Возмущение — признательность
Вспомните кого‑нибудь, кем вы действительно возмущены — кто раздражает вас, портит вам жизнь или с кем у вас какие‑либо проблемы. Представьте, что этот человек перед вами, обращен к вам лицом и смотрит на вас. Детально визуализируйте этого человека. Во что он одет? (…) Как выглядит его лицо, как он смотрит на вас? (…) Теперь открыто выразите этому человеку свои возмущения: «Боб, я возмущен тем, что…» Будьте очень конкретны и скажите точно, что вас возмущает в этом человеке. Постарайтесь на самом деле добиться чувства, что общаетесь с ним. (…) Уделите некоторое время, чтобы выразить длинный список возмущений и претензий к этому человеку. (…)
Сейчас заново пересмотрите этот список, слово «возмущение» замените словом «признательность» и произнесите все это тому же человеку. Делайте паузы после каждой фразы. Отмечайте, что вы чувствуете, когда произносите фразу, выясните, что вы можете понять из этого опыта. Например, если я сказал: «Я возмущен твоей слабостью, потому что мне приходится делать работу за тебя», то, когда я снова вернусь к этой фразе, я могу сказать: «Я признателен тебе за слабость, это придает мне ощущение силы и уверенности в сравнении с тобой». Уделите инструкции несколько минут, выясните, можете ли вы обнаружить признательность в том, на что вы возмущены. Начинайте. (…)
Слабость — сила
Закройте глаза и обратите внимание внутрь себя. (…) Войдите в контакт с телесными ощущениями. (…) Я хочу, чтобы вы организовали внутри себя беседу между слабостью и силой. Я хочу, чтобы сначала вы стали слабостью, которая обращается с некими словами к силе. Вы можете начать с
чего‑нибудь вроде: «Я так слаб, а ты так силен, ты можешь делать многое» и т.п. Будьте слабостью и некоторое время разговаривайте с силой, одновременно сознавая свои телесные ощущения. (…) Подробно исследуйте некоторые детали этого опыта. Что значит для вас быть рлабым, адля него сильным? (…)
Теперь поменяйтесь ролями и станьте силой, отвечающей слабости. (…) Что и как вы говорите? (…) Что вы чувствуете в этой роли? (…) Что вы чувствуете по отношению к слабости? (…) Сейчас расскажите слабости, что для вас значит быть сильным. (…) Что вы этим приобретаете? (…)
Теперь поменяйтесь ролями и снова станьте слабостью. (…) Что вы отвечаете силе и что вы чувствуете, делая это? (…) Теперь расскажите силе, что для вас значит быть слабым? (…) В чем выгода быть слабым? (…) Расскажите ему о силе в вашей слабости. (…) Расскажите о всех преимуществах слабости — как вы можете использовать слабость, чтобы манипулировать окружающими, заставляя их помогать вам, и т.д. (…) Тщательно рассмотрите специфические особенности силы, присутствующей в слабости. (…)
Теперь снова станьте силой и ответьте слабости. (…) Что вы говорите и что чувствуете сейчас? (…) Расскажите о слабости в своей силе. Расскажите' о трудностях силы — о том, как другие зависят от вас, пользуются вашей энергией и т.д. (…) Тщательно рассмотрите слабые стороны своей силы. (…)
Теперь снова станьте слабостью и отвечайте силе. (…) Что вы чувствуете и говорите? (…) Некоторое время продолжайте диалог самостоятельно. Меняйтесь ролями, когда захотите, но все время поддерживайте этот диалог между силой и слабостью и наблюдайте, что вы можете обнаружить. (…)
Такой вид внутреннего диалога может быть весьма полезен для выявления и прояснения отношений, существующих внутри индивида, между любыми парами комплементарных людей, ролей, качеств и аспектов. Это может быть особенно полезно в работе, направленной на достижение
понимания между конфликтующими группами, например учителями и студентами. Все наши взаимоотношения с другими людьми заполнены образами друг друга. Если вы можете отождествиться с противопоставлением между вашими собственными образами и добиться некоторой ясности и уменьшения этого противопоставления, тогда вы за своими образами сможете увидеть реальных людей и начать реагировать на них, а не на их образы. Также вы можете использовать подобный эксперимент вдвоем, поочередно играя противоположные роли. Некоторые примеры подобной работы даны в разделе «Работа в парах». Вот ряд других для работы противоположностей: муж — жена, родитель — ребенок, спонтанный — планирующий, незнакомец — близкий, помогающий — беспомощный, искренний — неискренний, начальник — подчиненный, аккуратный — неряшливый, мужчина — женщина, ответственный — безответственный, ум — тело, глупый — умный и т.п. Отметьте, какие трудности есть в вашей жизни, и свяжите эти трудности с определенным человеком, манерой поведения или личностным качеством. Теперь представьте себе противоположность этого человека, поведения или качества и работайте с этим в диалоге. Если вы сможете действительно вовлечь себя в этот диалог, вы обнаружите симметрию и сходство, которые лежат за видимым различием. В предыдущем эксперименте выявлялась сила в слабости, а слабость в силе — две стороны, использующие различное значение, чтобы добиться одной и той же вещи — контроля друг над другом.
Инверсия коммуникации
Сейчас сфокусируйте внимание на моих словах, которые появляются где‑то в моем мозгу, произносятся мной, проносятся по воздуху, пока не попадут в ваши уши и затем в ваш мозг, где вы их поймете. (…) Теперь измените этот процесс. Представьте, что мои слова прямо сейчас появляются в вас (…), идут в ваши уши (…), выходят из них (…) и через воздух попадают в мой рот (…) и затем в мой мозг, где я понимаю их. (…) Осуществляйте эту инверсию еще некоторое время (…), теперь измените все обратно. (…)
Инверсия с деревом
Сейчас визуализируйте дерево и наблюдайте, как оно меняется с разными сезонами. Представьте воду и другие субстанции, которые из почвы движутся в корни (…), затем вверх по стволу попадают в ветви (…), становятся почками (…), и вырастают листья и новые ростки. (…) Наблюдайте, как листья растут еще ^больше, обдуваемые легким ветерком (…), и затем, с наступлением осени, становятся старыми и, вероятно, меняют цвет. (…) Затем листья опадают на землю и становятся частью почвы во время зимы (…), а затем снова впитываются корнями, когда дерево возвращается к жизни весной. (…)
Теперь пройдите этот круг в обратном порядке. Представьте старые, сухие листья, которые поднимаются с земли на ветви (…), становятся все зеленее (…), затем уменьшаются, уходя в ветви (…), проходят вниз по стволу к корням (…) и затем в почву и гнилую листву. (…) Осуществляйте эту инверсию еще некоторое время. (…)
Сейчас отождествитесь с измененным деревом. Станьте им, в то время как оно будет меняться с сезонами, которые движутся в обратном порядке (…). Почувствуйте, как ваши листья врастают в верхнюю часть вашего тела и перемещаются вниз к корням, откуда они идут в почву. (…) Побудьте этим деревом еще некоторое время. (…)
Теперь продолжайте быть этим деревом, но верните круговорот в нормальное состояние. (…) Почувствуйте, как корни пьют влагу из почвы. (…) Почувствуйте, как она поднимается по вашему стволу и попадает в ветви. (…) Продолжайте переживать этот круговорот еще некоторое время, сознавайте, что вы чувствуете, будучи этим деревом. (…)