ГЛАВА 3. Направления коррекционно-развивающей деятельности
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
Диагностическая работа включает:
№ п.п. | Задачи | Содержание деятельности в ОУ | Ответственные | Сроки проведения |
Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля. | Изучение особых образовательных потребностей воспитанников, анализ «Карт индивидуального развития». | Специалисты ДОУ Педагоги | Май | |
Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. | Проведение психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств дошкольников. Проведение педагогической диагностики по изучению уровня овладения общеобразовательной программой. | Психолог Педагоги | Сентябрь Октябрь | |
Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей. Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. | Проведение углубленного диагностического обследования | Специалисты Педагоги | Октябрь Январь | |
Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников. | Обследование особенностей личностного развития, коммуникативных способностей. | Педагоги Психолог | В течение учебного года Октябрь Май | |
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка. | Диагностика семейной и социальной ситуации развития. | Психолог Педагоги | В течение учебного года | |
6. | Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка. | Динамическое наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк | Специалисты Педагоги | В течение учебного года |
7. | Анализ успешности коррекционно-развивающей работы. | Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся. | Психолог педагоги | Апрель Май |
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
№ п.п. | Задачи | Содержание деятельности в ОУ | Ответственные | Сроки проведения |
1. | Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. | Определение программы индивидуальной траектории развития в рамках деятельности ПМПк Анализ рекомендаций ПМПК. | Администрация Специалисты Педагоги | В течение года |
2. | Коррекция и развитие высших психических функций. Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения. Коррекция зрительного восприятия. Коррекция речевого развития. | Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. | Педагог- психолог Учитель- логопед Воспитатель Родители | В течение года согласно графику работы |
3. | Формирование универсальных учебных действий и коррекция отклонений в развитии. | Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса Динамическое наблюдение за воспитианниками в рамках работы ПМПк. | Педагоги | В течение года |
4. | Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. | Индивидуальные консультации специалистов. | Психолог Педагоги | В течение года |
Условия, необходимые для реализации коррекционной работы:
§ использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приемов обучения и воспитания;
§ использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
§ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям с ОВЗ необходимую помощь;
Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.
Цель коррекционно-развивающих занятий– коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
§ создание условий для максимальной коррекции нарушений, для развития сохранных функций;
§ формирование положительной мотивации к обучению;
§ повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
§ коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
§ формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Коррекционные задачи включают задачи исправления или сглаживания отклонений и нарушений развития, преодоления трудностей развития. Профилактические задачи - задачи по предупреждению отклонений и трудностей развития, появления вторичных нарушений развития. Развивающие задачи подразумевают стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития.
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:
1.Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
2.Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка.
Принцип учета индивидуальных особенностей личностипозволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у воспитанников развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Направления специальных коррекционных занятий специалистов:
Учитель-логопедосуществляют коррекцию нарушений всех компонентов устной речи (звукопроизношения и фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи, фразовой и связной речи) .
Педагог- психолог осуществляет коррекцию познавательного, эмоционально- волевого и личностного развития воспитанника.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
№ п.п. | Задачи | Содержание деятельности в ОУ | Ответственные | Сроки проведения |
Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. | Определение стратегии сопровождения воспитанников. | Педагог Специалисты Родители | В течение года | |
Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. | Изучение запросов по оказанию методического сопровождения и практической помощи педагогам. Организация по вопросам сопровождения воспитанников: - консультаций для педагогов; - выступлений на пед.советах, -заседаниях МО; - мастер-классов; -обучающих семинаров, - практикумов. | Администрация Специалисты Педагоги | В течение года | |
Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. | Организация индивидуальных консультаций. Подготовка и представление учащихся на ПМПК | Администрация Специалисты ДОУ Педагоги Специалисты ПМПК Родители | В течение года |
4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;
взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
§ различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса– родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья;
§ проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Оздоровительно–профилактическая работа направлена на создание условий для сохранения укрепления здоровья детей с ОВЗ; обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.
Предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием детей с ОВЗ, проведением индивидуальных лечебно-профилактических действий в зависимости от нарушения:
§ соблюдение режима дня,
§ мероприятия по физическому и психическому закаливанию,
§ специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением,
§ особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании,
§ использование здоровьесберегающих технологий