М. Дойч: зависимость от контекста
В рамках ситуационного подхода межличностные конфликты рассматриваются в контексте общей системы взаимодействия. Понятие межличностных, или интерперсональных, отношений описывает широкий диапазон форм человеческого взаимодействия, отличающихся содержанием, направленностью, интенсивностью и глубиной контактов и т. д.
Дойч: предлагает различать следующие фундаментальные измерения интерперсональных отношений (Deutsch, 1985):
1. Кооперация — конкуренция (cooperation — competition). Такие отношения, как «близкие друзья» или «коллеги», относятся к кооперативному полюсу измерения, такие как «политические оппоненты», «личные враги» или «разводящаяся пара» — к конкурентному.
2. Распределение власти (равное или неравное). Также обозначается как «доминантность — подчиненность», «автономия — контроль» и т. д. «Бизнес-партнеры», «близкие друзья» или «бизнес-соперники» находятся на равном полюсе, «хозяин — слуга», «родитель — ребенок», «учитель — ученик» — на неравном.
3. Ориентация на задачу — социально-эмоционалная ориентация. «Близкие друзья», «муж и жена» — социально ориентированы, «интервьюер и поступающий на работу», «бизнес-соперники» — ориентированы на задачу.
4. Формальный — неформальный характер отношений. Дойч отмечает, что в неформальных отношениях определение действий, времени и перемещений остается за их участниками, тогда как в формально регулируемых отношениях взаимодействие участников детерминируется главным образом социальными нормами и правилами. Отношения внутри организации имеют тенденцию быть более формальными, а в клубе — неформальными, отношения между равными чаще имеют неформальный характер, чем отношения между неравными.
5. Интенсивность и значимость. Этот параметр отражает глубинный или поверхностный характер отношений и связан со степенью взаимозависимости их участников. Отношения в парах «кузины», «продавец и покупатель» имеют поверхностный характер, в парах «ребенок и родитель» и «психотерапевт и пациент» — интенсивный.
Соответственно этим измерениям Дойч выделяет шестнадцать типов социальных отношений (табл. 3-2).
Среди этих типов восемь характеризуют конкурентное взаимодействие, в рамках которого могут складываться весьма разнообразные отношения. Это личные враги и разводящаяся супружеская пара, противники в игре и соперники в бизнесе, хулиган и его жертва, квалифицированный сотрудник/руководитель и начинающий работник, представители власти и мятежников, охранники и заключенные. Их взаимодействие может принимать разные формы. Дойч обозначает конкурентные отношения равных участников, находящихся в неформальных отношениях, с социально-эмоциональной ориентацией как «антагонистические», неравных — как «садомазохистские». Конкурентные неформальные отношения равных участников с социально-эмоциональной ориентацией обозначаются как «соперничество», аналогичные отношения неравных участников — как «доминирование». Те же отношения равных участников с ориентацией на задачу Дойч называет «конкуренцией», неравных — «борьбой за власть». Наконец,, конкурентные формальные отношения равных участников с той же ориентацией на задачу определяются как «регулируемая конкуренция», отношения неравных участников — как «регулируемая борьба за власть».
Таблица 3.2
Шестнадцать типов социальных отношений
Социально эмоциональные | Ориентированные на задачу | ||||
Кооперативные | Равные | Неформальные | Формальные | Неформальные | Формальные |
А) «интимные» | А) товарищи | А) решение проблем | А) «организованная кооперация» | ||
Б) (влюбленные) | Б) (члены клуба) | Б) (коллеги) | Б) (члены рабочей команды) | ||
В) ухаживание | В) социальная вечеринка | В) собрание персонала | В) совместная работа над решением проблемы с разделением ответственности | ||
Неравные | |||||
А) «забота» | А) «защита» | А) «образовательные» | А) «иерархическая организация» | ||
Б) (мать-ребенок) | Б) (полицейский-ребенок) | Б) (профессор-выпускник университета) | Б) (начальник-работник) | ||
В) нянчить | В) помогать | В) совместная неформальная работа над исследовательским проектом под руководством профессора | В) начальник дает работнику конкретное задание | ||
Конкурентные | Равные | ||||
А) «антагонистические» | А) «соперничающие» | А) «конкуренция» | А) «регулируемая конкуренция» | ||
Б) (личные враги) | Б) (разводящаяся пара) | Б) (противники в неформальной игре) | Б) (бизнес — конкуренты) | ||
В) борьба | В) соперничество за внимание ребенка | В) попытки выиграть очко у другого | В) торги за контракт против друг друга | ||
Неравные | |||||
А) «садомазохистские» | А) «доминирование» | А) «борьба за власть» | А) «регулируемая борьба за власть» | ||
Б) (хулиган — жертва) | Б) (эксперт — новичок) | Б) (власть — мятежники) | Б) (охрана — заключенные) | ||
В) мучение | В) запугивание | В) партизанская война | В) приказание заключенным идти в ногу |
Каждый тип социальных отношений (А) обозначен названием, (Б) иллюстрируется в терминах людей, которые могут находится в таких отношениях и (В) иллюстрируется типом активности, которая может иметь место в таких отношениях.
То, что Дойч не использует термин «конфликт», вовсе не означает, что для него эти отношения не являются конфликтными. Для многих рассуждений Дойча характерно фактическое отождествление конфликта с конкуренцией. Большинство его работ посвящено сравнению типов взаимодействия, развивающихся в рамках кооперативного или конкурентного контекста, межгрупповых и внутригрупповых отношений.