Заброшенный магазин и торговая лавка
Я хочу, чтобы вы представили, что гуляете‑по ночному городу под дождем. Вы тепло одеты, и вы можете видеть огни города, отражающиеся на мокром асфальте. (…) Просто идите вперед и смотрите на свой город. (…) Что вы видите? (…) Каков он, ваш город? (…) Что в нем происходит? (…) Что вы чувствуете, гуляя по нему? (…)
Прямо впереди вас небольшая заброшенная улица. Спускайтесь вниз по этой улочке, и вскоре вы увидите старый, неработающий магазин. (…) Окно магазина грязное, мутное, оно забрызгано дождем, но если вы присмотритесь, вы сможете увидеть за ним какие‑то предметы. (…) Что было оставлено за этим окном? (…) Подойдите ближе и постарайтесь увидеть, что там. (…) Протрите часть окна, чтобы лучше видеть. (…) Ближе рассмотрите эти заброшенные вещи. (…) Какие они? (…) Отмечайте все подробности. (…)
Станьте какой‑нибудь вещью из этого заброшенного магазина. Что собой представляет ваша жизнь? (…) Почему вас оставили здесь? (…) Что вы чувствуете? (…) Еще глубже войдите в свой опыт, в котором вы являетесь заброшенной вещью. (…)
Сейчас снова станьте собой и снова поглядите на заброшенную вещь, которую видно в окне. (…) Заметили ли вы что‑нибудь, чего не видели раньше? (…) Не спеша попрощайтесь с этим окном, с тем, что находится за ним, и идите дальше по улицам города. (…) Некоторое время продолжайте исследовать свой город. (…)
Впереди снова вырисовывается какая‑то незнакомая улица. Прогуливаясь по ней, вы увидите витрину, на которой находится невероятное множество различных вещей — некоторые старые, некоторые новые, а некоторые из них совсем древние. Какие‑то из них просто хлам, другие — настоящее сокровище, вы никогда не ожидали увидеть подобное в таком окне. (…) В то время как вы стоите и смотрите на витрину, к вам подходит дружелюбный старик и приглашает зайти в этот магазин. Он объясняет, что это необычный магазин. Внутри этого, с виду маленького, магазинчика находятся все вещи, которые существуют в мире. Любой, кто найдет свой путь в этот магазин, может выбрать любую вещь и взять с собой. Вы не можете взять деньги, также как и продать то, что возьмете здесь. Все, что вы можете, — это взять одну вещь из магазина. Оглянитесь вокруг и посмотрите, что здесь есть. (…) Вокруг всевозможные комнатки и уголки, наполненные вещами, которые вы можете взять с собой. (…) Когда решите, что хотите взять, рассмотрите это получше. Внимательно, во всех подробностях изучите эту вещь (…), потрогайте ее руками, обнюхайте ее. (…) Что вы чувствуете к этой вещи? (…)
Когда вы будете выходить из двери, держа в руках вещь, которую решили взять, лавочник снова обратится к вам: «Как я и говорил ранее, вы можете взять эту вещь. Есть только одно условие — вы должны дать мне что‑то взамен. Это может быть все, что угодно, из того, что у вас есть, и того, что вам сейчас не нужно, но вы должны мне дать что‑то взамен того, что взяли». Что вы отдаете старику? (…) Уделите некоторое время, чтобы решить этот вопрос. (…) Теперь скажите старику, что вы отдадите ему. (…) Выходите за дверь и последний раз взгляните на свой город. (…) Не торопясь попрощайтесь с ним. (…) Вернитесь сюда, в комнату, взяв с собой то, что вы выбрали в магазине. (…)
Теперь станьте этой вещью. (…) Какой вы? (…) Какие у вас свойства? (…) Какая у вас жизнь? (…) Что случается с вами? (…) Какие у вас функции и зачем вы нужны? (…) По— ; старайтесь во всех подробностях ощутить опыт пребывания этим объектом. (…)
Сейчас снова станьте собой и посмотрите на этот объект. (…) Выясните, можете ли вы узнать о нем что‑нибудь еще. (…) Стали ли вы лучше понимать его теперь? (…) Не спеша попрощайтесь с этим объектом и положите его куда‑нибудь в вашей памяти (…), некоторое время просто спокойно отдохните. (…)
(Фантазию вроде этой хорошо осуществлять, если вы находитесь в месте, где слышны звуки городского движения. Эти шумы будут нарушать течение некоторых других фантазий или навязывать что‑то, но к этой фантазии они будут отличным добавлением, они станут частью воображаемого опыта, не внося никаких искажений. Следующий эксперимент — еще один пример того, как включать и использовать шумы, которые в другом случае склонны нарушать ход фантазии.)
Подводная пещера
(Я написал три альтернативных варианта середины этой фантазии; каждый вариант использует одинаковое начало и конец. Используйте только одну из альтернатив.)
(Начало.) Представьте, что вы плаваете с аквалангом в тропическом море недалеко от берега (на другой планете). Прислушивайтесь ко всем звукам и смотрите вокруг, чтобы видеть, что является источником каждого звука в вашем
подводном мире. (…) Плавайте в этом подводном мире и изучайте его. (…) Какой он (…) и что вы чувствуете, находясь «здесь»? (…) Что вы видите? (…) Что вы ощущаете руками и кожей? (…) Продолжайте исследование, узнайте больше об этом опыте. (…)
(Вариант 1.) Прямо впереди вы можете увидеть вход в подводную пещеру. Подплывая к ней, вы обнаруживаете, что она очень большая и глубокая. На дне этой пещеры что‑то спрятано, но свет очень тусклый, и вам трудно увидеть, что там. Не спеша исследуйте эту пещеру, выясните, что находится на дне. (…) Когда что‑либо обнаружите, внимательно осмотрите и узнайте, что это за объект. (…) Что вы чувствуете к нему? (…) Сейчас поговорите с ним и представьте, что он может отвечать вам. (…) Что вы говорите ему? (…) И что он отвечает? (…) Расскажите, что вы к нему чувствуете. (…) Поменяйтесь местами. Станьте этим объектом из пещеры и продолжайте беседу. (…) Что вы чувствуете? (…) Взгляните на аквалангиста. (…) Что вы чувствуете к нему и что ему говорите? (…) Что еще происходит меду вами во время этого разговора? (…) Меняйтесь местами, когда захотите, и еще некоторое время продолжайте взаимодействовать и разговаривать друг с другом. (…)
(Вариант 2.) Из всех предметов, находящихся в этом подводном мире вокруг вас, какой больше всего привлекает ваше внимание? (…) Какой предмет требует вашего внимания? (…) Чем бы это ни было, подплывите поближе и посмотрите, что вы можете узнать об этом. (…) Что в этом предмете так привлекает вас? (…) Очень внимательно осмотрите этот^предмет. (…) Потрогайте его, если можете. (…) Подвигайтесь вокруг, чтобы рассмотреть его с разных сторон. (…) Теперь поговорите с ним. Расскажите ему, что в нем привлекает ваше внимание. (…) Расскажите, что вы чувствуете к нему. (…) Представьте, что он может ответить вам. (…) Что именно он говорит в ответ? (…) Сейчас поменяйтесь
местами, станьте этим предметом и продолжайте беседу. Какой вы? (…) Что вы чувствуете? (…) Что говорите аквалангисту? (…) Что еще происходит между вами во время разговора? (…) Меняйтесь местами, когда захотите, и продолжайте взаимодействовать и разговаривать еще некоторое время. (…)
(Вариант 3.) Посмотрите налево, далеко под водой вы увидите нечто смутное и нечеткое, медленно приближающееся к вам. (…) По мере приближения этого объекта вы сможете видеть его все более отчетливо. (…) Сейчас посмотрите направо — вдалеке вы заметите какой‑то другой объект, приближающийся к вам. Поначалу он тоже будет неясным, но затем, по мере приближения, он будет виден все лучше и лучше. (…) Продолжайте наблюдать за этими объектами. По мере их приближения к вам вы сможете видеть лучше, что они собой представляют и как движутся. (…) В конце концов они встретятся напротив вас, и, когда это произойдет, постарайтесь сознавать факт их встречи и то, как она произошла и как они взаимодействуют друг с другом. (…) Сейчас станьте объектом, который приплыл слева. Какой вы? (…) Что вы чувствуете? (…) Как вы взаимодействуете с объектом, который приплыл справа? (…) Поговорите с ним. (…) Что именно вы говорите? (…) Что он отвечает? Чем вы отличаетесь? (…) Что вы чувствуете по поводу этих отличий? (…) Сейчас поменяйтесь, станьте другим объектом и продолжайте беседу. Какой вы теперь? (…) Что вы чувствуете? (…) Что вы чувствуете к «левому» объекту? (…) Что вы говорите ему? (…) Меняйтесь ролями, когда захотите, и продолжайте взаимодействовать и разговаривать друг с другом еще некоторое время. (…)
(Завершение.) Сейчас станьте собой, аквалангистом, и приготовьтесь попрощаться с вашим подводным миром. (…) Оглянитесь вокруг в последний раз (…) и затем возвращайтесь к вашему существованию в комнате. (…).
Берег моря
Я хочу, чтобы вы представили, что вы на берегу моря. (…) На что похож этот берег? (…) Погуляйте немного. (…) Что вы ощущаете под ногами? (…) Наклонитесь, потрогайте поверхность земли и попытайтесь побольше узнать о том, каков ваш берег. (…) Подойдите к кромке берега и ощутите морскую воду. (…) Прогуляйтесь вдоль берега и посмотрите, что вынесло на него волнами. (…) Какой запах вы ощущаете? (…) Какая стоит погода? (…) Что вы чувствуете, находясь здесь? (…) Еще некоторое время исследуйте свой морской берег, выясните, что вы можете обнаружить здесь. (…)
Сейчас взгляните на море. (…) Какое оно? (…) Оглядите его побережье. (…) Сейчас посмотрите вдаль. Очень далеко есть что‑то, что постепенно приближается к вам, вместе с волнами. Сперва вы не будете знать, что это и какого оно размера, но по мере того, как этот объект будет приближаться к вам, вы сможете увидеть, что это такое. (…) Смотрите на этот приближающийся объект, который в конце концов вынесет волнами на песок. (…) Когда он окажется на берегу, подойдите к нему и внимательно осмотрите, выясняя о нем все, что можно. (…) Обойдите его со всех сторон и посмотрите на него под разными углами. (…) Какой он? (…) Потрогайте его, что вы чувствуете? (…) Можете ли вы предположить что‑либо о его прошлом и о том, каким образом он оказался на берегу? (…) Что вы чувствуете к нему? (…)
Станьте объектом, который вынесло на ваш пляж. Какой вы? (…) Какими качествами обладаете? Опишите себя: «Я…» (…) Что вы чувствуете? (…) Что случилось с вами, по какой причине вас вынесло на этот пляж? (…) Уделите некоторое время, чтобы еще лучше прочувствовать опыт пребывания этим объектом. (…)
Сейчас снова станьте собой и посмотрите на этот предмет. (…) Видите ли вы что‑либо, что не замечали раньше? (…)
Чтр вы чувствуете к этому предмету? (…) В последний раз взгляните на берег моря (…), отмечайте любые изменения. (…) Не спеша попрощайтесь (…) и возвращайтесь сюда, в комнату. Некоторое время посидите молча, побудьте с тем, что пережили. (…)
Темная комната
Теперь представьте, что вы стоите в конце темной комнаты. Она совершенно темная^ но постепенно вы начинаете ощущать пространство в этой комнате (…). Представьте, что вы наклоняетесь к полу (…) и к стене, чтобы, дотронувшись до нее, узнать, что они собой представляют. (…) Что это за пол, что за стена и комната, в которой вы сейчас находитесь? (…) Сейчас вы начинаете невнятно слышать, что что‑то происходит в противоположном конце комнаты, (…) Когда вы внимательно прислушаетесь к этим звукам, они станут отчетливее, и вы сможете предположить, что является их источником. (…) В то время как вы слушаете звуки, свет в комнате постепенно становится ярче, так что вы начинаете видеть источник звуков. (…) Когда вы сможете увидеть его, внимательно осмотрите этот объект. (…) Какой он? (…) Осмотрите его в деталях. (…) В конце концов вы сможете видеть его отчетливо и обнаружите больше деталей, которых не замечали ранее. (…) Что он делает (…) и что вы чувствуете по отношению к нему? (…)
Сейчас поменяйтесь местами и представьте, что вы стали этим объектом. Отождествитесь с ним. (…) Какой вы? (…) Какая у вас жизнь? Что вы делаете и какими качествами обладаете? (…) Что вы чувствуете в качестве этого объекта? (…) Что вы переживаете? (…) Поговорите с собой. (…) Как вы реагируете на себя? (…) Будучи этим объектом, что вы говорите себе и что слышите в ответ? (…) Что еще происходит между вами во время этого разговора? (…)
Станьте собой и продолжайте диалог и взаимодействие. (…) Что вы сейчас чувствуете? (…) Что вы чувствуете к объекту? (…) Внимательно осмотрите этот объект. Замечаете ли вы что‑либо, чего не замечали раньше? (…)
Не спеша попрощайтесь со своей комнатой и с тем, что вы обнаружили в ней, вернитесь сюда, к своей жизни «здесь». (…) Некоторое время уделите осознанию опыта. Что вы чувствуете к своей комнате и что обнаружили «там»? (…) Что вы чувствовали, прощаясь с этой фантазией? (…)
Мудрец
Я хочу, чтобы вы представили, что поднимаетесь ночью по горной тропе. На небе полная луна, которая освещает тропу, благодаря ей вы можете довольно хорошо видеть вокруг. (…) Что это за тропа, по которой вы идете? (…) Что вы видите вокруг себя? (…) Что вы чувствуете, поднимаясь по горной тропе? (…) Прямо впереди вы замечаете маленькую тропинку, уходящую в сторону и ведущую вас к пещере, в которой живет очень мудрый человек, способный ответить на любой вопрос. Сверните на эту тропинку и идите по ней к пещере мудреца. (…) Отмечайте, какие изменения происходят вокруг вас, когда вы поднимаетесь по этой тропинке, все ближе подходя к пещере. (…)
Когда вы достигнете пещеры, напротив нее вы увидите небольшой костер, за которым неясно вырисовывается молчаливая фигура мудреца с гуляющими по ней бликами от языков пламени. (…) Подойдите к костру, подбросьте в него дров и сядьте молча рядом. (…) Огонь начинает гореть ярче, и теперь вы можете видеть мудреца более отчетливо. Уделите время тому, чтобы как можно полнее сознавать его — его одежду, тело, лицо, глаза. (…)
Теперь задайте мудрецу какой‑нибудь важный для вас вопрос. Задавая вопрос, продолжайте смотреть на него и на
то, как он реагирует на ваши слова. Он может дать ответ в словах, либо может ответить вам жестом или выражением лица, либо может что‑то показать вам. (…) Какой ответ он дает вам? (…)
Сейчас станьте этим мудрецом. (…) Какова ваша жизнь? (…) Что вы чувствуете? (…) Как вы относитесь к гостю, который задает вам вопросы? (…) Что вы к нему чувствуете? (…) Что вы своими словами, жестами или действиями говорите гостю? (…)
Снова станьте собой и продолжите диалог. Понимаете ли вы, что отвечает вам мудрец? (…) Есть ли у вас еще вопросы к нему? (…) Что вы к нему чувствуете? (…)
Теперь станьте мудрецом и продолжите беседу. (…) Есть ли что‑нибудь еще, что вы можете сказать пришедшему человеку? (…)
Станьте собой. Скоро вам пора будет прощаться. (…) Скажите что‑нибудь еще перед тем, как уйти. (…) Когда вы уже хотели попрощаться с мудрецом, он повернулся к старой, поношенной сумке, лежащей у негаза спиной, и что‑то начал в ней искать, что‑то особенное, что он хочет дать вам. (…) Он достает нечто из сумки и отдает вам. (…) Посмотрите на этот дар. (…) Что сейчас вы чувствуете к этому мудрецу? (…) Расскажите ему о своих чувствах (.:.) и не спеша попрощайтесь с ним. (…)
Теперь отвернитесь и начинайте спускаться по горной тропинке, взяв с собой этот подарок. (…) Спускаясь, внимательно смотрите на тропинку, так чтобы запомнить путь к мудрецу. (…) Сознавайте то, что находится вокруг вас, и то, что вы чувствуете. (…)
Сейчас сохраняйте глаза закрытыми и принесите ваш дар вместе с собой сюда, в комнату. (…) Изучите его более подробно. (…) Что мудрец дал вам? Узнайте как можно больше об этой вещи. (…) Потрогайте ее (…), понюхайте (…), повертите в руках и внимательно разглядите. (…)
Теперь станьте этим подарком. Отождествитесь с.ним и опишите себя. Какой вы? (…) Что вы чувствуете? (…) Какими качествами вы обладаете? (…) Что вы делаете и как вас можно использовать или чем вы ценны? (…)
Станьте собой и посмотрите на подарок, попытайтесь узнать о нем что‑нибудь еще. (…) Отмечаете ли вы в нем какие‑нибудь изменения или что‑то, чего не заметили раньше? (…) Сейчас заботливо сохраните этот дар в своей памяти (…) и попрощайтесь с ним. (…)
Поиск
Я хочу, чтобы вы представили, что ищете что‑то очень важное для себя. Возможно, у вас есть какие‑нибудь догадки о том, что это, а возможно, и нет. Тем не менее вы знаете, что ищете что‑то очень нужное и что ваша жизнь будет неполной без этого. Где вы начинаете этот поиск? (…) Куда вы идете? (…) Как вы ищете? (…) Что происходит с вами? (…) Отмечайте препятствия и задержки, встречающиеся на пути. (…) Сознавайте, как вы взаимодействуете с ними. (…) Что вы предпринимаете? (…) Продолжайте поиск еще некоторое время. Узнайте как можно больше обо всем этом, выясните, насколько близко вы можете подойти к своей цели. (…) Вы можете обнаружить, что поиск меняет характер. Что вы найдете, продолжая искать? (…) Даже если вы еще не достигли цели, вы можете узнать больше о том, что вы ищете. В какой бы вы ни были ситуации, попытайтесь узнать еще больше о том, что ищете. Найдете ли вы то, что ищете, или только увидите, или сможете только вообразить этот объект — изучите его очень внимательно. (…) Сознавайте, что вы чувствуете по отношению к нему. (…) К какой цели вы стремитесь? (…) Что будет после достижения этой цели? (…) Является ли цель сама по себе тем, чего вы хотите, или она просто средство — способ получить что‑то еще, что вы желаете? (…)
Если бы цель могла говорить, что бы она сказала вам? (…) И что бы вы ей ответили? (…) Поговорите с ней некоторое время, выясните, что еще вы можете от нее узнать. (…)
Теперь вернитесь к жизни в этой комнате и посидите спокойно, побудьте со своим опытом некоторое время. (…)
Сумасшествие
Закройте глаза и направьте внимание внутрь. (…) Сейчас я хочу, чтобы вы представили, что сошли с ума. Станьте в воображении абсолютно невменяемым, узнайте, что это значит для вас. (…) Что вы делаете теперь, когда стали сумасшедшим? (…) Где вы? (…) Что вы чувствуете? (…) Некоторое время уделите тому, чтобы войти глубже в этот опыт. (…) Как вы взаимодействуете с другими людьми? (…) Как другие реагируют на вас? (…) Что дает вам это сумасшествие? (…) И что оно делает с вами? (…) Исследуйте это еще глубже. (…)
Теперь станьте прямой противоположностью сумасшедшего. Поменяйте свой опыт сумасшедшего на противоположный. Например, если вы были полностью неконтролируемым, сейчас станьте сверхконтролируемым. (…) Максимально полно исследуйте свой новый опыт. (…) Что вы делаете теперь? (…) Как вы взаимодействуете с другими людьми? (…) Как они реагируют на вас? (…) Изучите это как следует. (…)