Глава 3.направления коррекционно - развивающей

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………3

1.1. Актуальность;

1.2. Цель, задачи;

1.2. Ожидаемый результат;

1.4. Принципы реализации.

Глава 2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ……………………………….6

Глава 3.НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………7

3.1. Диагностическое направление;

3.2. Коррекционное направление;

3.3. Консультативное направление;

3.4. Информационно- просветительское;

3.5. Оздоровительно- профилактическое.

Глава 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ……………………………………………13

Глава 5. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ … 14

4.1. Психолого- педагогическое обеспечение;

4.2. Программно- методическое обеспечение;

4.3. Кадровое обеспечение;

4.4. Материально- техническое обеспечение;

4.5. Информационное обеспечение.

Глава 6. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ….16

Список используемой литературы……………………………………………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………18

Приложение 1

Описание особенностей в развитии детей с нарушением зрения.

Приложение 2

Создание специальных условий

Приложение 3

Диагностическая программа специалистов.

Приложение 4

Модель индивидуальной программы коррекции и развития воспитанника.

Приложение 5

План взаимодействия специалистов

Программа коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Принцип системности.

Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми , имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.

Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Принцип непрерывности.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Принцип реальности.

Предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

5. Принцип деятельностного подходапредполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.

6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.

Даже при использовании групповых форм работы коррекционно- развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.

7. Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Общая целькоррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

ГЛАВА 2 . Этапы реализации программ

Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течение учебного года. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

§ Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность), период реализации: сентябрь- октябрь. Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

§ Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность), период реализации: октябрь- декабрь. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

§ Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Период реализации: январь, май. Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.

§ Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Период реализации: февраль- апрель. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Основные положения, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:

- Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

- Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

- Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

- Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.

ГЛАВА 5. Требования к условиям реализации программы

В процессе реализации коррекционно-развивающей деятельности необходимо соблюдение определенных условий:

Кадровое обеспечение

Осуществление коррекционной работы специалистами: учителем- логопедом, педагогом- психологомэ

Информационное обеспечение

Состоит в размещении необходимых информационно-просветительских материалов всеми специалистами на информационных стендах, сайте детского сада и других информационных носителях.

Воспитатель

Диагностическая программа Направление КРР Форма Содержание
1. Понимание речи и речевая коммуникация: «Найди отличие в словах», «Объясни действия», «Подбери слово», «Объясни». 2. Выявление состояния фонематического слуха: игра «Эхо», «Повтори», «Будь внимательным», «Угадай, сколько звуков». 3. Словарь: «Угадай, что это?», «Кто что делает?», «Подбери слово», «Скажи наоборот», «Подбери ряд слов». 4. Состояние слоговой структуры слова: «Повтори за мной». 5. Связная речь: «Расскажи сказку», «Перескажи», «Составь рассказ по картинке». 6. Выявление состояния грамматической стороны речи: «Прятки», «Посчитай», «Назови правильно», «Назови». 7. Звукопроизношение: «Назови правильно», «Повтори предложение». 8. Артикуляционный аппарат. 1. Развитие общей и мелкой моторики рук. 2. Развитие моторики речевого аппарата. 3. Развитие речевого дыхания. 4. Формирование правильного звукопроизношения. 5. Развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа. 6. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. 7. Развитие навыков чтения и письма. фронтальные занятия; подгрупповые занятия; индивидуальные занятия; интегрированные занятия; экскурсии; инсценировки и драматизации; конкурсы и тематические викторины; совместная и свободная деятельностьдетей.   Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, дидактические игры, упражнения, пословицы, поговорки, загадки, считалки, чистоговорки, логопедическое лото, предметно-сюжетные картинки, графические диктанты, подвижные игры. Игры-соревнования, Художественная литература.

Педагога- психолога

Диагностическая программа Направления КРР Форма Содержание
Психол.качества Методики
Понятийное интуитивное мышление «Интуитивный речевой анализ-синтез» «Интуитивный визуальный анализ-синтез» Понятийное интуитивное мышление Инд. Подгр. Игры и упражнения направленные на распределение предметов по группам по основному и дополнительному признаку- «Назови предметы одним словом», «Четвертый лишний», «Найди пару». Игры и упражнения на мысленное установление сходства и различия, умение делать выводы – «Сравни картинки», «Дорисуй, чтобы все предметы стали одинаковыми», «Кто что ест», «Аналогии». Игры и упражнения на установление связей между предметами и явлениями – логические квадраты, схемы, лабиринты, систематизация. Игры и упражнения направленные на умение воспринимать и анализировать пространственные связи между предметами – лабиринты, пазлы, конструкторы, геометрическая мозаика.
Понятийное логическое мышление «Речевые аналогии» «Визуальные аналогии» Понятийное логическое мышление Инд. Подгр
Понятийное речевое мышление «Интуитивный речевой анализ-синтез» «Речевые классификации» «Речевые аналогии» Понятийное речевое мышление Инд. Подгр
Понятийное образное мышление «Интуитивный визуальный анализ-синтез» «Визуальные классификации» «Визуальные аналогии» Понятийное образное мышление Инд. Подгр
Визуальное мышление Тест Равена Визуальное мышление   Инд. Подгр
Абстрактное мышление «Абстрактное мышление» Абстрактное мышление Инд. Подгр
Скорость переработки информации. Внимательность Тест Тулуз- Пьерона Внимание   Игры и упражнения направленные на развитие концентрации и устойчивости внимания – лабиринты, переплетенные линии, корректурная проба, таблицы Шульте. Игры и упражнения на развитие распределения внимания – «Шифровальщик», «Расставь знаки», «Найди такой же фрагмент», аппликации, пазлы, Тангран. Игры и упражнения на увеличение объема внимания – рисование по памяти, рисование по представлению, «Мешок», «Что изменилось». Игры и упражнения на развитие переключение внимания – «Кольца», «Найди и вычеркни», «Слушай и хлопай»,цифровые таблицы.
Кратковременная зрительная и слуховая память «Кратковременная зрительная память»   Кратковременная зрительная и слуховая память Инд. Подгр Игры и упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов- рисование по представлению, ассоциации, описание предмета без называния. Игры и упражнения для развития зрительной памяти- «Запомни и нарисуй»,аппликации, выкладывание узоров из палочек или геометрических фигур,«Что изменилось», «Разложи по памяти». Использование игр и упражнений для развития слуховой памяти – «Эхо», «Ассоциации», «Выполни действия»,заучивание стихотворений, перессказ текста. Игры и упражнения для развития двигательной, тактильной и эмоциональной памяти- «Пиктограммы»,подвижные игры и танцевальные движения, пластические этюды.
Речевое развитие «Речевые антонимы» «Речевые классификации» «Произвольное владение речью (исправление, восстановление, завершение предложений)»   Речевое развитие Инд. Подгр   Упражнения для слухового восприятия и обогощение речевого опыта. Чтение . Игры на установление связей и отношений с использованием речевых высказываний. Методичное подробное проговаривание всего, что делают, объяснение. Придумывание вопросов и ответов на них. Упражнения для развития вербального мышления. Игры для развития произвольной логической памяти. Прямая работа с памятью, посредством заучивания стихов, слов, фраз пользы не приносит. Рас­ширение общей осведомленности Разъяснении значений слов, обучении правильному их употреблению и грамотному построению предложений
Зрительно- моторная координация.       Игры и упражнения направленные на развитие сенсорных эталонов – «Найди квадрат», «Залатай коврик», «Дорисуй бусы», «Найди пару». Игры и упражнения направленные на развитие целостности восприятия- «Дорисуй недостающую деталь», «На что это похоже», «Какие фигуры спрятались». Игры и упражнения направленные на установление связей между пространством, временем, количеством – «Времена года», графический диктант, составление узоров и фигур, составление бус, поделки из бумаги, сериационные ряды и последовательные картинки. Использование пальчиковой гимнастики. Работа с пластилином, аппликация, поделки из бумаги, изготовление бус . Использование мозаики, собирание пазлов, «Тангран». Использование прописей, шаблонов, раскрасок. Срисовывание, дорисовывание, обводка по контуру , штриховка.
Тревожность Тест Тэммл-Дорки-Амен Коррекция эмоционально- личностного развития Инд. Подгр Индивидуальная игровая терапия- подвижные, познавательные игры. Сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком. Психогимнастика. Арттерапия – работа с красками, пластилином, Релаксационные упражнения – нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.

Учителя- логопеда

Диагностическая программа Направление КРР Форма Содержание
1. Понимание речи и речевая коммуникация: «Найди отличие в словах», «Объясни действия», «Подбери слово», «Объясни». 2. Выявление состояния фонематического слуха: игра «Эхо», «Повтори», «Будь внимательным», «Угадай, сколько звуков». 3. Словарь: «Угадай, что это?», «Кто что делает?», «Подбери слово», «Скажи наоборот», «Подбери ряд слов». 4. Состояние слоговой структуры слова: «Повтори за мной». 5. Связная речь: «Расскажи сказку», «Перескажи», «Составь рассказ по картинке». 6. Выявление состояния грамматической стороны речи: «Прятки», «Посчитай», «Назови правильно», «Назови». 7. Звукопроизношение: «Назови правильно», «Повтори предложение». 8. Артикуляционный аппарат. 1. Развитие общей и мелкой моторики рук. 2. Развитие моторики речевого аппарата. 3. Развитие речевого дыхания. 4. Формирование правильного звукопроизношения. 5. Развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа. 6. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. 7. Развитие навыков чтения и письма. фронтальные занятия; подгрупповые занятия; индивидуальные занятия; интегрированные занятия; экскурсии; инсценировки и драматизации; конкурсы и тематические викторины; совместная и свободная деятельностьдетей.   Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, дидактические игры, упражнения, пословицы, поговорки, загадки, считалки, чистоговорки, логопедическое лото, предметно-сюжетные картинки, графические диктанты, подвижные игры. Игры-соревнования, Художественная литература.

Приложение 4

Рекомендации ПМПК

Актуальный уровень развития Задачи на период с октября по январь Содержание
Развитие зрительного восприятия Ответственный: воспитатель  
Испытывает трудности при зрительном, тактильном обследовании предметов. Затрудняется в определении оттенков и насыщенности цвета. Самостоятельно не выполняет составление картин по образцу, словесному описанию, схеме. Отличает геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объёмные фигуры (шар, конус, куб, призма) по наводящим вопросам педагога. Не умеет выполнять зрительный анализ формы и величины предметов, выделять величину реальных предметов. Не может словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах. Инструкцию выполнения удерживает плохо. Низкий уровень осязательной чувствительности. Испытывает трудности при осязании геометрических форм. С помощью педагога дифференцирует левые и правые части собственного тела. Не определяет расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве. Ориентируется на плоскости альбомного листа, фланелеграфа (вверху, внизу, в середине, а левую, правую стороны самостоятельно не определяет). Знает, называет свои имя, фамилию, отчество не называет. Словесный портрет не составляет. Мышцы рук вялые. Узнаёт, называет пальцы рук. Выполняет поочерёдное сгибание и разгибание пальцев на левой и правой руке. Выполняет пробу «Кулак – ребро – ладонь», «Ушки зайчика», «Кольцо», «Коза», некоторые пальчиковые гимнастики в медленном темпе и по показу или вместе с педагогом. Пуговицы, молнии не застёгивает. Инструментами для рисования (кисточкой, карандашами, трафаретами), аппликации (ножницами) владеет слабо. Графический навык слабо сформирован: карандаш удерживает правой рукой, захват правильный. Выполняет штриховку горизонтальными, вертикальными, наклонными линиями. Навык копирования простых фигур по точкам отсутствует. Умение обводить рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги низкого уровня. Развивать: -целостность восприятия предметов, объектов при выделении основных признаков; -приёмы осязательного обследования геометрических форм, тел, натуральных предметов, игрушек; - мелкую моторку при выполнении пальчиковых гимнастик, проб; - зрительно – моторную координацию при лепке, работе с трафаретом, раскрашивании, рисовании, штриховке вертикальными, горизонтальными линиями; -пространственное восприятие при ориентировке на себе, от себя, на альбомном листе; - социально бытовую ориентировку в процессе прогулок, экскурсий по детскому саду, участкам, ближайшему микрорайону; при рассматривании картин, книг, фотоальбомов.   - Зрительные, пальчиковые гимнастики в соответствии с лексическими темами, с речевым сопровождением, игры с предметами в соответствии с требованиями лечебно – восстановительной работы. - Игры, упражнения по развитию, активизации и тренировке зрительных функций различения, фиксации, прослеживания, локализации. Дидактические игры и упражнения: - на развитие и закрепление умения анализировать основные признаки предметов - на отбирание и словесное обозначение величин реальных предметов, установление взаимосвязей между предметами по величине - на развитие умения располагать на фланелеграфе, столе, листе предметы и изображения по убывающей (возрастающей) величине, на развитие глазомера; - на развитие мелко й моторики: «Мозаика», конструирование, лепка, рисование по трафарету, по контуру, раскрашивание, составление целой картинки из частей, дорисовывание предметов; - на обучение предметно-практической деятельности; - игры с Монтессори материалом; -на развитие обследования предметов осязательно - на познание самого себя -на знакомство с помещениями детского сада. -застёгивание пуговиц, молний, складывание своих вещей на стул и т.д.; Пользование предметами быта в групповой комнате, кабинете.  
Психическое развитие Ответственный: педагог- психолог
Для ребенка характерно общее недоразвитие всех психических функций; ин­теллектуальная недостато­чность сочетается с на­рушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Понятийные формы мышления и речь плохо развиты, требуется постоянная помощь взрослого в овладении новым материалом, повторение и дробление информации и инструкций, дополнительное разъяснение и показ. Слабость логического мышления заклю­чается в низком уровне развития обобщения, сра­внения предметов и явле­ний окружающей действи­тельности по существен­ным признакам, в невоз­можности понимания пере­носного смысла пословиц и метафор. Самостоятельных выводов даже при хорошо зна­комых посылках не делает. Ребенок хочет участвова­ть в учебном процессе, но логику заданий не улавливает (поднимает руку, а отвечать не может). Со знакомыми людьми контактна, не агрессивна. 1. Развитие мыслительных операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение. 2. Развитие такие параметров высших психических функций, как объем восприятия, объем и прочность памяти, объем, распределение и переключаемость внимания. 3. Развитие понятийных форм мышления. 4. Пополнение и уточнение знаний и представления об окружающем мире людей, предметов и явлений через расширение объема активного и пассивного словаря.   Игры и упражнения направленные на распределение предметов по группам по основному и дополнительному признаку; на мысленное установление сходства и различия, умение делать выводы; на установление связей между предметами и явлениями; на умение воспринимать и анализировать пространственные связи между предметами. Игры и упражнения направленные на развитие концентрации и устойчивости внимания – лабиринты, переплетенные линии, корректурная проба, таблицы Шульте. Игры и упражнения на развитие распределения внимания . Игры и упражнения на увеличение объема внимания – рисование по памяти, рисование по представлению. Игры и упражнения на развитие переключение внимания . Игры и упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов- рисование по представлению, ассоциации, описание предмета без называния. Игры и упражнения для развития зрительной , слуховой , тактильной , двигательной памяти.
Речевое развитие Ответственный: учитель-логопед
Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Связная речь сформирована на низком уровне. Составление рассказа по картине и по серии картин недоступно. Пересказ затруднен. При составлении рассказа-описания перечисляет лишь отдельные признаки. Словарный запас ограничен, затрудняется в названии частей предметов. Грубо нарушен грамматический строй речи. Отмечается нарушения согласования различных частей речи. Навык словообразования в стадии формирования. Большое количество ошибок в воспроизведении слогового контура слов. Наиболее типично сокращение количество слогов. Звукопроизношение нарушено: свистящие заменяет на шипящие, шипящие – губно-зубные, Ч на Т, соноры Л на У, Р на Л’.     Развивать умение вслушиваться в обращенную речь. Учить выделят название предметов, действия, некоторых признаков. Формировать понимание обобщающего понимания слов. Активизировать речевую деятельность и развивать лексико-грамматические средства языка. Развивать самостоятельно фразовую речь. Учить различать речевые и неречевые звуки. Формировать правильное звукопроизношение: постановка и автоматизация шипящих звуков.   Развивать быстроту координации движения.   Формирование учебных навыков: а) направленность внимания на учителя-логопеда; б) понимание и выполнение инструкций; в) осуществление самоконтроля; г) коррекция поведения и игровой деятельности. Развитие лексической стороны речи: а) знакомство с основными словами; б) конкретизация знакомых и новых слов; в) формирование обобщающей функции слова. Развитие грамматически правильной речи (словесные, дидактические, наглядные игры). Развитие навыков связной грамматически правильной речи (умение отвечать на вопросы). Развитие внимания к звуковой стороне речи: выделение и определение звуков в окружающей действительности. Развитие подвижности артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика). Формирование правильного звукопроизношения: а) постановка свистящих звуков; б) автоматизация свистящих звуков.
Физическое развитие Ответственный: инструктор по физической культуре
Ходит прямо, не «шаркая» ногами, сохраняя заданное воспитателем направление; выполняет задания: остановиться, присесть, повернуться. При беге сохраняет равновесие. По ограниченной плоскости сохраняет равновесие. Ползает на четвереньках, лазает по гимнастической стенке произвольным способом. При прыжках отталкивается плохо на двух ногах. Умеет катить мяч в заданном направлении, бросает мяч двумя руками; ударяет мячом об пол. Метает предметы. Плохо отталкивается в прыжках на двух ногах. Учить выполнять упражнение на координацию ног: касаться носком одной ноги пятки другой: пяткой ноги касаться носка, но выставлять поочередно ноги вперед, в сторону, назад.   Учить энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах. Учить перекладывать мяч из одной руки в другую. Учить метать в корзину (со звуковыми ориентирами). Учить отталкиваться на двух ногах.   Ходьба с заданием на носках, руки вверх, высоко поднимая колени, руки в стороны.   Бег с подскоками, бег по ребристой дорожке.   Ползание на четвереньках с подлезанием под дуги. Ползание по гимнастической скамейке. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Метание набивного мешочка правой и левой рукой .
         

Подписи членов ПМПк:

Руководитель ОУ _________________________________________________________­­

Заместитель заведующего по ВМР ___________________________________________

Педагог- психолог_________________________________________________________

Воспитатель_______________________________________________________

Учитель- логопед ____________________________________________________________

Инструктор по физической культуре ____________________________________________

Дата_________

Приложение 5

План взаимодействия специалистов в процессе психолого- педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ

Этап Цель Содержание Участники
1.Этап сбора и анализа информации Сентябрь-октябрь Оценка контингента воспитанников для учёта особенностей развития , определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения. Информационно -аналитическая деятельность
1.Анализ рекомендаций ПМПК (по каждому воспитаннику). 2. Консультация врача- офтальмолога по особенностям работы с воспитанниками, исходя из диагноза нарушения зрения. 3. Консультация тифлопедагога по работе с детьми с нарушением зрения (зрительная нагрузка, требования к дидактическому материалу, зрительно- охранительный режим). 4.Комплексное обследование воспитанников специалистами. 5.проведение ПМПк. 6. Составление комплексной индивидуальной коррекционно- развивающей программы работы с воспитанником. 7. Составление комплексного плана оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи. Заведующий МБДОУ Заместитель заведующего по ВМР. Учитель- логопед. Педагог- психолог. Воспитатели. Инструктор по ФК. Музыкальный руководитель.
2.Этап планирования, организации, координации Октябрь- декабрь Организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. Организационно -исполнительская деятельность
Формирование коррекционных групп. Составление сетки коррекционных занятий специалистов. Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий с воспитанниками . Осуществление тематического подхода в планировании коррекционной работы. Выполнение всеми участниками коррекционного процесса единого зрительно- охранительного режима. Соблюдение индивидуально- дифференцированного подхода. Создание специальной предметно- развивающей среды.     Заместитель заведующего по ВМР. Учитель- логопед. Педагог- психолог. Воспитатели.  
Информационно- просветительная деятельность
Консультативно- информационная помощь педагогам в организации индивидуальных занятий с детьми. Консультативная деятельность с родителями (по плану и по запросу) Проведение клуба для родителей «Содружество»- ежеквартально Выпуск журнала для родителей «Территория детства»- ежемесячно. Анкетирование родителей и педагогов. Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе. Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов. День открытых дверей. Неделя психологии, логопедии, тифлопедагогики.   Заведующий МБДОУ Заместитель заведующего по ВМР. Учитель- логопед. Педагог- психолог.  
Методическая деятельность
Взаимоконсультации Взаимопосещения занятий- групповых; индивидуальных; интегрированных Инновации в дошкольном специальном образовании (педагогическая гостиная) Работа в творческой группе. Учитель- логопед. Педагог- психолог.  
3.Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды Январь, май Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка. Контрольно -диагностическая деятельность
Мониториг эффективности корр работы. Коллегиальное заключение по оценке динамики развития воспитанников. Заключение поитогам коррекционной работы ( диагностика, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности, работа проблемных и творческих групп). Заведующий МБДОУ Заместитель заведующего по ВМР. Учитель- логопед. Педагог- психолог. Воспитатели. Инструктор по ФК. Музыкальный руководитель
4.Этап регуляции и корректировки Февраль- апрель Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы Регулятивно-корректировочная деятельность  
Внесение поправок и дополнений в программы и план. Формирование коррекционных групп. Составление сетки коррекционных занятий специалистов. Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий с воспитанниками . Осуществление тематического подхода в планировании коррекционной работы. Выполнение всеми участниками коррекционного процесса единого зрительно- охранительного режима. Соблюдение индивидуально- дифференцированного подхода. Создание специальной предметно- развивающей среды. Учитель- логопед. Педагог- психолог.  
Информационно- просветительная деятельность  
Консультативно- информационная помощь педагогам в организации индивидуальных занятий с детьми. Консультативная деятельность с родителями (по плану и по запросу) Проведение клуба для родителей «Содружество»- ежеквартально Выпуск журнала для родителей «Территория детства»- ежемесячно. Анкетирование родителей и педагогов. Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе. Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов. День открытых дверей. Неделя психологии, логопедии, тифлопедагогики. Учитель- логопед. Педагог- психолог.  
Методическая деятельность  
Взаимоконсультации Взаимопосещения занятий- групповых; индивидуальных; интегрированных Инновации в дошкольном специальном образовании (педагогическая гостиная) Работа в творческой группе. Учитель- логопед. Педагог- психолог.  
           

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………3

1.1. Актуальность;

1.2. Цель, задачи;

1.2. Ожидаемый результат;

1.4. Принципы реализации.

Глава 2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ……………………………….6

Глава 3.НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………7

3.1. Диагностическое направление;

3.2. Коррекционное направление;

3.3. Консультативное направление;

3.4. Информационно- просветительское;

3.5. Оздоровительно- профилактическое.

Глава 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ……………………………………………13

Глава 5. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ … 14

4.1. Психолого- педагогическое обеспечение;

4.2. Программно- методическое обеспечение;

4.3. Кадровое обеспечение;

4.4. Материально- техническое обеспечение;

4.5. Информационное обеспечение.

Глава 6. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ….16

Список используемой литературы……………………………………………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………18

Приложение 1

Описание особенностей в развитии детей с нарушением зрения.

Приложение 2

Создание специальных условий

Приложение 3

Диагностическая программа специалистов.

Приложение 4

Модель индивидуальной программы коррекции и развития воспитанника.

Приложение 5

План взаимодействия специалистов

Наши рекомендации