Изменение отношения к конфликтам

Личность динамична, а не статична, её сти­хия — творчество, а не прозябание. Наша цель - новое, конструктивное перераспре­деление напряжений, а не абсолютная гар­мония. Полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей являет­ся превращение деструктивных конфликтов в конструктивные. Р. Мэй

Пожалуй, наиболее определенным образом об этом изменении заявила гумани­стическая психология, которая в отношении психологических конфликтов заняла принципиально иную позицию, чем психоанализ. Психоаналитическое понимание

природы человека предполагает, что на протяже­нии своей жизни человек постоянно стремится к ослаблению, уменьшению конфликта. Гуманис­тическая психология не рассматривает конфликт как неизбежность. В то же время, как пишет Р. Мэй, «предельная целостность человеческой личности не только невозможна, но и нежела­тельна... Личность динамична, а не статична, ее стихия — творчество, а не прозябание. Наша цель — новое, конструктивное перераспределе­ние напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устранение конфликтов при­ведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфлик­тов в конструктивные» (Мэй, 1994, с. 30).

Если для психоаналитиков противоречия души есть признак дезинтеграции, если не патологии личности, то для психологов гуманистического направления «внутрен­няя напряженность личности свидетельствует о непрерывной работе духовного нача­ла» (Мэй, 1994, с. 34), а «причиной личностных проблем является нарушение пра­вильного распределения напряжений во внутренней структуре личности (с. 40). Конфликт — это нормально, это то, что сопутствует как нашей внутренней жиз­ни, так и нашему взаимодействию с людьми. Переживание конфликтов — тяжелый и болезненный процесс, но это часть жизни человека. Мы не должны чувствовать себя виноватыми или несостоятельными неудачниками, если мы переживаем конф­ликты. Это может показаться довольно очевидным, однако многие проблемы в жиз­ни людей и их переживания возникают из-за непонимания или непринятия этой точки зрения.

Рассмотрим в качестве примера взаимоотношения детей и родителей. Развитие ребенка неизбежно сопряжено с возникновением в их взаимодействии противоре­чий. Оно связано с постепенным обретением большей взрослости и самостоятель­ности, в процессе чего ребенок делает шаги к автономизации, к более самостоя­тельному существованию. Когда ребенок первый раз отдергивает ногу, на которую мама натягивает ботинок, и говорит: «Я сам», он фактически говорит о том, что его уже не устраивают сложившиеся формы их взаимодействия и он хочет их изме­нить. Потом мама ведет ребенка в школу, он держится за ее руку, но в какой-то момент он начинает противиться этому, потому что он уже большой и ему неудоб­но, чтобы его мама вела за ручку, как маленького. Затем он станет подростком и будет спорить с родителями из-за того, почему вечером он должен являться домой в десять часов, когда другие мальчики гуляют допоздна, и т. д.

Таким образом, в отношениях детей и родителей постоянно возникают противо­речия между сложившимся на данный момент стилем их взаимодействия и потреб­ностями ребенка в его изменении. Эти противоречия неизбежны, более того, на­пример, в подростковом возрасте они часто рассматриваются не просто как неиз­бежный, но как обязательный или даже желательный компонент взросления ребен­ка. Такой точки зрения придерживаются профессиональные психологи.

Но что при этом чувствуют родители? Они сталкиваются с тем, что считают не­повиновением, упрямством, выходом ребенка из-под контроля, а зачастую и откро­венным бунтом, протестом, сопровождающимся характерной для подросткового возраста резкостью. Родители реагируют на это как на нечто совершенно неприем­лемое, как на то, чего быть не должно. Они воспринимают происходящее как угрозу родительскому авторитету, как прямую опасность для ребенка («Он вышел из-под контроля!») и, нередко, как собственную родительскую несостоятельность («Я не сумел его правильно воспитать», «Я виновата, я что-то недоглядела»). Такого рода чувства, переживаемые родителями, типичны и являются следствием непринятия того факта, что конфликтность — это неотъемлемая черта наших отношений.

Сказанное относится, конечно, не только к взаимодействию родителей и детей, но и к другим сферам наших отношений. Совместная жизнь людей постоянно созда­ет ситуации несовпадения интересов, обусловливает необходимость взаимных ус­тупок и компромиссов. Семейные отношения потенциально наделены высокой кон­фликтностью, однако, что подтверждено исследованиями, именно супружеские от­ношения потенциально содержат в себе возможность наибольшего эмоционально­го удовлетворения.

Таким образом, еще раз повторим, что конфликт — это совершенно нормальное явление. Люди должны перестать рассматривать конфликты как аномалию, нечто «неправильное», поскольку, полагая так, они будут требовать послушания от де­тей, повиновения от окружающих и подавлять конфликты в самих себе.

Наши рекомендации