Как сегодня понимаются конфликты

Основные изменения в парадигме исследования конфликтов, оказавшие влия­ние на отношение к конфликтам и практику работы с ними, могут быть сформулиро­ваны в нескольких простых тезисах:

1. Конфликт — это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нор­мального человеческого взаимодействия. Хотя конфликт, возможно, и не луч­шая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестать воспринимать его как какую-то патологию или аномалию. Конфликт — это нормально.

2. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. При опреде­ленных условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохране

нию жизнеспособности и устойчивости социального целого. Конфликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление и так же одно­значно оценивать. Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт — это необязательно плохо.

3. Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Про­дуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию» (Coddard, 1986, р. 8).

Конфликт à изменение à адаптация à выживание.Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнем относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они пре­дотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конф­ликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реак­ции.

Идеи о позитивных функциях конфликта нашли свое наиболее полное разви­тие в работе американского социолога Л. Козера. Сигнальная функция конф­ликта, о которой речь шла выше, не единственный пример его позитивных возможностей. Даже само конфликтное взаимодействие может быть полез­ным для его участников. Как пишет Козер, «социально контролируемый кон­фликт "разряжает атмосферу" между его участниками и делает возможным возобновление их отношений» (Coser, 1968, р. 42); «обеспечивая свободный выход чувствам вражды, конфликты служат поддержанию взаимоотношений» (р. 47-48).

В китайском языке иероглиф «кризис», «конфликте образован сочетанием двух иероглифов. Один из них означает «риске, «опасность», а другой — «благоприятная возможность». В конфликте, бесспорно, есть риск разруше­ния отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благо­приятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивно­го преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей. В кон­фликте потенциально заложено мощное конструктивное начало, а значит конфликт — это может быть хорошо.

4. Конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы или элиминированы, а конструктивные возможности усилены.

Это означает, что конфликт— это то, с чем можно работать.И в наше вре­мя работа с конфликтом осознается как общий социальный и личный интерес.

Резюме

1. Первоначальное описание конфликтной проблематики в философско-социологической традиции было связано с рассмотрением процессов борьбы в че­ловеческом обществе, нашедших наиболее полное выражение в школе социал-

дарвинизма. Конфликт отождествляется с борьбой, которая рассматривает­ся как форма (часто основная) социального взаимодействия.

2. Первоначальные представления социологов об относительно стабильной и интегрированной природе устройства общества выразились в функциональ­ной модели его описания. Тезис о функциональном единстве, т. е. гармони­ческом соответствии и внутренней согласованности различных частей соци­альной системы, приводил к трактовке конфликтов как патологии в функцио­нировании общества, как аномалии, которая должна быть исключена из жиз­ни общества.

3. В противовес «теории равновесия» была сформулирована «теория конфлик­та», основанная на идее постоянного изменения общества. Отсюда конфликт становится характеристикой любого общества. Ценностное предпочтение «модели порядка» сдерживало развитие и принятие «конфликтной модели».

4. Основания теории конфликта и последующего формирования социологии конфликта были заложены Марксом и Зиммелем, авторами систематических описаний процессов борьбы и конфликта в обществе. Работы Маркса иссле­довали диалектику развития общества и закономерного возникновения кон­фликтов. Зиммель сформулировал представление о позитивных функциях конфликта, заложив основы конфликтного функционализма.

5. Продолжением исследований Маркса и Зиммеля и концептуальной основой современной парадигмы конфликта стали работы Дарендорфа и Козера. В их трактовке конфликт приобретает более определенное описание, конкретную феноменологию; его существование в социальном пространстве встраивает­ся в более строгие рамки. Работы Дарендорфа и Козера стали непосредствен­ным основанием современной конфликтологии, осуществившей переход от теоретических описаний конфликта к практической работе с ним.

6. Теоретическое признание конфликта в качестве закономерной характерис­тики социальных систем позволило перейти к более глубоким его исследо­ваниям и решению задач управления конфликтными явлениями. В 50-60-е годы начинается оформление конфликтологии как особой междисциплинарной области, объединяющей теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтны­ми явлениями разного рода, возникающими в различных областях человечес­кого взаимодействия.

7. Современная конфликтология исходит из принципов признания конфликта в качестве закономерной и естественной характеристики социальных отно­шений, возможности протекания конфликтов в разнообразных, в том числе и конструктивных формах, утверждения принципиальной возможности управ­ления конфликтами.

8. Развитие теоретической мысли в отечественной науке было заторможено те­зисами советского обществоведения о бесконфликтном развитии общества. Ис­следования конфликтов ограничивались отдельными работами по решению практических задач, в основном, в области педагогики и оптимизации дея­тельности трудовых коллективов. Изменение ситуации в России привело к резкому возрастанию интереса к конфликтам, «взрыву» числа посвящен­ных им работ и фактическому оформлению отечественной конфликтологии.

Основное проблемное поле теоретических исследований и практического внимания отечественных конфликтологов определяется преимущественным изучением вооруженных, этнических, экономических и политических конф­ликтов.

9. Конфликтология на протяжении своего становления и развития постоянно обращалась к психологии в поисках возможностей понимания природы кон­фликтов и способов работы с ними. Одной из первых работ в области конф­ликтологии можно считать работу Левина «Разрешение социальных конф­ликтов» (1948). В своих работах классики конфликтологии постоянно апел­лировали к психологической феноменологии, например, к таким явлениям как враждебные чувства, мысли или установки. Современная западная конф­ликтология испытывает на себе все большее влияние психологии в силу при­знания как роли психологических факторов в возникновении и развитии со­циальных конфликтов, так и значительных возможностей использования пси­хологических методов для разрешения и ослабления конфликтов. Что же ка­сается отечественной конфликтологии, то она в настоящее время развивается скорее в рамках социологических подходов, недостаточно связанных с пси­хологией.

10. В свою очередь, и развитие социологических взглядов на природу конфликт­ных явлений, их место и роль в жизни общества оказало несомненное и зна­чительное влияние на теорию и практику работы с конфликтами в различных областях, в том числе и в психологии.

Глава 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ

КОНФЛИКТОВ

Данная глава посвящена тому, как понимается и описывается конфликт в различных направлениях классической психологии, как разные теоретические основания при­вели к выявлению разной феноменологии конфликта и каковы современные тенден­ции в изучении конфликтов.

• Конфликты человеческой души: интрапсихическая интерпретация

—3. Фрейд: конфликт как постоянный элемент душевной жизни человека

—К. Хорни: «Наши внутренние конфликты»

—интерпретация интерперсональных проблем

—Э. Эриксон: новый взгляд на конфликты

—признание и критика

• Ситуационные подходы: исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию

—конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию

—исследования М. Дойча: конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию

—М. Шериф: ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов

—общая оценка

Когнитивистские подходы: конфликт как когнитивный феномен

—Курт Левин

—теории баланса

—конфликт как когнитивная схема

—субъективная оценка ситуации как условие конфликта

• Разные феноменологии конфликта и разные объяснительные модели

• Современные тенденции в подходе к конфликтам: признанное и спорное

—доминирование практической ориентации

—изменение отношения к конфликтам

—позитивные функции конфликтов

—определение понятия конфликта

• Резюме

Психологическая традиция изучения конфликтов является наиболее богатой и развитой из всех научных дисциплин, интересующихся конфликтами. Об этом сви­детельствует как устойчивый и продолжительный интерес психологов к конфлик­там, так и разнообразие теоретических и практических работ на эту тему.

Конфликт как одно из значимых явлений психической жизни человека непо­средственно связан с проблемой психического благополучия — фундаментальной проблемой всей психологической науки, по-разному решаемой ее различными дис­циплинами. Например, социальная психология, будучи наукой о закономерностях

Социальная психология не могла возник­нуть как наука, пока отношения между ин­дивидом и обществом не стали проблема­тичными. Ю. Апспунд

общений людей, в той или иной форме решает фундаментальные вопросы об отношениях инди­вида и общества, о месте человека в мире, о поис­ках согласия и гармонии. Начиная с самых первых работ, в которых человек наделялся либо «соци­альными инстинктами», обеспечивающими стрем­ление к сотрудничеству и солидарности с другими людьми, либо напротив, «асоциальными», связанными с потребностью во власти и эгоистическими наклонностями, психологи занимались поиском основ согласия и вражды, сотрудничества и борьбы между людьми.

Исходя из этого, при рассмотрении основных подходов и эволюции идей в облас­ти изучения конфликтов было бы трудно ограничиться только работами, посвящен­ными именно проблеме конфликтов, поэтому в данном разделе мы обращаемся не столько к результатам конкретных исследований, сколько к тому, как ставится и ин­терпретируется проблема конфликтов различными психологическими течениями.

Значение явления конфликта в общей психологической феноменологии прояв­ляется в том, что каждая значительная психологическая система тем или иным об­разом определяла свое отношение к конфликтам. История развития психологичес­ких представлений о конфликтах фактически совпадает с историей самой психоло­гии, в ходе которой друг друга сменяли различные, подчас противоположные пред­ставления о природе человека, о его взаимоотношениях с окружающим миром.

Наши рекомендации