Основные принципы поведенческой терапии в процессе обучения
Поведенческая психотерапия – психокоррекционное направление, в основе которого лежат законы научения.
Основные принципы поведенческой терапии в процессе обучения:
1. Для стойкого усвоения материала обучение должно быть личностно-ориентированным, отвечать запросам обучаемого, не противоречить его идеалам, значение предоставляемой информации должно осознаваться человеком.
2. Процесс обучения должен быть четко структурирован, цели и задачи заранее определены. Каждое занятие следует начинать с обсуждения необходимости изучения ново информации для достижения конечной цели.
3. Постоянное личное осознание целей, задач и возможностей их реализации. В конце каждого занятия обучающиеся дают свою оценку тому, что они делали в течение занятия, насколько занятие было эффективным. Делаются выводы, выделяющие наиболее важные полученные знания.
4. Процесс обучения должен быть оптимальным по времени и по объему информации. Сложность обучения не должна превышать возможностей обучаемых. Лучше повторить занятие, чем оставить что-то не усвоенным и перейти к следующему этапу. Необходимо чередовать усвоение теоретического материала с практической работой и отдыхом.
5. Обучение должно оставлять чувство непрерывности.
6. Процесс обучения должен сочетаться с самонаблюдением, самоконтролем, осознанием ответственности за результаты.
7. Предпочтительной стратегией преподавателя является активное подкрепление позитивных результатов, заострение внимания на успехах, игнорирование неудач и лишь изредка наказания (в основном за пассивность, безынициативность). Инициативу в процессе обучения следует поощрять.
8. Процесс обучения должен быть построен на индивидуальной работе с каждым пациентом даже при групповом обучении.
9. Обучение должно строиться с привлечением яркого наглядного материала, построением схем, использованием аудио- и видеоматериала. Использование эмоционально значимой для обучающегося информации значительно улучшает усвоение.
10. Предпочтительнее стратегия сотрудничества (диалоговый характер), в отличие от традиционной модели, в которой медработник является руководителем; последнее часто больному выгодно, т.к. свои проблемы он как бы передает другому, снимая с себя ответственность за свое состояние.
11. Необходимо уважительное отношение к больному, его проблемам.
Темы рефератов:
1. Виды и механизмы научения.
2. Основные психологические теории научения.
3. Основные педагогические концепции.
Рекомендуемая литература:
1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1. - С.9- 40, 145-158.
2. Сластенин В.А. Педагогика: Учебник. – М.: Академия, 2003. – 576 с.
3. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник. – СПб.: Питер-М, 2004. – 592 с.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУКА ОФОРМИЛАСЬ:
а) в 40-х гг. XIX в.;
б) в 80-х гг. XIX в.;
в) в 90-х гг. XIX в.;
г) в начале XX в.
2. ПРИЗНАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ БЫЛО СВЯЗАНО:
а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;
б) с развитием метода интроспекции;
в) с развитием метода наблюдения;
г) с выходом трактата Аристотеля «О душе».
3. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О СОЗНАНИИ ВОЗНИКЛА:
а) в XV в.;
б) в XVI в.;
в) в XVII в.;
г) в XVIII в.
4. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ ВОЗНИКЛА:
а) в XVII в.;
б) в XVIII в.;
в) в XIX в.;
г) в XX в.
5. ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ:
а) является точной копией окружающей действительности;
б) носит избирательный характер;
в) предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды;
г) не зависит от условий отражения.
6. ПСИХИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕМУ НОСИТЕЛЮ НЕ ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИЮ:
а) отражения объектов экстрапсихической реальности;
б) аккумулирования опыта жизнедеятельности;
в) трансформации и прогнозирования внешних воздействий;
г) регуляции вегетативных изменений.
7. САМОЙ РАДИКАЛЬНОЙ ПОПЫТКОЙ ПОСТАВИТЬ ПСИХОЛОГИЮ НА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНУЮ ОСНОВУ ЯВЛЯЕТСЯ:
а) психоанализ;
б) гештальтпсихология;
в) бихевиоризм;
г) гуманистическая психология.
8. НАЛИЧИЕМ ДУШИ ОБЪЯСНЯЛИСЬ ВСЕ НЕПОНЯТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ:
а) психологии души;
б) психологии сознания;
в) поведенческой психологии;
г) психологии как отражательной деятельности мозга.
9. ПСИХОЛОГИЯ — ЭТО НАУКА О ФУНКЦИЯХ СОЗНАНИЯ СОГЛАСНО:
а) функционализму;
б) структурализму;
в) бихевиоризму;
г) психоанализу.
10. ПСИХИЧЕСКИМ ЯВЛЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ:
а) нервный импульс;
б) рецептор;
в) интерес;
г) сердцебиение.
11. ОТРАЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА ПРЕДСТАВЛЯЕТ:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) память;
г) воображение.
12. ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ИЗУЧАЕТ
ПСИХОЛОГИЯ:
а) медицинская;
б) социальная;
в) возрастная;
г) общая.
13. НАУЧНОЕ ТЕЧЕНИЕ, ВОЗНИКШЕЕ НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв., ОБУСЛОВЛЕННОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕМ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ В ПЕДАГОГИКУ, ПСИХОЛОГИЮ И РАЗВИТИЕМ ПРИКЛАДНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ, НАЗЫВАЕТСЯ:
а) педагогией;
б) педологией;
в) дидактикой;
г) психопедагогикой.
14. МЕТОДОЛОГИЯ:
а) представляет собой результат процесса познания;
б) определяет способы достижения и построения знания;
в) является предметной поддержкой учебной деятельности;
г) является процессом, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности.
15. ДЛЯ НАУЧНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СТИХИЙНО-ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩИМ ЯВЛЯЕТСЯ:
а) средства познания;
б) характер целеполагания;
в) требования к точности понятийно-терминологического аппарата;
г) постановка целей и задач исследования.
16. В ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В КАЧЕСТВЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОГО СФОРМИРОВАЛСЯ ПРИНЦИП:
а) развития;
б) детерминизма;
в) целостности;
г) системности.
17. ПРИНЦИП, ТРЕБУЮЩИЙ РАССМАТРИВАТЬ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПОСТОЯННОМ ИЗМЕНЕНИИ, ДВИЖЕНИИ, НАЗЫВАЕТСЯ ПРИНЦИПОМ:
а) детерминизма;
б) развития;
в) перехода количественных изменений в качественные;
г) объективности.
18. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД ОТНОСИТСЯ К УРОВНЮ:
а) философской методологии;
б) общенаучной методологии;
в) специально-научной методологии;
г) методики и техники исследования.
19. ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАТЕГОРИИ:
а) деятельности;
б) бессознательного;
в) подкрепления;
г) интроспекции.
20. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ НЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРЕБОВАНИЯ ПРИНЦИПА:
а) единства психики и деятельности;
б) деятельностного опосредования межличностных отношений;
в) единства строения внутренней и внешней деятельности;
г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека.
21. Б.Г. АНАНЬЕВ ОТНОСИТ ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ:
а) к организационным методам;
б) к эмпирическим методам;
в) к способам обработки данных;
г) к интерпретационным методам.
22. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ, ПЛАНОМЕРНО ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОБЪЕКТОВ, В ПОЗНАНИИ КОТОРЫХ ЗАИНТЕРЕСОВАНА ЛИЧНОСТЬ, ЯВЛЯЕТСЯ:
а) экспериментом;
б) контент-анализом;
в) наблюдением;
г) методом анализа продуктов деятельности.
23. КРАТКОЕ, СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ДЕЛАЕТСЯ ПОПЫТКА ОЦЕНИТЬ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ ЛИЧНОСТЬ В ЦЕЛОМ, – ЭТО:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.
24. СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И ХАРАКТЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ НА ОСНОВЕ ИЗМЕРЕНИЯ ИХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЫБОРА
НАЗЫВАЕТСЯ:
а) контент-анализом;
б) методом сравнения;
в) методом социальных единиц;
г) социометрией.
25. ОСНОВНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
а) предметность;
б) субъектность;
в) социальность;
г) непрерывность.
26. СРЕДИ ТАКИХ ПОНЯТИЙ, КАК АКТИВНОСТЬ, ТРУД, ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЛОГИЧЕСКИ НАИБОЛЕЕ ШИРОКИМ ПОНЯТИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ:
а) активность;
б) труд;
в) трудовое действие;
г) деятельность.
27. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЕТЬМИ ДЕЙСТВИЙ ВЗРОСЛЫХ И ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НИМИ В ОСОБОЙ УСЛОВНОЙ ФОРМЕ – ЭТО ИСТОРИЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
а) игровой;
б) трудовой;
в) предметной;
г) ведущей.
28. ПО А.Н. ЛЕОНТЬЕВУ, КРИТЕРИЕМ ПОЯВЛЕНИЯ ЗАЧАТКОВ ПСИХИКИ У ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ЯВЛЯЕТСЯ:
а) способность к поисковому поведению;
б) наличие чувствительности;
в) способность к гибкому приспособлению к среде;
г) умение проигрывать действия во внутреннем плане.
29. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ – ЭТО:
а) поведение;
б) инстинкт;
в) раздражимость;
г) активность.
30. СПОСОБНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНО И СПЕЦИФИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ ОТВЕЧАТЬ НА ЖИЗНЕННО ЗНАЧИМЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И СОХРАНЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ОРГАНИЗМА
НАЗЫВАЕТСЯ:
а) реакцией;
б) раздражимостью;
в) отражением;
г) чувствительностью;
31. ПОНЯТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ВВЕЛ В НАУЧНЫЙ ОБОРОТ:
а) Л.С. Выготский;
б) А.Н. Леонтьев;
в) А. Р. Лурия;
г) П.Я. Гальперин.
32. ПОНЯТИЕ «НАУЧЕНИЕ» ВОЗНИКЛО В ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ:
а) зоопсихологии;
б) возрастной;
в) общей;
г) педагогической.
33. ТЕРМИН «СОЦИАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ» ВОЗНИК:
а) в когнитивной психологии;
б) в гештальтпсихологии;
в) в бихевиоризме;
г) в неофрейдизме.
34. САМЫЙ ПРОСТОЙ ВИД НАУЧЕНИЯ – ЭТО:
а) привыкание;
б) классическое обусловливание;
в) оперантное обусловливание;
г) комплексное научение.
35. ВИД НАУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И РЕДКО ИЛИ ПОЧТИ НЕ ВСТРЕЧАЮЩИЙСЯ У ДРУГИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ, – ЭТО:
а) импринтинг;
б) викарное научение;
в) оперантное научение;
г) условно-рефлекторное научение.
36. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА НАЗЫВАЕТСЯ:
а) онтогенезом;
б) филогенезом;
в) социогенезом;
г) антропогенезом.
37. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН ОБОСНОВАЛ:
а) Г. Гегель;
б) Э. Геккель;
в) Л.С. Выготский;
г) В. Вундт.
38. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С КОТОРОЙ НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗАНО ПОЯВЛЕНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ПСИХИЧЕСКИХ НОВООБРАЗОВАНИЙ И В РУСЛЕ КОТОРОЙ РАЗВИВАЮТСЯ ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАЗЫВАЕТСЯ:
а) основной;
б) ориентировочной;
в) ведущей;
г) исполнительной.
39. ВЫСШАЯ ФОРМА ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ, СВОЙСТВЕННАЯ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ, ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ВСЕ ДРУГИЕ ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ:
а) волей;
б) рефлексом;
в) сознанием;
г) эмоциями.
40. САМОСОЗНАНИЕ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ КАК:
а) повышенное внимание к себе;
б) уровень притязаний;
в) направленность личности;
г) образ себя.
41. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА ОТРАЖАЮТ ПРОЦЕССЫ:
а) познавательные;
б) мотивационные;
в) эмоциональные;
г) волевые.
42. ТЕРМИН «КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ» ВВЕЛ:
а) А. Бине;
б) Дж. Равен;
в) В. Штерн;
г) Г. Айзенк.
43. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ПРИЕМА ВОЗДЕЙСТВИЙ ОПРЕДЕЛЕННЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ ИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ И ПЕРЕРАБОТКИ ИХ В ОЩУЩЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕН:
а) проводниковым отделом;
б) рецептором;
в) анализатором;
г) рефлексом.
44. ВОСПРИЯТИЕ ЧАСТО ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ:
а) осязанием;
б) апперцепцией;
в) перцепцией;
г) наблюдательностью.
45. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ НА КАКОМ-НИБУДЬ ПРЕДМЕТЕ, ЯВЛЕНИИ ИЛИ ПЕРЕЖИВАНИИ ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
а) рефлексия;
б) восприятие;
в) внимание;
г) память.
46. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ СОСТОИТ В УСТАНОВЛЕНИИ ТАКИХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ, КАК:
а) беспричинные;
б) корреляционные;
в) причинно-следственные;
г) какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления.
47. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА СОЗДАНИИ НОВЫХ ОБРАЗОВ, НАЗЫВАЕТСЯ:
а) восприятием;
б) мышлением;
в) воображением;
г) вниманием.
48. ЭМОЦИИ – ЭТО ТАКОЕ ОТРАЖЕНИЕ В ФОРМЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПРИЯТНОГО И НЕПРИЯТНОГО ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК:
а) непосредственное;
б) опосредованное;
в) сознательное;
г) рациональное.
49. САМОЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ОКРАШИВАЮЩЕЕ ВСЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, НАЗЫВАЕТСЯ:
а) собственной эмоцией;
б) аффектом;
в) настроением;
г) чувством.
50. ВОЛЯ – РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННОЕ С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ПРЕПЯТСТВИЙ. ЭТО РЕГУЛИРОВАНИЕ:
а) сознательное;
б) неосознанное;
в) интуитивное;
г) непроизвольное.
51. ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПОНЯТИЙ: «ИНДИВИД», «ЛИЧНОСТЬ», «СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ» – НАИМЕНЕЕ ШИРОКИМ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЯВЛЯЕТСЯ ПОНЯТИЕ:
а) индивида;
б) личности;
в) субъекта деятельности;
г) индивидуальности.
52. ЧЕЛОВЕК КАК ТИПИЧНЫЙ НОСИТЕЛЬ ВИДОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ – ЭТО:
а) индивид;
б) личность;
в) субъект деятельности;
г) индивидуальность.
53. ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ:
а) К. Юнг;
б) А. Адлер;
в) 3. Фрейд;
г) Э. Фромм.
54. ПЕРЕЖИВАЕМОЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОСТОЯНИЕ НУЖДЫ В ЧЕМ-ЛИБО – ЭТО:
а) мотив;
б) потребность;
в) интерес;
г) склонность.
55. СОВОКУПНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УРОВЕНЬ ЭНЕРГЕТИКИ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ, ПОНИМАЕТСЯ КАК:
а) мотивация;
б) мотив;
в) направленность;
г) потребностное состояние.
56. ПОД ТЕМПЕРАМЕНТОМ ПОНИМАЮТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
а) статические;
б) содержательные;
в) динамические;
г) приобретенные.
57. ПО И.П. ПАВЛОВУ, СИЛЬНЫЙ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ И ПОДВИЖНЫЙ ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ:
а) сангвиников;
б) флегматиков;
в) холериков;
г) меланхоликов.
58. ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ ЛЕГКОЙ РАНИМОСТЬЮ И СКЛОННОСТЬЮ К ГЛУБОКИМ ПЕРЕЖИВАНИЯМ, ПРИСУЩ:
а) холерику;
б) сангвинику;
в) флегматику;
г) меланхолику.
59. СОВОКУПНОСТЬ УСТОЙЧИВЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ, СКЛАДЫВАЮЩАЯСЯ И ПРОЯВЛЯЮЩАЯСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ, – ЭТО:
а) темперамент;
б) способности;
в) характер;
г) задатки.
60. К. ЛЕОНГАРД ИЗУЧАЛ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА:
а) у детей младшего школьного возраста;
б) у подростков;
в) у юношей;
г) у взрослых людей.
61. ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ:
а) одаренностью;
б) гениальностью;
в) талантом;
г) задатками.
62. КОММУНИКАТИВНАЯ, ИНТЕРАКТИВНАЯ И ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ РАССМАТРИВАЮТСЯ В ПОДХОДЕ К ОБЩЕНИЮ:
а) патопсихологическому;
б) социально-психологическому;
в) нейролингвистическому;
г) психофизиологическому.
63. ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕХАНИЗМОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ОБЩЕНИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ ПОНИМАНИЕМ И ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ПУТЕМ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ СЕБЯ С НИМ, ТРАКТУЕТСЯ КАК:
а) социально-психологическая рефлексия;
б) стереотипизация;
в) эмпатия;
г) идентификация.
64. ЖЕСТЫ, МИМИКА И ПАНТОМИМИКА – ЭТО СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
а) оптико-кинетические;
б) паралингвистические;
в) экстралингвистические;
г) пространственно-временные.
65. ПРОИЗНОШЕНИЕ, ТЕМБР, ВЫСОТА И ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА ОТНОСЯТСЯ К СРЕДСТВАМ ОБЩЕНИЯ:
а) оптико-кинетическим;
б) паралингвистическим;
в) экстралингвистическим;
г) пространственно-временным.
66. СИСТЕМА ВОКАЛИЗАЦИИ, Т.Е. КАЧЕСТВО ГОЛОСА, ЕГО ДИАПАЗОН, ТОНАЛЬНОСТЬ НАЗЫВАЕТСЯ:
а) экстралингвистикой;
б) паралингвистикой;
в) проксемикой;
г) кинесикой.
67. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ, ПРАВИЛЬНО:
а) общение и коммуникация это одно и тоже;
б) в процессе общения мы, как правило, вскрываем истинные мотивы общающихся с нами;
в) у врачей часто встречается позиция авторитаризма;
г) эмпатия психолога не влияет на характер его взаимоотношений с клиентом.
68. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – ЭТО:
а) бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей;
б) относительно устойчивая совокупность людей, связанных между собой системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами;
в) организованная совокупность людей, различающихся по месту их проживания; системе общественного производства и др. показателям;
г) исторически сложившаяся совокупность людей, проживающих на определенной территории и обладающая общим мировоззрением, традициями, обычаями.
69. ЧТО ИЗ ПРИВЕДЕННОГО ОТЛИЧАЕТ МАЛУЮ ГРУППУ ОТ БОЛЬШОЙ:
а) относительная структурная простота;
б) размер группы не более десяти человек;
в) жесткая вертикальная иерархия;
г) демократический стиль лидерства.
70. СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ ФАКТОРОМ ПСИХОЛОГИИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ЯВЛЯЕТСЯ:
а) психологический климат;
б) организационно-управленческая структура;
в) социально-психологический характер межличностных отношений;
г) совместная трудовая деятельность.
ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
1.б | 8.а | 15.г | 22.в | 29.в | 36.а | 43.в | 50.а | 57.а | 64.а |
2.а | 9.а | 16.г | 23.в | 30.б | 37.б | 44.в | 51.а | 58.г | 65.б |
3.в | 10.в | 17.б | 24.г | 31.а | 38.в | 45.в | 52.в | 59.в | 66.б |
4.г | 11.а | 18.б | 25.а | 32.а | 39.в | 46.в | 53.в | 60.г | 67.в |
5.б | 12.в | 19.а | 26.а | 33.в | 40.г | 47.в | 54.б | 61.а | 68.б |
6.г | 13.б | 20.г | 27.а | 34.а | 41.а | 48.а | 55.а | 62.б | 69.а |
7.в | 14.б | 21.а | 28.б | 35.б | 42.в | 49.в | 56.в | 63.г | 70.г |
Ротапринт ВолГМУ. Формат 60х84/16. Бумага типографская.
Гарнитура Times New Roman.
Усл. печ. л. 14.13 Т.500 экз. Заказ №____.