Применение психологических знаний в профессии врача
Какое значение для медицинской практики имеет знание о динамике психической жизни? Это значение связано с организацией воздействия на потенциальные возможности сознания, психики пациента через взаимодействие с ним другого человека – врача или психолога. И в первую очередь это можно отнести к психотерапии. К сожалению, так сложилось, что в советской психологии своей психотерапевтической практики не было создано. В настоящее время мы навёрстываем упущенное: происходит процесс сопряжения психологической практики и соответствующей ей научной концепции человека. Психологическая практика не может продуктивно развиваться без теории, и в то же время она не может рассчитывать на академическую теорию. Ей нужна особого типа теория, назовём её психотехнической. Психотерапия вообще является уникальным полем сопряжения многих человеческих знаний и умений, в частности в ней, как более нигде, обнаруживается взаимодействие медицины и психологии, когда практические знания по психологии умело применяет в своей деятельности врач – психотерапевт. Поэтому её не могут однозначно относить ни к психологии, ни к медицине, настолько нерасторжим единый сплав медико-психологических знаний в этом прикладном направлении.
Несмотря на то, что отдельные психологические практики (перечисленные выше) имеют самостоятельное значение в жизни людей, именно в психотерапии осуществляется и лечение болезней, и психологическая помощь в приспособлении к реальности, и психокоррекция неадаптивного поведения, и консультирование в трудных жизненных ситуациях. Поэтому и психокоррекция, и психотехника, и психологическая консультация и другие, могут считаться синонимами психотерапии, поскольку во всех этих сферах прикладной психологии присутствует одно общее ядро – живой опыт работы с психологической реальностью человека, помощь в достижении внутренней гармонии, в реализации творческого потенциала. Психотерапия есть практика профессиональной работы с живой человеческой личностью. Буквальный смысл слова «психотерапия» – забота о душе.
Но не одна только психотерапия и подобные ей виды практик служат полем для «слияния» медицины с психологией. Существенно важным является и то, что в современной медицине и современной психологии в самом общем плане развиваются идеи, связанные с пониманием человека как части Природы – единой целостной системы, где жизнь человека анализируется как проявление свойств природы. Одним из многочисленных примеров может служит тот факт, что на продолжительность жизни, на протекание процесса старения существенное влияние оказывает психологическое представление о том, что есть такое старость и как она должна протекать.
Вопросы, связанные со здоровым образом жизни тоже являются тем пространством, где пересекаются данные о строении сознания человека, о возможности воздействия на себя через психику, в частности самосознание, и данные о функционировании организма человека, то есть пересекаются сведения из психологии и медицины. Вообще медицина является одной из главных областей приложения психологических знаний. Свои психологические основы имеют все стороны многообразной медицинской деятельности – от продления и сохранения человеческого рода, лечения и профилактики заболеваний до взаимоотношений медицинских работников с пациентом и т.д.
Основы психологического знания необходимо медицинским работникам, поскольку они способствуют: внимательному и заинтересованному отношению людей друг к другу в лечебно-профилактической деятельности; возникающему на этой основе взаимному доверию; способности к соучастию, сопереживанию, эмпатии и, следовательно, взаимопониманию. Последнее необходимо потому, что медицинский работник и пациент вместе решает одну и ту же задачу – сохранения здоровья, предупреждения и лечения заболеваний, что предполагает их сотрудничество и взаимодействие.
Для понимания проблемы психологии здоровья существует важное понятие болезни, которое позволяет говорить о том, что в кабинете врача, у постели больного всегда возникают три образа: больной, болезнь и врач. Особенность этих отношений в том, что всегда один из людей является источником силы для другого, и болезнь определяет вектор получения силы – это другой человек. Другой человек – врач, целитель, лекарь, психотерапевт – может помочь больному осознать динамику его психической жизни, показать источники его душевных сил в борьбе с болезнью. Получит ли больной необходимую поддержку врача, будет определяться теми отношениями, которые складываются у врача и его пациента. Люди, окружающие больного должны не спасать, а помогать. Именно такое отношение другого человека помогает больному использовать в борьбе с болезнью ресурсы собственного организма.
Сегодня психология и медицина пытаются описывать эти отношения в понятиях внутренней картины здоровья (ВКЗ), внутренней картины болезни (ВКБ). Но без обращения к третьей картине – духовной культуры врача – эту проблему не решить. Подтверждением тому существует раздел медицинского знания – деонтология, изучающая основные нормы и правила человеческих отношений в ситуации, когда один из людей является зависимым от другого и зависимым от свойств собственного организма, продуцирующего болезнь. Закономерности психической жизни человека с очевидностью проявляются в его поведении, когда человека заболевает и обращается за помощью. Какое место занимает больной в системе Врач–Болезнь–Больной, чью сторону принимает первый или последний в этой системе? – вопросы совсем не простые.
В спектре много образных вопросов, связанных с ролью психологических знаний в профессии врача, особое место занимает смысл существования медицинской психологии, этики и деонтологии, который отражён в таком феномене как духовная культура врача. Через этот термин также проходит смысл существования термина и науки «Медицина».
Медицина как одна из наук о человеке принципиально не может быть внедуховной наукой, следовательно, в подготовке врачей проблемы духовного развития должны занять надлежащее место. Корень слова «медицина» (med) – середина, мера. Это связано и с нахождением средства или меры исцеления, и с отношением к исцелению как серединой между чудом и знанием, и со срединным местом медицины между естествознанием и человековедческим (социально-гуманитарными) знанием. От чистого естествознания её отличает то, что медицина работает не с веществом, полем или информацией, а с живым страдающим человеком, что предполагает нравственно-психологическое измерение.
На первый план, наряду с профессиональным клиническим мышлением выдвигаются требования к профессиональному сознанию и личности специалиста. Врач-профессионал всегда рассматривался обществом не только как специалист, излечивающий заболевание, но и как человек, занимающий особую позицию – позицию оказания помощи, личной ответственности и участия в судьбе пациента. Духовная культура врача – это стержень деонтологически и психологически грамотного мышления и поведения врача, его нравственного самосознания. В итоге это сказывается на духовном и физическом здоровье всей нации. Именно поэтому у врача формируется в вузе не только клиническое, но и гуманистическое мышление (как забота о человеке) посредством таких наук как психология, культурология, социология, философия, биоэтика, без которого нет врача – истинного профессионала.
По большому счёту, духовная культура становится фактором выживания человечества вообще. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация, политические и этнические конфликты, обнищание населения, коммерциализация медицины, быстрый рост цен на медицинские услуги и препараты, неудовлетворённость врачей оплатой и условиями труда, снижение уровня подготовки врачей и духовной культуры пациентов также настоятельно диктуют необходимость обращения к проблемам духовности.
Но психологическая наука, по мнению некоторых отечественных учёных, только в последние годы подошла к постижению феномена духовности как глубинного определения способа жизни, связанного с познанием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования; как устремления человека к высшим ценностям и смыслам.
Духовная культура нашего Отечества и стран Западной Европы в своих истоках восходит к христианству, зиждется на христианской культуре Греции, Италии, Византийской империи. Поэтому обращение к традициям медицины и психологии, сложившимся в лоне христианской Церкви, было бы логичным и целесообразным.
Более того, общечеловеческие нравственные ценности, на которые опирается духовная культура врача, по своей сути универсальны и некоторым образом сходны с моральными заповедями основных религий. В этом как раз проявляется духовная культура врача, чтобы общечеловеческие нравственные ценности привнести в теорию и конкретную практику врачебной работы и общения с пациентом. Следовательно, духовная культура врача не есть нечто извне данное, а выстраданное в собственном опыте осознания себя как человека и доктора.
В профессиях, связанных с взаимодействием «человек–человек», огромное значение имеет ориентация на Другого как равноправного участника взаимодействия. Особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности врача. Поскольку объектом исследования и субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний – прикладной, то от врачей и учёных требуется высокая мера личной ответственности за результаты своей деятельности.
Медицина как человековедческая наука не может существовать без определённых нравственно-этических и психологических принципов, норм и критериев. Существование нравственных моделей поведения – это объективная необходимость, связанная с многообразием ситуаций, возникающих во врачебной деятельности. Для самого специалиста, если он хочет стать профессионалом, важно принять условия, при которых существует сама профессия. Одним из таких условий является сохранение функций и социальной значимости профессии, что вполне естественно – профессия должна быть социально необходимой и удовлетворять определённым потребностям общества. Для профессионала освоение предмета профессионального взаимодействия предполагает включение его в содержание своего «Я», или как говорят психологи, своей «Я-концепции», что выглядит как осознание: «я понимаю (чувствую и знаю) почему я этим занимаюсь».
Итак, сегодня с особой остротой встают вопросы духовной культуры врача, которые ещё в недавнем прошлом не рассматривались в качестве самостоятельной цели профессиональной подготовки. Теперь же становиться очевидным, что духовность во многом определяет качество подготовки современного специалиста, а значит, результаты лечения. Духовный облик врача, не мыслимый вне нравственно положительного роста его личности, позволит расширить представление клинической картины болезни до клинической картины больного человека. Это в свою очередь позволит найти более обоснованные ответы на то, как влияют психологические и этические факторы на закономерности этиопатогенеза психосоматических заболеваний. Духовная культура врача также сопряжена с пониманием значимости характера межличностных контактов врача и пациента. Модель этих контактов воспитывается на сознательном и бессознательном уровне уже на студенческой скамье.
Организация высшего медицинского образования такова, что обучение в медицинском вузе формирует подход к человеку как к организму, идентифицирует человека с больным органом. Изучение анатомии, гистологии, физиологии, биохимии, биофизики наряду с очевидными профессионально необходимыми знаниями создаёт иллюзию возможности познать человека только на основе изучения закономерностей жизнедеятельности организма. Это подтверждается фактом, что прилагательное «больной» прочно вошло в массовое и общественное сознание как существительное и фактически отбросило слово «человек».
В современной клинике зачастую за болезнью забывают человека: он мыслится как некое приложение к ней. Такое смещение приоритетов, когда сам носитель медико-психологических симптомов, к сожалению, вытесняется безличной совокупностью клинико-лабораторных данных, не может не тревожить. Следствием становятся случаи назначения лечения одного органа, но противопоказание больному в целом. Игнорирование целостного внутреннего мира пациента во всём устройстве клиник ведёт к возникновению у него ощущения одиночества, ненужности, заброшенности, униженности, чувства «подопытного кролика». И это происходит независимо от успеха лечения как такового.
Отношение к пациенту, умение организовать психологический диалог с ним – одно из базовых профессиональных действий, приводящее к верной диагностике и эффективному лечению. Формирование отношения к пациенту как к неповторимой уникальной личности, то есть целостному человеку, обладающему не только физической, но и душевной сущностью является главной целью профессиональной подготовки врача.
Темы рефератов:
1. Позиция психологии в общей системе наук.
2. Методологические проблемы и задачи психологии.
3. Медицинская психология как отрасль психологической науки и практики.
4. Методы исследования в психологии и медицине.
5. Психотерапия: к проблеме междисциплинарной интеграции медицины и психологии.
Рекомендуемая литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2003. – 336 с.
2. Дубровина И.В. Психология: Учебник. – М.: Академия, 2004. – 464 с.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер-М, 2005. – 592 с.
4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
5. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник. – Спб.: Питер-М, 2004. – 592 с.
ТЕМА 2. Современные направления,
проблемы и понятия психологии
2.1. Формирование психологии как самостоятельной науки
С тех пор как термин «психология» вошёл в научный обиход, прошло более двухсот лет, сопровождавшихся её становлением, кризисами, научными революциями в системе знаний и методов «науки о душе». Психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении и т.д. При этом считалось, что доподлинно известно, что такое «непосредственный субъективный опыт», «сознание» или «поведение».
К 70-м годам XIX века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную.
Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В.Вундт и Ф. Брентано. В 1875 г. В.Вундт организовал в Лейпциге первый психологический институт. В связи с этим очень важным был выход в свет его труда «Основы физиологической психологии». В нем предметом психологии был признан «непосредственный опыт» – содержание сознания; главным методом – интроспекция (наблюдение субъекта за процессами в своём сознании, что требовало специальной длительной тренировки).
Одновременно с В.Вундтом философ Ф.Брентано в 1874 г. изложил программу изучения психологии в работе «Психология с эмпирической точки зрения». Согласно его точке зрения, область психологии – это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства), а его акты, психические действия, благодаря которым оно появляется. Например, одно явление свет, другое – акт видения света. По мышлению Брентано, изучение таких актов и есть уникальная сфера психологии.
В научных разработках уровень теоретических представлений о предмете психологии отличался от уровня конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадал всё более широкий круг явлений.
Методы экспериментальной психологии начал разрабатывать немецкий психолог Г.Эббингауз. Он экспериментировал с мнемоническими процессами (от «Мнемозина» – древнегреческая богиня памяти), и выяснил что они более сложные, чем сенсорные. В 1885 г. в книге «О памяти» учёный изложил результаты проведённых на себе опытов с целью вывести законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал. При решении проблемы он составил 2300 бессмысленных слов, состоящий из трёх звуков – согласный + гласный + согласный (например, «мон», «пит» и т.п.). Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты, касающиеся времени и объёма их заучивания, динамики их забывания (репутацию «классической» приобрела так называемая «кривая забывания», показывающая, что примерно половина забытого приходится на первые полчаса после заучивания), последующего воспроизведения материала различного объёма, различных фрагментов этого материала (начала списка слогов и его конца).
Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений. Рушилось понимание сознания как замкнутого в себе мира. Восприятие и память, навыки и мышление, установки и чувства стали трактоваться как своего «инструменты» организма, работающие над решением задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации.
2.2. Наиболее известные психологические
концепции XX века
В начале XX века возникает несколько направлений в психологии, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования и системой основных понятий. В Европе это были фрейдизм и гештальтпсихология, в США – функционализм, бихевиоризм и школа Курта Левина. В психологии разрабатываются новые научные концепции и теоретические направления, проводятся соответствующие эмпирические исследования. Наиболее известными из них стали: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология.
Бихевиоризм
В это время в американской психологии возникает её ведущее направление – бихевиоризм (от англ. «behavior» – поведение). Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание, как явление не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии. Изучалось лишь реально проявляющееся поведение. Это хорошо увязывалось с прагматическим направлением всей американской науки того времени. Основателем бихевиоризма (поведенческой психологии) считается американский психолог Джон Уотсон. Он рассматривал психологию как теорию поведения, исключив из изучения субъективные явления и сознание человека. Понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах Уотсон заменил понятиями о мышечных и секреторных реакциях, поведение сводил к внешним приспособительным актам, отрицал сознание как особую форму регуляции поведения. Благодаря бихевиоризму объективные методы изучения психики получили широкое распространение. Построение научной психологии бихевиористами ориентировалось на естественные науки.
Одним из основателем бихевиоризма был Э.Торндайк, изложивший обширный экспериментальный материал в своей докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов». Первая его работа «Ум животных» стала важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса учения. Для этого использовал так называемые «проблемные» ящики. Он помещал подопытных животных (кошек, собак, низших обезьян) в «проблемные ящики» – экспериментальные устройства различной степени сложности, фиксировался характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление. Помещённое в ящик животное могло выйти из него, или получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство – нажав на пружину, потянув петлю и т.п. Первоначально животное совершало множество движений, бросалось в разные стороны, царапало ящик и т.п., пока одно из движений случайно не оказывалось для него удачным. «Пробы, ошибки и случайный успех» – таково было заключение, принятое учёным для всех типов поведения как животных, так и человека. Открытия Э.Торндайка были истолкованы как законы образования навыков. Таким образом, Э.Торндайк изучал на животных законы интеллекта как научения. При этом под интеллектом имелась в виду выработка организмом «формулы» реальных действий, позволяющих успешно справиться с проблемной ситуацией. Вводился в обиход «вероятностный стиль мышления»: в органическом мире выживает лишь тот, кому удаётся, «пробуя и ошибаясь», отобрать наиболее выгодный из многих возможных вариант реакции на среду.
Сложное поведение животных и человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия – стимулы (S). S→R – такова формула бихевиоризма. Достижением бихевиоризма стала разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних воздействий и реакции организма на эти воздействия. Согласно бихевиоризму человек при рождении имеет определённое количество врождённых схем поведения, над которыми надстраиваются более сложные формы – «регуляторы поведения». Удачные реакции закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению. Закрепление реакций происходит по «закону упражнений» – в результате многократного повторения они автоматизируются. Американские бихевиористы проводят параллель между периодами развития ребёнка и предполагаемыми эпохами развития первобытного общества.
В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Но были игнорированы важнейшие компоненты действия – мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его реализации. Из психологии полностью исключался социальный фактор. Мозг рассматривался как «чёрный ящик».
Идеи бихевиоризма получили развитие в трудах других американских психологов – Э. Толмена и К. Халла. Эдвард Толмен разработал концепцию, в которой пытался соединить идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдизма. Схему поведения «стимул—реакция» Толмен превратил в целостный акт, который включал в себя в качестве опосредствующего звена «промежуточные переменные»: мотив, цель, познавательные структуры.
Классиком необихевиоризма считается и Кларк Халл. Он также отстаивал необходимость введения в объяснение поведения по принципу «стимул-реакция» факторов, опосредствующих двигательную реакцию на раздражитель. Халл пытался подойти к анализу поведения строго математически. Современным представителем бихевиоризма является американский психолог Берхус Скиннер. Он считает, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Скиннер известен как автор концепции «оперантного» (от слова «операция») научения, объясняющей механизмы формирования нового опыта. На этой основе он разрабатывает способы управления поведением человека. Однако в 50-е годы XX века произошла общая дискредитация бихевиоризма. Основной причиной этого был антиментализм бихевиористов, их невнимание к внутреннему психическому миру человека.
Гештальтпсихология
Другой влиятельной концепцией в психологии XX века стала гештальтпсихология. Это направление появилось в Германии. В 1912 году во Франкфурте-на-Майне под руководством М.Вертгеймера возникла новая психологическая школа – гештальтпсихология (от нем. «gestalt» – форма, структура). В неё входили известные психологи В.Келер и К.Коффка. В опытах М.Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), не разлагаемые на сенсорные первоэлементы, т.е. постулировалось, что психические образы – это не комплексы ощущений. Немецкие ученые в своей психологической теории опирались на представление о целостности психических явлений. Принцип научности был главным в их исследованиях. Естественные науки выступали в качестве образца.
Макс Вергеймер критиковал ассоциативное направление в психологии и экспериментально доказал, что сознание строится из целостных образов (гештальтов), неразложимых на отдельные сенсорные элементы.
Курт Коффка также был одним из основателей гештальпсихологии и дал фундаментальный анализ и изложение этого направления. При этом он первым среди гештальпсихологов обратился к проблемам развития ребенка.
Вольфганг Келер считал, что психологическое знание следует строить по образцу физического, поскольку процессы в сознании и организме находятся во взаимно однозначном соответствии. Руководствуясь этой идеей, он распространил понятие о гештальте на головной мозг. В опытах на животных Кёллер доказал роль инсайта (видения ситуации в целом) в успешном решении интеллектуальных задач. Идеи Курта Левина также были близки к гештальпсихологии. Он наиболее известен как автор концепции динамической системы поведения – теории «поля». Под «полем» он понимал целостное «жизненное пространство», описываемое геометрической моделью, в котором развертывается человеческая активность.
Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею «атомизма» в психологии – представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений. Существует некая изначальная упорядоченность сенсорно-интеллектуальных структур. Макс Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно, посредством определённых действий оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на изначально имеющиеся структуры – гештальты.
В исследованиях гештальпсихологов было открыто более ста закономерностей зрительного восприятия, среди которых наиболее известные: «апперцепция» (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека), взаимодействие «фигуры и фона», «целостность» и «структурность» восприятия, «прегнантность» (стремления к простоте и упорядоченности восприятия человека), «константность» восприятия (постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его восприятия), «близости» (тенденция к объединению элементов, смежных во времени и пространстве), «замыкания, завершения» (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры).
Адаптивные формы поведения объяснялись универсальным понятием «инсайта» (от англ. «insight» – озарение) – внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач. Но, к сожалению, гештальтисты пытались объяснить сознание, исходя из него самого.
Глубинная психология как направление психологии XX столетия включает целый ряд концепций, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, инстинктивных процессов и побуждений. К этому направлению относятся 3. Фрейд, о котором речь уже шла выше, а также неофрейдисты А. Адлер, К. Юнг. Характерной особенностью глубинной психологии была ее направленность на решение практических задач. В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд, работая над «Проектом программы научной психологии», пришёл к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача невропатолога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Психоанализ Фрейда оказал явно или неявно влияние почти на все современные психологические теории.
Ортодоксальный психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, т.е. именно в период ломки традиционных для того времени представлений о психике и психических процессов. Господствующий методологический принцип в психологии и медицине отражал локализационистский подход фон Вирхова, т.е. поиск конкретного «полома», соответствующего любому болезненному явлению. Возникновение новых направлений в психологии, социологии и философии обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей локализационистского подхода. Проблема неосознаваемых (бессознательных) психических процессов стало предметом пристального внимания исследователей.
Австрийский психолог Альфред Адлер создал научную школу под названием «индивидуальная психология». В своем учении он отстаивал принципы внутреннего единства психической жизни личности, считал, что нет жесткой границы между сознанием и бессознательным. Основными движущими силами развития личности, по мнению Адлера, являются стремление к превосходству, успеху, совершенству, а также чувство общности, выражающееся в готовности сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей.
Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг был последователем Фрейда, но в дальнейшем отошел от фрейдизма. Он утверждал, что помимо индивидуального подсознательного существует также коллективное бессознательное как наследуемый опыт предшествующих поколений. Система его психологических знаний получила название «аналитическая психология».
К психоаналитическому направлению в психологии причисляется и немецко-американский психолог Эрих Фромм. Он считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение – не просто условие, но важнейший фактор развития личности. Фромм подчеркивал, что наибольшее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить в своей теории. Работы Фромма заложили основы направления в западной психологии, получившего название фрейдо-марксизма. В своих работах он пытался соединить идеи Фрейда не только с Марксом, но и с Адлером, и гуманистической психологией.
Важная роль в развитии психологических знаний в начале XX века принадлежит русским ученым, хотя явного тяготения к каким-либо психологическим школам у них не было. Александр Федорович Лазурский много занимался проблемами изучения характера человека, одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности.
Русский психолог Николай Николаевич Ланге стал одним из лидеров экспериментальной психологии в России. Разработал на экспериментальной основе концепцию стадиальности восприятия, моторную теорию внимания.
Особенно заметную роль в истории русской психологии играл Георгий Иванович Челпанов. Более всего он известен как основатель первого и старейшего в России психологического института, который был создан в 1912 г. Челпанову принадлежат работы по восприятию пространства и времени, а также труды по экспериментальной психологии.
Выдающимся направлением психологии XX века является генетическая психология. Основателем его считается швейцарский психолог Жан Пиаже. Он создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучала умственное развитие ребенка, происхождение интеллекта, формирование у ребёнка таких фундаментальных понятий, как пространство, время, причинность. Пиаже и его сотрудников интересовали особенности детской логики, механизмы познавательной деятельности ребенка.
В середине XX века появилось новое направление – гуманистическая психология. «Гуманистическая психология» – это собирательное понятие, которое охватывает целый ряд достаточно разных школ, направлений, движений и подходов. Одним из основателей считается американский психолог Карл Роджерс. Он отказался от карьеры священника, к которой готовился с юности, и увлекся психологией. В дальнейшем работал в качестве практикующего психолога и профессора в университете. В своей теории личности Роджерс описывает определённую систему понятий, характеризующих представления человека о себе и своих близких. Важнейшее место в ней занимает «Я-концепция». В этой связи описывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Идея ценности и уникальности человеческой личности стала центральной для Роджерса, как и для других представителей гуманистической психологии. Его открытия связаны не только с новым взглядом на самоактуализацию и самооценку человека, но и с его подходом к психокоррекции. Он считал, что психотерапевт не должен навязывать своего мнения пациенту, а должен подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. Таким образом были созданы основы недирективной психотерапии.
Представителем гуманистической психологии считается и другой выдающийся американский психолог Абрахам Маслоу. Он пришел к выводу о необходимости формирования третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму. Его собственная теория имела ключевое понятие – «самоактуализация», одно из центральных в концепции гуманистической психологии. Цель личностного развития – стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – смерть для человека как личности, для его «самости».
Однако взгляды основателей гуманистической психологии характеризуются существенными расхождениями. Например, Гольдштейн, Маслоу и Роджерс говорят о том, что человеку присуща некая внутренняя сила – тенденция к самоактуализации, направляющая его развитие в сторону наиболее полного раскрытия, разворачивания заложенных в нём возможностей, сил и способностей. Это как бы основная идея ведущего гуманистического подхода к личности. Но в рамках этого же движения есть авторы, в частности такие как Ролло Мэй, Олвин Марер, Рональд Лэнг, которые принадлежат так называемому «экзистенциальному» ответвлению в гуманистической психологии. Они считают, что таких сил нет, а направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает. Это противопоставление является одним из, может быть, наиболее ключевых противопоставлений, потому что это различие взглядов, на которое обратил внимание Роуэн, является одним из основных критериев, по которым можно отличить «экзистенциальное» направление в рамках гуманистической психологии от направления, которое условно можно обозначить словом «личностно-центрированное».
Об этой так называемой «экзистенциальной психологии» у нас известно то, что ярким представителем экзистенциальной психологии является Виктор Франкл, автор психотерапевтической модели «логотерапия». Были изданы философские работы Мартина Бубера, в том числе его ставшая уже классической книга «Я и Ты», которая хоть и не является собственно психологической, но служит одним из основных «писаний» для экзистенциальных психологов, и столь же основополагающая философская книга П.Тиллиха «Мужество быть». Наконец, одна из первых книг Ролло Мэя – блестящее пособие по психологическому консультированию, написанное с позиций экзистенциального подхода к человеку. Говоря о том, что представляет из себя направление экзистенциальной психологии, чаще всего начинают ссылаться на экзистенциальную философию – на Хайдеггера, Ясперса, Сартра и прочих. Однако экзистенциальная психология представляет собой достаточно самостоятельный пласт материалов, совершенно отличный от экзистенциальной философии и имеющий свои собственные теоретические традиции, то есть теоретическим обоснованием экзистенциальной психотерапии является не философия экзистенциализма, а обширные теоретические разработки именно в рамках психологии.
В начале 60-х годов XX века в научной психологии произошла поразительно быстрая смена интересов и теоретической ориентации западной экспериментальной психологии. Зародилось новое направление – когнитивная психология. Термин «когнитивный» означал возросший интерес к изучению познавательных (когнитивных) процессов. Связано это было с интенсивным развитием кибернетики, математического моделирования, с появлением электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Познавательные процессы рассматривались по аналогии с ЭВМ как процессы переработки информации. Одним из лидеров нового направления стал американский психолог Ульрих Найссер. В исследованиях Найссера познание человеком окружающего мира, осуществляемое в процессе восприятия, памяти, воображения, мышления, рассматривается как активный процесс усвоения