Определение понятия конфликта

К наиболее значительной из ряда нерешенных проблем можно, на наш взгляд, от­нести трудности, связанные с определением понятия конфликта и его соотнесением с другими, близкими ему понятиями и явлениями психической жизни человека.

Мы уже обращались к вопросу о трудностях определения и самого понятия кон­фликта, и рамок его проблемного поля. Проведенный анализ понимания конфликта и природы этого явления в различных направлениях классической психологии обо­гатил наше представление о психологических конфликтах, но не снял проблемы определения понятия, более того, даже усложнил ее.

Авторы обобщающего издания по проблемам конструктивного управления кон­фликтами (Constructive Conflict Management..., 1994) вынуждены начинать с во­проса об определении. Они отмечают, что существующие определения конфликта делают акцент либо на несовместимости действий (что, как мы видели, свойствен­но ситуационному подходу), либо на воспринимаемом различии интересов или убеждений (что характерно для когнитивистов). Определение конфликта, по их мнению, с которым трудно не согласиться, должно включать в себя и поведенчес­кие, и когнитивные, и аффективные компоненты как присутствующие в любом кон­фликте и значимые для него.

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов в своем обзоре работ по конфликтологической проблематике попытались сопоставить различные определения конфликта в отече­ственной психологии, решая ту же задачу, которую в свое время ставили перед со­бой западные социологи по отношению к социальным конфликтам. Так же, как Макк и Снайдер, они приходят к выводу об отсутствии сложившегося общепризнанного понимания конфликтов.

Авторы проанализировали 52 определения конфликтов, принадлежащих отече­ственным психологам. Определения внутриличностного конфликта опираются на два ключевых понятия: в одних определениях конфликт трактуется как противоре­чие между различными сторонами личности, в других — как столкновение, борьба личностных тенденций. Обобщение определений межличностного конфликта по­зволило выделить следующие его основные свойства: наличие противоречия между интересами, ценностями, целями, мотивами как основа конфликта; противодей­ствие субъектов конфликта; стремление любыми способами нанести максималь­ный ущерб оппоненту, его интересам; негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу (Анцупов, Шипилов, 1992). Анализ большинства конкретных опреде­лений демонстрирует либо их уязвимость, либо узость, не удовлетворяющую суще­ствующим разновидностям психологических конфликтов (по меньшей мере, двум его основным разновидностям — внутриличностной и межличностной). А «Психо­терапевтическая энциклопедия» (1998) вообще не включает в круг определяемых понятий такие, как «конфликт», «кризис» или, например, «проблема», столь широ­ко используемые в практической работе.

Обратимся к предпринятому нами во введении предварительному выделению ряда признаков, которые на основании различных источников были обозначены как ин­вариантные, т. е. обязательно встречающиеся в различных трактовках конфликта.

Напомним, что к ним были отнесены биполярность как противостояние двух на­чал; активность, направленная на преодоление противоречия; наличие субъекта

или субъектов как носителей конфликта. Рассмотрим, удовлетворяют ли эти при­знаки психологическому пониманию конфликтов с учетом представлений разных психологических направлений.

Биполярностькак наличие и противостояние двух начал обязательно присут­ствует в любом психологическом конфликте. Идет ли речь о внутриличностном конфликте, межличностном или о межгрупповом — в любом случае в конфликте присутствуют две инстанции, противостоящие друг другу.

Активность, направленная на преодоление противоречия, также характерна для любого конфликта и в разных обозначениях присутствует, видимо, во всех оп­ределениях конфликта (что неудивительно: вспомним, что по самому своему проис­хождению слово «конфликт» — это столкновение). Эта активность называется «столкновением», «несовместимостью», «противодействием» и т. д.

Именно эта характеристика конфликтов была в свое время предметом споров между конфликтологами, которые не могли решить, является ли этот признак обя­зательным или уже наличие негативных чувств можно считать конфликтом. Л. Козер возражал против отождествления конфликта с враждебными установками: «Раз­личие между конфликтом и враждебными чувствами является существенным. Кон­фликт в отличие от враждебных установок или чувств всегда имеет место во взаи­модействии между двумя или более людьми. Враждебные аттитюды являются предиспозициями к возникновению конфликтного поведения; конфликт, в противопо­ложность, всегда есть взаимодействие» (Coser, 1986, с. 37). В настоящее время, по мнению Г. М. Андреевой, дискуссионный вопрос о том, «есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленности противоречия в со­знании) или это обязательно наличие конфликтных действий», можно считать ре­шенным в пользу того, что «оба вызванные компонента есть обязательные призна­ки конфликта» (Андреева, 1994, с. 93).

Действительно, противоречия между людьми, возникшие между ними разногла­сия, сколь бы значимы они ни были, не обязательно будут принимать форму конф­ликта. Когда же ситуация начинает развиваться как конфликтная? Если человек, воспринимая сложившуюся ситуацию как неприемлемую для него, начинает что-то предпринимать для ее изменения — объясняет свою точку зрения партнеру, пыта­ясь переубедить его, идет жаловаться на него кому-то, демонстрирует свое недо­вольство и т. д. Все это рассчитано на ответную реакцию партнера и направлено на изменение ситуации. Является ли этот признак — активность, направленная на преодоление противоречия, — обязательным для конфликтов, развивающихся не в межличностных ситуациях, но во внутреннем мире человека, на внутриличностном уровне? Ранее мы отмечали, что сама по себе биполярность еще не означает столк­новения сторон. В каждом из нас живет множество противоречий — стремление к близости с другими людьми и стремление к автономности, обособлению своей ин­дивидуальности, в нас сосуществует высокое и низкое, доброе и злое и т. д. Тем не менее, это не означает, что мы постоянно находимся из-за этого в конфликте с са­мим собой. Однако когда по тем или иным причинам эти противоречия обостряют­ся, начинается «борьба», поиск, подчас мучительный, решения, способа преодоле­ния этого противоречия, выхода из него.

Носитель конфликта — субъект или субъекты.Еще один признак конфлик­та был первоначально обозначен нами как наличие субъекта или субъектов в каче­стве носителей конфликта. Его выделение определялось необходимостью ограни­чить предлагаемое нами понимание конфликта от его метафорического употребле­ния. Простейшая интерпретация этого признака означает, что конфликт — это «че­ловеческое» явление. Психологи не нуждаются в этом уточнении (исключение составляет приписывание свойств конфликта явлению борьбы в животном мире, что, на наш взгляд, глубоко ошибочно, ибо лишает феномен конфликта его ценнос­тно-нормативных характеристик, его «социальности»). Однако субъект — не про­сто человеческий индивид; эта характеристика делает акцент на его наделенности сознанием и волей (в традиционном философском и психологическом понимании), на его способности к активным и осознанным действиям.

Активность отмечалась нами выше как один из атрибутивных признаков конф­ликта. Она развивается как следствие осознания наличия противоречия и потреб­ности в его преодолении. Если человек не воспринимает существующее противоре­чие (в собственных стремлениях, в отношениях с другими людьми и т. д.) как про­блему, требующую решения, то психологически конфликта не существует. Сказан­ное, конечно, не означает необходимости адекватного осознания возникшей проблемы, но может переживаться в виде эмоционального дискомфорта, напряжения, тревож­ности, т. е. так или иначе, порождать потребность в ее преодолении. В равной мере, независимо от того, что можно было бы назвать «объективным взглядом», если че­ловек воспринимает как проблему что-то в своих отношениях с другими людьми или то, что происходит в его душе, он будет переживать это как проблему, требую­щую своего решения.

На первый взгляд, исключением является психоаналитическая трактовка конф­ликта как неосознаваемого человеком явления (напомним: патогенного, по Фрей­ду, и невротического, по Хорни). Однако речь идет о вытесненных из сознания про­блемах, следовательно, было бы точнее говорить о конфликтах, которые приобрели неосознанный характер в результате определенной внутренней работы, направлен­ной на их вытеснение и подавление, а их разрешение как раз и предполагает их осознание. (Мы вынуждены, несмотря на безусловную важность затронутой про­блемы, ограничиться здесь этим кратким обсуждением признака осознанности про­тиворечия. Впоследствии мы еще неоднократно будем возвращаться к этой пробле­ме, прежде всего в связи с темой возникновения конфликтов.)

Мы рассмотрели те признаки конфликта, которые первоначально были выделе­ны для характеристики данного явления и которые, по нашему мнению, вполне со­гласуются и с психологической феноменологией, и с представлениями, существую­щими в теоретической психологии. Не осталось ли за пределами нашего рассмотре­ния какого-то неотмеченного признака? Обращение к определениям конфликта другими авторами показывает, что предложенные нами атрибутивные признаки со­прягаются или во многом совпадают с представлениями специалистов или, во вся­ком случае, не противоречат им. Но есть одна характеристика конфликта, которая заслуживает особого обсуждения.

Речь идет о негативных действиях или негативных чувствах — характеристиках, нередко включаемых в определения конфликта. Рассмотрим в качестве примера два уже приводившихся определения. Одно из них — классическое и, возможно, наибо-

лее распространенное определение Л. Козера, широко используемое в литературе. Оно относится к социальному конфликту, но, как известно, в западной традиции по­нятие социального конфликта используется достаточно широко, в том числе и при­менительно к интерперсональным ситуациям. Итак, по Козеру, «социальный конф­ликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон явля­ются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущер­ба или устранение соперника» (Coser, (968, с. 232). В этом определении стороны выступают как противники, стремящиеся нейтрализовать друг друга. Но это в луч­шем случае, а в худшем — в определение конфликта прямо включаются агрессив­ные компоненты («нанесение ущерба или устранение соперника»). Второе опреде­ление принадлежит отечественным авторам Анцупову и Шипилову, выполнившим огромную аналитическую работу по уточнению понятийной схемы конфликта: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоре­чий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» (Анцупов, Шипилов, 1999, с. 8). Оставим в стороне претензии, которые можно было бы предъявить к данному определению, в частности напрашивающийся вопрос «что значит обыч­но?», аесли негативные эмоции переживаются лишь одной стороной?

Речь идет о принципиальном вопросе — включении в понятие конфликта в каче­стве его обязательного признака негативных действий (как у Козера) или негатив­ных чувств (как у Анцупова и Шипилова). Определение Козера было предложено им 30 лет назад в период становления конфликтологии; определение Анцупова и Шипилова — одно из последних. Напомним, что для ранней философско-социологической традиции, как и для психологической (психоанализа), было характерен акцент на деструктивных, разрушительных аспектах конфликта, что приводило к его общей негативной оценке. С психологической точки зрения, придерживаясь любого из этих определений, мы вынуждены были бы также рассматривать конф­ликт как явление отрицательное.

Несомненно, что конфликт сопровождается разнообразными переживаниями: можно испытывать чувство досады, переживать возникшие затруднения, чувство непонятности, несправедливости и т. д. Однако обязательно ли в нем присутствует враждебность по отношению к партнеру или желание нанести ему ущерб?

Авторы издания, посвященного конструктивному управлению конфликтами (Constructive Conflict Managment..., 1994) считают, что это понятие характеризуется более широким объемом, чем понятие агрессии, и что конфликт может протекать без агрессии. Последняя может быть способом воздействия участников конфликта друг на друга, может приводить к деструктивному его развитию, однако в современ­ной интерпретации конфликт может развиваться и без взаимной враждебности участников или их разрушительных действий. Это как раз и дает основания наде­яться на возможности конструктивного управления конфликтами.

В большинстве приведенных выше определений речь шла об интерперсональ­ных конфликтах. Если мы надеемся на возможность создания универсального опре­деления конфликта, отвечающего, по крайней мере, двум его основным психологи­ческим разновидностям — межличностному и внутриличностному конфликту, то оно должно содержать признаки, релевантные для конфликтов обоих видов. Вряд

ли правомерно среди разнообразных чувств, переживаемых человеком в ситуации экзистенциального или любого другого внутреннего конфликта, делать акцент на враждебности или агрессии по отношению к самому себе.

Таким образом, нам представляется, что включение в перечень признаков конф­ликта агрессии (в виде действий или враждебных чувств) приводит к сужению объема понятия и тем самым сводит общее понятие конфликта к одной из возмож­ных разновидностей.

Резюме

1. Представление о конфликте как интрапсихическом явлении развивалось психодинамическими подходами. Основная традиция в его интерпретации заложена Фрейдом.

2. Конфликт — это важнейший теоретический конструкт в психоаналитичес­кой концепции, ключ к пониманию психической жизни человека. Конфликту приписывается изначальный характер в силу противоречивости самой при­роды человека. Основное внимание в психоаналитических работах уделя­лось внутренним конфликтам неосознаваемого характера.

3. Конфликт, с точки зрения психоанализа, возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее собственного существования. Только в рамках этих законов и можно адекватно объяснить и описать интрапсихический феномен.

4. Интерперсональные конфликты в психоаналитической традиции также ин­терпретируются через внутриличностные особенности человека. Стойкая тенденция к межличностным осложнениям является следствием искажений в базисных аттитюдах человека, возникающих под влиянием неблагоприят­ного опыта, приобретенного преимущественно в детстве.

5. Ситуационный подход в исследовании конфликтов был реализован, прежде всего, в бихевиористской традиции, сделавшей акцент на внешних детерми­нантах их возникновения.

6. Предметом изучения ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. В рамках ситуационных представлений конфликт есть форма реакции на вне­шнюю ситуацию.

7. Стойкая тенденция личности к конфликтному реагированию в поведенчес­ких подходах является следствием закрепления соответствующих моделей в поведенческом репертуаре.

8. Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации конфликта внес М. Дойч, в работах которого конфликт описывается как следствие объектив­ного столкновения интересов сторон. Результаты исследований Дойча легли в основу созданной им концепции кооперации—конкуренции.

9. С точки зрения когнитивных подходов конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения тех или иных параметров ситуации, кото­рое становится основой оценки ситуации как конфликтной и ключевым фак­тором объяснения феноменологии конфликтов

10. Традиция субъективного понимания ситуации и ситуационной детермина­ции поведения была заложена Левином, первым психологом, исследовавшим конфликты.

11. Когнитивные подходы описали когнитивное измерение конфликта, а также предложили его понимание как специфической когнитивной схемы, в соот­ветствии с чем конфликт — это не свойство ситуации, но скорее выводы, де­лаемые на ее основе.

12. Каждый из классических подходов психологической науки инициировал по­иск феноменологии, соответствующей его теоретическим представлениям, и внес свой вклад в понимание и описание эмоционального, поведенческого и
когнитивного измерения конфликта.

13. Современные тенденции в подходе к конфликтам проявляются в преимуще­ственной ориентации на практическую работу и увеличении количества практических разработок и соответствующем снижении числа теоретичес­ких исследований.

14.Общепризнанным становится не просто принятие конфликтов в качестве ес­тественной формы психической жизни людей, будь то внутриличностные или межличностные конфликты, но и признание их важных функций в разви­тии личности и ее отношениях с другими людьми.

15.Нерешенными в психологии остаются проблемы с определением конфликта и объемом его понятия.

Глава 3

ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

В главе «Отдельные виды конфликтов» описываются внутриличностные, межличнос­тные, межгрупповые и внутригрупповые конфликты, их понимание в рамках различ­ных подходов, возможные классификации и принципиальная общность.

• Личностные конфликты

—В. С. Мерлин: описание психологических конфликтов

—мотивационные конфликты

—когнитивные конфликты

—ролевые конфликты

—внутриличностные противоречия и конфликты

• Межличностные конфликты

—психоаналитическая интерпретация

—позиция К. Левина: удовлетворение потребностей

—М. Дойч: зависимость от контекста

—конфликты в различных сферах взаимодействия

—попытки систематизации

• Межгрупповые конфликты

—мотивационные подходы

—ситуационный подход

—когнитивные подходы

—примеры исследований: соединение подходов

• Внутригрупповые конфликты

—Козер: позитивные функции внутригрупповых конфликтов

—Левин: «пространство свободного движения»

—Дойч: зависимость внутригрупповой ситуации от характера взаимосвя­зей между членами группы

—отечественные исследования: развитие групп

• Общность конфликтов разных видов

• Резюме

Предпринятый анализ различных определений конфликта позволил выделить основные инвариантные признаки конфликта, ограничивающие его понимание яв­лениями, для которых характерна биполярность как противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, которое воспринимается субъектом (субъектами) конфликта как психологическая проблема, требующая своего разрешения.

Рассмотрение философско-социологической и психологической традиции изу­чения конфликтов подтвердило правомерность подобного описания, хотя возмож-

ность более строгого понимания затруднена разнообразием подходов, расширен­ным или метафорическим употреблением понятия конфликта, а также отсутствием традиции строгого определения понятий (прежде всего, в западной науке).

Однако в очерченные нами рамки проблемного поля конфликтов входит доста­точно широкий круг явлений, требующих систематизации. Наиболее распростра­ненное их основание — это различение видов конфликта с точки зрения «сторон» конфликтной ситуации, которыми могут быть группы, отдельные люди или личност­ные образования и тенденции человека. Это подтверждается и приводившимися в процессе конкретизации предмета изучения примерами классификации конфлик­тов, охватывающими подчас достаточно широкий круг явлений, изучение которых оказалось поделенным между различными областями научного знания.

Философско-социологическая традиция сохраняет за собой описание и исследо­вание социальных конфликтов. Социальный конфликт в традиции отечественных исследований рассматривается как обострение социальных противоречий, как столк­новение, в котором стороны представлены социальными общностями: этническими группами, классами, государственными образованиями и т. д.; таким образом, в со­держание понятия «социальный конфликт» включаются явления и процессы, раз­ворачивающиеся на уровне макроструктур. Типичным является следующее опреде­ление социального конфликта — «предельный случай обострения социальных про­тиворечий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей —классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т. п., обус­ловленном противоположностью или существенным различием их интересов, це­лей, тенденций развития» (Социологический словарь, 1991, с. 80). К социальным конфликтам относятся военные, этнические, экономические и политические кон­фликты. В западной науке понятие социального конфликта используется более ши­роко, и семейные ссоры или организационные противоречия тоже могут называть­ся социальными конфликтами.

Проблематика социальных конфликтов в отечественной науке относится к сфе­ре интересов социологии. Однако, как указывает Л. А. Петровская, «основанием для широкого поля социально-психологических исследований конфликта служит ...присутствие вторичных социально-психологических аспектов во всяком социаль­ном конфликте» (Петровская, 1975, с. 48). «Включенность» психологических ас­пектов в любую социальную проблему необходимо предполагает обращение для ее понимания к психологическим факторам и закономерностям взаимодействия лю­дей, выявляемым социальной психологией.

Отдельные области психологии, «поделив» между собой целостное пространство психической жизни человека, «поделили» между собой и человеческие конфликты. Психологические конфликты внутреннего мира человека, интрасубъектные конф­ликты, как и другие внутриличностные явления, традиционно относятся к обще­психологической проблематике, к описанию психологии личности. Интерсубъект­ные, интерперсональные конфликты — межличностные и межгрупповые — явля­ются предметом изучения социальной психологии. Это разделение конфликтов на отдельные виды хотя и является общепринятым в психологической науке, доста­точно условно и совершенно не означает наличия жестких границ между ними. После описания отдельных видов конфликтов мы вернемся к идее их общности.

Личностные конфликты

Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конф­ликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т. д.), представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями (Краткий психологический словарь, 1985, с. 152). Конфликты это­го вида в психологической литературе обозначаются как внутриличностные, лич­ностные, внутренние, интрасубъектные, интраперсональные, наконец, как просто психологические. Все указанные понятия используются как синонимичные.

Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

Наши рекомендации