Определение позиции партнера
Причина многих трудностей не в актуальных различиях между людьми, а в воображаемых, которые являются результатом неверного понимания. Сейчас я хочу, чтобы вы заново пересмотрели основные разногласия между вами. Я хочу, чтобы каждый четко формулировал свое понимание пози‑ции.и чувств партнера, пока тот не подтвердит, что вы его поняли правильно. Если он не удовлетворен тем, что вы о нем высказываете, внимательно слушайте то, что он будет пытаться вам объяснить. Затем снова объясните, как вы поняли его слова, и делайте это до тех пор, пока он не согласится с вами. Уделите этому около пяти минут. (…)
Реагирование на чувства
Сейчас я хочу, чтобы вы выяснили, в какой степени вы способны принимать и реагировать на чувства и переживания партнера, даже если вы не согласны с теми словами и действиями, которые вытекают из его опыта. Эти чувства и переживания — факты, и, если вы сможете принять, исследовать их и глубже осознать, вы обретете понимание друг друга. Уделите некоторое время тому, чтобы глубже исследовать чувства и переживания, которые лежат в основе ваших разногласий. Можете ли вы принять хотя бы некоторые аспекты позиции партнера в существующих между вами разногласиях? (…)
Теперь поделитесь друг с другом опытом этих экспериментов. Что вы сознавали в себе и в партнере? Уделите этому пять минут. (…)
Когда вы действительно исследуете чувства и переживания, которые имеют место в этих разногласиях, вы чаще всего обнаружите, что реальные проблемы довольно далеки от предмета спора. Доводы, касающиеся того, как можно прийти к согласию, как правило, выражаются в форме таких предположений, как: «Если бы ты любил меня, ты бы сделал так…» и «Если бы ты уважал меня, ты бы поступил иначе…». Страхи, скрывающиеся за этими доводами, довольно просты: «Я боюсь, что ты не любишь (не уважаешь) меня». Чувства, которые кроются еще глубже за этими страхами, могут оказаться еще более понятными: чувства неадекватности, пустоты, одиночества и т.д. На этом глубоком уровне вы чаще всего найдете, что у вас и партнера на самом деле много общего. Внешняя сторона разногласия может оказаться просто выражением различий в способе, с помощью которого каждый из вас избегает или сражается с очень похожими чувствами и переживаниями.
Ни одно решение об освобождении от конфликта не
может быть действительно удовлетворительным, пока глубокие уровни опыта не будут осознаны, выражены и выслушаны. Когда я вхожу в контакт со своим опытом и выражаю его тебе и ты действительно слушаешь меня, я, возможно, не буду беспокоиться, к чему мы в итоге придем. С другой стороны, иногда между нами остаются значительные и беспокоящие различия, даже после глубокого исследования. В этом случае мы можем, по крайней мере, признать, что они существуют. Мы сможем остановить попытки изменить друг друга, чтобы избавиться от этих отличий и перестать обвинять друг друга, когда манипулирование не приносит результата.
Иногда в реальном мире контакта и сознавания имеют место боль, конфликт и другие неприятные аспекты. Также в нем есть наслаждение, удовлетворяющая деятельность, радость и участие. Если я остаюсь в контакте со своей собственной реальностью и окружающим миром, каким бы все это ни было, я смогу большего добиться в жизни. Если я отворачиваюсь от реальности, потому что она не идеальна, то я тем самым только усиливаю конфликт й теряю ту удовлетворительность и удовольствие, которые имею. Потеря без приобретения — плохая сделка.
ВЕДУЩЕМУ ГРУППЫ
Методы, описанные в этой книге, являются реальными инструментами для самопознания и самовыражения. Любые инструменты можно использовать искусно или бездарно, их можно вообще не использовать или использовать не , по назначению. Молоток может лежать на полке, представляя собой только кусок бесполезного металла, или может найти реальное применение, будучи использованным для забивания гвоздей. С помощью молотка можно заделать дыру в паркете или ударить им кого‑нибудь по пальцу. Я считаю,
что особенно важно уделить внимание некоторым способам неправильного использования этих инструментов.
Цель всех экспериментов, описанных в книге, — помочь людям заново открыть их сознавание актуального опыта, каким бы он ни был . Некоторые откроют приятные переживания — комфорт, радость, любовь и так далее, а некоторые — довольно неприятные: гнев, печаль, разочарование. Что бы ни обнаруживал человек, его опыт необходимо уважать . Есть много способов неуважительного отношения к опыту человека. Вот некоторые из самьцс распространенных: осуждение, помощь, объяснение и наставление .
Осуждение . Некоторые переживания и образы, которые есть у одних людей, могут показаться странными, чуждыми и даже неестественными для других. Любое осуждение, пренебрежение, глумление и т.д. — это неодобрение опыта, и| это не поддержит человека в более глубоком исследовании себя. Ведущий должен быть достаточно открыт, чтобы принять и признать опыт человека, каким бы странным он ни казался. Также он должен быть способным остановить осуждения других, как вербальные, так и невербальные. Если кто‑то осуждает опыт другого человека, существует два варианта действий. Во‑первых, вы можете обратить внимание на то, осуждающие слова человека, — это деятельность его ума или фантазии, но не сознавания. Во‑вторых, вы можете исследовать опыт осуждающего. Он может испытывать страх, растерянность, отвращение и т.д., и это его действительный опыт. «Я испытываю неудобство» — это переживание, «ты сошел с ума» — осуждение. Осуждая, я обвиняю и выношу тебе приговор за то, что испытываю я лично.
Помощь . Один из самых распространенных (а также повсеместно принятых) способов неуважительного отношения к опыту — это предложение помощи, когда человек чувствует себя «плохо» или некомфортно. Человек становится «беспомощным»: его утешают, пытаются развеселить, создать благоприятную обстановку, тем самым не давая ему полностью пережить его печаль, гнев, одиночество и т.п. Но, только пройдя до конца через эти переживания, он сможет принять их, ассимилировать в свой жизненный опыт и приблизиться к более целостному и интегрированному человеческому существованию. Почти всегда «спаситель» в действительности помогает самому себе, оказывая помощь другим. Устремляясь в группу поддержки, он останавливает выражение своих чувств, которые причиняют ему боль. Также он убеждает себя и окружающих, что способен помогать другим и сам не нуждается в чужой помощи. Почти у каждого «спасителя» есть сильное чувство беспомощности, которое временно исчезает, когда он помогает кому‑то другому. Это часто проявляется в людях, которые занимаются профессиями, предполагающими «помощь»: учителя, психологи и особенно социальные работники. Если у вас есть этот симптом, вам нужно будет обнаружить его в себе и принять собственное чувство беспомощности, прежде чем вы действительно сможете помогать другим людям. Попробуйте провести воображаемый диалог с тем, кому вы помогаете, и проиграть обе роли, для того чтобы узнать, как вы помогаете себе, помогая другим. Существует широко распространенное мнение, что человек, испытывающий трудности, слаб и нуждается в помощи. С одной стороны, это правда, потому что много своей энергии он тратит на манипулирование собой и окружающими, так что ее становится слишком мало для взаимодействия с миром. Если вы «помогаете» такому человеку, вы поддерживаете его в его заблуждении, что он нуждается в вашей помощи, и тем самым вы увеличиваете его вовлеченность в манипулирование вами с целью заставать вас спасать его. Но если же вы настоите на том, чтобы он лучше прочувствовал свой опыт, он может обнаружить огромное количество силы и энергии, которые тратит на манипулирование собой и окружающими, для того чтобы добиться от них поддержки.
Если он ассимилирует эту энергию, он сможет научиться использовать ее непосредственно для самоподдержания. Он сможет осознать, что способен сделать многое для себя сам из того, что ранее требовал от других.
У каждого есть большой неиспользованный потенциал, Многие гораздо способнее, умнее, сильнее, чем кажется вам или думают они. То огромное количество слабости, глупости и сумасшествия, которое мы наблюдаем вокруг, — нереально, на самом деле это игра в слабость, глупость и сумасшествие. Только подумайте о силе, присутствующей в игре в слабость, силе, которая заставляет всех бежать к вам на помощь и делать за вас вашу работу! Посмотрите на сообразительность в игре в глупость, такую, что все начинают думать за вас и получают порицание, если это окажется не успешным! Осознайте здравомыслие в поведении сумасшедшего, который интенсивно манипулирует окружающими и оказывается необъяснимым, а также вне контроля и ответственности!
Если вы настраиваете себя на помощь кому‑либо, выя также настраиваете себя на манипулирование собой вышеперечисленными способами. Если же вы берете ответственность за себя и требуете этого от окружающих, вы становитесь невосприимчивым к таким манипуляциям. Фриц Перлз начинал свои семинары со слов: «Если вы хотите сойти с ума, совершить самоубийство, стать лучше, измениться или получить опыт, который изменит вашу жизнь, — это ваше дело. Я делаю свое, вы делаете свое. Тот, кто не хочет брать за это ответственность, пожалуйста, не посещайте этот семинар».
Хотя многие люди пытаются брать ответственность за окружающих, это на самом деле невозможно. Я могу нести ответственность только за себя и за то, что я делаю. Даже если я «беру ответственность» за маленького ребенка, я могу быть ответственным только за то, что делаю я, но не за то, что делает он. Часто принятие ответственности за кого‑то на
самом деле тонко замаскированные требования к этому человеку, инвестирование, которое нужно будет возместить с большими процентами: «После всего того, что я сделал для тебя, думаю, это не будет нескромно — попросить…»
Реальный способ помочь другому состоит не в том, чтобы помогать ему делать что‑то, но помочь лучше осознавать его личный опыт — его чувства, действия, фантазии — настоять на том, чтобы он более глубоко исследовал свой опыт и взял за него ответственность, что бы собой этот опыт ни представлял. Часто это означает — обратить внимание на то, как человек избегает свой опыт, и помешать этому избеганию. Если человек печален, он должен исследовать это состояние и пережить более глубоко, прежде чем он сможет ассимилировать этот опыт. Если человек злится, он должен действительно почувствовать и выразить свой гнев, прежде чем он сможет принять его в свою жизнь. Единственный выход из положения — пройти через все это.
Наставления . Если вы объясняете человеку или намекаете ему, какого рода переживание он должен иметь в том или ином эксперименте, этот образ будет препятствовать эксперименту. Если вы стараетесь заменить фальшивые и искусственные «наставления» общества своими личными, то этим вы создаете дополнительный слой неестественности и обмана. В этом случае человеку приходится бороться с двумя «наставлениями», которые уводят его все дальше от его личного опыта и делают его жизнь все более подвластной этим обязательствам. Например, я встречал ведущих, которые говорили или намекали, что все должны наслаждаться экспериментами, в которых люди прикасаются друг к другу. Прикосновение — значимая человеческая потребность, и многие наслаждаются этими экспериментами и узнают, насколько этот опыт важен для них. Другие чувствуют отчуждение и отвращение в ходе таких экспериментов, и это их обоснованный опыт.
Не существует «правильной», или «корректной», реакции на любой из этих экспериментов. В этой книге, и особенно в этом разделе, существует только одно «требование» — вы должны войти в контакт со своим опытом, каким бы он ни был, вы должны быть тем, кем вы действительно являетесь в данный момент. Если вы переживаете что‑то — переживайте это; если вы избегаете — осознайте, что вы избегаете это; если обманываете — сознавайте это; если создаете образы — поймите, что заняты фантазированием.
Каким бы ни был ваш опыт, вы должны начинать с того места, где вы находитесь, и именно оттуда отправляться в путешествие самопознания. Есть старая история о тщетности попыток начать с чего‑то другого. Один человек заблудился в извилистых деревенских дорогах недалеко от Вермонта и остановился у поля, чтобы спросить направление у фермера. «Как я могу добраться до Нью‑Йорка?» — спросил он. Фермер некоторое время задумчиво пожевал травинку и затем ; сказал: «Мистер, если бы я был вами, я бы не начинал отсюда!» Неважно, насколько я потерян и запутан, я должен начинать отсюда, с переживания своей потерянности. Возможно, это плохое место для старта, но другого выхода нет — это единственное место, откуда можно начать.
Объяснения . Поиск причин, интерпретация, разъяснение й т.д. — повсеместно принятые способы «понимания» опыта. В действительности все это — способы избегания своего опыта, с которыми считаются благодаря их популярности. Объяснения, интерпретации и т.д. — это деятельность воображения, разговор об опыте, но не выражение опыта. Как только вы начинаете объяснять опыт, вы теряете контакт с самим опытом, вы теряетесь в джунглях всех этих «почему», «потому что», «если» и «только». Если вы хотите потеряться в этих джунглях — это ваше решение, но не стоит затягивать
остальных в свое болото, интерпретируя и объясняя, что происходит с ними.
Ваши интерпретации — это ваши личные проекции, независимо от того, «правильны» они или нет. И даже если они «правильные», они не имеют отношения к опыту другого человека и могут только снизить его сознавание. Это главный дефект почти всех психотерапевтических групп. Огромное количество времени тратится на различные виды интерпретирования, выказывания мнений, обвинений, догадок и т.д. Часто даже истинное общение или сознавание тонет и теряется в интерпретациях. Чтобы помочь человеку войти в близкий контакт с его собственным опытом, обращайтесь к подробностям этого опыта, не к «причинам» его. «Как ты себя чувствуешь?», «Что ты ощущаешь?», «Что в тебе происходит?», «Что ты чувствуешь в теле?» — полезные вопросы, которые могут помочь человеку глубже прочувствовать специфические детали его опыта.
Суть подхода, представленного в этой книге, — это ценность и важность переживания и сознавания того, что есть. Как ведущий группы, вы не можете взять ответственность за группу или за кого‑то из нее, но вы можете делать все, на что способны, чтобы удерживать внимание людей сфокусированным на сознавании и стараться устранять все, что этому мешает. Для того чтобы упражнения приносили максимальные результаты, важно обладать опытом работы с людьми и быть чувствительным к тому, что происходит с ними и между ними. Если участники группы довольно хорошо относятся друг к другу, эксперименты с тактильным контактом и телесным выражением чувств могут помочь людям открыться еще больше. Но если группа настроена нервозно или враждебно, вы должны сознавать это и работать в направлении понимания и прояснения того, что происходит в данный момент.
Если группа очень напугана, а вы стараетесь вовлечь их в тактильный эксперимент, то либо он будет совершенно бесполезен, либо вы только преуспеете в тщательном укрывании страха за притворной близостью. В начале сессии часто можно наблюдать нервный смех, хихиканье, вялость или л другие симптомы избегания и страха. Один из способов работать с этим — уделить некоторое время на выражение этих чувств и фантазий, которые создают их. Другой путь — это уделить некоторое время полному уходу и вхождению в контакт с телесными чувствами и ощущениями. Если хихиканье продолжается, я прошу людей покинуть комнату, если онине могут прекратить свое хихиканье или что‑то иное, беспокоящее других людей. Есть люди, у которых нет желания исследовать свое сознавание, и у меня нет никаких возражений на этот счет до тех пор, пока они не начинают мешать другим в группе.
Для выполнения этих экспериментов идеальной является группа из 14 — 16 человек. Она достаточно большая, чтобы обеспечить подходящую разнородность группы, и достаточно маленькая, чтобы наладить хороший контакт. Если в группе больше 20 участников, более вероятным становится раздробленность группы и то, что контакты будут неглубо кими и размытыми. С группами размером более 20 человек больше времени уделяйте работе в небольших подгруппах, чтобы каждый получал возможность прямого контакта с небольшим количеством людей зараз. Вы можете начать с экспериментов в парах, затем двигаться к упражнениям, включающим 4, 6 или 8 человек, и затем включить в обсуждение опыта всю группу. Особенно полезно, чтобы вначале люди объединялись в пару с тем, кого они не очень хорошо знают, либо с тем, на кого держат обиду или с кем чувствуют себя некомфортно, или же используйте другие подобные способы объединения в пары, которые увеличивают вероятность контакта между людьми.
Было бы идеально, если бы каждый мог тратить на эксперимент столько времени, сколько ему нужно. Но когда вы работаете в группе, вы можете надеяться только на то, чтобы организовать время так, чтобы всем его хватило. Некоторые люди неизбежно будут заканчивать раньше, и им будет «нечего делать», в то время как другие еще долго будут продолжать выполнять инструкцию, после того как основная масса участников уже давно все закончит. Вы можете отмечать количество времени, необходимого людям, и согласно этому подбирать время на эксперименты. Вы сможете сказать с большей точностью, что происходит, наблюдая за позами людей и прислушиваясь ктому, что доносится из различных групп. Время эксперимента, указанное в этой книге, — это только предположение. Размер группы создает большие различия, и некоторым людям требуется гораздо больше времени, чем другим. Иногда один говорящий занимает половину времени, отведенного для всей группы. Если вы заметите^ что нечто подобное имеет место, попросите человека излагать то, что он хочет сказать, кратко, как в телеграмме. Также вы можете делать предупредительные замечания, например: «Я хочу, чтобы в следующие две минуты вы закончили».
Некоторые группы действительно вовлекаются в эксперимент, в итоге получая богатый опыт, для обсуждения которого требуется больше времени. Другие вовлечены меньше, так что им нужно мало времени для обсуждения. Если вы замечаете это, то можете попросить невовлеченную группу войти в контакт со своей незаинтересованностью и выразить ее. Выполняя это, они станут вовлечены, по крайней мере, в такой опыт. Если вы заметите, что одни группы продвигаются медленнее других, вы можете подходить к ним и просить немного ускориться, а тех, кто спешит, попросить
больше времени уделять деталям. Если группа заканчивает намного раньше, вы можете на время, пока другие будут заканчивать, дать им другое короткое задание.
Когда вы работаете с несколькими группами или парами одновременно в одном помещении, удобно иметь какой‑нибудь способ привлечения всеобщего внимания в конце периода обсуждения, когда вы собираетесь предложить следующий эксперимент. Хлопок в ладоши — наиболее легкий' путь, но многие не любят этого. Маленький колокольчик работает прекрасно, и большинству людей это нравится. Если кто‑то против такого способа, попросите его предложить лучший способ привлечения внимания.
Эксперименты, представленные в этой книге, написаны в форме, которую я нашел наиболее полезной, и для удобства они собраны в разделы, состоящие из похожих экспериментов. Когда вы используете несколько экспериментов в одной сессии, выбирайте разные их варианты, чтобы вовлечь людей в различные аспекты их опыта. Вы можете начать с менее пугающих экспериментов и постепенно переходить к экспериментам, содержащим больше риска прикоснуться к чему‑то личному. Вы можете начать с безопасного этапа, подразумевающего обращение внутрь себя и фантазирование, в котором люди могут исследовать свой внутренний ; мир без страха быть отвергнутыми. Позднее каждый человек может сам решить, какой частью внутреннего опыта он готов поделиться с группой. Убедитесь, что вы предоставили достаточно времени для осознания опыта, прежде чем переходить к дальнейшим упражнениям. Существуют бесконечные вариации и комбинации этих экспериментов. Я описал отзеркаливание в виде работы в парах. Также может быть полезным, если вся группа одновременно отзеркаливает одного человека, хотя в этом случае только он один может видеть себя отраженным. Большая часть воображаемых путешествий представлена в виде групповой работы, чтобы у людей была возможность поделиться своим внутренним опытом с окружающими, но эксперименты с фантазиями можно осуществлять также в парах или индивидуально.
Хотя все эти эксперименты предназначены для взрослых, большинство из них можно использовать и с детьми всех возрастов. Для этого необходимо упрощать инструкцию, делая ее доступной для понимания детей. Многие из этих экспериментов будут гораздо лучше работать с детьми. Маленькие дети обычно находятся гораздо в более тесном контакте со своим опытом, намного больше сознают, более спонтанны и менее консервативны, чем взрослые.
Большинство из этих экспериментов могут легко вписаться в процесс изучения предмета. Многие упражнения на сознавание иллюстрируют точные методы наблюдения, построения гипотез, исследование реальности через опыт и т.д. Еще больше возможностей использовать эти эксперименты представляется в социальных и гуманитарных учебных заведениях. Ролевая игра, отражающая исторический конфликт, может принести понимание истории, так же как и понимание конфликта, и опыт альтернативных методов его разрешения между группами или отдельными личностями. Вместо того чтобы говорить о различных формах правительства, вы можете попросить студентов сформировать разные типы правительств. Позвольте им узнать, на что похожи различные формы социальных организаций, и осознать разницу между демократией, которую вы проповедуете, и тиранией, к которой вы, возможно, прибегаете в классе. Обычно много времени отводится на изучение принципов демократии. Гораздо меньше внимания уделяется тому, как реально работают демократические процессы, а именно тому, что каждый член правительства имеет право голоса и что все эти различные точки зрения приветствуются, когда правительство собирается вместе, чтобы принять определенное решение с помощью открытого и рационального обсуждения. И совсем не акцентируются на реальном обучении демократии. Демократия основана да идеи коммуникации, а не силы или авторитета. Ваши усилия, направленные на улучшение коммуникации в классе, уменьшат необходимость прибегать к силе авторитета для наведения порядка и снизят стремление студентов к бунту против власти. Класс станет тем местом, где слушают и учатся, и в меньшей степени местом борьбы и антагонизма.
Эксперименты, имеющие дело с тревогой, застенчивостью и фантазиями, которые являются причиной этих симптомов, очень полезны просто для развития уверенности в себе. Драма, публичное выступление или другие занятия, которые подразумевают исполнение неких действий перед людьми, могут быть гораздо более продуктивными и творческими, если использовать эти эксперименты.
Многие эксперименты могут быть использованы непосредственно в мастер‑классах для развития навыков самовыражения в творческой деятельности. Способность дать чувствам и образам свободно течь через выразительные средства — основной и фундаментальный процесс творчества. Умение фокусироваться и сознавать «наставления» и правила, которые препятствуют самовыражению, может сделать многое для освобождения этого процесса.
Даже если вы применяете лишь некоторые из этих экспериментов, вы сможете получить конкретные результаты. Чем больше вы работаете с этими экспериментами самостоятельно, чем лучше вы узнаете этот подход, тем более творчески вы будете подходить к применению этих методов к своей ситуации — изобретать новые упражнения и исполь‑. зовать эти методы во всем, что бы вы ни делали.
Все можно делать с сознаванием или без него, и эксперименты в этой книге — не исключение. Вы можете сделать каждый из них поверхностной игрой, превращая все в шутку. Вы можете превратить их в унылую, нудную работу, если сбудете заставлять выполнять эти эксперименты людей, которые к ним не готовы, или если будете думать, что все это очень серьезно. Если вы запрограммированы на самоулучшение, вы можете усердно и примерно выполнять эксперименты, как бойскаут, коллекционирующий значки и золотые медали за заслуги.
Но если вы выполняете эти эксперименты с сознаванием, вы будете узнавать все больше и больше о своих переживаниях и функционировании, и этот подход будет становиться все более неотъемлемой частью вашей жизни.
ПУТЕШЕСТВИЯ В ФАНТАЗИЮ
Каждая из фантазий в этом разделе окажет гораздо более эффективное воздействие, если перед ней будет звучать инструкция, предлагающая занять удобное положение, закрыть глаза и сконцентрировать внимание на внутреннем опыте: войти в контакт с телесными ощущениями, дыханием и т.д. Невозможно полностью погрузиться во внутренний мир, если имеет место напряжение или вовлеченность в воспоминания и мысли о внешней реальности.
Воображаемые путешествия принесут гораздо большую пользу, если сразу будут рассказаны кому‑нибудь от первого лица в настоящем времени, как будто это происходит в данный момент. Этот рассказ усилит чувство отождествления с опытом в фантазии и поможет вам осознать, что это не «просто фантазия», но важное выражение самого себя и своей жизненной ситуации. Рассказывая о своем опыте в настоящем времени, вы часто будете обнаруживать детали, которые слабо сознавали в ходе фантазии. И слушатель может замечать подробности и нюансы, которые вы упустили или игнорировали, и отмечать пропуски и уклонения, на которые вы не обратили внимание. Таким образом, это прекрасная возможность, чтобы исследовать фантазию глубже и начать, лучше сознавать то, чем вы пренебрегали, то, что избегали и упускали из виду.
Другая ценность — в непосредственном сообщении другим о своей фантазии в том, что вы открыто обращаетесь к I другому человеку. Рассказьщая о своих чувствах и переживаниях из фантазии, вы часто можете обнаружить, что это! нечто гораздо более искреннее и личное, чем ваша обычная манера разговора с окружающими. Вы обнаружите очень] много нового о себе и своем бытии, так же как сможете получить и опыт того, как окружающие реагируют на вашу ис‑1 кренность. Очень полезно глубоко сознавать себя, но также важно делиться своим сознаванием с окружающими так, I чтобы ваша жизнь была связана с другими людьми в искреннем контакте.
Эти фантастические путешествия могут показаться похожими друг на друга, особенно если вы будете просто быстро | читать их, без экспериментирования с ними. С одной стороны, они действительно повторяются; в них во всех используется один и тот же метод — проецирование в воображаемую ситуацию и затем переотождествление во время исполнения ролей и диалогов. Но в то же время разные фантазии действительно отличаются друг от друга, в каждой из этих воображаемых ситуаций вы будете открывать различные вещи. Также вы обнаружите, что некоторые из ваших значимых чувств снова и снова появляются в вашей фантазии, несмотря на отличия в инструкциях. Это еще одно подтверждение того, что все ваши переживания в этих фантазиях — реальное выражение вашего бытия, того, как вы действительно живете, чувствуете и функционируете.
Фантазии окажут наибольшую пользу, если у вас будет возможность занять удобное положение с закрытыми глазами, в то время как кто‑то будет медленно и с паузами читать инструкцию. Таким образом, ваше внимание не будет разделено между вовлеченностью в опыт и чтением инструкции. Если вы захотите выполнить некоторые из этих путешествий самостоятельно, я советую прочитать инструкцию один или два раза для того, чтобы запомнить структуру эксперимента. Затем закройте глаза и предпримите свое собственное путешествие, не слишком концентрируясь на том, в точности ли вы следуете инструкции. В этих инструкциях нет ничего магического и таинственного. Я описал их в подробностях для того, чтобы помочь вам узнать, что вы можете обнаружить посредством отождествления, исполнения ролей и диалогов с фантазиями. После того как вы получите определенное количество опыта, познавая потенциал этих методов, вы сможете совершать собственные воображаемые путешествия и самостоятельно работать с тем, что в них проявляется.
Материал, непосредственно следующий после первого эксперимента с воображаемым путешествием, — дословная транскрипция реакций на эту фантазию небольшой группы и мои комментарии к этим реакциям.
Пень, дом, река
Сейчас я хочу, чтобы вы представили, что вы — пень, стоящий в горной местности. Станьте пнем. Визуализируйте себя и окружающий мир. (…) Уделите некоторое время на то, чтобы добиться ощущения, что вы на самом деле пень. (…) Возможно, вам будет легче, если вы станете описывать себя. Как вы выглядите? (…) Какой вы формы? (…) Какая у вас кора и корни? (…) Постарайтесь как можно полнее соприкоснуться с опытом существования в качестве этого пня. (…)
Что собой представляет ваша жизнь? (…) Что с вами происходит? (…)
Недалеко от этого пня есть дом. Сейчас я хочу, чтобы вы стали этим домом. (…) На этот раз я хочу, чтобы вы почувствовали себя домом. Ваша жизнь — это жизнь дома. (…) Какой вы? (…) Какие у вас отличительные черты? (…) Исследуйте свое бытие в качестве дома. (…) Что внутри вас? Что с вами происходит? (…) Уделите некоторое время, чтобы погрузиться в существование в качестве этого дома. (…) }
Рядом с домом течет река. Станьте этой рекой. Какая у вас жизнь? (…) Что вы за река, какая вы? (…) Что вы чувствуете? (…) Что вы переживаете в качестве реки? (…) Что вас окружает? (…)
Оставаясь рекой, поговорите с домом. Что вы говорите дому? (…) Представьте, что он отвечает вам, что между вами разворачивается беседа. (…) Как река что вы говорите дому и что дом отвечает вам? (…) Теперь снова станьте домом и продолжите беседу. Что вы говорите реке? (…) Некоторое время продолжайте диалог. (…) (Также вы можете провести беседу между пнем и домом или между пнем и рекой.)
Сейчас скажите «до свидания» горам. Попрощайтесь с домом, рекой, пнем и возвращайтесь сюда, в комнату, к своей жизни. (…) Откройте глаза, когда почувствуете, что готовы. (…)
Сейчас я хочу, чтобы каждый из вас поделился своим опытом. Я хочу, чтобы вы делали это от первого лица в настоящем времени, например: «Я старый и кряжистый пень, когда я был деревом, меня спилили, а сейчас на мне сидят бурундуки и грызут орехи». (…)
Не читайте реакции и обсуждения, которые следуют далее, пока сами не выполните этот эксперимент.
Отзывы и комментарии
Рене (энергично): Это было здорово. Мне действительно понравилось. Я очень высокий пень, высокий и тонкий. Я срублен. Когда меня рубили, то оставили очень высокую часть, и я рос, ветви были… ветви растут из меня, на них распускаются листья, и я знаю, что очень скоро вырасту очень высоким.
Я дом. Внутри дома ковер. Внутри меня теплый, оранжевый ковер, у меуня мягкая мебель, и мне нравится…. Иногда во мне… пусто и одиноко. Я люблю, когда внутри много людей, хороших людей внутри дома. Иногда мне нравится слушать шум детей. Но обычно — это голоса друзей, и это мне нравится еще больше.
Я река, которая очень мощная в истоке, но потом становится спокойнее, и я останавливаюсь здесь, и я хочу оставаться здесь в одном месте. Я не хочу просто бежать и течь. Я не хочу быть очень длинной рекой и течь. Мне нравится быть рядом с домом, я очень теплая. Ух, мне становится холодно, а мне не нравится быть холодной, и я чувствую, что люблю тепло и хочу, чтобы все люди из дома приходили и наслаждались теплом реки. И мне действительно понравилось… ох, мне очень понравилось, это… это было действительно хорошо.
Ведущий (В): Состоялась ли беседа между…
Рене: Да, вы знаете, я уже говорила, река сказала: «Я теплая, и я хочу оставаться здесь», а дом сказал: «Мне нравится здесь, я люблю тепло и уют». Это было очень милое путешествие.
Эбби (торопливо): Я низкий, широкий, спиленный пень, весь покрытый углем — по каким‑то причинам я горел и теперь весь черный. У меня есть глаза, они смотрят вокруг, и я вижу дом, бревенчатый дом, все…
В: Есть у тебя что еще сказать по поводу этого пня?
Эбби: Нет, ничего нет.
В: Что ты чувствовала, когда была пнем?
Эбби: Я хотела убраться оттуда.
В: Тебе не нравилось быть пнем?
Эбби: Скорее всего, когда я была там, я хотела уйти оттуда, и эти глаза высовывались наружу, осматривали все вокруг, искали, как выбраться отсюда, — это ужасное место. И затем я увидела дом, это было огромное облегчение, потому что сразу после того, как я услышала о нем, я подпрыгнула, побежала и стала домом. Я из очень грубых бревен, из огромного дерева, внутри меня коврики, которые лежат на полу. Слева камин, он очень теплый. Во мне люди. Мне нравится, когда здесь люди. Я не люблю, когда они уходят. (Короткий смех.)
Затем я становлюсь рекой, мне это нравится, потому что я двигаюсь очень быстро, я люблю быстрое движение. Мне нравится чувство течения, но быть рекой одиноко, потому что здесь нет людей. Время от времени кто‑то рыбачит вомне, забрасывает в меня рыболовный крючок. И иногда кто‑то толкает меня из лодки, я чувствую себя обиженной, но мне нравится течь быстро. Даже хотя я абсолютно не представляю, где я теку, мне приятно двигаться.
Затем я разговариваю с домом, я говорю ему: «Ха‑ха, ты! стоишь здесь, а я двигаюсь, ха— ха— ха. Ты знаешь, ты здесь просто застрял на одном месте, а я действительно теку куда‑то».
А дом отвечает мне. Я говорю: «Да, но посмотри на всех! этих приятных людей, которые здесь, во мне, они разговаривают, сидя у теплого огня, хорошо проводят время и приносят все это внутрь. Здесь лучше».
И река говорит: «Да, но люди уйдут, и тебе будет одиноко, и ты никуда больше не попадешь».
В: Мне любопытно, ты сказала, что камин в левой части! дома. (Эбби: Ага.) А что справа?
Эбби: Не знаю… Ничего.
В: Закрой глаза и посмотри.
Эбби: Ох, впереди справа кухня и раковина. И как дом я бы сказала: «Да, во мне есть вода в раковине». Но здесь с правой стороны ничего нет, пока не увидишь кухню.
В: Что ты чувствуешь относительно правой стороны?
Эбби: Я отличаюсь от нее. Я ближе к левой.
В: Да. (Смеется.)
Эбби: Это что‑то значит? Значит ли это, что я «левая»? (Смеется.) Ох! Забавно, потому что… Эй! Это удивительно, потому что, когда ты вначале просил сознавать свое тело, моя левая контактная линза беспокоила меня и левая нога чесалась и… Да!
В: Ты сознавала свою левую сторону, но не правую.
Эбби: Я сознавала свою левую сторону. Да. Что это значит?
В: Это значит, что у тебя нет контакта с правой стороной. (Смех.) (Эбби: И это все?) Что же, возможно, есть что‑то еще, чего я не знаю. Но ты можешь открыть это, либо дальше исследуя свой дом, либо войдя в контакт с правой стороной тела.
Георг: Хорошо, я очень большой пень, думаю из красного дерева. Я нахожусь очень высоко, отсюда открывается вид на долину, я неровно спилен. Я сильно беспокоюсь… мои корни длинные, я говорю о тех, которые снаружи, они пытаются пробиться в скалу. Мне тяжело быть пнем, потому что я неуверен в руках или ногах, которые являются корнями, цепляющимися за скалу. До сих пор я еще не очень сознаю, что собираюсь соскользнуть с горы, но фактически я думаю, что на самом деле я хочу покинуть гору. Я не хочу быть пнем, просто стоящим здесь.
Как дом я очень обеспокоен своей формой. Я стою на четырех ногах или я лежу, будучи уютным домом? Но меня не очень волнует, какой я.
Как река, я не знаю, являюсь ли я рекой, которая… рекой, которая начинается здесь, в горах, и впадает в океан, или я только часть реки, или я вода в реке… И дом, и дерево говорят мне: «Ты счастли<