумать о своей самооценке.

При совпадении:

1-3 – случайный собеседник, нет общих тем

3-5 – общение только на определённые темы

6-8 – хорошее общение, но без личных тем

9-10 – поделиться любой информацией

Задание 3. Запишите дистанцию при общении (Столяренко Л.Д. Психология общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – С.13.).


Наши рекомендации